Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Минимизация антропогенных опасностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Минимально опасное взаимодействие человека с техникой в совокупности систем «человек — техника» достигается как за счет совершенствования техники, так и за счет учета антропометрических особенностей человека, сохраняя его работоспособность правильным выбором режимов труда и отдыха; обучения и профессионального отбора работающих. Профессиональный отбор операторов во многом связан с оценкой их профессиональной совместимости с технической системой.
Обучение и инструктаж Обучение работающих основам безопасности должно вестись при их профессиональной подготовке независимо от ее формы (институт, колледж, обучение непосредственно на производстве), а также в рамках системы инструктажей при повышении квалификации. Обучение студентов вузов ведется при изучении дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», курсовом и дипломном проектировании, прохождении производственной практики. Основные требования к обучающим программам изложены в федеральных законах «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законе РФ «О защите прав потребителей» и Трудовом кодексе РФ. В соответствии с законодательством РФ работодатель обязан обеспечить инструктаж, обучение и проверку знаний работником норм, правил и инструкций по охране труда. Предусмотрено проведение пяти видов инструктажа. При поступлении на работу отдел охраны труда проводит вводный инструктаж. Перед первичным допуском к работе все принятые (в том числе учащиеся, проходящие производственную практику) непосредственно на рабочем месте проходят первичный инструктаж по охране труда. Рабочие допускаются к самостоятельной работе только после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы. После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж. Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях: — при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил; — при введении инструкций по охране труда, а также изменений к ним; — при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; — при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; — по требованию органов надзора; — при больших перерывах в работе (для работ, к которым предъявляют дополнительные, повышенные требования безопасности труда более, чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — при перерывах более 60 дней). Целевой инструктаж проводят в следующих случаях: при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.). Первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний, устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе (к практическим занятиям) не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке работающего с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ. Минимизация антропогенных опасностей достигается, если на объектах экономики будет использоваться только квалифицированный персонал, наличие которого — одно из важнейших условий безопасности и экологичности производства. С этой целью на предприятиях создается специальная система обучения работников. Обучению и проверке знаний подлежат: — руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ; — инженеры и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений. Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих — периодически, не реже одного раза в три года. Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля, рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) на руководителя подразделения. Руководители и специалисты, поступившие на предприятие, проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности. При этом они должны быть ознакомлены: — с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении); — законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии; — своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии (подразделении); — порядком и состоянием обеспечения работников средствами защиты от воздействия неблагоприятных для их здоровья факторов; — порядком индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки. Внеочередная проверка знаний по охране труда для руководителей и специалистов проводится в следующих случаях: — при введении в действие на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда; — при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала; — при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей); — по требованию государственной инспекции труда субъектов РФ при установлении недостаточных знаний; — после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда; — при перерыве в работе в данной должности более одного года. Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется их специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее, чем за 15 дней. Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или несколько). Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами. Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке. Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, в соответствии с типовыми программами. Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов РФ. Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда. Дополнительные требования к обеспечению безопасности в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами по охране труда предусмотрены для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким работам относятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузоподъемных машин и лифтов, выполнение верхолазных, электрогазосварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, связанная с применением радиоактивных веществ, взрывчатых материалов, пиротехнических средств. Работодатель, руководитель организации на основании действующих нормативных правовых актов по охране труда должен определить перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, требующие дополнительного специального обучения работников перед допуском их к самостоятельной работе. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливается руководителем организации с учетом действующих норм и правил. Без предварительного обучения, проверки знаний соответствующих правил и норм по охране труда персонал к работам, связанным с повышенной опасностью, не допускается. Обучение осуществляется по программам, утвержденным руководителем организации по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом. Обучение должно завершаться проверкой теоретических знаний и практических навыков. Прошедшему проверку знаний выдается удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью. Проверка знаний должна быть периодичной в соответствии с действующими соответствующими правилами. В соответствии с утвержденным перечнем работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в медицинском учреждении. Особое место в организации работ на предприятии отводится работам, на проведение которых требуется наряд-допуск. Наряд-допуск — это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы. Организация безопасного производства работ по наряду-допуску регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда по каждому виду работ. Например, регламентируются работы в действующих электрических установках, ремонт грузоподъемных кранов, осмотр и ремонт газораспределительных пунктов и газопроводов, ремонт котлов и т.