Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности экономического механизма

Поиск

Охраны окружающей среды

Актуальной проблемой современности является сохранение окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Решение столь сложной проблемы возможно лишь при соблюдении баланса между природными возможностями и общественными потребностями.

Федеральным законом "Об охране окружающей среды", принятым в 2002 г., декла­рированы правовые основы государственной политики в об­ласти охраны окружающей среды, обеспечивающие:

– сбалансированное решение социально-экономических задач;

– сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия;

– рациональное использование ресурсов.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние ОПС, все субъекты РФ, а также граждане России, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствовать­ся следующими основными принципами:

– приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обес­печения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

– научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

– рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей ок­ружающей природной среды, необходимости воспроизвод­ства природных ресурсов и недопущения необратимых по­следствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Противостояние экономики и экологии – узловая про­блема охраны окружающей природной среды. Ранее ее пы­тались решать путем административно-командных методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголов­ного и административного наказания. Если метод админист­ративного воздействия исходит из отношений власти и под­чинения, то экологизация экономики в современных услови­ях опирается на материальную заинтересованность субъектов экономики в сохранении и рациональном использовании ок­ружающей среды.

Задачи и методы экономического регулирования. Эконо­мическое регулирование в области охраны окружающей среды включает:

– планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

– установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ОПС и размещение отходов;

– установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

– представление предприятиям, учреждениям и органи­зациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных или ресурсосберега­ющих технологий и нетрадиционных видов энергии при осу­ществлении других эффективных мер по охране окружаю­щей природной среды;

– возмещение в установленном порядке вреда, причи­ненного ОПС и здоровью человека.

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:

– разработка государственных прогнозов социально-экономи­ческого развития на основе экологических прогнозов;

– разработка федеральных прогнозов в области экологи­ческого развития Российской Федерации, а также целевых программ в об­ласти охраны окружающей среды субъектов РФ;

– разработка и проведение мероприятий по ООС в целях предотвращения причинения вре­да окружающей среде;

– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– установление лимитов на выбросы и сбросы загрязня­ющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негатив­ного воздействия на окружающую среду;

– проведение экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;

– проведение экономической оценки воздействия хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую среду;

– предоставление налоговых и иных льгот при внедре­нии ресурсо- и природосберегающих технологий, нетрадици­онных видов энергии, использование вторичных ресурсов при переработке отходов, а также при осуществлении иных эф­фективных мер по ООС в соответ­ствии с законодательством РФ;

– поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе в области экологического страхо­вания), направленной на охрану окружающей среды;

– возмещение в установленном порядке вреда окружаю­щей среде;

– иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению ООС.

Система управления производственными процессами, направленная на достижение баланса между экономическими и экологическими показателями деятельности предприятия называется экологическим менеджментом.

Экологический менеджмент – сфера управления, малоизвестная российским менеджерам и предпринимателям. Между тем, как мировая практика показывает, наличие эффектной системы экологического менеджмента способствует не только увеличению степени экологической безопасности предприятия, но и его финансовой стабильности, поэтому при разработке стратегических и тактических действий современные руководители должны оценивать не только экономические, но и экологические аспекты принятых управленческих решений.

 

Лицензирование, договор и лимиты

На природопользование

 

Любая хозяйственная деятельность, связанная с воздейст­вием на окружающую природную среду, может производиться только при наличии договора на комплексное природопользова­ние, заключаемого между природопользователем и местными органами исполнительной власти.

Заключение договора на комплексное природопользова­ние осуществляется на основании лицензии на комплексное при­родопользование и специальных разрешений на загрязнение ок­ружающей природной среды и на изъятие отдельных видов ресур­сов.

Используется следующий порядок заключения договора на комплексное природопользование: природопользователь обращается в орган исполнительной власти с заявкой на природополь­зование и проектом предполагаемой хозяйственной деятельнос­ти. Исполнительный орган власти организует проведение эколо­гической экспертизы проекта.

При положительном заключении государственной экологической экспертизыприродопользователю выдается лицензия на использование каждого вида природного ресурса, а также ли­цензия на комплексное природопользование.

Лицензия (или разрешение) – документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов (МПР)), и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.

Лицензия на комплексное природопользование включает следующую информацию: 1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; 2) нормативные платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов; 3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов; 4) нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов; 5) экологические требования и ограничения, при которых разрешается хозяйственная и иная деятельность.

Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование, представляющих собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

Лимиты размещения отходов предусматриваются по всем видам отходов. Каждый природопользователь, в результате хозяй­ственной деятельности которого образуются отходы, должен иметь проекты лимитов размещения отходов.

Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь (промышленное предприятие, фермерское хозяйство, воинская часть и т. п.) в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании. В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон (государства и природопользователя) и механизмы возмещения возможного вреда, причиненного природной среде, порядок разрешения споров.

Таким образом, лимиты, лицензия и договор на комплексное природопользование, будучи, с одной стороны, элементами системы экологических ограничений со стороны государства (административное управление), выполняют, с другой стороны, и экономические функции, побуждая природопользователя при помощи «рубля» бережнее относиться к природной среде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.009 с.)