Структура современной экологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура современной экологии



 

Основные разделы современной экологии:

• Общая экология,

• Биоэкология,

• Геоэкология,

• Экология человека,

• Социальная экология,

• Прикладная экология.

Каждый раздел имеет свои подразделения и связи с другими частями экологии и смежными науками (рис. 1).

 

 


 

           
   
 
 
   
 

 


Рис. 1. Подразделения современной экологии (Акимова)

Общая экологияпосвящена объединению разнообразных эко­логических знаний на едином научном фундаменте. Ее ядром яв­ляется теоретическая экология, которая устанавливает общие зако­номерности функционирования экологических систем. Экспериментальная экология дополняет натурные наблюденияи обеспечивает методи­ческим инструментарием различные разделы науки. Но воз­можности эксперимента в экологии ограничены. Поэтому ши­роко применяется моделирование, в частности, математическое моделирование. Вместе с обработкой информации и количест­венным анализом фактического материала оно входит в раздел теоретической экологии, который называют математической экологией.

Биоэкология – праматерь всей экологии. Главная ее часть – системная экология, экология естественных биологических сис­тем: особей, видов (аутоэкология); популяций (популяционная экология, или демэкология); многовидовых сообществ, биоцено­зов (синэкология); экологических систем (биогеоценология, учение об экосистемах).

Другая часть биоэкологии – экология систематических групп организмов –царств бактерий, грибов, растений, животных, а также более мелких систематических единиц: типов, классов, отрядов и т. п.

Еще одно подразделение составляет эволюционная экология учение о роли экологических факторов в эволюции.

Именно в биоэкологии на основе изучения роли потоков веществ, энергии и информации в жизнедеятельности организ­мов формируется представление об экологии как об экономике природы.

Геоэкологияизучает взаимоотношения организмов и среды обитания с точки зрения их географической принадлежности. В нее входят: экология сред воздушной, наземной (суши), почвен­ной, пресноводной, морской, преобразованной человеком; эколо­гия природно-климатических зон тундры, тайги, степи, пустыни, гор, других зон и их более мелких подразделений ландшафтов (экология речных долин, морских берегов, болот, островов, корал­ловых рифов и т. п.). К геоэкологии относится также экологическое описание различных географических областей, регионов, стран, кон­тинентов.

Совместной областью биоэкологии и геоэкологии является учение о биосфере биосферология главное содержание глобаль­ной экологии.

Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природ­ной и социальной средой. Важной особенностью экологии человека является социобиологический подход пра­вильное уравновешивание биологических и социальных аспек­тов.

Социальная экология как часть экологии человека это объединение научных отраслей, изучающих связь обществен­ных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения. К это­му объединению относятся: экология человеческих популяций, экология народонаселения экологическая демография, эко­логия этносов и этногенеза образования рас и наций. К со­циальной экологии относится и экология культуры (цивилизации) как главной отличительной черты человеческого сообщества. Вершиной этой ветви знания является эволюционная (исто­рическая) экология человечества, также входящая в глобальную экологию.

Прикладная экология – большой комплекс дисциплин, связанных с различными областями человеческой деятельности и взаимоотношений между человеческим обществом и природой. Она формирует экологические критерии экономики, исследует механизмы антропогенных воздействий на природу и окружаю­щую человека среду, следит за ее качеством, обосновывает норма­тивы неистощительного использования природных ресурсов, осу­ществляет экологическую регламентацию хозяйственной деятель­ности, контролирует экологическое соответствие различных пла­нов и проектов, разрабатывает технические средства охраны окружающей среды и восстановления нарушенных человеком природ­ных систем.

Выделяются следующие прикладные разделы экологии:

Инженерная экология –изучение и разработка инженерных норм и средств, отвечающих экологическим требованиям׃

• контроль и регламентация материально-энергетических потоков производства и техногенных эмиссий (т. е. испускания, выброса побочных продуктов) от различных инженерных объектов;

• экологическая безопасность производственной и внепроиз-водственной среды, производственных процессов, сооруже­ний, машин и изделий;

• контроль состояния производственной среды и окружающей человека среды в зонах воздействия хозяйственных объектов;

• оптимизация отраслевой структуры промышленных комплексов и размещения мощностей строительства и эксплуа­тации гражданских и хозяйственных объектов.

Сельскохозяйственная экологияв своей значительной части сли­вается с биологическими основами земледелия (агроэкология) и животноводства (экология сельскохозяйственных животных). Экосистемный подход обогащает агробиологию принципами и средст­вами рациональной эксплуатации земельных ресурсов, повышения продуктивности и получения экологически чистой продукции.

Биоресурсная и промысловая экологияизучает условия, при кото­рых эксплуатация биологических ресурсов природных экосистем (лесов, континентальных водоемов, морей, океана) не приводит к их истощению и нарушению, утрате видов, уменьшению биологи­ческого разнообразия. В задачи этой дисциплины входит также разработка методов восстановления и обогащения биоресурсов, научное обоснование создания заповедников.

