Мониторинг здоровья работающих и населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг здоровья работающих и населения



Одним из организационных методов обеспечения безопасности труда и контроля за его условиями на промышленном предприятии является аттестация рабочих мест по условиям труда. Она проводится в соответствии с Р.2.2.2006―2005 и включает:

· гигиеническую оценку существующих условий и характера труда;

· оценку травмобезопасности рабочих мест;

· оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

 

При аттестации рабочих мест наряду с оценкой технического уровня их оснащения и организации проводится анализ соответствия рабочих мест требованиям технологических процессов, используемого оборудования и средств защиты по безопасности.

По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте определяется класс условий труда (безопасные, вредные, опасные) и степень (1,2,3,4) вредных условий труда по гигиеническим критериям. Обследования рабочего места проводятся на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативных и правовых актов. Определяют класс условий труда по травмобезопасности (оптимальные, допустимые, опасные).

По исследованию характера труда определяется класс труда по степени тяжести (легкий, средней тяжести, тяжелый) и напряженности (оптимальный, допустимый, напряженный) трудового процесса.

Результаты обследования оформляются актами и протоколами в соответствии с установленной формой. Аттестация проводится специально созданной комиссией, которая по результатам своей работы составляет общий протокол аттестации рабочих мест по условиям труда, к которому прилагаются все материалы аттестации и план мероприятий по улучшению условий труда.

По результатам проверки заполняются карты аттестации рабочих мест, в которых фиксируются нормативные и фактические значения факторов, характеризующих условия труда, величины отклонения их от норм, наличие тяжелого физического труда, наличие соответствия требованиям безопасности средств коллективной и индивидуальной защиты и требованиям безопасности оборудования и технологических процессов. Основным выводом по результатам аттестации каждого рабочего места является заключение, в котором отражается, аттестовано, условно аттестовано или не аттестовано рабочее место на соответствие требованиям безопасности труда.

Контроль тяжелых и особо вредных условий труда ― одна из важнейших задач администрации при оценке условий труда, аттестации и сертификации рабочих мест. Официальное заключение об оценке условий труда дают органы экспертизы условий труда Федеральной службы по труду и занятости.

Итоги аттестации рабочих мест по условиям труда используются для ознакомления работающих с условиями труда, cepтификации производственных объектов, подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда, проведения оздоровительных мероприятий.

Контроль уровней энергетических воздействий (вибраций, акустических воздействий, ЭМП и ЭМИ, радиоактивных излучений и т.п.) на рабочих местах, в жилых непроизводственных! помещениях, на открытой территории проводится с помощью инструментальных измерений по утвержденным методикам.

Например, контроль уровней ЭМП в производственных условиях проводится на постоянных рабочих местах персонала. При отсутствии постоянных рабочих мест выбирается несколько точек в пределах рабочей зоны, в которой работник проводит не менее 50% рабочего времени.

При проведении измерений параметров ЭМП в помещениях жилых и общественных зданий (внешнее излучение, включая вторичное) измерения проводятся в центре помещений, у окон, у батарей отопления и других коммуникаций, а также, при необходимости, в других точках. Измерения внешнего излучения при отсутствии кондиционирования воздуха проводятся при открытой форточке, фрамуге или узкой створке окна.

На открытой территории измерения проводятся на высоте 2 м от земной поверхности, далее на высотах 3, 6, 9 м и т.д. в зависимости от этажности застройки. Измерения в каждой точке проводятся на высоте 0,5,1,0 и 1,7 м от опорной поверхности. Определяющим в данной точке является максимальное измеренное значение интенсивности ЭМП.

Измерения интенсивности ЭМП от антенн с вращающейся или сканирующей диаграммой направленности должны проводиться при неподвижной диаграмме направленности при всех возможных углах наклона антенны.

Измерения интенсивности ЭМП должны проводиться не реже одного раза в год в порядке текущего контроля; а также при внесении в условия и режимы работы источников ЭМП изменений, влияющих на уровни излучения (замена генераторных и излучающих элементов, изменение технологического процесса, изменение экранировки и средств защиты, увеличение мощности, изменения расположения элементов и т.д.); после ремонта источников ЭМП.

Не подлежат контролю используемые в условиях производства источники ЭМП, если они не работают на открытый волновод, антенну или другой элемент, предназначенный для излучения в пространство, и их максимальная мощность (Вт) согласно паспортным данным не превышает:

5,0 ― в диапазоне частот 30 кГц ― 3 МГц;

2,0 ― в диапазоне частот 3 МГц ― 30 МГц;

0,2 ― в диапазоне частот 30 МГц ― 300 ГГц.

