ТОП 10:

Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции. В результате дифференциации появляются границы.



Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным.

В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос - о власти.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов.

Идея закономерной эволюции общественной жизни

Процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.

Он считал, что государство не должно вмешиваться в дела индивидов, за исключением тех случаев, когда необ­ходимо осуществлять довольно пассивную функцию защиты граждан. Спенсер, в отличие от Конта, не выступал за социальные реформы; он хотел, чтобы социальная жизнь свободно развивалась без внешнего контроля.

Он придерживался эволюционного взгляда, что мир со временем становится лучше, поэтому его стоит оставить в покое; внешнее вмешательство может только ухудшить ситуацию. Он разделял взгляд, что социальные институты, как растения и животные, постепенно позитивно приспосабливаются к своему социальному окружению. Он также перенял дарвинистский подход, процесс есте­ственного отбора, «выживание наиболее приспособленного», происходит и в соци­альном мире. Таким образом, если отсутствует препят­ствие в виде внешнего вмешательства, люди, «сильнейшие», выживут и преуспе­ют, в то время как «слабейшие», в конце концов, вымрут. Другим различием было то, что Спенсер делал упор на личность, в то время как Конт фокусировался на бо­лее крупных единицах, таких как семья.

Две главные эволюци­онные позиции в творчестве Спенсера:

1) увеличению размера общества. Общество растет путем умножения числа индивидов и формирования групп. Увеличение размера общества вызывает появление более крупных и разнообразных соци­альных структур, а также рост дифференциации функций, которые они выполняют.

Развитие общества происходит путем объединения,т. е. с помощью все большего слияния групп. Таким образом, Спенсер говорит об эволюционном движении от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным обществам.

Спенсер также предлагает теорию эволюции от воинственных к индустриальным обществам. Ранние — воинственные — общества характеризуются тем, что их струк­тура определялась наступательными и оборонительными надобностями войны. Бу­дучи критически настроенным в отношении войны, Спенсер считал, что на раннем этапе ее функцией было объединение обществ (например, с помощью завоеваний) И создание более крупных человеческих совокупностей, необходимых для развития индустриального общества. Однако с появлением индустриального общества война теряет свой функциональный характер и служит препятствием для дальнейшей эволюции. Индустриальное общество основано на дружбе, альтруизме, узкой специализации, поощрении достижений, а не врожденных качеств, и добровольной кооперации высоко дисциплинированных индивидов. Такое общество объединяет­ся добровольными договорными отношениями и, что более важно, сильной общей моралью. Роль правительства ограничена и сведена лишь к тому, чем не следует заниматься гражданам. Очевидно, современные индустриальные общества носят менее воинственный характер, чем ранние общества. Хотя Спенсер видит общую эволюцию в сторону индустриальных обществ, в то же время он признает возмож­ность периодических возвратов к войне и более воинственным обществам.

Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неорганическая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается взаимодействие многих особей, скоординированная коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий.

Предмет социологии (по Спенсеру) – изучение эволюции в её наиболее сложной форме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объединение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизованной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и организованность (социальная организация).

11. Характеристика соціального організму через його функції.

Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты«социального организма» и выявлвял общие системные принципы, делающие егопохожим на биологические системы:

1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.):

Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций, выполняемых отдельными частями.

В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия социального и биологического организма:

В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры

Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию: интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

12. Передумови виникнення психологічного напрямку в соціології.

Среди основних предпосылок возникновения психологического направления в социологии отмечают в первую очередь кризис натурализма в социологии и развитие и становление психологи как науки.

Кризис натурализма в социологии.

У Конта и Спенсера говорится о общих законах функционирования общества, но крайне мало говорится о поведении людей. Такая позиция позволяет что-то понимать в развитии общества, но ничего не говорит о том, на чем основывается собственно жизнь общества и посредством чего реализуется развитие общества. Т.е одной из первой предпосылкой стала неудовлетворенность существующим объяснением бщества и его развития.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.004 с.)