Коммунальная экология–раздел приклад­ной экологии, посвященный особенностям и влияниям различных факторов искусственно преобразованной среды обитания людей в жилищах, населенных пунктах, в городах (урбоэкология).

Медицинская экология–область изучения экологических ус­ловий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе острых и хронических заболеваний, обу­словленных природными факторами и неблагоприятными тех­ногенными воздействиями среды. Медицинская экология включает в качестве раздела рекреаци­онную экологию, т. е. экологию отдыха и оздоровления людей.

Из этого перечня видно, что экологизации подверглись многие науки и сферы практической деятельности. В их погра­ничных зонах возникают новые дисциплины.

Геоэкологиятесно взаимодействует с биогеографиейнаукой о географическом распределении живых организмов; многие разде­лы этих дисциплин накладываются друг на друга. Это же можно сказать и об экологии человека, с одной стороны, и социологии, ан­тропологии, с другой.

Пожалуй, еще теснее переплетаются с родственными дисци­плинами ветви прикладной экологии. Ее экономические аспекты изучаются быстро развивающейся экономикой природопользова­ния. Экология города имеет много общего с ком­мунальной гигиеной. Большинство тре­бований промышленной экологии совпадает с нормами эффектив­ности, безопасности и культуры производства, с гигиеной труда и эргономикой.

Всё это отнюдь не свидетельствует о «размывании» предмета экологии или о «замене вывесок» в угоду моде. В пограничных об­ластях происходит взаимное обогащение наук. По выражению Н. Ф. Реймерса (1994 г.), экология «выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э. Геккелем», но еще не удостоилась «нового кос­тюма» научного признания, соответствующего ее общественной значимости. А размах экологизации лишь указывает на то, что экология занимает все более лидирующее положение в современной науке и способствует синтезу фундаментальных знаний о природе и обществе.

 

1.4 Экологическое сознание и экологическое образование

 

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека: как широких масс населения, так и политиков, ученых, руководителей, представителей средств массовой информации (СМИ). Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине ХХ в. Это связано со многими причинами. Большую роль в этом сыграл научно-технический прогресс, приведший к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир, к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало объединению ученых, деятелей культуры, и других прогрессивных членов общества.

Цель формирования экологического сознания – переориентация человеческого мировоззрения. Экологическое сознание – форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно – реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество-природа».

Формирование экологического сознания тесно связано с экологическим образованием. Развитие системы экологического образования в России требует воспитания у студентов активной жизненной позиции в решении экологических проблем. Для их решения необходимо создание действующего природоохранного законодательства, воспитания у молодежи бережного отношения к природе, для чего необходимо обеспечить экологическую грамотность кадров, создав систему непрерывного экологического образования.

Экологическое образование является не только интегральной частью образовательных программ, но и всех форм общественного влияния на развитие общественного сознания и человеческого поведения. И что образование «по окружающей среде» должно изучаться в школах всех степеней от начального до высшего образования, входить в учебные программы по всем предметам и тем самым способствовать пониманию единства окружающей среды и воздействия человека на природу.

Таким образом, задачи экологического образования следующие: формирование у личности системы адекватных экологических представлений, формирование субъективного отношения к природе, формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами.

Экологическое поведение является следствием, реализацией содержания экологического сознания и во многом определяется особенностями личности.

В основе выбора личностью тех или иных стратегий взаимодействия с природными объектами лежат существующие у нее экологические представления и субъективное отношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующими технологиями.

Как отмечалось в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, культура технократического общества, сформировавшая его нравственные нормы и ценности, связанные с количественным ростом показателей потребления, исчерпала свои возможности. Новая культура человечества – экологическая – определяет ценностные ориентации, мотивирующие экологически обоснованные поведение и деятельность. Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и ее грамотное осуществление.

 

Выводы

Термин «экология» происходит от греческого слова «oikos» «дом», «logos» «учение» и дословно означает учение о доме, об условиях обитания населяющих этот дом. Термин "экология" ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 году.

Человечество занимается экологией издавна. В ее развитии можно выделить несколько самостоятельных этапов:

1-й этап изучение среды обитания отдельных видов (1870–1887 гг.);

2-й этап изучение экосистемы (этот термин впервые употребил А.Тенсли в 1935 г.);

3-й этап изучение взаимоотношений экосистем (1950 г.);

4-й этап изучение биосферы (это учение было разработано Вернадским В. И. на рубеже XIX и XX вв.);

5-й этап изучение места человека в биосфере (современный этап).

Экология это наука, которая учит человека жить в ладу с природой.

В современной экологии сталкиваются две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы:антропоцентрический, или технологический, подход, и биоцентрический, или экоцентрический, подход.

Основные разделы современной экологии: общая экология, биоэкология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология.

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров связано с проблемой изменения сознания человека.

 

[6, с. 5–15; 8, с. 6, 17–23; 11, с. 4–7; 12, с. 7–15; 13, с. 15–30, 38–39, 44–48; 14 , с. 28–31; 15, с. 6–12, 403–412; 16, с. 6–10; 18, с. 5–10].

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.009 с.)