Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуаций»

Поиск

Тема урока: «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуаций»

 

Цели занятия:

 

1.Дать учащимся общее представление об организации мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

2.Привить культуру безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

3.Материально-техническое обеспечение и используемая литература.

 

· Ю.Л. Воробьев. Москва, Издательская фирма “КРУК”, 2002 год.

· Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Издательство: “Дашков и К”, 2008 год.

· Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: ЭНАС, Москва, 2008 год, интернет-ресурсы.

Ход занятия

 

Вступительная часть - 5 мин.

 

- проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.

- довожу тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

 

Основная часть – 35 мин.

 

  1. Излагаю учащимся основные вопросы темы занятия:
  2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера сегодня стали почти нормой нашей повседневной жизни. Причин тому множество, но мы рассмотрим не причины, а основные способы и средства защиты от этих чрезвычайных ситуаций.

 

Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.

Одним из главных мероприятий по защите населения является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!”. Услышав этот сигнал, люди должны немедленно включить радиоточки, радиоприемники, телевизоры и прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, рекомендации по дальнейшим действиям. Необходимо неоднократное повторение передаваемых сигналов и информации по всем средствам оповещения. Чтобы повысить эффективность подготовки населения к самостоятельным действиям в чрезвычайной ситуации, необходимо заблаговременно выпускать и распостранять специальные памятки, содержащие информацию о порядке действий, номерах телефонов дежурных служб, характеристиках потенциально опасных веществ, адресах убежищ и укрытий и т.д..

Эвакуация.

Под эвакуацией понимается вынужденное перемещение людей и материальных ценностей в безопасные места (районы). Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

 

По видам опасности (заражения химического, радиационного, биологического характера).

По способам эвакуации (различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом).

По удаленности (локальная, местная, региональная, государственная)

По временным показателям (временная, среднесрочная, продолжительная).

В зависимости от сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация, а в зависимости от охвата населения эвакомероприятиями она может быть общей или частичной.

 

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Важно иметь в виду, что во время эвакуации жизнь заставляет решать острые вопросы, над которыми следует подумать заранее. Это управление массами эвакуируемых людей, организация охраны жилищ и имущества, эвакуация домашних животных, обеспечение эвакуируемых жильем и питанием.

 

Укрытие.

Под укрытием понимается занятие и использование населением специальных или приспособленных средств защиты. Многократно подтверждено теоретически и на практике, что укрытие людей в защитных сооружениях является одним из наиболее эффективных способов обеспечения безопасности населения. Самым надежным защитным сооружением на сегодня является убежище, которое может обеспечить укрытие наибольшего количества людей в течение длительного времени. Кроме этого успешно могут применяться противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

 

Использование индивидуальных средств защиты.

 

По предназначению средства индивидуальной защиты подразделяются на средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи.

 

К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, изолирующие, шланговые), респираторы, ватно-марлевые повязки, самоспасатели.

 

К средствам защиты кожи относятся различные изделия, дополняющие или заменяющие обычную одежду или обувь человека, изготовляемые из специальных материалов и обеспечивающие защиту кожных покровов человека от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических средств и аварийно химически опасных веществ. Они подразделяются на классы по принципу действия (изолирующие и фильтрующие), назначению (общевойсковые и специальные) и принципу использования (постоянного ношения, периодического ношения, многократного использования).

 

При возникновении чрезвычайных ситуаций очень важной представляется задача обеспечения населения необходимым количеством средств индивидуальной защиты.

 

Поисково-спасательные работы.

 

Поисково-спасательные работы проводятся с целью розыска пораженных, извлечения их из под завалов, из разрушенных зданий и защитных сооружений для оказания им первой медицинской и первой доврачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения в лечебные учреждения. Поисково-спасательные работы предусматривают разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистку проходов (проездов) в завалах, локализацию и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших, подачу воздуха в заваленные защитные сооружения, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы, проведение санитарной обработки людей. Для механизации работ используется техника: землеройные, дорожные и грузоподъемные машины и механизмы, механизированный инструмент, пожарные машины, электростанции, автомобили общего и специального назначения. Поисково-спасательные работы проводятся непрерывно днем и ночью до полного завершения.

Аварийно-восстановительные работы.

