Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
IV. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА». ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС» Федоренко В.Н. ВВЕДЕНИЕ Рассматривая связь между различными катастрофами и историей человечества, можно отметить, что катастрофы, воздействуя на развитие цивилизации, сыграли немаловажную роль в формировании социально-политического облика современного человеческого общества. Так, например, один из авторитетных русских ученых-историков Ключевский связывал причины зарождения городов, особенности архитектуры жилищ, местоположение поселений с необходимостью более стойко переносить грозные стихийные явления - землетрясения, наводнения, эпидемии, засухи, вулканические извержения, тем самым человек постепенно приспосабливался к изменению условий окружающей среды, вызванными природными катаклизмами. Вместе с этим в период этого приспосабливания человек развил настолько бурную хозяйственную и инженерную деятельность, что за счет этой деятельности со временем стала возникать угроза уже для самой природы и для самого человека. Поэтому наряду с природными источниками опасности человека на этом современном этапе развития цивилизации стала техносфера. Таким образом, между человеком и природой, со временем стали развиваться противоречия, которые обострились особенно в последние десятилетия. Это означает, что по мере развития технического прогресса неуклонно возрастает роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий как от стихийных бедствий и природных катастроф, так и от аварий и катастроф техногенных. Так в конце XX века для предупреждения и ликвидации последствий упомянутых выше природных явлений, например, в России, были сформулированы подходы к решению проблем защиты населения и территорий и созданы соответствующие структуры: ГО, РСЧС, МЧС. Разработан и внедрен ряд различных государственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС различного характера. Приступая к рассмотрению вопросов темы, есть необходимость остановиться на таких понятиях, как «защита населения» и «защита территорий» (рис. 4.1.1), а также - «ЧС», «предупреждение ЧС», «ликвидация ЧС», «зона ЧС». Именно с этих четырех последних понятий начинается рассмотрение ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (статья 1). Ниже приведены данные о ЧС на территории РФ за 1992-2000 гг. (табл. 4.1.1). Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлего уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий техногенных аварий и катастроф. Защита территорий - комплекс организационных, экологических, инженерно-технических, природоохранных, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения источников ЧС, подготовку к преодолению вызванных ими опасностей и ликвидации их последствий с целью снижения потерь и разрушений на объектах экономики и личного имущества граждан, а также на ограничение ущерба окружающей природной среде при ЧС. Основные понятия: Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС. Данные о чрезвычайных ситуациях, происшедших в Российской Федерации в 2000 году. В 2000 г. на территории Российской Федерации произошло 960 чрезвычайных ситуаций и 5 крупных террористических актов, в том числе от общего количества, локальных – 53,4 %, местных – 33,17 %, территориальных – 12,91%, региональных – 0,42 %, федеральных – 0,1 %. По сравнению с 1999 г. общее количество чрезвычайных ситуаций в 2000 г. уменьшилось на 22 %. Диаграмма составляющих чрезвычайных ситуаций, происшедших на территории Российской Федерации в 2000 г., приведена на рис. 4.1.2. В результате чрезвычайных ситуаций пострадало 11624 человека, с учетом пострадавших в террористических актах, 1153 чел. погибло, оказана медицинская помощь 11137 чел. Заявленный материальный ущерб Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации составил свыше 24,797 млрд. рублей, при этом от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 1,4 млрд. рублей (5,65 %), чрезвычайных ситуаций природного характера – 23,3 млрд. рублей (93,96 %), биолого-социальных чрезвычайных ситуаций – 0,097 млрд. рублей (0,39 %). Диаграммы составляющих погибших, пострадавших и заявленного материального ущерба, показаны на рис. 4.1.3-4.1.5. В результате техногенных чрезвычайных ситуаций пострадало 2958 человек, погибло 976 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Северо-западном (143), Центральном (108) и Дальневосточном (99) регионах. В результате природных чрезвычайных ситуаций пострадало 2229 человек, погибло 48 человек. Наибольшее количество чрезвычайных ситуаций зарегистрировано в Дальневосточном (105) и Северо-Кавказском (65) регионах. В результате биолого-социальных чрезвычайных ситуаций пострадало 6160 человек, умерло 67 человек. Сводные данные о чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации см. рис. 4.1.2-4.1.5. Рис. 4.1.1 Государственное регулирование защиты населения и территорий от ЧС Таблица 4.1.1 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЗ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» Данный закон был принят 21.12.1994 г. (№ 68-ФЗ) и определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, населения, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера. Закон обязателен для всех уровней: федерального, регионального, территориального, местного самоуправления, а также всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области его защиты и территорий от ЧС. Всего закон содержит 9 глав и 31 статью. Структура его приведена на рис. 4.1.6 и 4.1.7. Следует на некоторых из статей остановиться.
