Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура современной экологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные разделы современной экологии: • Общая экология, • Биоэкология, • Геоэкология, • Экология человека, • Социальная экология, • Прикладная экология. Каждый раздел имеет свои подразделения и связи с другими частями экологии и смежными науками (рис. 1).
Рис. 1. Подразделения современной экологии (Акимова) Общая экология посвящена объединению разнообразных экологических знаний на едином научном фундаменте. Ее ядром является теоретическая экология, которая устанавливает общие закономерности функционирования экологических систем. Экспериментальная экология дополняет натурные наблюденияи обеспечивает методическим инструментарием различные разделы науки. Но возможности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому широко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. Вместе с обработкой информации и количественным анализом фактического материала оно входит в раздел теоретической экологии, который называют математической экологией. Биоэкология – праматерь всей экологии. Главная ее часть – системная экология, экология естественных биологических систем: особей, видов (аутоэкология); популяций (популяционная экология, или демэкология); многовидовых сообществ, биоценозов (синэкология); экологических систем (биогеоценология, учение об экосистемах). Другая часть биоэкологии – экология систематических групп организмов –царств бактерий, грибов, растений, животных, а также более мелких систематических единиц: типов, классов, отрядов и т. п. Еще одно подразделение составляет эволюционная экология – учение о роли экологических факторов в эволюции. Именно в биоэкологии на основе изучения роли потоков веществ, энергии и информации в жизнедеятельности организмов формируется представление об экологии как об экономике природы. Геоэкология изучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности. В нее входят: экология сред – воздушной, наземной (суши), почвенной, пресноводной, морской, преобразованной человеком; экология природно-климатических зон – тундры, тайги, степи, пустыни, гор, других зон и их более мелких подразделений – ландшафтов (экология речных долин, морских берегов, болот, островов, коралловых рифов и т. п.). К геоэкологии относится также экологическое описание различных географических областей, регионов, стран, континентов. Совместной областью биоэкологии и геоэкологии является учение о биосфере – биосферология – главное содержание глобальной экологии. Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природной и социальной средой. Важной особенностью экологии человека является социобиологический подход – правильное уравновешивание биологических и социальных аспектов. Социальная экология как часть экологии человека – это объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения. К этому объединению относятся: экология человеческих популяций, экология народонаселения – экологическая демография, экология этносов и этногенеза – образования рас и наций. К социальной экологии относится и экология культуры (цивилизации) как главной отличительной черты человеческого сообщества. Вершиной этой ветви знания является эволюционная (историческая) экология человечества, также входящая в глобальную экологию. Прикладная экология – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Она формирует экологические критерии экономики, исследует механизмы антропогенных воздействий на природу и окружающую человека среду, следит за ее качеством, обосновывает нормативы неистощительного использования природных ресурсов, осуществляет экологическую регламентацию хозяйственной деятельности, контролирует экологическое соответствие различных планов и проектов, разрабатывает технические средства охраны окружающей среды и восстановления нарушенных человеком природных систем. Выделяются следующие прикладные разделы экологии: Инженерная экология – изучение и разработка инженерных норм и средств, отвечающих экологическим требованиям׃ • контроль и регламентация материально-энергетических потоков производства и техногенных эмиссий (т. е. испускания, выброса побочных продуктов) от различных инженерных объектов; • экологическая безопасность производственной и внепроиз-водственной среды, производственных процессов, сооружений, машин и изделий; • контроль состояния производственной среды и окружающей человека среды в зонах воздействия хозяйственных объектов; • оптимизация отраслевой структуры промышленных комплексов и размещения мощностей строительства и эксплуатации гражданских и хозяйственных объектов. Сельскохозяйственная экология в своей значительной части сливается с биологическими основами земледелия (агроэкология) и животноводства (экология сельскохозяйственных животных). Экосистемный подход обогащает агробиологию принципами и средствами рациональной эксплуатации земельных ресурсов, повышения продуктивности и получения экологически чистой продукции. Биоресурсная и промысловая экология изучает условия, при которых эксплуатация биологических ресурсов природных экосистем (лесов, континентальных водоемов, морей, океана) не приводит к их истощению и нарушению, утрате видов, уменьшению биологического разнообразия. В задачи этой дисциплины входит также разработка методов восстановления и обогащения биоресурсов, научное обоснование создания заповедников. Коммунальная экология – раздел прикладной экологии, посвященный особенностям и влияниям различных факторов искусственно преобразованной среды обитания людей в жилищах, населенных