 

Аварийно-восстановительные работы проводятся с целью ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Они должны обеспечивать блокирование, локализацию или нейтрализацию источников опасности, снижение интенсивности, ограничение распостранения и устранение действия на людей поражающих факторов в зоне бедствия, аварии или катастрофы до уровней, позволяющих эффективно применить другие мероприятия защиты. Выполнение работ организуется органами исполнительной власти на местах, постоянно действующими территориальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям. При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей.

 

Медицинская помощь.

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и в местах размещения эвакуированного населения. К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

 

- аптечка индивидуальная АИ-2;

- индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11);

- пакет перевязочный медицинский (ППМ);

- профилактический антидот П-10М.

 

В системе этапного лечения пораженных в чрезвычайной ситуации различают следующие виды медицинской помощи: первая медицинская помощь, доврачебная помощь, первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная.

 

Гуманитарная помощь.

 

Гуманитарная помощь представляет собой мероприятия, осуществляемые в целях облегчения тягот и лишений населения, особенно в условиях, когда местные ресурсы не позволяют наладить его обеспечение жизненно необходимыми средствами выживания в чрезвычайных ситуациях. Гуманитарная помощь оказывается на добровольных началах и не должна преследовать иных выгод и целей, кроме гуманных побуждений и желания помочь пострадавшим. В зависимости от источников гуманитарная помощь может быть внутренней и международной. Содержание гуманитарной помощи в основном совпадает с направлениями первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Среди этих направлений помощь продуктами питания, в том числе детского, предметами первой необходимости, одеждой, развертывание временных жилищ, энергоисточников и др. Международная помощь может оказываться, кроме того, в форме действий в зоне бедствия на гуманитарной основе зарубежных спасательных и медицинских формирований, развертывания средств защиты населения, проведения мероприятий по психологической реабилитации населения и др.

11. Поддержание правопорядка.

 

Поддержание правопорядка является важной составляющей защиты населения в чрезвычайных ситуациях, так как в экстремальных ситуациях для людей характерна паника и непредсказуемые действия, ведущие к дополнительным жертвам. Задачи поддержания правопорядка возлагаются как на правоохранительные органы, так и на специальные формирования, создаваемые для этих целей структурами ГОЧС. В особых случаях для поддержания правопорядка могут применяться Вооруженные силы.

 

Заключительная часть - 5 мин.

 

- Подвожу итог занятия, отмечаю лучших, объявляю оценки.

- Даю задание на дом, рекомендации по углублению знаний по данной теме.

 

 

Тема: "Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"

Цели и задачи:

 

1. Раскрыть механизм формирования наркотических зависимостей у детей.

2. Показать, какими способами идет реализация зависимостей, вредных привычек.

3. Дать правду о наркотиках.

4. Довести пути здорового образа жизни.

 

Основная часть – 40 минут.

 

Разбираем 1-й вопрос. “Формирование алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей у детей и школьников” (20 минут).

 

После победы СССР в Великой Отечественной войне, США предприняли очередную программу по уничтожению СССР. ЦРУ под руководством Алена Даллеса поставило, в частности, такие цели: “ Посеяв в России хаос… мы будем ловко и незаметно культивировать хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию… национализм, вражду народов, ненависть к русскому народу… ”

 

Академик Федор углов, известный трезвенник, во многих своих трудах подтвердил, что алкоголь, табак – это наркотики; они вызывают у людей сначала привычки пить, курить, а затем и потребность; то есть у людей появляется зависимость от алкоголя, табака. Также научно доказано, что 80–90% наркоманов, это люди, которые курили, употребляли алкоголь.

 

Наш известный артист, поэт, песенник Владимир Высоцкий дважды кодировался во Франции и дважды в Москве вытаскивал препарат, чтобы не умереть от запоя.

 

Лев Яшин, наш знаменитый во всем мире вратарь, сначала потерял ногу, а затем умер, а главная причина в том, что еще подростком, в годы войны, его приучили курить, чтобы ночью не спать на работе.

 

И таких примеров – сотни, тысячи. Наша страна ежегодно теряет более одного миллиона человек, из них более 500 тысяч умирают по причинам, напрямую связанных с алкоголем, более 250 тысяч умирают по причинам, связанных с табаком. А все вместе – это болезни тех, кто умер и страдания жен, мужей, детей, родителей, близких.

