Формирование политической системы в постсоветский период. Конституция России 1993 г. Реформа местного и государственного управления 2004 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование политической системы в постсоветский период. Конституция России 1993 г. Реформа местного и государственного управления 2004 г.



Установление сильной президентской власти, опиравшейся на во­леизъявление народа в лице его представителей в парламенте, давало возможность Горбачеву в известной мере освободиться от опеки со стороны партаппарата, значительная часть которого не разделяла по­литику генерального секретаря. Предполагалось также, что реформа высшей политической власти будет способствовать стабилизации си­туации в стране, создаст основу для формирования в СССР правово­го государства. В то же время новый институт президентства, предус­матривавший разделение властей, плохо сочетался с сохранявшейся системой Советов. Впоследствии именно это противоречие определило острый характер политической борьбы в Российской Федерации.

Как показали дальнейшие события, желанной стабилизации перво­му советскому президенту достичь не удалось. Весной 1990 г., поет выборов народных депутатов РСФСР и принятия Декларации о суверенитете РСФСР, стали ухудшаться отношения между союзным и российским руководством. «Пробуксовка» экономических реформ заставила новое российское руководство во главе с Ельциным сделать ставку ни собственные силы и свое понимание реформы. С участием видных эко­номистов (академика С.С. Шаталина, Г.А. Явлинского и др.) была разработана программа «500 дней», предусматривавшая в течение обозна­ченного срока проведение приватизации государственных предприятий и значительно урезавшая экономическую власть центра. После того как Горбачев под давлением консерваторов фактически отказался от поддержки намеченной программы преобразований, российское руководство заявило о своем намерении в одностороннем порядке приступить к ее реализации. В новом, скорректированном варианте проект реформы предусматривал переход СССР к рынку к 1997 г. В начале 1991 г. Верховный Совет СССР принял и ввел в действие закон «О собственности в РСФСР». Этим законом возрождался институт частной собственности в России. В июне 1991 г. Б.Н. Ельцин всенародным голосованием был избран первым Президентом России, что реально означало поддержку курса на радикализацию и ускорение проводившихся реформ.

В апреле 1991 г. на встрече Горбачева в Ново-Огареве (загородной правительственной резиденции) с представителями девяти союзных республик (не участвовали во встрече представители республик При­балтики, Грузии, Армении и Молдавии) было достигнуто соглашение о подготовке нового Союзного договора, открывавшего возможность формирования новой формы федерации как Союза суверенных (а не социалистических) республик. Его подписание было назначено на 20 августа 1991 г.

Разработанный на ново-огаревской встрече проект Союзного дого­вора фактически означал прекращение существования СССР как еди­ного государства. В этой ситуации в союзном руководстве возобладали консервативные силы, стремившиеся сорвать подписание договора и восстановить Советский Союз в его прежнем виде. В отсутствие прези­дента Горбачева, который был фактически блокирован в своей крымской резиденции — Форосе, в ночь на 19 августа был создан Государст­венный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Первым шагом ГКЧП, куда вошли вице-президент Г.И. Янаев (назначенный исполнять обязанности Президента СССР), премьер В.С. Павлов, министр обороны маршал Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков, ми­нистр внутренних дел Б.К. Пуго и др., стал отказ от подписания Союзного договора. В Москве было введено военное положение. Указами ГКЧП было объявлено о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостанавливалась деятельность оппозиционных партий и движений, вводился жесткий контроль над средствами массовой информации. Президент России Ельцин и подд­ержавшее его руководство республики отказались подчиниться ГКЧП, выступив с обращением к гражданам, в котором действия ГКЧП осуждались как реакционный, антиконституционный переворот, а сам ГКЧП был объявлен антизаконным. По их призыву тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа путч был подавлен, а его организаторы арестованы. Вернувшийся в Москву Горбачев выступил с заявлением о сложении с себя функций генерального секретаря ЦК КПСС.

В декабре 1991 г., после подписания в Белоруссии лидерами трех славянских республик заявления о создании Содружества Независимых Государств, возникло новое государство Россия — Российская Федерация РФ) (формально РСФСР была переименована в Российскую Федерацию 21 апреля 1992 г.). С этого времени в истории нашего Отечества начинается качественно новый этап государственно-политического и социально-экономического развития.

