Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С тем, что люди могут воспринимать такую культуру, которая не отвечает их жизненной сути, мешая жизни данной личности.

Поиск

Ядро современной культуры определяется влиянием двух основных факторов: денег и интеллекта, они интересуют разные элементы социокультурного космоса - от экономических укладов, до способов выражения эмоциональные ростояний.

Раскрывая сущность культуры, Г. Зиммель проводит пример дикой груши, которая приносит плоды. Но вот вмешиватся в этот процесс воля и интеллект человека, они воздействуют на этот процесс, «культивируют» дерево, которое начинает приносить съедобные плоды.

Можно, конечно, из древесного ствола сделать парусную мачту, и эта работа будет в рамках культуры, но эта работа не будет отвечать внутренней органике дерева.

По мнению Георга Зиммеля, культурная эволюция - возрастание ценностного содержания жизни, культура -уточненная, исполненная разума форма жизни, результат духовной и практической работы. Источник развития культуры - пульсация самой жизни, конфликт—путь обновления культур. Жизнь, дух образуют культуру путем саморефлексии. Неповторимость и современность идей Г. Зиммеля в том, что он органически связывает проблемы жизни и культуры. Культура позволяет совершенствоваться индивидам. Говоря о женской культуре, Зиммель выделяет такую ценность как верность.

К великим формообразующим категориям сущего Зиммель относит любовь. Он подчеркивает, что «любовь творят свои предмет как совершенно самородное образование, изменяется и тот, кто любит, и тот, кого любят... любовь формальная функция душевной жизни... трагизм жизни определяет трагизм любви...».

28. Робота Г. Зіммеля „Філософія грошей”.

В книге «Философия денег» анализируется несколько проблем - это проблемы ценности, обмена, денег и денежной культуры. Начинается ис­следование с анализа категории «ценность», которая с позиции методологии Зиммеля является центральной в социологической характеристике экономических явлений. Существует два отдель­ных, не сводимых друг к другу мира для человека, — это мир бытия и мир ценностей. Сознание человека дает возмож­ность существования ценностного порядка как независимого и дополняющего реальный мир. Ценностный мир становится возможным и получает развитие с момента вы­деления субъектом своего «я» и возникновения субъектно-объектных отношений. Сознание человека имеет способность мыс­лить о предметах как независимых от самого процесса мышления, поэтому если оценка – психологический процесс, то само оценивание независимо от мира реальности. Ценность – это суждение об объекте, внутренне присущее субъекту.

Экономическая ценность возникает тогда, когда есть набор объектов, и только один из них удовлетворяет потребность, т.е. объекты становяться диффиринцированными и одному из них приписывается особая значимость. Процесс придания экономической ценности имеет субъек­тивную, и объективную характеристики - с одной стороны - субъективное желание, потребность, импульс действий, с дру­гой - необходимость приложения усилия для удовлетворения потребности — препятствия, трудности, «цена» обладания объ­ектом. В этом смысле объекты, обладающие экономической ценностью, противостоят человеку как независимые силы, отде­ленные и не подчиняющиеся ему. Т.о., субъектив­ные желания, потребности объективируются в ценности.

Образование ценности, по Зиммелю, предполагает сравнение: как затрат (усилий) и результатов (выгод), так и самих объек­тов, взаимозаменяющих удовлетворение потребности, кроме то­го, сравниваются и сами разнообразные потребности между собой.

Обмен также является подтвержде­нием субъективной ценности - то, что ценно для одного чело­века, становится ценным и для другого. Кроме того, здесь са­ма форма оценивания приобретает объективную посредническую реальность — объекты как бы без участия людей взаимно вы­ражают ценность друг в друге. С социологической точки зрения экономика — это особая форма поведения и обще­ния, причем важно, что обмениваются не просто материальные объекты — товары, а ценности как субъективные позиции людей, считал Зиммель.

По Зиммелю, процесс обмена характеризуется так же, как и производство: и там, и здесь есть желание человека получить - продукт, удовлетворяющий его потребность, отдавая за него «цену» — либо другой товар в процессе обмена, либо жертвуя усилиями труда в процессе производства. Обмен является одной из самых первых и чистых форм че­ловеческой социализации, благодаря ему возникает общество вместо изолированных групп индивидов. Обмен приво­дит к необходимости количественного анализа в обществ-й жизни, но для реализации этой функции требовалось возник­новение денег.