д. Нормативными правовыми актами определяются лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности, порядок выдачи и оформления нарядов-допусков, действия ответственных лиц перед допуском бригады к работе по наряду-допуску во время работы и по ее окончании. Допуск к работе осуществляется ежедневно с указанием даты и времени начала работы и оформляется подписями ответственного руководителя и производителя работ. Готовность к работе по наряду-допуску производится непосредственно на рабочем месте после проверки ответственным руководителем или лицом, выдавшим наряд-допуск, совместно с производителем работ выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасное производство работы, проведения инструктажа по безопасности труда с членами бригады. Проведение инструктажа по безопасности труда подтверждается подписями его участников в наряде-допуске. Экземпляр наряда-допуска должен находиться у производителя работ и лица, выдавшего его. Подготовка операторов Выполнение оператором своих обязанностей на работе должно соответствовать требованиям по быстродействию и надежности. Критерием быстродействия является время решения задачи, т. е. время от момента поступления сигнала до момента окончания управляющих воздействий. Обычно это время Топ прямо пропорционально количеству перерабатываемой человеком информации Топ = а + bН, где а — скрытое время реакции, т.е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора (обычно а = = 0,2+0,6 с); b — время переработки единицы информации (b = = 0,15+0,35 с); H — количество перерабатываемой информации, ед. Средняя скорость переработки единицы информации характеризует быстроту действий оператора и зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления. Обычно пропускная способность составляет 2—4 ед/с. Надежность человека-оператора определяет его способность выполнять в полном объеме возложенные на него функции при определенных условиях работы. Надежность деятельности оператора характеризуют его безошибочность, готовность, восстанавливаемость, своевременность и точность. Безошибочность оценивается вероятностью безошибочной работы, которая определяется как на уровне отдельной операции, так и в целом на уровне всего объема работы. Вероятность Рj, безошибочного выполнения операций применительно к фазе устойчивой работы определяется на основе статистических данных по формуле Pj=(Nj-Coшj)Nj, где Nj — общее число выполняемых операций; Сoшj; — число допущенных при этом ошибок (обычно Р = 0,9/0,995). Коэффициент готовности Коп характеризует вероятность включения человека-оператора в работу в любой произвольный момент времени Коп=1-(Т6/Т), где Т6 — время, в течение которого человек не может принять поступившую к нему информацию; Т — общее время работы человека-оператора. Восстанавливаемость оператора Рв оценивается вероятностью исправлений им допущенной ошибки Рв=Рк*Робн*Рн где Рк — вероятность выдачи сигнала контрольной системой; Робн — вероятность обнаружения сигнала оператором; Рн — вероятность исправления ошибочных действий при повторном выполнении всей операции. Этот показатель позволяет оценить возможность самоконтроля оператором своих действий и исправления допущенных им ошибок. Своевременность действий оператора Рсв оценивается вероятностью выполнения задачи в течение заданного времени. Эта вероятность может быть определена по статистическим данным как Pсв = (N-Nнс)/N, где N и Nнс — общее и несвоевременно выполненное число задач. Точность — степень отклонения измеряемого оператором количественного параметра системы от его истинного значения. Количественно этот параметр оценивается погрешностью ∆Л, с которой оператор измеряет, оценивает, устанавливает или регулирует данный параметр ∆А=Ан+Аоп где Ан — истинное или номинальное значение параметра; Аоп — фактическое измеряемое или регулируемое оператором значение этого параметра. Значение показателей, превысившее допустимые пределы, является ошибкой, и их следует учитывать при оценке надежности оператора. Теперь рассмотрим вопросы профессионального отбора, тестирования, медицинского освидетельствования. Поведение человека в сложных экстремальных ситуациях определяется его психологическим состоянием и готовностью к принятию решения и адекватным действиям. Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям (шоферы, лица, работающие на высоте, операторы и др.) предусматривает установление их физической и психофизиологической пригодности к безопасному выполнению работ. Особое внимание при этом уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных (рост, длина рук и т.п.), психофизиологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие, психологическая устойчивость и т.п.). Профессиональный психологический отбор работников ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Профессиональная пригодность определяется положительной мотивацией к данной специальности; высоким порогом ощущения опасности; быстротой реакции на экстремальную ситуацию, хорошим глазомером, устойчивостью, концентрацией и распределением внимания; нормальным состоянием двигательного аппарата, высокой пропускной способностью анализаторов и т.д. Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментное, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к указанным выше профессиям проводят оценку избирательности внимания, выявления склонности к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления с содержанием которых испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти. Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлектометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в частности, зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тесты на исследование глазомера. Специфика отдельных технологических процессов предъявляет дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям выявляется в рамках медицинских освидетельствований, которые проводят для работающих во вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасностью травмирования. Система медицинских осмотров определена приказами Минздрава России. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на работу, и периодические, в процессе работы, освидетельствования, цель которых — выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.009 с.) |