ТОП 10:

Причины и основные этапы феодальной раздробленности.



Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси,но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Натуральное хозяйство это-сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовления до потребления. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация имевшего место факта. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в XIV-XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации. Карамзин Н.М. «История государства Российского.»,М.,1991 г.

Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой Орды на Востоке.

Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледе-лия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII-начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), «Русская правда» определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы «Русской правды»,так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов, как новых политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась.

Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия). Всю феодальную Русь мы должны представить себе, как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но не правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отожествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжений варяжских отрядов, неурядиц княжеских распрей, и нескольких войн с половецкими ханами. К концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы, беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.

История Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X в.) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII п. переход к территориально - политической раздробленности. Время с начала XII до конца XV в. по традиции называют удельным периодом.

Культура Древней Руси.

Имеются два летописных рассказа о предпосылках христианизации Древней Руси. Первый из них связывает появление и распространение христианства на территории Древнерусского государства с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, а второй объявляет «крещение Руси» следствием сознательного выбора новой веры киевским князем Владимиром Святославичем. Ни фактической, ни документальной основы летописное повествование не имело, так как ни во время написания «Повести временных лет» (XII в.), ни сейчас нет никаких данных о таком путешествии апостола Андрея. Поэтому историческая наука давно отнесла летописный рассказ о посещении Андреем киевских и новгородских земель в разряд легенд. Каковы причины крещения Руси? Процесс разложения первобытнообщинного строя набирал темпы, вызывая к жизни явления, характерные для классового общества. Развитие производительных сил вело к появлению прибавочного продукта, накапливавшегося в руках родоплеменной знати и становившегося частной собственностью. Возникало имущественное неравенство, приводившее к поляризации социальных групп. Эксплуататоры нуждались в такой общественной структуре, которая закрепляла бы их привилегированное положение и давала им власть над эксплуатируемыми. Носителем такой власти, сконцентрированной в руках социальных верхов, становилось формировавшееся Древнерусское государство. Складывавшийся феодальный строй нуждался в феодальной идеологии, которая оправдывала бы социальное расслоение общества, эксплуатацию человека человеком, угнетение княжеско-боярской верхушкой челяди и смердов, примиряла бы последних с социальным гнетом и оправдывала в их глазах насилие государственной власти. Такой идеологией могла быть только религия, сложившаяся в классовом обществе. Уже в IX веке на Руси появлялись византийские и римские миссионёры, в том числе и в епископском сане, которые пропагандировали среди социальных верхов Киевского государства христианскую веру. В результате такого соединения внутренней потребности и внешнего влияния стали появляться на древнерусской земле очаги христианства. При этом распространялось оно преимущественно в социальных верхах - среди князей, бояр и дружинников, воспринимавших новую религию через призму своих чисто сословных интересов. Убедившись в том, что традиционные славянские верования – опора ненадежная, князь Владимир в 988 году приступил к крещению Руси. Свой выбор он остановил на православии, сознательно руководствуясь, прежде всего, политическими соображениями. Процесс крещения русичей проходил сложно и занял несколько веков. Летописцы свидетельствуют, что насаждение христианства редко где проводилось без насилия и принуждения, с одной стороны, и сопротивления, с другой. С большим трудом удалось христианским миссионерам приобщить к новой вере жителей древнего Ростова, Великого Новгорода, Мурома и др. городов. Последствия принятия христианства от Византии были разнообразны и порой противоречивы. С одной стороны, этот процесс временно осложнил отношения между Западом и Русью, но, с другой стороны, он послужил мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой, наибольшее влияние которой ощущалось в церковной идеологии, каноническом праве, литургии, богослужебной литературе, музыке, культовом изобразительном искусстве. И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию — смешению языческих и христианских верований и обрядов, что было в известной мере характерно и для других европейских стран, где примитивное восприятие основных положений вероучения и культа сопровождалось его фольклоризацией и «паганизацией» — «объязычиванием»