Деньги коренным образом упро­стили обмен с экономической точки зрения: во-первых, введя меру всех товаров; во-вторых, сделав его двусторонним, - при натуральном обмене редко желания и имеющиеся в собствен­ности товары совпадали у сторон — деньги же стали вещью, всем необходимой, и обеспечили безостановочность обмена; в-третьих, деньги избавили от необходимости одну сторону про­верять качество товара (настоящие деньги в любом случае бы­ли «товаром» высшего качества). В социально-философском смысле, по Зиммелю, деньги являются самостоятельным персонифицированным отношением взаимозаменяемости и обмениваемости экономических объектов. Деньги заменяют любую ценность и являются конкретным об­разом всех вещей, с их помощью вещи получают значение друг в друге. Деньги — это самая чистая форма всеобщности, единичная вещь, назначение которой состоит в том, чтобы быть всеобщим воплощением и связывать все единичные вещи. Эта функция де­нег создает значимый порядок в обществе — определенный кос­мос, имеющий строгость, четкость, измеряемость, всеобщность. Все объекты экономической жизни входят в этот заранее уста­новленный порядок, возникает единый экономический мир

Постепенно формы денег изменяются, усиливается их сим­волический характер. На ранних стадиях наиболее ценные ве­щи (например, скот, соль, табак) выполнили функцию денег. Затем золото и серебро были компромиссом между конкрет­ностью и символическим характером денег, при этом возраста­ло социальное значение денег — золото уже не имело большой потребительной ценности, а имело значение для владельца лишь косвенно—через потребность в нем других людей. И лишь затем при высоком уровне общественной организации совсем не имевшие ценности объекты — бумажные деньги, ста­ли деньгами — мерилом ценности. Для этого требовалась третья сила, поддерживающая всеобщность обращения денег, — это го­сударство.

В современном обществе все больше операций осуществля­ется в безналичной форме без необходимости материальных образов денег. Так, состав материала денег все больше теряет значение, а социальный характер денег возрастает, деньги ста­новятся социальным институтом. Без этой символизации общество не могло бы существовать в условиях роста множественности и разнообразия соци­альной жизни, необходимо было концентрировать их в общепонимаемых символах. Поэтому развитие денег - элемент глубо­кого культурного изменения, новая форма культуры.

Другая социальная функция денег заключается в том, что деньги в развитом обществе явля­ются всеобщей формой средств достижения целей. Обычно деньги использ-я, как средства для получения других ценностей, но соврем-я эпоха превращает деньги не в средство, а в самоцель, они приобр-т абсолют­ную ценность.

Постепенно денежная культура все меньшее значение придаст вещам и людям, все больше - деньгам, сами вещи на­чинают цениться в зависимости не от их собственных свойств, а от их денежной стоимости, а люди — по величине их богатства, считал Зиммель.

Другая важная социальная функция денег связана с обес­печением личной свободы индивида. В условиях денежного хозяйства человек сталки­вается со многими людьми, но лично ни от кого он не зависит. Единст-я связь, которая соединяет теперь людей, - это де­нежный интерес.

Деньги совершенно иначе выполняют функцию собственнос­ти, считал Зиммель. Деньги от­деляют бытие от обладания, для обладания деньгами нет необ­ходимости в каких-либо особых характеристиках субъекта. Деньги сами представляют любой вид потенциальной собст­венности и делают обладание всеобщим. Деньги в целом отда­ляют человека от результатов экономической деятельности. Кроме того, сама, экономическая деятельность ста­новится.

Итак, по Зиммелю, посредством денег человек освобожда­ется от зависимости от вещей — он может все купить или про­дать от зависимости от личностей —он может менять хозяев или поставщиков; от зависимости от собственности - обладание деньгами никак не связывает его бытие. Деньги выступают ве­личайшим средством не только свободы, но и равенства — все равны в использовании денег, любой человек может обладать ими и распоряжаться по своему усмотрению. Но, получая эти преимущества, денежный мир постепенно захватывает в оборот и личные ценности человека, он сам становится объектом купли-продажи, опускаясь до уровня простого посредника денег. Заключая свое исследование, Зиммель указал на воздейст­вие денежной экономики на образ жизни в целом. Деньги ра­ционализируют существование человека — интеллект все больше господствует над эмоциями, Все-это вносит расчетли­вость и прогнозируемость в действия индивида.

Деньги делают существование человека бесхарактерным, считал Зиммель. Для всех су­ществует единственный интерес — денежный. Все уравнены и обезличены в использовании денег, деньги (как и интеллект или закон) абстрагируются от всякой индивидуальности, личность и ее характер для денег не имеют никакого значения..

Денежная экономика изменяет характер современной куль­туры. Возникает глубокий разрыв между объективной и субъ­ективной культурой — мир вещей, процессов и отношении во­круг человека становится все более разнообразным и сложным, но одновременно человек теряет способность воспринимать этот мир и понимать его, внешний мир культур становится отдель­ным, объективизированным для субъекта. Субъективная куль­тура индивида становится все беднее. Таким образом, современный человек становится срав­нительно более невежественным по отношению к объективной культуре, чем человек примитивный. И с ростом денежного хо­зяйства, приводящего к разделению труда, разрыв между объ­ективной и субъективной культурой возрастает.

29. Матеріалізм як теорія пізнання.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.009 с.)