Тема: Основы налоговой системы РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основы налоговой системы РБ



 

В соответствии с налоговым кодексом РБ от 19 декабря 2002 года №166-3(в редакции от 13 ноября от 2008 года №449-3):налогом признается обязательным индивидуально безвозмездный платеж взимаемый с организацией и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащим им на основе права, собственности хоз.веденья или оперативного управления денежных средств в Республиканские или местные бюджеты.

Необходимость налогов вытекает из классических организаций, которые выполняют разнообразную деятельность требующих средств. Кроме налогов у государства по существу нет иных источников средств для финансирования своих нужд и пополнения гос. бюджета(можно взять кредит придется возвращать с уплатой в %)можно осуществить дополнительный выпуск денег7 в оборот ведет и инфляция. Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования. Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам. Третья группа проблем, которые необходимо разрешить при разработке проектов новых налоговых законов, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа. Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы. Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д. Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

 

 

Функции налогов:

· Фискальная- проявляется в бесперебойном обеспеченье государства финансовыми ресурсами необходимые для осуществления его деятельности (формирование государства) эта функция отражает формы принудительного решения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка. Для этой функции характерна свойства максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государства бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходами.

· Перераспределительная- обеспечивает процесс перераспределения ВВП. Одна его часть направляется на расширенное воспроизводство, факторов производства, а другая в бюджет государства,которая в последствии расходуется на содержание в первую очередь непроизводственной сферы(обороны страны, внешнеэкономической деятельности)

· Регулирующая- мониврирование налоговыми ставками, льготами, и штрафными изменениями условия налогообложения. Вводя один и отменяя другой развитие одних отраслей и производства в замедлении, развитие других производств способствует решению актуальных для общества проблем.

· Стимулирующая- с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует тех.процесс увеличение числа рабочих мест, капитальное вложение в расширение в производства, развитию благотворительной деятельности, социально-культурной и природоотраслевой сферы. Освобождается от налогов организация которые используют труд рабочих инвалидов,если численность в них составляет более 50% от средней численности за период.

 

Классификация налогов:

1. По способу изъятия и признаку перелагаемости:

· Прямые- взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика и плательщик который является владельцем имущества или дохода, т.е. юридические и физические плательщики совпадают.

А)реальные построенные без учета личности плательщика и уровня доходности. Фактически наличенные имуществом являются основанием для обложения (НДС)

Б) личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую приспособленность плательщика

· Косвенные- это налоги на товары и услуги устанавливаются в в виде надбавок к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления (НДС,АКЦИЗЫ)

2. В зависимости от органов управления в распоряжении которых поступают налоги:

· Республиканских- учет актов обязательные к уплате на всей территории страны и перечисляются в гос. бюджет НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы, подоходный налог, экономический налог, налог с пользователей, природных ресурсов, налог на имущество, земельный налог, дорожные налоги и сборы.

· Местные- устанавливаются нормативно- правовыми актами, местных Советов депутатов на соответствующей территории и поступают в местный бюджет, налог с розничных продаж, налог за услуги, налог на рекламу.

3. По источникам выплаты налога:

· Уплачиваемые из выручки после реализации продукции

· Выплачиваемые из прибыли

· Уплачиваемые из доходов физических лиц

4. По объектам налогообложения:

· Имущество

· Товар

· Работа

· Услуга

· Дивиденд

· Процент

5. По субъекту обложения:

· С физических лиц (подоходный налог)

· С юридических лиц (акцизы)

· С юридических и физических лиц (земельный налог)

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

 

Плательщики - это организации и физические лица на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать (налоги, сборы, пошлины)

 

Объект налогообложения - это обстоятельства с наличием которого законодательства связывает необходимость уплаты налога (получение дохода, владение землей)

 

Налоговая база- стеймасное или иное выражение величины объекта налога (выручка в рублях, площадь в гектарах)

 

Налоговый период - время за которое производится начисление налога или сбора и в течении которого плательщик имеет обязанность по их уплате.

 

Налоговая ставка- это величина налога с единицей налоговой базы (в % от выручки в рублях с гектара).

