Принципы международного сотрудничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы международного сотрудничества



 

Из всех видов безопасности (военной, экологической, экономической и др.) именно экологическая на сегодняшний день является самой актуальной.

Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлись во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами ( от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.

В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды.

Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, какими являются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является их составной частью.

Движение воздушных и водных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Трансграничный перенос приводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территорию другой.

Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, а около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку в Финляндии и т. д.

Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна в смысле бережного отношения к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, гибели животного и растительного мира.

Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы.

Природоохранные проблемы не имеют национальных границ. Трансграничные реки, т. е. реки, которые протекают по территориям нескольких государств, являются источником переброски загрязнений из одной страны в другую. Трансграничные воздушные массы несут десятки тысяч тонн загрязняющих веществ. Промышленная деятельность сопредельных стран влияет на состояние природы, на загрязнения водоемов, лесов, почв. Наблюдается разрушение планетарного озонового слоя, в разных местах планеты выпадают кислотные дожди, меняется газовый баланс в атмосфере, вероятны глобальные изменения климата. Экологические проблемы являются международными и требуют международного сотрудничества.

Объектами международной охраны окружающей среды являются природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права возникают и развиваются международные отношения, регулируемые совокупностью норм международного права, которые опираются на важнейшие общие принципы.

Принципы международной охраны окружающей среды: приоритетность экологических прав человека, суверенитет государства на природные ресурсы своей территории, недопустимость экологического благополучия одного государства за счет экологического вреда другому, экологический контроль на всех ровнях, свободный обмен международной экологической информацией, взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах и разрешение эколого-правовых споров мирными средствами.

Среди международных объектов охраны ОПС выделяются две категории: 1) не входящие и 2) входящие в юрисдикцию отдельных государств. Первые – это воздушный бассейн, ближний космос, Мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных. Указанные объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Те природные объекты, которые не вошли в категорию международных охраняемых объектов, могут при необходимости выступать в качестве объектов международного сотрудничества в области охраны ОПС, рационального природопользования, экологической безопасности.

Таким образом, международно-правовая ответственность государства обеспечивается системой мер, наиболее распространенной формой которых являются санкции, принудительные меры к государству-нарушителю. Они применяются только в случае тяжкого международного экопреступления.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязанностей, связанных с причинением материального, экологического ущерба.

Поворотным пунктом в формировании экологической политики государств и международного сообщества стала Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде. Она состоялась в Стокгольме 5–6 июня 1972 г. По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды, принята Декларация Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, в которой сформулированы 26 принципов, начиная с провозглашения права человека на жизнь в такой окружающей среде, «качественная сторона которой делает возможным достойный и благополучный образ жизни». День открытия конференции – 5 июня – провозглашен Всемирным днем окружающей среды.

Первый принцип (основной): государства вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то, чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащих за пределами национальной территории.

Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору, фауну и особенно репрезентативные (характерные) образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека и управления ею по мере необходимости.

Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество.

Развитию природоохранного сотрудничества способствует проведение дальнейших международных форумов: Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе (Хельсинки, 1975); Глобального форума по проблемам выживания (Москва,1990); Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992).

Важнейшими документами в международных природоохранных отношениях является Всемирная хартия природы (ВХП), принятая в 1982 г., в которой содержатся руководящие принципы поведения государств и народов по отношению к окружающей природной среде. Всемирная хартия природы провозгласила и взяла под защиту право всех форм жизни на выживание.

Другими важнейшими документами в международных природоохранных отношениях являются: Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природу (1977), Конвенция об изменении климата (1992), Конвенция о биологическом разнообразии (1992), Конвенция по борьбе с опустыниванием (1994) и пр.

В законе «Об охране окружающей среды в РФ» (2002) обозначены принципы, которыми руководствуется Россия в своей политике в области международного сотрудничества при решении экологических проблем. К ним относятся следующие положения:

– каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для своего развития и обеспечения своих граждан;

– экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

– хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить вред окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

– недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

– должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

– должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

– государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

– все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны решаться только мирным путем.

В Законе закреплено приоритетное положение правил международного договора по отношению к правилам РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.01 с.)