Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое обеспечение регулирования экономической несостоятельности и банкротства в РБ.

Поиск

Государственное регулирование процессами экономической санации и банкротства предприятий осуществляется на основе нормативных актов. В Республике Беларусь в этой области действует Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)», дополняющий, уточняющий и конкретизирующий отдельные положения Закона.

Досудебная финансовая помощь может предоставляться в установленном порядке за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целе­вых бюджетных и государственных внебюджетных фондов, средств кредиторов.

Финансовая помощь предоставляется путем отсрочки выпол­нения обязательств, списания пени по просроченным платежам в бюджет, списания долгов бюджету и банкам, установления по­ниженных ставок налогов и процентов за пользование кредитом, получения должником кредитов и займов и др.

Если оказываемые меры не обеспечивают выход из кризисно­го финансового состояния, в силу вступают судебные процедуры банкротства. В Республике Беларусь действует Закон "Об эко­номической несостоятельности (банкротстве)", принятый Пала­той представителей 22.06.2000г. и одобренный Советом Респуб­лики 30.06.2000 г.

При рассмотрении хозяйственным судом дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры бан­кротства:

♦ защитный период;

♦ конкурсное производство;

♦ мировое соглашение;

♦ иные процедуры, предусмотренные законом.

В свою очередь конкурсное производство включает:

♦ санацию;

♦ ликвидационное производство.

Общий срок производства при проведении санации составля­ет двадцать два месяца, а при проведении ликвидационного про­изводства - шестнадцать месяцев. Хозяйственный суд вправе со­кратить или продлить этот срок.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйст­венный суд принимает один из следующих актов:

♦ решение о банкротстве с санацией;

♦ решение о банкротстве с ликвидацией должника;

♦ определение о прекращении производства по делу о бан­кротстве.

В процессе защитного периода проводится анализ финансо­вого состояния и платежеспособности должника в целях опреде­ления наличия оснований для возбуждения конкурсного произ­водства. Анализ проводится после установления временным (ан­тикризисным) управляющим достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расхо­дов на выплату вознаграждений управляющему.

При необходимости хозяйственный суд назначает экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника. В защитный период совершать сделки и исполнять платежные обязательства можно только с письменного согласия временного управляюще­го. В этот период предприятие-должник не вправе принимать решения о реорганизации предприятия, его ликвидации, созда­нии филиалов и представительств, создании организаций и вы­ходе из уже созданных, выплате дивидендов, эмиссии ценных бумаг, выкупе у акционеров ранее выпущенных акций, приобре­тении доли (пая) или его части в имуществе должника у его уча­стников и др.

Под санацией понимаются меры по финансовому оздоровле­нию и восстановлению платежеспособности предприятия. План санации утверждается собранием кредиторов.

В процессе санации могут приниматься следующие меры:

♦ ликвидация дебиторской задолженности;

♦ исполнение обязательств должника собственником имуще­ства должника - унитарного предприятия или третьим ли­цом (третьими лицами);

♦ предоставление должнику финансовой помощи из специа­лизированного фонда при органе государственного управ­ления по делам о банкротстве;

♦ перепрофилирование производства;

♦ закрытие нерентабельных производств;

♦ продажа части имущества должника;

♦ уступка требования должника;

♦ предоставление в установленном порядке дотаций, субси­дий, субвенций;

♦ продажа предприятия должника;

♦ применение иных способов.

Если неплатежеспособность имеет устойчивый характер, хо­зяйственный суд возбуждает конкурсное производство с после­дующей ликвидацией должника.

В период конкурсного производства право управления иму­ществом должника переходит к антикризисному управляющему. Наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств предприятия-должника, а также уплаты ранее от­сроченных обязательных платежей. В этот период прекращается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных эконо­мических и финансовых санкций по всем видам задолженности, устанавливаются размеры требований кредиторов, производится опись (инвентаризация) и оценка всего имущества должника, выполняются другие работы, предусмотренные Законом "Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

Требования кредиторов ликвидируемого предприятия, со­гласно закону, удовлетворяются в следующей очередности:

♦ в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;

♦ во вторую очередь производятся расчеты по выплате вы­ходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудо­вому договору (контракту), и выплате вознаграждений по авторским договорам;

♦ в третью - удовлетворяются требования по обязательным платежам бюджету и фондам;

♦ в четвертую - требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества;

♦ в пятую очередь производятся расчеты с иными креди­торами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение понятию «банкротство».В чем отличие понятия «банкротства»

и «экономической несостоятельности?