В ноябре 1991 г. Ельцин сформировал новое правительство Рос­сии, в состав которого была введена группа молодых экономистов — «рыночников» (А.Н. Шохин, А.А. Нечаев, А.Б. Чубайс, П.О. Авен и др.), а возглавил его 35-летний доктор экономических наук Е.Т. Гайдар. План экономических преобразований, разработанный осенью 1991 г., включал несколько главных направлении внутриэкономической политики России, которые в совокупности и составили радикальную реформу. Первая крупная мера — разовое введение свободных цен с января 1992 г. — ставила своей целью ликвидировать товарный дефицит, «запустить» механизм конкуренции между всеми отраслями и предприятиями, заставить людей и организации «зарабатывать деньги». Вторая мера — либерализации торговли — должна была ускорить товарооборот. Третья мера — широкая приватизация госпредприятий, жилья — должна была пре­вратить массы населения в собственников, создать у них трудовой, накопительный и другие экономические стимулы деятельности. Стратегический замысел реформы состоял, таким образом, в развитии института частной собственности и рынка, что, в свою очередь должно было привести к формированию в России «среднего класса», создать общественную гармонию, упрочить политическую и демократическую свободу.

Противостояние Верховного Совета и Президента РФ по вопросу принятия новой Конституции заводило и без того хрупкую россий­скую государственность в тупик, поэтому вынесение на референдум по инициативе Съезда народных депутатов вопросов о доверии Пре­зиденту РФ, поддержке социально-экономической политики и до­срочных выборах виделось как выход из сложившейся ситуации про­тивостояния. Получив поддержку народа и упрочив свою легитимность, прези­дент в мае того же года объявил о созыве конституционного совеща­ния, которое должно было выработать окончательный вариант Основного закона. 21 сентября он подписал указ «О поэтапной кон­ституционной реформе в Российской Федерации» и распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. Фактически на террито­рии России было введено прямое президентское правление. Это означало радикальную ломку всего государственно-политического и конституционного строя. На 11 — 12 декабря были назначены выборы в Государственную думу — российский парламент, и к этому же времени должна была завершиться работа над Конституцией. Противостояние конца сентября — начала октября 1993 г. между Верховным Советом и Президентом РФ привело к трагическим со­бытиям, для разрешения конфликта был использован неконституционный метод — применена сила. Утром 4 октября правительственные войска начали обстрел Белого дома. Верховный Совет был разогнан, Хасбулатов и Руцкой были арестованы, в Москве вводится комендантский час. Трагизм событий усугублялся тем, что в ходе вооруженного противостояния погибло около 150 человек с обеих сторон.

В декабре 1993 г. одновременно с выборами в Государственную думу Федерального собрания проводился референдум, на котором была одобрена новая Конституция РФ, провозгласившая Российское государство демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). В отличие от советских конституций, Конституция Российской Федерации 1993 г. макси­мально деполитизирована. Государственный строй в Российской Федерации определяется в ней как конституционный, а не общественный. Признается политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст. 13). Главное требование Конституции в этой части состоит в том, что никакая идеология не может устанавли­ваться в стране в качестве государственной. Конституция провозгласила равноправие всех видов собственности — частной, государственной, муниципальной и др. В Конституции было также закреплено право граждан Российской Федерации иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в со­ответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации, что невозможно было в условиях советско­го государственного строя. Важное значение имеет положение Кон­ституции, наделяющее граждан Российской Федерации правом уча­ствовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации, согласно Конституции, имеют равный доступ к государственной службе.

В Конституции законодательно закреплялась двухпалатном структура Федерального собрания — парламента Российской Федерации, постоянно действующего законодательного органа.

По Конституции Президент РФ наделен широкими правами. В качестве главы государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует правительство, решает вопрос о его отставке, может отменять в установленном порядке его постановления, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный суд, имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом кандидатуры председателя правительства.