 

Давайте подумаем над вопросом – виноваты ли люди, что пьют, курят, употребляют наркотики, сквернословят, обманывают, переедают, имеют другие вредные привычки. Кто-то скажет – нет, кто-то скажет – да. Разберемся с этим вопросом.

 

Немного истории. В советские времена в городе Ленинграде трудился Г.А. Шичко, кандидат биологических наук, который продолжил учение Павлова об условных и безусловных рефлексах. Его суть – человек имеет безусловные рефлексы – сосательный, хватательный, плавательный, болевой и т.д., а также условные. Человек выучил таблицу умножения, ночью его разбуди, спроси, сколько будет дважды два, он ответит четыре – это условный рефлекс.

 

У мельника был осел, который помогал хозяину в работе, крутил мельницу. Много лет осел честно трудился и состарился. Мельник оставил его у себя, решил – пусть живет, отдыхает. Выпустил его утром на луг, а осел пошел… по кругу.

 

Зная это, Геннадий Андреевич доказал, что условные рефлексы заносятся в сознание человека из вне, а значит их можно вывести, разрушить, изменить.

 

Заключительная часть – 3 минуты.

 

Подведение итогов.

Ответы на вопросы

Краткий опрос.

 

 

Ход урока

1. Организационный момент:

– Вы учили дома тему “ Как выплыть в море информации и завоевать друзей”, а теперь давайте проверим домашнее задание.

Слайд 5.

Одним из распространенных вирусов – является вирус “ Гепатит В”, который еще называет “ Болезнь Боткина или “Желтуха”.

ПРИЗНАКИ: желтушный окрас глаза больного.

По данным ВОЗ вирусными гепатитами инфицированы около 250 млн. человек

Слайд 6.

Эта инфекция поражает печень. На данном рисунке вы видите пораженную инфекцией печень.

Слайд 7.

Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920),Русский физиолог растений и микробиолог, основоположник вирусологии, первый, кто открыл в 1882 году проходящий через бактериологический фильтр возбудитель табачной мозаики, который стал называться – ВИРУСОМ.

Слайд 8

2. Механизм передачи инфекции:

Существует несколько способов передачи инфекции, такие как:

Слайд 9–13.

· Пищевой механизм передачи инфекции – через некачественные продукты питания;

· Водный механизм передачи инфекции – через использование зараженной воды для питья, мытья продуктов, умывания:

· (летом 2005 года были выявлены десятки случаев СЕРОЗНОГО МЕНИНГИТА у детей, купавшихся в городских водоемах);

· Воздушно – капельный механизм передачи инфекции – через вступление в контакт с больными гриппом, ОРЗ, кашлем людьми;

· Контактно– бытовой механизм передачи инфекции– через контакты в общественных местах(школа, транспорт, кинотеатр);

· Механизм поступления инфекции через передатчиков – при укусе животного, насекомого, птиц.

Слайд 14.

3. Профилактика инфекционных заболеваний:

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

1. Устранение возбудителя инфекции (карантин, обсервация);

2. Разрыв путей передачи источника инфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация)

3. Повышение невосприимчивости людей (вакцинация)

 

Слайд 15.

ДЕЗИНФЕКЦИЯ – (от де..., дез и средневекового лат. infectio – заражение) – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ – (от де..., дез и лат. insectum – насекомое) – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)

ДЕРАТИЗАЦИЯ – (от де... и франц. rat – крыса) – комплекс мер по борьбе с грызунами.

У вас на столах лежат значения этих слов, прочитайте их:

Карантин (от итал. quaranta – сорок) – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова “карантин”.

Первоначально слово “карантин” означало “время, из сорока дней состоящее” (“карантен” – по-французски – “сорок”).

И только в конце XVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме, длился сорок дней.

Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Обсервация (от лат. observatio – наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населенных пунктов и стран, неблагополучных по чуме, оспе, холере, желтой лихорадке.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни.

Слайд 16–17.

Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

· вести здоровый образ жизни;

· активный отдых;

· физическая зарядка;

· режим дня;

· обтирание тела холодной водой;

· соблюдение правил личной гигиены;

· принимать пищу богатую витаминами;

· избегать тесных контактов с возможным очагом заражений;

· а главное – вырабатывать иммунитет.

Слайд 18.

Что такое “эпидемия”?