2. Назовите стадии банкротства и охарактеризуйте их.

3. Перечислите критерии оценки структуры бухгалтерского баланса установленные в РБ.

4. Кто обладает правом подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве?

5. Дайте определение понятие «мирового соглашения».

6. Как называются меры по восстановлению платежеспособности должника с целью

предупреждения банкротства?

7. Что входит в комплекс мер по санации должника?

8. Какой коэффициент включает система критериев для определения предприятий,

находящихся под угрозой банкротства?

9. Если неплатежеспособность имеет устойчивый характер что возбуждает хозяйственный

суд?

10.Существует ли очередность расчетов предприятия-банкрота с кредиторами? Если есть,

то какая?

 

Тема: Показатели характеризующие финансовое состояние предприятий, и методы их расчёта:

1.Финансовые показатели (коэффициенты), используемые в анализе и оценке финансового состояния предприятия.

2.Показатели, характеризующие структуру источников капитала и финансовую устойчивость предприятия.

3.Показатели, характеризующие размещение капитала и эффективности его использования

4.Показатели ликвидности

5.Показатели рентабельности

5.1) Показатели рентабельности капитала

5.2) Показатель рентабельности продукции

5.3) Показатель рентабельности продаж

5.4) Показатель рентабельности, рассчитанный на основе потоков наличных денежных средств

 

Показатели, используемые в анализе и оценке финансового состояния предприятий

       
   
 
 

 

 


2. Показатели характеризующие структуру источников капитала и финансовую устойчивость предприятия

№ п/п Наименование показателя Порядок расчёта Содержание показателя Оптимальное значение
         
  Коэффициент автономии (независимости, собственности) (Ka) Где Кс – собственный капитал предприятия, р.; К – итог (валюта) баланса, р. Отражает независимость предприятия от заемных источников средств. = 0,5 -0,6
  Коэффициент финансовой напряженности (зависимости) (Kзав)   = 1 Где Kз – величина заёмного капитала, р. Показывает долю долга в общей сумме капитала. 0,5
  Коэффициент финансовой неустойчивости (финансового риска, финансового рычага) (Кф.н.) = Показывает, сколько заемных средств привлечено на 1 р. собственных средств. 1 (долги не должны превышать размер собственного капитала, чем выше Кф.н., тем больше обязательств и выше риск).
  Коэффициент покрытия задолженности (финансирования) (Кф.у.) = Показывает, насколько каждый рубль долга подкреплён собственными средствами. 2. При Кф.у. < 1 наступает неплатежеспо- собность предприятия.
  Коэффициент маневренности (Км) = Где ОСс – собственные оборотные средств. Показывает, какая часть собственных средств находится в мобильной форме, позволяющей свобод- но маневрировать этими средствами. Высокое значение Км характеризуется как положительное явление.
  Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (Ко) = Где З – запасы, р.     Отражает меру пок- рытия материальных запасов собственны- ми оборотными средствами. Уровень Ко оценивается в зависимости от состояния материальных затрат.

2. Показатели, характеризующие размещение капитала и эффективности его использования

№ п/п Наименование показателя Порядок расчёта Содержание показателя Оптимальное значение
         