После принятия Конституции, извлекая уроки из кризиса октября 1993 г. и учитывая рост популярности оппозиции и, как следствие, ре­зультаты выборов декабря, давшие преимущество в Государственной думе партиям державно-национальной и коллективистской ориента­ции, глава государства и правительство серьезно корректируют курс развития страны. Политика правительства становится «центрист­ской», идет поиск компромиссов и взаимопонимания с Федеральным собранием. Важнейшим событием в этом процессе становится подписание и апреле 1994 г. «Договора об общественном согласии» политичес­кими и общественными силами России, инициированного Прези­дентом РФ Б.Н. Ельциным. Важнейшим его положением было провозглашение гражданского мира. Участники подписания этого документа взяли на себя обязательства в течение двух лет не ини­циировать досрочных выборов федеральных органов власти.

Пробуксовывание Показателем нестабильности в обществе являлась частая смена правительств. Только с апреля 1998 г. по май 2000 г. после отставки правительств В.С. Черномырдина сменилось пять кабинетов. В 2000 г. происходит смена главы государства. 31 декабря 1999 г. уходит в отставку до истечения срока своих полномочий первый Президент России Б.Н. Ельцин. В. В. Путин, после отставки Ельцина ставший испол­няющим обязанности Президента РФ до внеочередных выборов, рассматривался большинством граждан как преемник и кандидат на эту должность.

Фигура Путина была компромиссной: с одной стороны, он не был напрямую связан с либерально-радикальными реформами, непопу­лярными у народа, с другой — принимал власть из рук президента, что само по себе было гарантией следования взятому российским руко­водством курсу перемен. В глазах российской общественности Путин ассоциировался с образом молодого, образованного, самостоятельно мыслящего, патриотически настроенного политика.

Началась реформа системы местного управления в Российской Федерации. В контексте реше­ния обшей задачи совершенствования федеративного устройства страны и преодоления существовавших противоречий между феде­ральным центром и регионами по инициативе президента была про­пилена реформа Федерального собрания РФ. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, как это было прежде, а из представителей регионов, избранных региональными законодательными собраниями и назначенных главами администраций. Сами губернаторы по новому закону могли избираться не более чем на два срока. Дальнейшему развитию гражданского общества в России должен способствовать начавшийся процесс совершенствования российской многопартийной системы. Важным шагом в этом направлении явилось принятие в 2001 г. первого в истории страны закона «О по­литических партиях».

Многие аналитики справедливо усматривают в поведении и действиях современной российской власти закономерный, харак­терный для послереволюционной ситуации в любой стране этап бо­напартистской политики, основанной на постоянном маневриро­вании власти между различными социальными группировками и делающей ставку на достижение в первую очередь текущей стабиль­ности при наличии в стране долгосрочной нестабильности. Политику бонапартизма - «продукт кризисов», стремление власти восстановить порядок и воссоздать общество из анархии. В нашей ситуации — в условиях расколотого общества — такой тип политического режима «часто становится системной реакцией на процесс социального распада».

Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - весьма значительный этап в развитии правовых основ одного из важнейших демократических институтов публичной власти. Он затрагивает гораздо более широкий круг отношений в данной области и регулирует их конкретнее, чем прежний. Его объем в три раза превышает ранее действовавший акт, и он непосредственно и исчерпывающим образом решает многие вопросы организации местного самоуправления, определяет пределы полномочий самоуправленческих структур, права граждан на участие в местном самоуправлении.

По своему замыслу новый закон должен стать единственным правовым документом, определяющим на федеральном уровне общие принципы организации местного самоуправления. Если раньше эти принципы могли регулироваться и другими федеральными законами, то теперь все сосредотачивается в одном акте. Закон объединил в себе ряд законопроектов, которые подготавливались в течение нескольких лет Государственной Думой, но по разным причинам не были завершены. Существенная характерная черта нового правового документа состоит в том, что он централизовал нормативное регулирование ряда вопросов местного самоуправления, переведя его с регионального на федеральный уровень. Принципиально новым является подход к территориальной организации местного самоуправления. Если прежний закон обозначал лишь возможность существования в границах одного муниципального образования других, то теперь четко определена необходимость создания различных типов муниципальных образований, в том числе сложносоставных, включающих в себя другие муниципальные образования. Определено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах и муниципальных районах. Таким образом, местное самоуправление должно развиваться не только в городских центрах и поселках, как это по преимуществу было до сих пор, но и на всех сельских территориях, и не только в крупных и средних, но и в небольших населенных пунктах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.233.198 (0.023 с.)