Вместе с древнерусской государственностью развивалась культура Руси на основе традиций и внешнего влияния. Её характерные черты: монументальность, масштабность, образность в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, гуманизм в архитектуре,; жизнелюбие, доброта в живописи; патриотизм, страстность в литературе. Несмотря на местные особенности, культура Киевской Руси была единой. Установлено, что письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Ещё в 60-е годы 9-го века просветитель Кирилл, будучи в Херсонесе, познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Христианизация Руси способствовала развитию письменности, грамотности. При Владимире 1 и Ярославе Мудром при церквах открывались школы, готовившие русских грамотеев, переписчиков, переводчиков. С 11 в. в богатых семьях учили грамоте не только мальчиков, но и девочек. Большое развитие в киевский период получили летописи. Первая была составлена в конце 10-го века. Вторая была создана при Ярославе Мудром. В 90-годы 11-го века монах Киевско-Печёрского монастыря Нестор начал работу над знаменитой «Повестью временных лет». При Владимире Мономахе она была переписана. В дальнейшем по мере возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться: появились свои летописи в Новгороде, Смоленске, Пскове, Владимире, Галиче, Рязани, Чернигове, Переяславле-Русском. Появление образованных людей определило развитие древнерусской литературы (с 11-го в.) К числу наиболее значимых произведений можно отнести «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (11 в.), «Чтение о житии Бориса и Глеба» монаха Нестора (11 в.), «Поучение детям» Владимира Мономаха» (12 в.), «Слово о полку Игореве» (12 в.) и другие. Развивается деревянная архитектура, а с принятием христианства – каменная. Если первые церкви были построены по византийскому образу, то соборы в Киеве при Ярославе Мудром, Новгороде, Полоцке, отразили сочетание славянских и византийских традиций. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты. Ещё языческая Русь знала все виды искусства. Для него было характерно торжество плоти «над духом», всего земного. Целью же христианского искусства стало воспевание, подвигов апостолов, святых, деятелей церкви. Развивается иконописание, фресковая живопись, мозаика, искусство резьбы по дереву, по камню. В летописях упоминаются скоморохи, певцы, танцоры, деревянные духовые и струнные инструменты. Целый мир русской жизни открывается в былинах, песнях, сказаниях, поговорках, афоризмах.

 

7. Русь в XIII в. как регион столкновения «западного» и «восточного»
обществ. Русь и Золотая Орда. Русь и Запад.

Борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в ХШв. XIII век - время тяжких испытаний для русского народа. Попытки захватить, колонизировать русские земли осуществлялись и с севера (шведы), и с запада (немецкие рыцари), и с востока (монголо-татары). Русь и шведы. Шведы первыми воспользовались тяжелым положением Руси. Русь и скандинавы давно соперничали за земли Приневья и Приладожья. Борьба не прекращалась ни в XI , ни в XII веках. В 1164 году большой флот шведов появился у стен Ладоги, но был разбит на р. Вороньей новгородцами. В 1228 году «воевать в Ладожское озеро в лодках» пришли емь-финно-угорские племена, бывшие в то время союзниками шведов. В июле 1240 года шведский флот дошел до впадения в Неву р. Ижоры с намерением пройти на Новгород. Новгородский князь Александр (ему было 19 лет) выступил со своей дружиной и частью ополчения. 15 июля 1240 года шведы были разбиты. Князь Александр получил почетное прозвище Невский. Русь и немцы. С конца XII в. начинается продвижение немцев в прибалтийские земли. В 1202 г. для захвата Прибалтики и христианизации ее населения был образован Орден меченосцев. Одновременно датчане захватили Ревель (Таллин). Однако к 1224 году вся Эстония была покорена крестоносцами. Крестоносцы уничтожали местное население, а их земли заселялись колонистами - немцами. Для борьбы с немцами объединяются народы Прибалтики и Руси. Над рыцарями не раз одерживали победы новгородцы. Так было в 1234 году, когда князь Ярослав Всеволодович разгромил их в битве на реке Эмайыге. В 1237 г. Орден Меченосцев (Ливонский) стал отделением Тевтонского ордена (образован в 1198 г.). Это усилило опасность для Руси, которая одновременно подверглась монголо-татарскому нашествию. В 1240 году рыцари-крестоносцы захватили Изборск и Псков и оказались в 40 верстах от Новгорода. Ранее изгнанный князь Александр был возвращен в город. Возглавив войско, он освободил захваченные города и двинулся навстречу крестоносцам. 5 апреля 1242 года на уже подтаявшем льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Благодаря воинскому мастерству Александра Невского, мужеству и героизму воинов новгородцы победили. Немецкая экспансия была остановлена, а русские земли были спасены от онемечивания, католицизма и порабощения. В этот же период на востоке и юге Руси шла борьба с монголо-татарским нашествием. Коренной территорией монгольских племен были Монголия и Бурятия. В начале XIII века произошло объединение монгольских племен. Под предводительством Темучжина монголы покорили татар, часть из них перебили, с оставшимися объединились. В 1206 году на съезде племен (курултай) Темучжин был провозглашен правителем всех монгольских племен. Он получил имя Чингизхана (Величайший хан) (октябрь 1155 - 1227 г.). Чингизхан укрепил военную организацию, которая состояла из конного войска с прекрасной организацией и железной дисциплиной, с единым командованием. Хорошо вооруженные луками и острыми саблями, одетые в шлемы и панцири из тюленьей кожи, легко передвигающиеся на быстрых конях, монголы были почти неуязвимы для стрел. Была использована даже высочайшая для того времени китайская военная техника. Первое крупное столкновение объединенных сил русских и половцев с монголо-татарами произошло 31 мая 1223 года на реке Калке в приазовских степях. Русь понесла тяжелое поражение; полегло девять десятых объединенных сил. Причины неудачи русских: разногласия между русскими князьями, отсутствие поддержки со стороны князей Киева и Владимира, превосходство монголов в организации и дисциплине. Дойдя до Днепра, монголо-татары повернули обратно. В 1237 году, возвратившись из степей под предводительством внука Чингизхана Батыя (1208-1255 г.), завоеватели пересекли Волгу и вторглись в пределы Руси. Были разграблены и сожжены Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, южные русские земли (Черниговская, Киевская, Галицко-Волынская и др.) в течение февраля 1238 года было разрушено 14 русских городов. Подавляющее превосходство в военных силах (от 37,5 до 75 тыс. человек) и технике, отсутствие политического и военного единства на Руси способствовали успехам монголо-татар, несмотря на героическое сопротивление русских городов-государств. Удалось избежать прямого нашествия Новгороду и Смоленску. Покорив Русь, завоеватели в 1241 году вторглись в Европу. «Бич господень» (так называли монголов европейцы) вызвал там ужас и панику. В посланиях европейских правителей друг другу писалось, «что всему христианскому (т.е. католическому) миру грозит всеобщее уничтожение». Однако после ряда сражений в Чехии и Венгрии Батый повернул обратно. Часть историков объясняет это тем, что Батый, потеряв значительные силы на русской земле, не решился оставлять русских в тылу, другие тем, что Батый вследствие смерти великого хана Угэдэя предстояло принять участие в избрании наследника. Дорого обошлась Руси ее самоотверженность. По подсчетам археологов, из 74 русских городов 49 были разрушены и разорены татарами, 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения. Погибли десятки тысяч горожан и селян. Многие тысячи, особенно ремесленники, были уведены в плен. Летом 1242 года, вернувшись с берегов Адриатического моря, монголы в низовьях Волги образовали в составе монгольской империи новое государство - Золотую орду (улус Джучи). Оно охватило огромную территорию: земли волжских болгар, половцев, Крым, Западную Сибирь, Приуралье, Хорезм. Столицей стал Сарай или Сарай-Бату, основанный недалеко от нынешней Астрахани. К северо-восточным князьям были направлены послы, потребовавшие от них явки к Батыю с изъявлением покорности. В конце 50-х годов XIII в. на Руси вводится система взимания дани («ордынский выход») - подворное обложение (для чего была проведена перепись - «число»), а также воинская повинность. Создается институт ханских наместников - баскаков, осуществлявший экономический и политическо-военный контроль в русских землях (просуществовал до начала XIV в.). «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Так была установлена данническая зависимость Руси от Золотой Орды. Не прекращались и новые вторжения монголо-татар. Первый после Батыя поход состоялся в 1252 году. Это была «Неврюева рать», разгромившая Суздальскую землю. В 1293 году на Русь обрушилась «Дюденева рать», которая «градов взяла 14, и всю землю пусту сътворила». В целом в последние 25 лет XIII в. Орда предприняла до 15 походов на Русь. Какое воздействие оказало монгольское нашествие на русское общество? Прежде всего, произошло сокращение численности населения, часть населения была вынуждена бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-окского междуречья. Во-вторых, появился резерв феодально-зависимого крестьянства за счет тех безземельных людей, которые вынуждены были бежать в безопасные районы и для уплаты дани обращаться к знати, особенно к князьям. В-третьих, изменяется положение знати: существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют - все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на земельную собственность. Поэтому в конце XIII - XIV вв. наблюдается определенный рост крупного частного землевладения. В-четвертых, возрастает значение князя в политической сфере. Если в период Древней Руси князья находились в зависимости от веча, то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Так княжеская власть по отношению к населению усиливается. Однако и в этих условиях не была сломлена древнерусская политическая система. Продолжали существование города-государства: Новгород и Рязань, появились новые — Москва и Тверь, а некоторые центры прежних времен отошли в тень (Ростов, Владимир и др.) Не прерываются и древнерусские политические традиции. В частности, сохранилась деятельность вечевых собраний, и в XIV, и даже в XV вв. Русский народ не мирился с даннической зависимостью от Орды. В 1257-1259 г. в Новгороде в связи с переписью населения новгородцы отказались «даваться в число». Выступление было пресечено Александром Невским, проводившем политику компромисса с монголами и полагавшим, что время открытого столкновения с ордой еще не наступило. В 1262 году расправились с мусульманскими купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее - в 70-90-е годы XIII в. Широкий размах народного движения вынудил орду изменить систему сбора дани. Часть сбора была передана русским князьям, а влияние басмачества было ограничено. Итак, с середины XII века в Киевской Руси усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Руси: она распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Это был закономерный, прогрессивный процесс, который способствовал дальнейшему подъему производительных сил, развитию феодальных отношений. Однако этот фактор обусловил ослабление оборонной мощи государства. Русь подверглась вторжению иноземных завоевателей (шведов, литовцев, немцев) и во второй четверти XIII в. была порабощена Золотой Ордой.