 

Мониторинг здоровья проводится путем анализа заболеваемости населения различных групп и возрастов в сопоставлении с уровнем загрязнения среды обитания с учетом негативного влияния объектов экономики. По этим данным определяется роль загрязнений окружающей среды и факторов производственной среды в ухудшении здоровья

населения и снижении его продолжительности жизни. Материалы мониторинга здоровья населения входят отдельными разделами в годовые отчеты Минздравсоцразвития России и Минприроды России.

Негативное воздействие опасностей на человека в наибольшей степени проявляется в крупных городах и промышленных центрах. Картографическое описание патологии человека в регионах ― одна из важнейших задач медицины в ближайшем будущем. Данные о характере заболевания населения будут одним из основных показателей для принятия решений в области безопасности жизнедеятельности.

Для достоверной оценки показателей негативного влияния техносферы на человека необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Оценка состояния здоровья, базирующаяся на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна и существенно отличается в лучшую сторону от реальной, получаемой при активной выявляемое заболеваний. Для иллюстрации сказанного достаточно сопоставить следующие цифры: у нас в стране ежегодно диагностируется около 9 тыс. случаев профессиональных заболеваний, а в США ― более 450 тыс.

Эти данные свидетельствуют о низком уровне профилактических осмотров, проводимых сегодня на промышленных предприятиях. Что касается регулярных профилактических
осмотров городского населения, то они практически отсутствуют.

При проведении мониторинга здоровья населения используется диагностика снижения функций человека под влиянием отдельных опасностей. Так, например, оценка состояния слуховой функции базируется на количественном определении потерь слуха и производится по показателям аудиометрического исследования. Основным методом исследования слуха является тональная аудиометрия. При оценке слуховой функции в качестве определяющих приняты средние показатели порогов слуха в области восприятия речевых частот (500, 1000, 2000 Гц), а также потеря слухового восприятия в области 4000 Гц (рис. 18.2). Критерием профессионального снижения слуха принят показатель средней

Рис. 18.2. Аудиограммы, отражающие различные степени потери слуха, вызванной шумом:

А ― нормальный хороший слух; Б и В ― ранние этапы ослабления

слуха от воздействия шума; Г ― значительные изменения слуха;

Д ― потеря слуха, вызванная длительным воздействием шума

 

арифметической величины снижения слуха в речевом диапазоне, равный 11 дБ и более.

Измеряя снижение чувствительности рук к механическим колебаниям, можно определить степень опасности воздействия локальных вибраций. Для оценки влияния вибраций обычно применяют датчики виброускорений ― акселерометры, установленные на виброактивных поверхностях (рукоятки ручных машин, сиденья водителей средств транспорта и т.п.).

Негативное влияние трудовой деятельности административно-управленческого аппарата (АУА) оценивается по напряженности его труда.

Степень ответственности в работе: Баллы

· ответственность за выполнение собственных функцио-
нальных обязанностей 1

· ответственность за выполнение работы небольшой
группы лиц (до пяти человек) 2

· организационное и (или) техническое руководство дея-
тельностью подразделения (отдел, сектор, лаборатория) 3

· организационное руководство основными направлениями деятельности коллектива, отрасли. Разработка долгосрочных планов, прогнозов, программ, концепций в масштабах отрасли 4

Необходимость принятия решений:

· решение простых вопросов по четкой инструкции 1

· решение сложных вопросов по серии инструкций, пособий и т.п 2―3

· эвристическая (творческая) деятельность в редко

повторяющихся ситуациях 4

Степень загрузки:

· недогружен периодически 1

· загружен полностью 2

· перегружен периодически 3

· перегружен постоянно 4

Сверхурочная работа:

· отсутствует 1

· реже одного раза в неделю 2

· один-два раза в неделю 3

· ежедневно 4

Ритмичность загрузки:

· равномерная загрузка 1

· бывает неритмичная в течение дня, недели, месяца, года 2

· систематическая неритмичная работа 3

Дефицит времени:

· работа по индивидуальному графику 1

· работа по точному графику с возможностью
корректировки по ходу деятельности 2

· работа периодически в условиях дефицита времени 3

· работа в условиях постоянного дефицита времени и недостаточной информации

для принятия срочного решения 4

Организация труда:

21) характер и организация труда соответствуют должностным обя-

занностям 1

22) периодически (не полностью) не соответствует 2

23) не соответствует 3

Частота стрессовых ситуаций:

