ТОП 10:

Внутренняя политика России в XVII в.



Земский Собор 1613 г. избрал на царство после обсуждения кандидатуры в городах и уездах 16-летнего Михаила, сына виднейшего московского боярина Фёдора (в монашестве Филарета) Романова. Правительство царя Михаила, в котором главную роль играл вернувшийся из польского плена патриарх Филарет, руководило восстановлением страны в тесном сотрудничестве с Боярской думой и Земским собором, который в эти годы заседал почти непрерывно. Земский собор, включавший представителей поместного дворянства, духовенства, тяглового городского населения, а в некоторых случаях и государственных крестьян, был более привержен к усилению центральной власти, самодержавию в противовес аристократической думе. Ключевский писал: «Народное представительство (Земский выборный Собор) возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть, в этом его отличие от западноевропейского представительства». Итак, к концу 1618 г. правительство завершило военную борьбу с наследием смутного времени (гражданской войны и интервенции), очистив страну от интервентов, подавив бунты крестьян и разбойные набеги «воровских шаек». Страна получила полтора десятилетия покоя (1618-1633 гг.). Отстраивались города, заселялись опустевшие деревни, распахивались заброшенные пашни. Отечеству был нанесён огромный ущерб: хозяйство было разорено, государство слабело. Россия понесла территориальные потери. Деятельность первых царей Романовых (Михаила Фёдоровича - 1613-1645, Алексея Михайловича -1645-1676 гг.) была направлена на восстановление хозяйства, укрепление государства и возвращение отторгнутых земель, Носителем этой власти был царь, в его руках была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Но это не был полный произвол. Царь был ограничен традициями и обычаями, которые были обязательны для всех и излагались в Судебнике (1550 г.), а затем в соборном уложении (1649 г.), которое являлось крупнейшим событием общественно-политической жизни России. Это был первый русский законодательный памятник, изданный типографическим способом в количестве 2-х тысяч экземпляров. Оно было разослано для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы и переведено почти на все европейские языки. Уложение содержит около тысячи статей, сгруппированных в 25 глав. В первых 9 главах зафиксированы меры наказания за преступления против церкви и церковной власти. Предусматривалось сожжение на костре, если критиковались Бог и церковь. Подвергался казни тот, кто обвинялся в измене и оскорблении чести и достоинства государства, а также бояр и воевод. Обнаживший в присутствии царя оружие наказывался отсечением руки. Таким образом, в Соборном Уложении ограждалась личность государя, честь государева двора, защищались церковь, феодальный строй. Землевладение закреплялось как привилегия феодалов, ограничивалось церковное землевладение. Крепостное право получило законодательное оформление: Юрьев день отменялся совсем, феодалы могли полностью распоряжаться собственностью, трудом и личностью крестьянина. В целом Уложение свидетельствовало о централизации государственной власти, повышении роли дворянства в управлении государством и движении России к абсолютной монархии. Сословно-представительная монархия переросла в самодержавную, а боярская дума и Земский собор постепенно вытеснялись государственным аппаратом. Если с XVI до половины XVII века московское государство было «самодержавно-земским» с властным самоуправлением, то затем оно становилось «самодержавно-бюрократическим», в котором главную роль играли приказные дьяки и воеводы, подчинявшиеся приказам. Главной задачей государства была организация вооружённых сил. Главную массу войска составляло конное ополчение землевладельцев. Не имея финансов и технических средств для создания регулярной армии, Москва раздавала поместья «служилым людям», земли с крестьянами. Войны с западными соседями побудили, а общий экономический подъём и рост государственных доходов позволили в XVII в. завести «полки иноземного строя» - солдатские (пехоты), рейтарские (конницы), драгунские (смешанного строя), которые формировались во время войны, обучались наёмными иностранными офицерами. Социальная структура общества в ХVII-ХVII вв. сложилась из главного обстоятельства - все сословия и классы обязаны были служить государству и отличались друг от друга характером возложенных на них повинностей. «Служилые люди» несли непосредственную боевую службу, другая часть – «тяглые люди» несли «тягло» в пользу государства и служилых людей. Феодальная эксплуатация имела и государственно-общественный и частно-индивидуальный характер. Само государство, выполнявшее задачу национальной защиты и расширения территорий, выступало коллективным феодалом. Российский