В результате монгольских завоеваний в 1243г. на юго-восточных границах Руси образовалась огромная империя - Золотая Орда. Вассальную зависимость от правителей Золотой Орды были вынуждены признать все русские земли. В начале 1260 г. Золотая Орда отделилась от монгольской державы и стала самостоятельным государством. В ожесточённых боях на Руси погибла лучшая часть монголо-татарского войска, татары утратили наступательную мощь, что спасло европейскую цивилизацию от разорения. Система взаимоотношений Орды и подвластных ей русских земель получила в исторической традиции наименование монголо-татарского ига. Ханы, заинтересованные в разобщении Руси, манипулировали ярлыками, стравливали князей, использовали обман, убийства. На русские земли была наложена система податей: основная - дань, дополнительная - денежная. Существовал ряд обязательных повинностей: содержать и обеспечивать ханских послов, отправлять русские войска для участия в походах монголов. Ханские наместники-баскаки осуществляли контроль над подвластными землями. Дань собирали мусульманские купцы-откупщики - бессермены. С 1257 года, с целью учёта податного населения, проводились переписи населения. В конечном итоге монгольское нашествие оказало значительное воздействие на ход истории России и имело следующие последствия: демографические, экономические, политические, культурные. Последствия ига для Руси определялись тем, что в сложившихся отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, хан превращал их в подданных «служебников». Князья, в свою очередь, стремились распространить подобные отношения на местную знать, на дворян, на дружинников. Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов с населением Руси. Признавая это влияние, важно иметь в виду, что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации Русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

 

8. Первый этап образования централизованного русского государства: (конец XIII-1380 г.). Возвышение Москвы.