· отсутствует 1

· реже одного раза в неделю 2

· один-два раза в неделю 3

· ежедневно 4

Длительность стрессовых ситуаций, мин:

· до 10 1

· до 30 2

· свыше 30 3

Дефицит двигательной активности на работе (неподвижная работа), ч:

· до 5 1

· 6 2

· 7 3

· 8 4

 

Определение категории напряженности труда производится после расчета суммарного показателя по всем критериям в баллах. Если сумма баллов не превышает 16, работу следует относить к первой категории ― мало напряженный труд, если она составляет 17―22 балла ― ко второй категории ― напряженный труд; 22 балла и выше ― к третьей категории ― очень напряженный труд.

Значительные профессиональные нагрузки работников аппарата приводят к повышению рабочего напряжения и утомлению, критериями которых являются качественные и количественные сдвиги в состоянии функциональных систем организма.

Количественные критерии, характеризующие высокую степень риска, следующие:

· сердечный ритм, 1/мин 100

· артериальное давление, мм рт. ст.:

1. систолическое 160

2. диастолическое 105

Физиологическими критериями утомления (наряду с ощущением усталости и снижением работоспособности) являются уменьшение функциональной активности физиологических систем к концу рабочего дня и недели: увеличение периода рефлекторных реакций, нарушение реакции на звук и свет, ухудшение функции внимания, памяти, нарушение мозгового кровообращения и др.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите виды мониторинга, включенные в понятие «мониторинг окружающей среды».

2. Что такое фоновое загрязнение, как оно возникает?

3. На какие КОП делят предприятия по выбросам?

4. Какова система мониторинга ОПО?

5. Расскажите о реализации мониторинга здоровья работающих
и населения.

 

19 глава

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В БЖД И ЗОС

 

19.1. Структура управления

Обеспечение управления достигается правильностью и своевременностью принимаемых управленческих реше­ний в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объектах, предприятиях и в органи­зациях. Управление ведется по трем самостоятельным направлениям (рис. 19.1), каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организаци­онную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение безопасно­сти (охраны) труда, защиты (охраны) окружающей среды и защиты в ЧС (прогнозирование, предупреждение и лик­видация последствий ЧС).

По всем трем направлениям соответствующее законода­тельство включает в себя федеральные законы и нормативные правовые акты. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органон в области управления, в частности, об утверждении разного рода положений и правил. Последние могут приниматься и в отраслях экономики.

Для осуществления практической деятельности причи­няют нормативы и правила ведения соответствующих работ. Это нормативы качества среды обитания человека, норма! ими допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, или здания и сооружения. Такого рода документация до реорганизации в 2004—2006 гг. федеральных органов исполнительной власти разрабатывалась Минздравом (в н/в — Минздравсоцразвитие России) России, Госстандартом России (в н/в — Ростехрегулирование), Госстроем России (в н/в — Росстрой), Госгортехнадзором России (в н/в — Ростехнадзор) и специ­ально уполномоченными органами управления. Докумен­тация Минздрава России включала в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные пра­вила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН), Госстан­дарта России — ГОСТы, Госстроя России — строительные нормы и правила (СНиПы), Госгортехнадзора России и Гос­атомнадзора России - Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ).

 

Государственное управление БЖД и ЗОС

 

Управление безопасностью (охраной) труда   Управление защитой (охраной) окружающей среды   Управление защитой населения и территорий от ЧС

 

Министерство здравоохранения и социального paз вития (Минздраьсоцразвития России)   Министерство природных ресурсов (Минприроды России)   Министерство по делам граждан­ской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России)

 

Обеспечение благоприятных условий труда   Защита природных сред   Профилактика и предупреждение ЧС

 

Профилактика травматизма   Рациональное природопользо­вание   Ликвидация последствий ЧС

Рис. 19.1. Схема управления БЖД и ЗОС

Все указанные выше нормативные правовые акты про­должают свое действие в настоящее время, однако теперь внесение в них изменений и разработку новых документов осуществляют следующие федеральные органы исполнитель­ной власти: Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство энергетики РФ (ПБ, ПУБЭ, ГОСТы, СНиПы), Министерство здравоохранения и социального развития РФ (межотраслевые правила охраны труда и т.д.).

Законы и подзаконные акты объединяются общим поня­тием «нормативные правовые» акты, структура которых пред­ставлена на рис. 19.2.