  Коэффициент накопления амортизации (износа) (Кам) = Где Ио.с., Ин.а. – износ основных средств и нематериальных активов; По.с., Пн.а. – первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов, р Отражает интенсивно- сть накопле- ния средств для обновле- ния основно- го капитала. Зависит от сро- ка эксплуота- ции основных фондов, НМА.
  Фондоотдача основных средств (нема- териальных активов) (f) f = , Где Р – выручка от реализации товаров, работ, услуг; Fa – средняя стоимость ОФ. Рост фондоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов, НМА, ведет к относительной экономии основного капитала и к увеличению объема выпускаемой продукции.
  Соотношение монетарных активов (МА) и монетарных пассивов (МП) Если МП > МА положительный результат (обесценение долгов по причине инфляции способствует увеличению доходов предприятия); Если МА > МП отрицательный результат (при росте цен и Снижении покупательской способности денежной единицы предприятие несёт финансовые потери из-за обесценивания монетарных активов).
  Показатели оборачиваемости оборотных средств
  Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) 1) = , Где ОС – общая сумма оборотного капитала (текущие активы). 2) = , Где Д –число дней в анализируемом периоде. 1)Количество Оборотов, за анализируе- мый период; 2)Фондоот- дача оборот- ных средств, (реализова- нная продукция на рубль оборотных средств. Уменьшение Ко на конец отчётного периода, по сравнению с Ко на начало отчётного периода, показывает замедление оборота оборотных средств.
  Длительность одного оборота в днях (Од) 1) = = Д * ;   2) = Продолжите- льность прохожде- ния оборот- ными средст- вами отдель- ных стадий производства и обращения   Определяется отраслевыми особенностя- ми
  Коэффициент загрузки оборотных средств (Кз) = Сумма оборо- тных средств, авансирован- ных на 1 р. реализации (т.е. фондоё- мкость обо- ротных средств) Определяется отраслевыми особенностя- ми
  Обеспеченность собственным капиталом (Ос) = Характеризу- ет равнове- сие активов и пассивов ба- ланса 30% - в промышлен- ности

3. Показатели ликвидности

Применяются для оценки степени финансового риска, присущего хозяйственной единице до и после осуществления проектов, крупных сделок. Рассчитываются на начало и конец отчётного периода.

№ п/п Наименование показателя Порядок расчёта Содержание показателя Оптимальное значение
         
  Коэффициент текущей (общей) ликвидности (Кт.л.) = = ,   Где ТП – текущие пассивы (краткосрочные обязательства),р.; ДЗ – деби- торская задолженность предприятия и другие быстро реализуемые активы; ДС – денежные средства и финансовые вложении; КП – краткосрочные кредиты и зай- мы (краткосрочные пассивы); К З – кредиторская задолжен- ность Характеризует ожидаемую платежеспосо- бность на период средней продо- лжительности одного оборота всех оборотных средств 2 (возможно ниже 2 при высокой оборачиваемо- сти запасов)
  Коэффициент промежуточ- ной (быстрой) ликвидности (Кпр.ликв) = Характеризует ожидаемую платежеспосо- бность на пери- од средней продолжитель- ности одного оборота дебиторской задолженности = 0,8 – 1,0
  Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабс.) = Краткосрочные обязательства могут быть погашены немедленно 0,2

5.Показатели рентабельности

5.1 Показатели рентабельности капитала

№ п/п Показатели Порядок расчёта рентабельности Цель расчёта
       
  Рентабельность капитала, рассчитанная по данным актива баланса Отношение чистой прибыли к активам Даёт оценку доходности вложенного в производство капитала независимо от источника капитала
1.1 Рентабельность всех активов (норма прибыли) Отношение чистой прибыли ко всем активам (%) Применяется для обобщённой оценки уровня прибыльности. Измеряет прибыль на весь капитал.
1.2 Рентабельность основного капитала Отношение чистой прибыли к основному капиталу (%) Показывает эффективность инвестиций в основной капитал  
1.3 Рентабельность нематериальных активов Отношение чистой прибыли к нематериальным активам (%) Показывает эффективность инвестиций в нематериальные активы
1.4 Рентабельность оборотного капитала Отношение чистой прибыли к оборотным активам в товарно-материальных ценностях (%) Показывает эффективность инвестиций в оборотный капитал  
  Рентабельность капитала, рассчитанная по данным пассива баланса Отношение чистой прибыли к пассивам (элементам пас- сива) Даёт оценку доходности вложений собственников, кредиторов, акционеров
2.1 Рентабельность общего капитала Отношение чистой прибыли ко всему капиталу (%) Интересует собственников, администрацию предприятия
2.2 Рентабельность собственного капитала Отношение чистой прибыли к собственному капиталу (%) Характеризует уровень прибыльности для собственников
2.3 Рентабельность инвестиционного капитала Отношение чистой прибыли к сумме собственного и долгосрочного заемного капитала (%) Характеризует прибыльность собственного и долгосрочного заемного капитала
2.4 Рентабельность акционерного капитала Отношение чистой прибыли к акционерному капиталу (%) Характеризует прибыльность акционерного капитала