феодализм приобретает ярко выраженный характер военно-государственного. Основную массу служилых людей составляли дворяне, главным средством содержания которых были «поместья». Ими царь «жаловал» своих служилых людей с условием их службы государю. Крестьяне этих сёл и деревень должны были «помещика слушати и пашню на него пахати и доход помещиков платити». Со временем поместья переходили в наследственные владение, при этом помещики должны были служить государству с 15-летнего возраста и до старости (под угрозой кнута и конфискации имущества). Первоначально всем служилым людям был открыт доступ в класс «государственных служилых людей» (потомкам бывших слуг бояр, выходцам из «тяглых людей» - крестьян, горожан, купцов, «поповичей», казаков, выходцев из Литвы, татар), но постепенно этот слой приобретает характер замкнутого сословия. Характерно, что и аристократия и дворяне считались «холопами государевыми», над личностью и имуществом которых «государь» имел полную власть Часть дворян при исполнении служебных обязанностей получала и жалование. Низшие слои «служилых людей» - стрельцы, пушкари, служилые казаки и др. получали «жалование за службу», а также занимались промыслами и сельским хозяйством. Основным производственным классом были крестьяне-земледельцы. Они несли основное «тягло» - государственные подати. Крестьяне, живущие в государственных землях («черносошные» или «государевы») составляли тяглые крестьянские общества, несли одну подать - государеву. Они были прикреплены к своим общинам и не могли уходить без замены. Земля считалась собственностью государства, но владели ею крестьяне (т. е. могли передавать по наследству, делить на части, менять). Их положение было более благоприятным, чем владельческих, поместных. Помещичьи несли «двойное тягло» - государственные подати и помещичье «тягло». Возложив на крестьян службу землевладельцу как государственную повинность, Москва не определила законом их отношения. Поэтому российское крепостное право сохранило многие черты домашнего рабства. Важными факторами в этом процессе были огромные просторы, наличие свободных земель при постоянном недостатке рабочих рук. Землевладельцы старались закрепить своих крестьян, ограничить свободу их перехода к другим. Когда началось массовое бегство на новые земли, царский указ 1597 г. установил 5-ти летний срок их сыска, в 1646 г. был установлен 10-ти летний срок, а с 1649 г. - без ограничения времени. Так личная крестьянская крепость из экономической по договору (по судной записи) превратилась в потомственное закрепление по закону. Государство передало помещикам право вотчинного суда над населением их поместий и сделало их ответственными за сбор казённых податей. Власть помещиков непрерывно возрастала и в конце XVII в. Практика распоряжения личностью крепостных, частично признанная законом, становится открытой и полной. Владельцы могли менять крестьян, закладывать, дарить, продавать и бесконтрольно пользоваться их трудом. Положение холопов (домашних рабов) и крестьян сравнивается. Особое место в социальной структуре занимало городское население, «посадские люди» - ремесленники, торговцы, купцы. Посадские люди также составляли «тяглые общества», несли государственные подати и имели своих старост. Преобладание земледелия в хозяйственной жизни, а военно-земледельческого класса - в социальной, оттесняли торгово-промышленный слой далеко на задний план в отличие от Западной Европы, где шёл активный процесс накопления капитала и развития мануфактур в промышленном производстве. Посадским «тяглецам» был запрещён выход из посадов, они не могли продавать свои дворы и дворовые места людям не тяглым. В последней трети XVII века Россия все же достигла политической стабильности и определённого экономического благосостояния. Страна производила перестройку армии на европейский лад, расширяла свои границы и международные связи, выходила на мировую арену. Строительство Российского государства при скудности природных богатств, в суровом климате, в изоляции, бедности и относительной малочисленности населения шло трудными путями в постоянной борьбе за выживание и сохранение своей независимости. Здесь закладывалось драматическое и взрывоопасное противоречие российской общественной жизни: могущество государства достигалось за счёт бесправия и нищеты его граждан, а ослабление государства грозило утратой национальной самостоятельности. Середина-вторая половина XVII века была наполнена социальными взрывами, которые явились ответом тяглого населения на усиление социального гнёта со стороны властей и помещиков. В 1648 г. в Москве произошёл Соляной бунт. Причиной стала финансовая реформа главы правительства боярина Б.