Введение Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» принципа доб­ровольности выполнения стандартов не распространяется на те из них, которые напрямую направлены на обеспечение безопасности человека и окружающей среды.

На уровне отраслей к рассматриваемым нормативным правовым актам относятся отраслевые стандарты (ОСТы), правила, руководящие документы (РД) и т.д. На основании перечисленных нормативных правовых актов на предпри­ятиях и в организациях могут разрабатываться локальные нор­мативные документы (правила, стандарты предприятий).

 

ЗАКОНЫ

 

Конституция, Федеральные законы   Региональные законы

 

Подзаконные акты

 

Подзаконные акты исполнения   Нормативные подзаконные акты

 

Федера льные   отраслевые   региональные   Федера- льные   отраслевые   региональные

 

Постановления, положения, правила, инструкции   ГОСТ, СНиП, ГН, СН, СанПиН и др.   Правила, РД и т.д.   СН, СНиП СанПин, правила

 

Безопасность труда

Законодательство по безопасности (охране) труда включает в себя целый ряд законов, основными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс РФ. Оба закона направлены на обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, определяют права и обязанности работающих и работодателей в области охраны труда.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации»' каждый гражданин имеет право:

— на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;

— возмещение вреда, причиненного ему увечьем, про­фессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязан­ностей;

— получение достоверной информации от работодателя, государственных и общественных органов о состоянии усло­вий и охраны труда на рабочем месте работника, о сущест­вующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и травмоопас­ных производственных факторов;

— отказ, без каких-либо необоснованных последствий для него, от выполнения работ в случае возникновения непо­средственной опасности для его жизни и здоровья до устра­нения этой опасности;

— обеспечение средствами коллективной и индивидуаль­ной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счет средств работодателя.

Права работников на охрану труда детализированы в Тру­довом кодексе РФ. Это касается режимов труда и отдыха, льгот женщин и лиц моложе 18 лет, льгот и компенсаций при вредных и (или) опасных работах, организационных мероприятий по про­филактике профессиональных заболеваний и травматизма.

В разделе «Общие положения» констатируется, что работ­ник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых; обязательное социальное страхование; возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; судебную защиту своих трудовых прав и др.

При поступлении на работу следует помнить основные положения раздела «Трудовой договор», согласно которым в указанном документе должны быть представлены характе­ристики ожидающих вас условий труда, компенсации (в слу­чае тяжелых, вредных и (или) опасных работ), режим труда и отдыха (если они отличаются от общих принятых в орга­низации), виды и условия социального страхования, связан­ные с вашей трудовой деятельностью.

Согласно статьям раздела «Охрана труда» для всех посту­пающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организо­вывать обучение безопасным методам и приемам выполне­ния работ и оказания первой помощи пострадавшим. Если вы поступаете на работу с вредными и (или) опасными усло­виями труда, работодатель обязан обеспечить ваше обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажи­ровкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также про­ведение вашего периодического обучения по охране труда с проверкой знаний в течение всего периода работы.

В этом же разделе зафиксированы обязанности работ­ника и работодателя в области охраны труда. Каждый дол­жен знать, что работник обязан:

— соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативно-правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

— правильно применять средства индивидуальной и кол­лективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи при несча­стных случаях пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожаю­ щей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

— проходить обязательные предварительные (при посту­плении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (если это предусмот­рено приказом Минздравсоцразвития России ввиду того, что ваша работа является тяжелой, опасной или вредной). Следует иметь ввиду, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными усло­виями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения при­годности их к поручаемой работе и предупреждения профес­сиональных заболеваний.

В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отме­чается, что само понятие «дисциплина труда» включает в себя выполнение работниками требований Трудового кодекса РФ (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответствен­ности от замечания и выговора вплоть до увольнения с работы.

Если вам еще нет 18 лет, то следует обратить внимание на содержание главы «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» раздела «Осо­бенности регулирования труда отдельных категорий работ­ников», где рассмотрены льготы и ограничения, связанные с вопросами охраны труда, которые предусмотрены для дан­ной возрастной категории.

Так, например, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или трав­моопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Запрещается привлекать работ­ников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и рабо­там в выходные дни.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и кроме того подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (обследованию) за счет средств работодателя.

В условиях рыночных отношений значительную роль в обеспечении охраны труда играет принятый в 1998 г. Федерольный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно федеральному законодательству обусловлена классом профессионального риска отраслей эко­номики и может розниться более чем в 40 раз. В соответствии с законодательством вы должны быть застрахованы незави­симо от формы собственности предприятия (организации), где вы работаете и, таким образом, имеете право на возмеще­ние ущерба, причиненного вашему здоровью, при исполне­нии вами трудовых обязанностей.