 

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов и пошлин устанавливаемых на территории государства и взимаемых с целью создания централизованного общественного фонда финансирования ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Принципы построения налоговой системы:

1. Всеобщие:

§ Принцип справедливости- утверждающий всеобщность налогообложения (все граждане обязаны платить налоги) и равномерность распределения налога между гражданами с размерами их доходами.

§ Принцип определенности – требующий чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику.

§ Принцип удобства- предполагает что налог должен взиматься в такое время, и таки способом который представляют собой наибольшие удобства для плательщика.

§ Принцип экономии- заключается в сокращении издержек, взиманием налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

2. Сложившееся со временем в развитых государствах:

· Принцип всеобщности- выражает единичный подход к налогам плательщикам независимо от источника дохода.

· Принцип однократности- налогообложения одного и того объекта за определенный период.

· Принцип стабильности налоговой системы

· Принцип оптимальности налоговых изъятий, обеспеченье государства налоговыми доходами при относительно не большом количестве налогов и справедливой тяжести налогообложения юридических и физических лиц.

Элементы налоговой системы:

1. налоговая законодательство

2. налоговая служба

3. субъекты налоговых отношений

4. объекты налогообложения

В настоящее время в республике практически создано систематизированная нормативно- мелодическая база налогообложения, позволяющая плательщикам найти ответы на любые возникающие вопросы при исполнение ими налоговых обязательств. С 1 января 2004 года вступила в силу общая часть налогового кодекса РБ, которая составляет основу налоговой системы страны, по мимо этого налоговое законодательство включает:

1. декреты и указы президента

2. постановления Правительства РБ

3. нормативно- правовые акты, республиканских органов гос. Управления, органов местного управления, само управления.

Налоговая служба- это совокупность специальных гос. Органов, которые в пределах своей компетенции проводят гос. Политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере.

Субъектами налогообложения в нашей стране является- как непосредственные плательщики налогов так и иные обязанные лица деятельность которых связана с процессом налогообложения.

Организация- плательщики налогов- юр.лица и международные организации, простые товарищества хоз. группы.

Физические лица – плательщики сборов – граждане РБ граждане либо подданные иностранное государство лица без гражданство(подленство)

Под термином объекты налогообложение понимаются товары, работы, услуги, имущественные права на интеллектуальную собственность основные средства.

Товаром признается любое имущество реализуемое или предназначенное для реализации.

Имущество бывает 2-х категорий:

· недвижимое (недвижимость)-это земельные участки, участки недр, обособленные вводные объекты все что прямо связано с землей(в том числе здание и сооружение)

Ставки налогов:

1. твердые- определяются в абсолютной сумме

2. прапорцианальные- налоги, ставки которых не изменены и не зависят от величины дохода или масштаба объекты налогообложения (налог на прибыль)

3. прогрессивная- налоги ставки которых повышаются по мере возрастания величины объекта налогообложения(простая прогрессивная на всю сумму налоговой базы, сложная по частям)

4. регрессивная- это налоги ставки которых уменьшаются по мере увеличения размеры, объекта налогообложения

Виды налоговых льгот:

· освобождение от уплаты налогов

· применение дополнительных налоговых вычетов уменьшающих налоговую базу либо сумму налога

· поощрение по сравнению с обычными налоговыми ставками.

Действующее льготы по налогообложению в нашей стране направлены на стимулирование обновления оборудования, внедрение новой технике и технологии, ресурсы сбережения, энерго- сбережение охрану окружающей среды, развитие экспорта, привлечение инвестиций, развитие благотворительной деятельности. Сроки и порядок уплаты налогов устанавливаются налоговым и таможенным законодательствам применительно каждому налогу пошлин. Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налогов подлежащих к уплате за налоговый период исходя из налоговой базы налоговой ставки, налоговых льгот.

 

 

Состав прав и обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

 

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

 

 

Контрольные вопросы:

· Дать определение налогом?

· Функции налогов?

· Классификация налогов?

· Принципы построения налоговой системы?

· Элементы налоговой системы?

· Ставки налогов?

· Виды налогов льгот?

· Основы налоговой системы?

· Сущность налогов?

· Плательщики налогов?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.044 с.)