Глава I посвящена общим положениям, где в 7 статьях изложены: 1. Основные понятия: ЧС, предупреждение ЧС; ликвидация ЧС и зона ЧС. 2. Законодательство в РФ в области защиты населения и территорий от ЧС состоит: из настоящего ФЗ, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных и правовых актов РФ и ее субъектов. 3. Цели настоящего ФЗ: предупреждение возникновения и развития ЧС; снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; ликвидация ЧС. 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) объединяет: органы управления, силы и средства ФОИВ, ОИВС РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС (рис. 4.1.8 и 4.1.9) – можно представить для напоминания. 5. Определение границ зон ЧС осуществляется руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС и по согласованию с соответствующими органами власти (и местного самоуправления), на территории которых сложились ЧС. 6. Гласность и информация в области защиты населения от ЧС.
Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территориях. Информация в области защиты населения и территорий от ЧС, а также о деятельности ФОИВ, ОГВС РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Эти органы и администрация организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от ЧС. Сокрытие, несвоевременное предоставление, либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Порядок обеспечения населения и всех органов управления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от ЧС устанавливается законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Силы и средства ЕГСПиЛ: а) силы и средства наблюдения и контроля в составе: · служб (учреждений) и организаций ФОИВ, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения; · формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ; · ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; · служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; · географической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии; · учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля ГО; б) силы и средства ликвидации ЧС в составе: · военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-восстановительных, аварийно-спасательных, восстановительных и аварийно-технических формирований ФОИВ; · формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф; · формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; · военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; · формирований ГО РФ территориального, местного и объектового уровней; · специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС; · аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии; · служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; · восстановительных и пожарных поездов МПС РФ; · аварийно-спасательных служб и формирований ФС морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры) и речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
7. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС (ст. 6): · Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. · Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС. · Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. · Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства ФОИВ. · Непрерывное отслеживание обстановки за состоянием производства и своевременное информирование (мониторинг).
Глава II рассматривает полномочия различных органов власти в области защиты населения и территорий от ЧС. Полномочия Президента РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 8). Президент РФ: * определяет в соответствии со ст. 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС; * вносит на рассмотрение СБ РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросу ликвидации их последствий; * вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке предусмотренном федеральным и конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях ЧП; * принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС ВС РФ, других войск и воинских формирований. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 9). Федеральное Собрание Российской Федерации: * обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий в ЧС; * утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности мероприятий в указанной области; * проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 10). Правительство РФ: * издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечивает их исполнение; * организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС; * организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС; * определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС); * обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также определяет порядок использования указанных резервов; * устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности; * устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов власти по их ликвидации; * принимает решение о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и об оказании помощи в случае их возникновения; * определяет порядок привлечения войск ГО РФ к ликвидации ЧС; * определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Подготовка населения в области защиты от ЧС (Глава V). Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Правительством Российской Федерации (ст. 20). Подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства. Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил РСЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Пропаганда знаний в области защиты от ЧС (ст. 21). Пропаганда знаний в области защиты от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в РСЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, ФОИВ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.
IV. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.01 с.) |