пунктах, в городах (урбоэкология). Медицинская экология – область изучения экологических условий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе острых и хронических заболеваний, обусловленных природными факторами и неблагоприятными техногенными воздействиями среды. Медицинская экология включает в качестве раздела рекреационную экологию, т. е. экологию отдыха и оздоровления людей. Из этого перечня видно, что экологизации подверглись многие науки и сферы практической деятельности. В их пограничных зонах возникают новые дисциплины. Геоэкологиятесно взаимодействует с биогеографией – наукой о географическом распределении живых организмов; многие разделы этих дисциплин накладываются друг на друга. Это же можно сказать и об экологии человека, с одной стороны, и социологии, антропологии, с другой. Пожалуй, еще теснее переплетаются с родственными дисциплинами ветви прикладной экологии. Ее экономические аспекты изучаются быстро развивающейся экономикой природопользования. Экология города имеет много общего с коммунальной гигиеной. Большинство требований промышленной экологии совпадает с нормами эффективности, безопасности и культуры производства, с гигиеной труда и эргономикой. Всё это отнюдь не свидетельствует о «размывании» предмета экологии или о «замене вывесок» в угоду моде. В пограничных областях происходит взаимное обогащение наук. По выражению Н. Ф. Реймерса (1994 г.), экология «выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э. Геккелем», но еще не удостоилась «нового костюма» – научного признания, соответствующего ее общественной значимости. А размах экологизации лишь указывает на то, что экология занимает все более лидирующее положение в современной науке и способствует синтезу фундаментальных знаний о природе и обществе.
1.4 Экологическое сознание и экологическое образование
Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека: как широких масс населения, так и политиков, ученых, руководителей, представителей средств массовой информации (СМИ). Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине ХХ в. Это связано со многими причинами. Большую роль в этом сыграл научно-технический прогресс, приведший к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир, к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало объединению ученых, деятелей культуры, и других прогрессивных членов общества. Цель формирования экологического сознания – переориентация человеческого мировоззрения. Экологическое сознание – форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество-природа». Формирование экологического сознания тесно связано с экологическим образованием. Развитие системы экологического образования в России требует воспитания у студентов активной жизненной позиции в решении экологических проблем. Для их решения необходимо создание действующего природоохранного законодательства, воспитания у молодежи бережного отношения к природе, для чего необходимо обеспечить экологическую грамотность кадров, создав систему непрерывного экологического образования. Экологическое образование является не только интегральной частью образовательных программ, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. И что образование «по окружающей среде» должно изучаться в школах всех степеней от начального до высшего образования, входить в учебные программы по всем предметам и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу. Таким образом, задачи экологического образования следующие: формирование у личности системы адекватных экологических представлений, формирование субъективного отношения к природе, формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Экологическое поведение является следствием, реализацией содержания экологического сознания и во многом определяется особенностями личности. В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующими технологиями. Как отмечалось в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, культура технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности. Новая культура человечества – экологическая – определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные поведение и деятельность. Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и ее грамотное осуществление.
Выводы Термин «экология» происходит от греческого слова «oikos» – «дом», «logos» – «учение» и дословно означает учение о доме, об условиях обитания населяющих этот дом. Термин "экология" ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году. Человечество занимается экологией издавна. В ее развитии можно выделить несколько самостоятельных этапов: 1-й этап – изучение среды обитания отдельных видов (1870–1887 гг.); 2-й этап – изучение экосистемы (этот термин впервые употребил А.Тенсли в 1935 г.); 3-й этап – изучение взаимоотношений экосистем (1950 г.); 4-й этап – изучение биосферы (это учение было разработано Вернадским В. И. на рубеже XIX и XX вв.); 5-й этап – изучение места человека в биосфере (современный этап). Экология – это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. В современной экологии сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы: антропоцентрический, или технологический, подход, и биоцентрический, или экоцентрический, подход. Основные разделы современной экологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология. Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека.
[ 6, с. 5–15; 8, с. 6, 17–23; 11, с. 4–7; 12, с. 7–15; 13, с. 15–30, 38–39, 44–48; 14, с. 28–31; 15, с. 6–12, 403–412; 16, с. 6–10; 18, с. 5–10].
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.008 с.) |