Классификация видов мониторинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация видов мониторинга



 

Мониторинг включает в себя следующие основные практичес­кие направления (рис. 14):

• наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

• оценку фактического состояния окружающей среды и уровня ее загрязнения;

• прогноз состояния окружающей среды в результате возможных загрязнений и оценку этого состояния.

Различают несколько видов мониторинга. По территориальному признаку выделяют локальный, региональный и глобальный (биосферный) мониторинга. По используемым методам – наземный, авиационный и космический. По методам исследований – химический, биологический, физический и др.

Локальный мониторинг обычно ведут применительно к отдельным объектам, например, лесным, водным, горным, которые чаще всего подвержены интенсивным антропогенным воздействиям. Его конечная цель состоит в обеспечении такой стратегии хозяйствования, при которой концентрации приоритетных загрязняющих веществ антропогенного происхождения не выходят за допустимые пределы (ПДК). Разновидность локального – импактный мониторинг осуществляется, как правило, в особо опасных зонах и местах.

 

 
 

 

 


Рис. 14. Схема мониторинга

Региональный мониторинг – слежение за процессами и явлениями в пределах значительного по площади района, который обычно отличается от соседних по природным условиям. Это, например, природные зоны, ландшафтные комплексы, рекреационные территории вокруг городов и т. п.

Глобальный мониторинг проводится с целью получения информации о биосфере в целом или об отдельных биосферных процессах, в частности, изменении климата, состоянии озонного экрана и т. п. Конкретные цели глобального мониторинга, а также его объекты определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных соглашений и деклараций.

Известно, что антропогенные изменения развиваются, в отличие от природных, гораздо быстрее и последствия их весьма опасны, поскольку они могут стать необратимыми. Поэтому важно иметь информацию об исходном состоянии изучаемого объекта до начала антропогенного воздействия. В случае невозможности получения такой информации (что часто имеет место на практике), она может быть реконструирована (смоделирована) по имеющимся данным, полученным за относительно большой промежуток времени. Это может быть сделано, например, по результатам наблюдения за составом ледников, состоянием древесных колей, которые относятся к периоду, предшествовавшему началу заметного антропогенного воздействия, а также по данным, полученным в местах, удаленных от источника загрязнения. В этом случае проводится фоновый мониторинг, или мониторинг фонового загрязнения ОС. Укажем, что природный фон – естественная концентрация или степень воздействия природных веществ и других агентов на что-либо.

Ныне создана мировая сеть станций фонового мониторинга, которая охватывает все типы экосистем: наземные (лесные, степные, пустынные, высокогорные) и водные (морские и пресноводные). Эта работа осуществляется под эгидой Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). На территории России в 11 биосферных заповедниках расположены станции комплексного фонового мониторинга; они являются частью глобальной международной наблюдательной сети.

Наземный мониторинг проводится, во-первых, для уточнения данных, полученных с космических или авиационных аппаратов, а во-вторых, для наблюдений, которые не могут быть осуществлены другими методами. К таковым, например, может быть отнесено определение физических или химических параметров приземного слоя воздуха и почв, растительности или вод. При этом часто используют живые организмы – биоиндикаторы. Например, по покраснению хвойных иголок можно судить о содержании в атмосферном воздухе кислых газов (SО2). Отдельные виды лишайников используют как показатели присутствия определенных загрязняющих веществ.

Авиационный мониторинг ориентирован на региональные или локальные явления. Например, он широко используется в целях инвентаризации лесов, выявления площадей, пораженных пожарами, промышленными загрязнениями, вредителями.

Космический мониторинг позволяет составить представление об отдельных изменениях в биосфере, которые при других методах не выявляются.

Первый экологический искусственный спутник Земли (ИСЗ) «Космос-1906» был запущен в конце 1987 г. Программа полета таких ИСЗ предусматривает получение и обработку данных дистанционного зондирования Земли, выполнение съемок ряда территорий СНГ, Антарктиды и Мирового океана. На основе космической информации ведутся планомерные широкомасштабные исследования природных ресурсов, окружающей среды, изучаются результаты воздействия на нее хозяйственной деятельности.

Спутник мгновенно может обеспечить съемку от 8 до 40 тыс. км2 земной поверхности, а за 10 мин работы – около 1 млн км2. Такой огромный объем информации обрабатывается, естественно, с применением ЭВМ. С помощью спутниковых данных изучают изменение границы тундры и лесотундры (это характеризует динамику глобального потепления), динамику и состояние лесов, определяют очаги распространения вредителей сельскохозяйственных культур, отслеживают динамику растительности. В настоящее время в народном хозяйстве по материалам космических съемок решается около 300 различных задач, и перечень их продолжает расти.

Единая государственная система экологического мониторинга России создана с целью наблюдения за происходящими в ОПС физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствия его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

В зависимости от принципа классификации имеются различ­ные системы мониторинга (табл. 9).

Наиболее универсальным является комплексный экологиче­ский мониторинг окружающей среды.

Комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их фактического уров­ня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых орга­низмов.

При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды: а) проводится постоянная оценка экологи­ческих условий среды обитания человека и биологических объек­тов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной целостности экосистем; б) созда­ются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не до­стигаются.

