Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Денежные расчёты и кредитные отношения предприятий

Поиск

1. Формы безналичных расчётов;

2. Расчёт платёжными требованиями;

3. Расчёт платёжными требованиями – поручениями;

4. Аккредитив;

5. Чек;

6. Банковские пластиковые карточки;

7. Вексельное обращение.

 

Формы безналичных расчётов

Общественное производство невозможно предоставить без денег. Производство товаров, выполнение работ, оказание услуг сопровождается движением денег. В результате этого деньги являются элементом воспроизводственного процесса. Они либо стимулируют экономический рост, либо дестабилизируют все экономические процессы, например, в условиях высокой инфляции.

Предприятие не может существовать без денег. Они ему нужны для осуществления эффективной деятельности:

· Закупок сырья, необходимого для производства;

· Выплаты заработной платы работникам;

· Уплаты налогов;

· Реорганизации производства и восстановления основных фондов;

· Проведения научных исследований и продвижения товаров на рынке и т.д.

Денежные средства предприятия находятся в непрерывном движении в наличной или безналичной формах в сфере обращения и платежа и участвуют в денежном обращении.

Предприятие получает деньги за поставляемый товар или услуги и постоянно осуществляет платежи (расчёты).

Что же такое расчёт? Современный финансово- кредитный словарь даёт следующее определение:

1.Уплата денежных средств по обязательствам в форме безналичных расчётов и наличными деньгами в соответствии с нормативными актами Центрального банка страны.

2.Документ, составленный на основе проведения вычислений с использованием определённых числовых данных.

Именно совокупность платежей (расчётов), которые производятся путём безналичных перечислений (перевода денежных средств со счёта на счёт или взаимных расчётов) и наличными деньгами составляют денежный оборот.

Денежный оборот опосредует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, т. е. кругооборот капитала или движение товаров, услуг, выполнение работ. В нём отражаются все расчёты между предприятиями, объединениями. Организациями. Учреждениями, а также между ними и государством: между предприятиями и их работниками, населением и государством, отдельными гражданами. Банк выступает посредником в этих отношениях, организуя сбор, сохранение, движение и возврат денежных средств (рис. 1).

В наличном обороте используются банкноты(банковские билеты) и монеты, он включает платежи, в основном связанные с доходами и расходами населения.

Преобладающим является безналичный денежный оборот, т. е. совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег в виде записей на соответствующих счетах клиентов в банках или на счетах банков в центральном банке для денежных единиц государства.

 

Денежный оборот

 

Наличный денежный оборот   Безналичный денежный оборот

 

Рис. 1 Отношения между участниками денежного оборота.

 

Основу системы безналичных расчётов составляют банковские счета предприятий (клиентов), а также расчётно-денежная документация. Счёт в банке открывается предприятию (клиенту) (в дальнейшем владельцу счёта) для:

· Хранение его денежных средств;

· Зачисление на этот счёт денежных средств, поступающих в пользу владельца;

· Перечисление денежных средств по указанию владельца счёта;

· Выдачи денежных средств владельцу счёта.

Владелец счёта представляет банку право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счёте, по усмотрению банка, получая от этого вознаграждение в виде процентов от суммы остатка. Размер процента регулируется законодательством Республики Беларусь или договором между клиентом и банком. Владелец счёта так же уплачивает банку вознаграждение за оказываемые банком услуги.

Виды счетов, открываемые в банке клиентом, предопределены их правовым статусами характером деятельности. Эти счета могут быть различные:

· Текущие (расчётные);

· Контокоррентные;

· Депозитные;

· Карт – счета;

· Ссудные;

· Валютные и т. д.

Текущие (расчетные) счета - открываются клиентами в банке и предназначены для выполнения следующих операций:

· Зачисления на имя владельца счёта денежных средств;

· Осуществление расчётов по основной деятельности владельца счёта;

· Выдачи наличных денежных средств;

· Иные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором текущего банковского счёта.

Контокоррентный счёт - это единый активно-пассивный счёт, который предоставляет собой сочетание текущего и ссудного счетов. На нём, как и на текущем счёте, отражаются все операции банка с клиентом, а также выдача и погашение кредитов. Договор контокоррента предусматривает как дебетовое, так и кредитовое сальдо по счёту.

Депозитный счёт открывается клиенту(предприятию) для хранения его свободных денежных средств в течение определённого срока под более высокий процент.

Карт – счёта открываются в банке клиентом (юридическими или физическими лицами) для отражения операций, осуществляемых ими с использованием банковских пластиковых карточек.