Эпидемия – (от греч. epidemia) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости;

Словарик

Метеорологические ЧС

5 Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с (ураган)

10 Сильный электрический разряд между облаками и землей (молния)

15 Атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся до поверхнос­ти земли, воды в виде гигантского рукава-хобота (смерч)

20 Перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, вырыванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей (пыльная буря)

 

Геофизические ЧС

5 Как называются зоны, где были или ожида­ются землетрясения (сейсмические)

10 Область возникновения подземного удара (очаг землетрясения)

15 раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливаю­щаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)

20 Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением. (магнитуда)

 

Геологические ЧС

5 Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор (снежная лавина)

10 Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах (обвал)

15 Как называется горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (сель)

20 Какова основная причина образования оползней (вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)

 

Гидрологические

5 Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов (цунами)

10 Территория, покрываемая водой в результате превышения притока воды по сравнению с пропускной способ­ностью русла. (Зона затопления)

15 Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы в сужениях и излу­чинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него (зажор)

20 явление колебаний («трясения») толщи морской воды, возникающее в результате подводного землетрясения над районом его эпицентра. Ощущается на судах, находящихся вблизи проекции эпицентра на поверхность моря, в виде колебаний корпуса корабля. (моретрясение)

 

Второй тур:

Самое, самое

Метрология

5 Понижение давления является признаком приближающейся непогоды, укажите, с помощью какого прибора мы можем это определить (барометр)

10 Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Назовите ученого, создавшего шкалу силы ветра (Бофорт)

15 По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (Меркали)

20 Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу (сейсмограф)

 

Страницы истории

5 Небольшой остров в Тирренском море, который древние римляне считали входом в ад и полагали, что владеет им бог огня и кузнечного ремесла? (Вулкано)

10 Извержение, какого вулкана наиболее известно в истории (Везувий)

15 В какой стране зафиксировано наибольшее число землетрясений? (Япония)

20 Какой город в России был полностью разрушен землетрясением? (Нефтегорск)

 

Искусство

5 Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)

10 Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)

15 О каком стихийном бедствии говорится в произведении Николая Некрасов Дедушка Мазай и зайцы (наводнение)

20 Как называется картина-катастрофа художника Карла Петровича Брюллова, которую он в закончил 1833 году (“Последний день Помпеи”)

 

Стихия и человек

5 Главный российский спасатель (С. Шойгу)

10 Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)

15 За всю историю изучения этого стихийного бедствия лишь однажды исследователь Самарэс сумел заснять его на видеокамеру с самого близкого расстояния. Какое стихийное бедствие ему удалось заснять? (торнадо)

20 Назовите китайского философа создавшего в 132 году н.э. прибор, названный им «флюгером землетрясений», который мог зафиксировать колебания земной поверхности и направление их распространения. (Чанг Хенг)

 

Третий тур:

SOS

Особо опасно

5 Что является основным поражающим факто­ром при наводнении (вода)

10 Именно в их совместном дей­ствии заключается разрушительная сила урагана (ветра и воды)

15 С чем связано разрушающее действие смерча? (с действием стремительно вращающегося воздуха и резким вертикальным подъемом воздушных масс)

20 Что представляет самую большую опасность при извержении вулкана? (тучи пепла и газов ("палящая туча"))

 

Очевидец

Фотографии стихийных бедствий

Очевидцем, какой ЧС вы являетесь?

5 (цунами)

10 (наводнение)

15 (снежная лавина)

20 (оползень)

 

Спасатели

5 Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать? (занять место вдали от зданий и линий электропередач)

10 Назовите основной способ спасения людей при извержении вулканов. (эвакуация)

15 Сколько у вас есть времени от первых толч­ков землетрясения до последующих (15 – 20 с)

20 Где не опасно действие цунами? (в открытом океане)

 

Народная мудрость

5 Toт, кто стрижет волосы или ногти в тихую погоду, накличет… (шторм)

10 Если сороки садятся на верхушки деревьев — к морозу, на нижние ветки — к …(ветру)

15 Если клевер складывает свои листочки и склоняет головки, — это… (к ненастью)

20 В полдень лучи Солнца темнеют… (ожидай грозу)

 

Финал

Игроки по очереди называют тему, которую хотели бы убрать, затем на листках делают свои ставки.

Внимание!

Где находится Международная служба предупреждения о цунами? (В г.Гонолулу (Гавайские о-ва).