 

Таблица 9

Классификация систем (подсистем) мониторинга

Принцип классификации Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга  
Универсальные системы Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг. Национальный мониторинг (например, общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения внешней среды). Межнациональный мониторинг (например, мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ)  
Реакция основных составляющих биосферы Геофизический мониторинг. Биологический мониторинг, включая Генетический. Экологический мониторинг (включающий вышеназванные)  
Различные сферы   Мониторинг антропогенных изменений (включая загрязнения и реакцию на них) в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте  
Факторы и источники воздействия Мониторинг источников загрязнения. Ингредиентный мониторинг (например, отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шумов и т. д.)  
Острота и глобальность проблемы Мониторинг океана. Мониторинг озоносферы  
Методы наблюдения   Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям. Спутниковый мониторинг (дистанционные методы)  
Системный подход   Медико-биологический (состояния здоровья) мониторинг. Экологический мониторинг  
  Климатический мониторинг. Вариант: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг

Система комплексного экологического мониторинга предус­матривает:

– выделение объекта наблюдения;

– обследование выделенного объекта наблюдения;

– составление для объекта наблюдения информационной модели;

– планирование измерений;

– оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;

– прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

– предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели комплексного экологического мониторинга состоят в том, чтобы на основании полученной информации:

1) оценить показатели состояния и функциональной целост­ности экосистем и среды обитания человека (т. е. провести оценку соблюдения экологических нормативов);

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т. е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания);

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т. е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных си­туаций.

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.

В Российской Федерации функционируют несколько ведом­ственных систем мониторинга: например, служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета, служба монито­ринга водных ресурсов Роскомвода, служба агрохимических на­блюдений и мониторинга загрязнений сельскохозяйственных зе­мель Роскомзема и др.

Российское космическое агентство проводит экологический мониторинг территорий и объектов, загрязненных компонентами ракетного топлива. Ныне создана комплексная система экологического мониторинга космодромов России, а также космодрома Байконур, расположенного на территории суверенного государства Казахстан.

Экологическая экспертиза

И экологический контроль

Экспертиза – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) порядко­вые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосред­ственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов.

Экологическая экспертиза – это установление соответст­вия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологиче­ским требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними соци­альных, экологических и других последствий реализации объ­екта этой экспертизы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию кон­ституционного права граждан Российской Федерации на благо­приятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного пра­ва субъектов Российской Федерации на совместное ведение во­просов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государствен­ной экологической экспертизы».

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности лю­бой намечаемой хозяйственной и другой деятельности;

обязательности проведения государственной экологиче­ской экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую при­родную среду хозяйственной и другой деятельности и его по­следствий;

• обязательности учета требований экологической безопас­ности при проведении экологической экспертизы;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

• независимости экспертов при осуществлении полномочий в области экологической экспертизы;

• научной обоснованности, объективности и законности за­ключений экологической экспертизы;

• гласности, участия общественных организаций (объедине­ний), учета общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» пре­дусмотрено проведение двух видов экспертиз: государственной и общественной.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направ­ленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприя­тий в области народного хозяйства и природных ресурсов требо­ваниям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объедине­ниями), основным направлением деятельности которых в соот­ветствии с их уставами являются охрана окружающей природ­ной среды, в том числе организация и проведение экологиче­ской экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, уста­новленном законодательством РФ.

Граждане и обще­ственные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

• выдвигать предложения в соответствии с Федеральным за­коном «Об экологической экспертизе» о проведении общест­венной экологической экспертизы хозяйственной и иной дея­тельности, реализация которой затрагивает экологические инте­ресы населения, проживающего на данной территории;

• направлять в письменной форме специально уполномочен­ным государственным органам в области экологической экспер­тизы аргументированные предложения по экологическим аспек­там намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы кон­кретных объектов, и информацию о результатах ее проведения;

• осуществлять иные действия в области экологической экс­пертизы, не противоречащие законодательству РФ.

При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологиче­ской экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассмат­риваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие об­щественное мнение.

Экологический контроль. Задачи экологического контроля, структура контроля.

Контроль в области охраны окружающей среды – ООС – (экологический контроль) это система мер, на­правленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения зако­нодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных доку­ментов, в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона ООС). Целью проведения экологического контроля является обеспечение исполнения природоохранного законодательства, соблюдение экологических требова­ний и обеспечение экологической безопасности.

Согласно Закону об охране ОПС перед экологическим контролем стоят следующие задачи:

– наблюдение за состояние окружающей природной среды и ее загрязнением под влиянием хозяйственной или иной деятельности;

– проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению ОПС, соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества ОПС.

В Российской Федерации осуществляются четыре вида экологического контроля: государственный, производственный, муниципальный и общественный (ст. 64).

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется уполномоченнымина то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

В настоящее время государственный экологический контроль осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министер­ства природных ресурсов РФ (федеральный орган исполнительной власти) в лице государственных инспекторов.

Государственные инспектора имеют право в установленном порядке (ст. 66):

–проверять соблюдение нормативных документов, работу очистных сооружений и др. обезвреживающих устройств, средств контроля и выпол­нения планов природоохранных мероприятий;

– проверять соблюдение требований, норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуа­тации производственных и др. объектов;

– проверять выполнение требований, указанных в заключении госу­дарственной экологической экспертизы;

– предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства;

– приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридиче­ских и физических лиц при нарушении ими законодательства;

– привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.

Следует отметить, что, согласно Закону ООС, по предписанию контро­лирующего органа допускается только приостановление деятельности предприятия. Полностью работа предприятия может быть остановлена только на основании решения суда (ст. 34 Закона ООС).

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами РФ иными общественными организациями, трудовыми коллективами, отдельными гражданами.

Производственный экологический контроль организуют сами субъекты хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения выполнения ме­роприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения тре­бований, установленных законодательством. Сведения об организации производственного контроля представляются в органы, осуществляющие государственный и муниципальный экологический контроль (ст. 67).

Муниципальный экологический контроль должен осуществляться ор­ганами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов мест­ного самоуправления. Общественный экологический контроль должен осуществляться общественными и иными некоммерческими объединения­ми в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с за­конодательством. Результаты контроля представляются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления (ст. 68).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.033 с.)