 

5.2 Показатель рентабельности продукции

Показатель Порядок расчёта Цель расчёта
Рентабельность продукции Отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости продукции Характеризует окупаемость затрат, получение прибыли на единицу затрат; позволяет планировать прибыль, цены. Применяется при контроле за прибыльностью как всей продукции, так и отдельных её видов, при внедрении новых издеий

 

5.3 показатель рентабельности продаж

Показатель Порядок расчёта Цель расчёта
Рентабельность продаж Отношение прибыли от реализации продукции (либо общей, чистой, налогооблагаемой прибыли) к выручке от реализации продукции Характеризует доходность основной деятельности. Применяется для контроля за ценами, себестоимостью продукции, объёмом реализации

 

 

5.4 Показатель рентабельности, рассчитанный на основе потоков наличных денежных средств

 

Показатель Порядок расчёта Цель расчёта
Рентабельность по чистому притоку денежных средств Отношение чистого притока денежных средств к выручке от реализации (общему капиталу; собственному капиталу; акционерному капиталу) Показать возможность предприятия обеспечить кредиторов, акционеров наличными деньгами  

Контрольные вопросы

1) Перечислите показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия.

2) Какие методы применяются в финансовом анализе?

3) В чём достоинства и недостатки финансовых коэффициентов?

4) Что вы понимаете под ликвидностью баланса?

5) Чем отличаются друг от друга коэффициенты ликвидности?

6) Каковы предельные значения коэффициентов ликвидности?

7) Аналогичны ли понятия «ликвидность» и «платежеспособность»?

8) Как связан чистый оборотный капитал с коэффициентом ликвидности?

9) Перечислите показатели рентабельности.

10)Какими мерами можно добиться увеличения рентабельности продукции на предприятия?

 

 

ТЕМА: «Финансовое планирование на предприятии»

 

 

1. Финансовый план как составная часть бизнес-плана

В настоящее время планирование финансового состояния предприятия занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Место планирования в системе управления упрощенно можно отразить схемой: (рис. 1).

 

Управляемая система (производство и др. деятельность)
Ресурсы Продукция, услуги и пр.

           
   
     
 
 
 

 

 


Управляющая система

           
   
 
   
 
 

 


Рис 1. Место экономического планирования в системе управления.

 

Процесс принятия решения в целом как процесс волеобразования, связанный с будущим, можно рассматривать в качестве процесса планирования. Планирование в широком смысле слова означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями. Речь идёт о систематической постановке целей и подготовке необходимых для их достижения мероприятий (целенаправленные действия с объектами) в рамках имеющегося или создаваемого потенциала предприятия. Планирование, таким образом, представляет собой систематическое формирование будущего предприятия и охватывает процесс составления и принятия планов.

Планирование –это форма деятельности, содержанием которой является разработка, утверждение, доведение планов до исполнителей и контроль за их выполнением. Конкретным результатом планирования является план. План – это документ, в котором отражены наиболее существенные характеристики экономики предприятия (документ, отражающий желаемое состояние производства).

Одним из плановых документов, разрабатываемых предпринимательской фирмой, является бизнес-план. Бизнес-план - это документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий риски, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово -хозяйственных задач.