Ссудные счета открываются клиентом банка, которым предоставляется кредит. Виды ссудных счетов различаются в зависимости от методов кредитования (простой ссудный счёт, специальный ссудный счёт, контокоррент).

Валютные счета открываются клиентам для совершения валютных операций, т.е. операций, связанных с зачислением валюты на счёт и осуществления внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, для осуществления своей хозяйственной деятельности предприятие открывает счёт в любом из коммерческих банков, заключив соответствующий договор с банком. Для открытия счёта предприятие (клиент) обязан представить в банк ряд документов, предусмотренных «Правилами открытия банковских счетов клиентами в Республике Беларусь».

Банк не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами клиента, а также устанавливать какие- либо ограничения его прав по распоряжению денежными средствами. (Законодательством Республики Беларусь предусматриваются отдельные случаи, когда банк обязан в бесспорном порядке осуществить списание денежных средств со счёта клиента.) Для осуществления своих расчётов предприятие обязано представить в банк расчётные документы.

Расчётный документ - это соответствующим образом оформленный приказ клиента на получение наличных денежных средств в безналичном порядке для оплаты за товары, услуги, работы. Расчётные документы, используя банковскую систему, осуществляют своё движение не только между учреждениями банков, но, что более важно, между субъектами хозяйствования. Последовательное движение документов по всем стадиям, начиная от изготовления документа, представления его в банк, дальнейшего перемещения из банка в банк и к получению документа, вплоть до момента до завершения расчётной операции, и называется документооборотом.

Для осуществления денежных расчётов между дебитором (должником) и кредитором (получателем) могут использоваться различные формы платежа (Рис. 2)

Форма платежа

Наличный Налично-безналичный Безналичный
Дебитор– наличные деньги   Кредитор- наличные деньги Дебитор- наличные деньги   Кредитор- запись на счёт   Дебитор- списание со счёта   Кредитор- наличные деньги   Дебитор- списание со счёта   Кредитор- запись причитающейся суммы на счёт

 

ДОКУМЕНТЫ
Прямая передача денег   Перевод по почте или через банковскую сеть   Обмен наличными деньгами Платёжный документ   Платёжное распоряжение     Чек Платёжный документ   Перевод   Чек   Электронный платёж

 

Рис.2 Формы платежей.

 

Таким образом, при осуществлении своей деятельности предприятию приходиться использовать различные формы расчётов. Однако расчёты с помощью наличных денег ограничены и регламентируются «Правилами организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» (Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 25. 07. 2000. № 17.1).

Основной принцип реализации расчётов состоит в тои, что платежи осуществляются лишь при достаточном количестве средств на счёте плательщика.

При организации безналичных расчётов реализуются следующие принципы:

· Списание банком средств клиента осуществляется только по распоряжению владельца;

· Очерёдность платежей определяется владельцем счета в соответствии с действующим законодательством;

· Выбор форм расчётов и закрепление их в договорах между плательщиком и получателем делается владельцем счета самостоятельно;

· Расчетные документы исполняются банком только при наличии средств на счете клиента;

· Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств разрешаются сторонами в установленном законом порядке без участия банка;

· Предусматривается ответственность банков за нарушения при выполнении расчетных операций.

Банк имеет право отказать клиенту в проведении расчетной операции в следующих случаях:

· Отсутствие договора между банком и клиентом;

· Отсутствие данной формы расчетов в существующем договоре между банком и клиентом;

· Отсутствие данной формы расчетов в существующем договоре между банком и клиентом;

· Отсутствие у клиента нужной суммы для расчетов в валюте платежа, если клиенту не предоставляется кредит;

· В случае, если исполнение платежей инструкции является нарушением законодательства со стороны банка;

· Если счет клиента арестован уполномоченным органом;

· Если форма и содержание платежных документов не соответствует требованиям, установленным Национальным банком, либо у банка имеются обоснованные доводы того, что документы не являются подлинными.

В случае любого отказа владельцу счета исполнить его платежные инструкции банк обязан в течение следующего рабочего дня проинформировать об этом клиента, если иное не оговорено законодательством Республики Беларусь или договором о банковском обслуживании.

Форма расчета зависит от способа и места платежа, вида документов и характера документооборота.

Основными формами расчетов, принятыми в РБ при проведении безналичных расчетов, являются:

· Платежные поручения;

· Платежные требования;

· Аккредитивы;

· Чеки;

· Банковские пластиковые карточки.

В мировой практике также используются:

· Расчеты, основанные на защите взаимных требований;

· Расчеты векселями;

· Электронные расчеты.