Роль первых московских князей в укреплении Московского государства. Тому, чтобы именно Москва стала центром собирания русских земель, сердцем нового русского государства, было несколько причин: выгодное географическое положение; постоянный приток населения, стремившегося найти на Московской земле защиту от разорительных набегов ордынцев; личностные качества первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность; поддержка со стороны церкви и перенос центра русского православия из Владимира в Москву; содействие орды: выдача ярлыков на княжение. Основателем династии московских князей был младший сын А. Невского Даниил Александрович (1276 - 1303 гг.). Получив в наследство один из наиболее слабых и незначительных уделов, он вскоре многократно расширил границы своих владений присоединил: Коломну, Можайск, Переяславль-Залесский. Тактику присоединения к Москве новых территорий продолжил и сын Даниила - Юрий Даниилович (1303 - 1325 гг.). Он первым из московских князей вступил в борьбу за ярлык великого Владимирского княжения с Тверскими князьями, заключив брак с сестрой ордынского хана Узбека (1315 г.) Кончаковой. Юрий добился передачи Москве ярлыка и организовал совместный московско-ордынский поход против Твери. В 1325 году, находясь в орде, князь Юрий Даниилович был убит князем Дмитрием Михайловичем Тверским, мстившим за отца. Тогда же стал править брат Юрия Иван I Даниилович Калита (1325 -1340 гг.), который заложил основы будущего могущества Московского государства, продолжил расширение границ Московского княжества, присоединив Галич, Углич, Белоозеро, часть Ростовского княжества. Он поддерживал хорошие отношения с Ордой и, разгромив антиордынское восстание в Твери (1327 г.), получил ярлык на великое княжение, добился права сбора дани с русских земель и доставки её в Орду. Часть средств, собранных для уплаты Орде оседало в казне Калиты. В этот период прекратились ордынские набеги на московские земли. А Москва стала общерусским религиозным центром, т.к. в 1328 г. кафедра митрополита переехала из Владимира в Москву. Сын Ивана Калиты Семён Гордый (1340 - 1353 гг.) продолжил политику своего отца, подчинил себе Новгород, посредством назначения московских наместников, поднял значение Москвы до уровня общерусской столицы. Второй сын Ивана I Калиты - Иван II Красный (1353-1359 гг.) также продолжал политику своего отца и брата. Сын Ивана II Красного - князь Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.) продолжил борьбу за великокняжеский престол и добился его в 1375 году. При нём началось строительство белокаменного кремля в Москве (1367 г.). Добился военной победы над Тверью. Произошло объединение Московского и Владимирского княжеств. С 1368 по 1372 годы на московские земли началось вторжение литовских войск. Все эти атаки были отбиты Дмитрием Ивановичем. Началась открытая борьба с Ордой. Куликовская битва (8 сентября 1380 г.). Темник Мамай, силой захвативший власть в Сарае, возглавил объединённые силы Орды и попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Собрав русское войско, Дмитрий вышел навстречу Мамаю. Благодаря смелому и быстрому манёвру, ему удалось предотвратить объединение сил Орды с войском литовского князя Ягайло. Сражение произошло на Куликовском поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Обе стороны понесли огромные потери, но победа досталась Москве. Победа на Куликовом поле не привела к свержению ига, но имела большое историческое значение: был разрушен миф о непобедимости ордынского войска, потерпели крах ордынско-литовские планы ослабления Руси, произошло окончательное признание политического главенства Москвы среди русских земель, созданы предпосылки для освобождения Руси от ордынской зависимости.

 

9. Второй этап образования Московского централизованного государства 1380-1462 гг.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.01 с.)