Составление его преследует несколько целей, основные из них:

 

 

Осуществление инвестиционных

проектов

реализация отдельных эмиссия ценных

коммерческих операцийбумаг

Цели

Разработки

бизнес-плана

финансовое оздоровление определение

и выход из временного перспектив

экономического кризисаразвития фирмы

проведение

реорганизационных

мероприятий

Определить бизнес-план можно как документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующей риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательской план хозяйствующего субъекта, и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием и т.п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

· воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

· обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

· предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

· служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

В разработке бизнес-плана принимают участие все основные структурные подразделения предпринимательской фирмы, в том числе финансовый отдел или департамент. Разрабатывается он, как правило, на 3-5 лет, при этом показатели первого планируемого года рассчитываются с помесячной или поквартальной разбивкой. Бизнес-план отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы и, как правило, включает в себя следующие разделы:

· Резюме (выводы);

· Описание фирмы;

· Описание продукции (работ, услуг);

· Анализ рынков и конкурентов

· Маркетинговый план;

· План производства;

· Организационный план;

· Финансовый план;

· Приложение.

В России в настоящее время законодательство не закрепляет обязательность разработки предпринимательскими организациями бизнес-плана, соответственно не существует регламентированной его формы и структуры, поэтому фирмы в зависимости от целей, для которых разрабатывается бизнес-план, могут изменять его структуру и содержание. Исключение составляет структура бизнес-плана финансового оздоровления. В этом случае бизнес-план включает в себя следующие разделы:

· Общая характеристика предприятия;

· Краткие сведения по плану финансового оздоровления;

· Анализ финансового состояния предприятия;

· Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержки эффективной деятельности;

· Рынок и конкуренция;

· Деятельность в сфере маркетинга предприятия;

· План производства;

· Финансовый план.

С одной стороны, бизнес-план - это серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы предыдущих разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен как для предпринимательских фирм, так и для инвесторов и кредиторов. Фирмы должны знать источники и разделы финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы в свою очередь должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок окупаемости и возврата[1].

Основными задачами финансового плана на предприятии являются:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов, в числе которых:

· Прогноз объемов реализации;

· Прогноз доходов и расходов;

· Прогноз денежных поступлений;

· Сводный баланс активов и пассивов;

· План по источникам и использованию средств;

· Расчет точки достижения безубыточности (самоокупаемости).

Разработка данного документа позволяет предпринимательской фирме выявить такие важнейшие моменты в ее деятельности, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения фирмы с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др.

После составления прогноза доходов и расходов и прогноза поступления денежных поступлений и выплат на основе содержащихся в них показателей может быть разработан сводный баланс активов и пассивов предпринимательской деятельности фирмы. При разработке финансового раздела бизнес-плана его рекомендацию составляют на начало и конец первого года реализационного проекта.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством и многим другим. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Все подсистемы финансового планирования на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходный этап планирования - прогнозирование основных направлений финансовой деятельности, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего ФП. База для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.

При разработке бизнес-плана для предпринимательской фирмы важно определить, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных средств, что позволяет сделать расчет точки безубыточности. Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равна затратам на производство. В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансирования намеченного бизнес-плана к осуществлению.

Бизнес-план должен:

· Быть составлен предельно ясно и точно и поэтому требует тщательной проработки;

· Давать конкретное представление о том, как будет функционировать предприятие, какое место оно займет на рынке;

· Содержать все производственные характеристики будущего предприятия, детально описывать схему его функционирования;

· Раскрывать принципы и методы руководства предприятием;

· Содержать программу управления финансами, без которых не можно начать любое дело и обеспечить его эффективность;

· Показывать перспективы развития производства инвесторам и кредиторам.

В процессе подготовки бизнес-плана проект, который вы хотите осуществить, подвергается детальному рассмотрению многих специалистов, это позволяет взглянуть на проект объективно, критически.

Финансы предприятий обслуживают непрерывный кругооборот средств предприятия и источников их формирования, заключающихся в снабжении, производстве, сбыте, получении и распределении финансовых результатов (выручки, прибыли), привлечении и возврате заемных средств. В процессе кругооборота происходит непрерывное изменение структуры средств предприятия и их источников, определяемой как соотношение между элементами имущества и элементами формирующего его капитала. Структура средств предприятия складывается как пропорция между стоимостными величинами основных средств и других внеоборотных активов, запасов и затрат, денежных средств, расчетов и других оборотных активов.

2. Методы финансового планирования

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм).

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

 

Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

√ Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

√ Местные нормативы;

√ Отраслевые нормативы;

√ Нормативы хозяйствующего субъекта.

Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.018 с.)