В международных расчетах используются:

· Банковские переводы;

· Инкассо;

· Аккредитивы.

Расчеты между субъектами хозяйствования в РБ осуществляются посредством банковского перевода в соответствии с «Инструкцией о банковском переводе», утвержденной Постановлением правления Национального банка РБ от 29.03.2001, № 66.

В соответствии с инструкцией существует два вида переводов:

· Кредитовые;

· Дебетовые.

Кредитовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является плательщик и который осуществляется с помощью следующих расчетных документов:

· Платежного поручения;

· Иных документов, предусмотренных нормативно-правовыми актами Национального банка РБ.

Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является получатель денежных средств. Соответствующие платежные инструкции представлены в виде следующих расчетных документов:

· Платежное требование;

· Чек или иной документ, предусмотренный законодательством РБ.

Рассмотрим более подробно каждую из форм расчетов.

Расчет платежными поручениями.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщику о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя. Под исполнением платежного поручения понимается зачисление денежных средств на счет получателя.

Платежные поручения могут предоставляться:

· Для оплаты за полученные товары и услуги;

· Для расчетов по нетоварным операциям (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, целевые переводы из бюджета и др.);

· Для предварительной оплаты за товары и услуги, которые должны быть поставлены или оказаны в будущем в соответствии с заключенными договорами;

· Авансовые платежи.

Подробную информацию о заполнении платежного поручения и порядке реализации платежа, оформляемого платежным поручением, всегда можно получить в банке.

 

 

2.Расчет платежными требованиями.

Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Характерными особенностями при осуществлении расчетов платежными требованиями являются:

· Осуществление расчета только после поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

· Осуществление оплаты платежного требования с согласия плательщика;

· Инкассо – в основе расчетов.

При проведении инкассо - банковской операции банк по поручению своего клиента и на основании составленного им (получателем) платежного документа, получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.

Акцепт может быть предварительным и последующим. Рассмотрим сущность каждого из них.

Сущность предварительного акцепта состоит в следующем: после поступления в банк плательщика платежного требования банк информирует о нем покупателя товара, после чего в течении трех рабочих дней требование должно быть подтверждено покупателем. Если в течении установленного срока в банк не поступит от покупателя отказ от акцепта, то производится оплата платежного требования и перечисление денежных средств на счет поставщика.

При последующем акцепте платежное требование оплачивается банком в день его поступления. В случае нарушения поставщиком условий договора урегулирование спорных вопросов, возникающих в этом случае, осуществляется, минуя банк.

Форма расчетов определяется условиями договора между поставщиком и получателем товара.

 

Схема документооборота при расчете платежными требованиями представлена на рис. 3 и 4.

 
 

 


Рис. 3. Документооборот при расчёте платёжными требованиями с предварительным акцептом:

1 – подписание договора на поставку товара(оказание услуг);

2 – Отгрузка товара (оказание услуги) в соответствии с договором;

3 – предоставление платёжных документов на инкассо (платёжного требования документов, подтверждающих поставку товаров и подтверждающих данную форму расчёта);

4 – проверка и пересылка платёжного требования и сопровождающих документов исполняющим банком в банке эмитент;

5 – оприходование платёжного требования в банке покупателя и установление сроков акцепта;

6 – сообщение покупателю о поступлении платёжного требования и сроков акцепта;

7 – согласие покупателя на оплату или отказ от акцепта;

8 – оплата платёжного требования (при отсутствии отказа) или возврат требования в банк поставщика (в случае отказа);

9 – перевод платежа поставщику(или пересылка документов в случае отказа);

10 – зачисление денежных средств на счёт поставщика;

11 – информация поставщику о поступлении денежных средств (или информация об отказе акцепта).

 
 
 


 
 
Поставщик

Покупатель

 
 

Банк поставщика
 
8

Банк покупателя
 

 

Рис. 4 Документооборот при расчёте платёжными требованиями с последующим акцептом:

1 – подписание договора на поставку товара;

2 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ);

3 – предоставление платёжных документов на инкассо;

4 – проверка и пересылка платёжного требования в банк плательщика;

5 – списание платёжных средств или выдача кредита и оплата платёжного требования;

6 - сообщение покупателю о списании средств с его расчётного счёта (или выдача кредита);

7 – перевод платежа поставщику;

8 – зачисление денежных средств на счёт продавца;

9 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.

Форма расчётов платёжными требованиями между поставщиком и покупателем определяется договором на поставку товаров.