 

Атмосфера

Область пониженного давления в атмосфере это (циклон)

 

Вода, вода…

К какому виду относятся наводнения, которые наносят огромный материальный ущерб и приводят к гибели людей, охватывая громадные территории в пределах одной или нескольких речных систем, временно изменяются жизненный уклад населения. Повторяемость 100—200 лет. (катастрофические)

 

Изобретения

В каком конструкторском бюро в 1989 г. был разработан специальный тип бортового оборудования, которое позволило использовать известный транспортный самолет ИЛ-76 в пожарном варианте для тушения лесных пожаров. (конструкторское бюро им. Ильюшина)

 

Эпидемия

Пандемию этой болезни, пришедшей из Восточного Китая, в Европе называли «Черной смертью». (чума)

Объявляется победитель, выставляются оценки за урок.

Источники информации:

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук. – 5-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003.

2. Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДИК, 2000

3. Дрожание Земли //National Geographic Россия //www.national-geographic.ru/ngm/200604/article_33/learn/#

4. Википедия //ru.wikipedia.org/wiki

 

 

Введение.

Конфликты в ХХ в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, – все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное и неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба – один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности, согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Ход урока:

Давайте разберемся в значении слова «Конфликт», и предоставим слово нашему лингвисту.

(опережающее дом. задание).

Слово конфликт происходит от латинского глагола conflictus, означающего буквально столкновение. В русском языке слово конфликт стало употребляться с ХIХ века. В классическом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля его еще нет. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций.

Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью.

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотится окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Можно жить, обходясь без слова «конфликт», но нельзя жить без конфликтов.

Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

III.Формула конфликта.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания, влечения оппонентов. Чтобы конфликт начал разрастаться, необходим инцидент (повод), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Инцидент приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего разрешения.

Большое значение для конфликта имеет фактор времени, так как конфликт чреват разрастанием.

В процессе развития конфликта выделяют следующие этапы (стадии):

1. Этап потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

2. Осознание конфликтующими сторонами своих интересов.

3. Осознание законности своих притязаний.

4. Инцидент – открытое вступление в конфликт, проявление вражды.

5. Разрастание и углубление конфликта. Выявляются группы, всплывают скрытые причины, что объясняется поддержкой у окружающих, поиском сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми претензиями, отражающими интересы новых участников и противоречия между ними.

6. Переход конфликта в антагонизм.

7. Разрешение конфликта.

 

IV. Управление конфликтом.

Конфликты нельзя устранить, но ими можно управлять таким образом, чтобы максимально увеличить общую выгоду для конфликтующих сторон. Существует несколько эффективных способов. Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

 Предотвращение;

 Подавление;

 Отсрочка;

 Разрешение.

V. Поведение при конфликте.

Предоставим слово психологу (опережающее дом. задание)

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.

Стиль уклонения (игнорирования) реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не хотите тратить время и силы на ее решение.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Литература

1. Фролов, М.П. учебник по ОБЖ для 10 класса. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Фролов М.П, Литвинов Е.Н, Смирнов А.Т

2. Гостюшин А. В., Основы безопасности жизнедеятельности/ А. Д. Путинцев «Издательство АСТ», 2000.- 144 стр.

 

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Заслушивание сообщений.

2. Объяснение нового материала

 

Закрепление изученного

Семенов и Андреев совершили угон мотоцикла у гражданина Осипова.

-Какой срок могут дать за это преступление, если они несовершеннолетние? Почему?

 

Подведение итогов.

 

Литература

1. Фролов, М.П. учебник по ОБЖ для 10 класса. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Фролов М.П, Литвинов Е.Н, Смирнов А.Т

2. Гостюшин А. В., Основы безопасности жизнедеятельности/ А. Д. Путинцев «Издательство АСТ», 2000.- 144 стр.

 

Фронтальная беседа.

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

 

Криминальный, криминогенный — значит преступный. Жизнь показывает, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, из-бегать их по возможности, действовать грамотно и решительно — позволяет уберечь себя от преступлений.

Дать какие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно. Можно только отметить, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.

Практическое занятие.

Учащимся предлагаются ситуации возможного теракта, в которых учащиеся должны действовать. Учащиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание.

Эпизод первый. В школе замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Задача: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурному учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки — наклонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Заложники должны сидеть т<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.017 с.)