Нормативные подзаконные акты по охране труда вклю­чают в себя документацию целого ряда ведомств (рис. 19.3). Наиболее информативно емким видом указанной норматив­ной документации является система стандартов безопасно­сти труда (ССБТ).

 

Нормативные подзаконные акты, инструкции, государственные требования по охране труда

 

Межотраслевые правила по охране труда       Гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные нормы и правила (СанПин)   Строительные нормы и правила (СНиП)   Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасности (ПУБЭ), инструкции безопасности (ИБ)   Правила устройства электоустановок (ПУЭ), Правила технической эксплуатации электоустановок потребителями (ПТЭ)   Стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ)

 

Минтруда России   Минздравсоцразвития России   Госстрой России   Госатомнадзор России   Госатомнадзор России   Госэнергонадзор России   Госстандарт России

 

Организация-разработчик

Рис. 19.3 Виды нормативных подзаконных актов, содержащие

государственные требования по охране труда

ССБТ — одна из систем государственной системы стан­дартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС — 12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и сис­тематизация всей существующей нормативной и норматив­но-технической документации по охране труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. ССБТ представляет собой много­уровневую систему взаимосвязанных стандартов, направ­ленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безо­пасности к малоопасной технике. Эта система позволила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускае­мую продукцию, а также в конструкторскую и технологи- ческую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколько подсистем, которые представлены ниже:

Шифр подсистемы   Наименование подсистемы
    Организационно-методические стандарты

 

    Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов

 

    Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию

 

    Стандарты требований безопасности к производственным процессам

 

    Стандарты требований безопасности к средствам защиты

 

    Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям

 

Государственное управление охраной труда осуществ­ляется органами законодательной и исполнительной власти, а также Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Подразделения по охране труда есть во всех органах испол­нительной власти. Органы местного самоуправления согласно Закону РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправле­нии в Российской Федерации» обеспечивают соблюдение сани­тарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Межведомственная комиссия по охране труда координи­рует работу по охране труда министерств и ведомств, опре­деляет первоочередные задачи в этой области, разрабатывает соответствующие программы работ. В ее состав входят как представители министерств и ведомств, так и крупные спе­циалисты по охране труда.

Важнейшей функцией системы управления является кон­троль. Применительно к охране труда он реализуется через государственный надзор и ведомственный контроль. Основ­ным органом государственного надзора и контроля является Федеральная служба по труду и занятости. В ее подчинении находятся государственные инспекции труда субъектов РФ и межрегиональные инспекции. Эта система осуществляет над­зор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, при­чиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собст­венности.

Надзор и контроль за правильностью устройства и эксплуа­тации грузоподъемных кранов, сосудов под давлением, источ­ников ионизирующих излучений, обеспечением безопасности строительных сооружений, электрических и теплоиспользующих установок и других систем повышенной опасности, а также за безопасностью ведения работ при разработке полез­ных ископаемых возложен на Федеральную службу по эколо­гическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организа­циями гигиенических и санитарных норм и правил осущест­вляется подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Надзорные функции выполняет также прокуратура. Все перечисленные надзорные органы построены по территори­альному принципу.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот кон­троль осуществляют также службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и в области охраны труда осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов органи­заций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномочен­ного работниками органа.

 

Охрана окружающей среды

Правовую основу охраны окружающей среды в стране состав­ляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обес­печению благоприятных условий его жизнедеятельности. Тре­бование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здо­ровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Важнейшим законодательным актом, направленным на обес­печение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон устанав­ливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В нем зафиксировано право граждан Российской Федерации на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел данного закона «Экономическое регули­рование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Раз­мер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответ­ствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство при­родных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государ­ственной экологической экспертизы, экологические требова­ния к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; прин­ципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответствен­ности за экологические правонарушения; порядку возмеще­ния причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окру­жающей среды следует отметить Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, федеральные законы от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Нормативные правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития России, обеспечивающие необходимое качество при­родных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя России, устанавливающие порядок учета экологических тре­бований при проектировании, строительстве и приемке в экс­плуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Ростехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэ­кологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д. (в настоящее время разработка указанных нор­мативных актов осуществляется Минприроды России).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы». Эта система имеет номер 17 в ГСС. Струк­тура системы представлена ниже:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1074; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.209 (0.107 с.)