Необходимо отметить, что бланк требования имеет установленный образец и в банк плательщика оно доставляется банком поставщика.

 

3.Расчёт платёжными требованиями - поручениями .

Платёжное требование–поручение – расчётный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчётного, отгрузочных и других документов (предусмотренных договором), стоимость поставленного по договору товара; произвести платежи по другим операциям.

Требование–поручение выписываются получателем денежных средств на бланке установленного образца и вместе с сопровождающими документами направляются непосредственно плательщику.

Плательщик при согласии оплатить требование–поручение представляет его в обслуживающий банк.

Схематически соответствующий документооборот представлен на рис. 5.

 
 
 


 
 
Поставщик

 
Покупатель

 
Банк поставщика

 
Банк покупателя
 

 

Рис. 5. Документооборот при расчёте платёжными требованиями-поручениями:

1 – договор на поставку продукции;

2 – отгрузка продукции;

3 – предъявление акцептованных требований–поручений в обслуживающий банк для платежа;

4 – оплата платёжного требования –поручения;

5 – перевод платежа в банк поставщика;

6 – зачисление денежных средств на счёт поставщика;

7 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.

Правила проведения безналичных расчётов посредством платёжного требования – поручения устанавливаются Национальным банком.

 

4.Аккредитив .

В практике белорусских банков данная форма расчётов применяется достаточно редко, поэтому остановимся только на основных понятиях.

Аккредитив представляет собой соглашение между банком плательщика (банком-эмитентом) и плательщиком с приказодателем аккредитива, в силу которого банк–эмитент по поручению приказодателя предоставляет, в пользу получателя средств по аккредитиву (бенефициару), обязательство произвести платёж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов и выполнения других условий аккредитива.

Аккредитив по своей природе представляет сделку, обособленную от договора купли – продажи или иного договора, на котором он может быть основан, и банки ни в кой мере не связаны и не обязаны заниматься такими договорами, даже если в аккредитиве есть какая–либо ссылка на такой договор.

Аккредитив, является по своей сути обещанием банка выплатить бенефициару, представляет в установленный срок документы, указанные в аккредитиве. Таким образом, банк является посредником между получателем и продавцом, смягчающим столкновения их интересов (продавец хочет быть уверенным, что он своевременно и в нужной валюте получит оплату за поставленный товар; покупатель в свою очередь, не желает платить заранее за заказанный товар, и хочет быть уверен, что он своевременно получит нужный товар, в соответствии с подписанным договором).

Аккредитив может быть отзывным и безотзывным:

· Отзывной аккредитив может быть изменён или аннулирован в любой момент времени без предварительного уведомления бенефициара;

· Безотзывный аккредитив не может быть изменён или аннулирован без согласия банка – эмитента и бенефициара.

В заключение отметим, что аккредитивы являются документарными платежами и широко используются в международной практике.

Для реализации аккредитива существуют «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (УПДА).

 

Чек.

Чек – это письменное распоряжение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку привезти уплату указанной на чеке денежной суммы предъявителю чека (чекодержателю).

Чекодатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее платёж за товары или услуги посредством чека.

Чекодержатель – юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, являющееся получателем денежных средств по чеку. Плательщиком по чеку является только банк, где чекодатель имеет средства.

 

Получатель
Плательщик  
Схематически процесс расчетов с помощью чека представлен на рис.6.

1

 
 


4 2 3

 
 
Банк плательщика

 

 


Рис.6 Расчет с помощью чека:

1 – оформление и чека и его передача;

2 – предъявление чека в банк;

3 – выплата суммы по чеку;

4 – списание средств со счета плательщика.

В Республике Беларусь для оплаты приняты чеки из чековой книжки и расчетные чеки.

Чековая книжка выдается банком по заявлению клиента. Порядок выдачи чековых книжек устанавливается соответствующими инструкциями Национального банка.

Чек из чековой книжки применяется только для безналичных расчетов между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами.

Правом выставлять чек обладает все физические и юридические лица.

Расчет с помощью чека:

1- оформление чека и его передача;

2- - предъявление чека в банк;

3- Выплата суммы по чеку;

4- Списание средств со счета плательщика.

Чековая книжка выдается на срок до одного года и по истечению срока действия должна быть сдана в банк, выдавший её.

Расчетный чек- это именной расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке и предназначенный для безналичных расчетов физических лиц с юридическими, а также для получения физическим лицом наличных денежных средств.

В мировой практике имеют место и другие виды чеков и их хождение оговорено в международных соглашениях.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.147 (0.013 с.)