И. Морозова. В 1646 г. было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкое сокращение потребления соли и недовольство, прежде всего, рядового посадского населения. Тогда, в 1647 г., соляной налог был отменён, но недоимку стали взыскивать прямыми налогами. Это больно ударило по жителям «чёрных слобод», которые в полной мере несли государево тягло. Они требовали ликвидации «белых слобод», освобождённых от платежей, и уравнения их населения в правах и обязанностях со всем остальным посадом. Выражало недовольство и дворянство. Ситуация осложнилась к лету 1648 г. Горожане пытались вручить Алексею Михайловичу челобитную. Начались погромы дворов бояр и знати. Восставшие потребовали выдачи особо ненавистных чиновников, в том числе Морозова. Царю удалось спасти лишь Морозова, услав его в монастырь. Сложился союз посадских дворян и стрельцов... Они потребовали созыва Земского Собора для рассмотрения их требований. Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде и Пскове. Поводом стало резкое повышение цен на хлеб. В обоих городах было заменено административное самоуправление. В Пскове после отстранения от должности воеводы Собакина в марте 1650 г. власть от приказной избы перешла к органу земского, самоуправления – «всегородной избе». Во главе города стояли представители низших слоев города во главе с купцом - хлебником Гаврилой Демидовым. Горожане завладели городскими ключами и печатью. В состав псковского правительства входили делегаты разных сословий. Окончательное решение принимал сход Псковичей, созываемый звоном колокола. С организованностью и решительностью псковичей вынуждена была считаться Москва. Правительство приняло условия и сняло осаду. Прощение было дано всем участникам восстания. В марте-апреле восстание произошло в Новгороде. Здесь также власть находилась у земской избы, но не нашлось решительных и последовательных руководителей. В 1662 г. в Москве произошёл Медный бунт. Восстание было связано с русско-польской войной, начавшейся в 1654 г., которая вызвала большие финансовые затруднения. Московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование уплачивалось медью. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя село Коломенское и потребовали выдачи всех бояр и купцов, причастных к реформе. Вступив в переговоры, царь одновременно вызвал верные ему стрелецкие войска, которые жестоко расправились с восставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена. В начале 70-х годов крупное восстание в южных районах России. В восстании приняли участие казаки, крестьяне, народы Поволжья. Во главе восстания стал домовитый казак Степан Разин, Крестьянская война была вызвана усилением феодально-крепостнического гнёта и распространением крепостнических порядков на южные и юго-восточные районы страны. Усиление поборов в связи с войной с Речью Посполитой (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-1658 гг.) вызвало массовое бегство крестьян и посадских людей на окраины государства. Усиливали недовольство проводимые сыски крестьян. Недовольны были донские казаки, а также служилые люди «по прибору» в городах. Весной 1670 г. отряды восставших овладели, Царицыном, а в начале лета Астраханью, затем двинулись на север, вверх по Волге. После неудачной осады Симбирска повстанцы были разбиты. Разин ушёл на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль. Причинами поражения были: стихийность и слабая организованность, отсутствие чётких целей борьбы. Важное место в общественной жизни России заняла реформа церкви. В середине XVII века нарастало недовольство церковью в русском обществе, поддерживавшей порядки, усиливающие угнетение простого народа, отсутствием единообразия церковной службы. В каждой местности были свои традиции свершения культа. Порядок проведения богослужения расходился с греческим чином. В 1653-1660 г. патриарх Никон (1605-1681) провёл церковную реформу. Она унифицировала церковные обряды и установила единообразие богослужения. За образец был принят греческий чин, все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам, для богослужения допускались иконы только греческого письма. Против реформы выступили попы и протопопы в Москве, Суздале, в Юрьеве, часть дворянства, боярства. Правительство сурово расправилось с раскольниками-старообрядцами. Церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников церковной реформы. Старообрядцев преследовали, сжигали на кострах. Так был заживо сожжён видный в то время священнослужитель протопоп Аввакум. Восстали монахи Соловецкого монастыря. В течение 8 лет царским войскам не удавалось сломить сопротивление монахов, пока не помог предатель-монах. После этого усилились гонения на раскольников. Старообрядцы скрывались в лесах, часто прибегали к самосожжению. Гонения на них продолжались до XX века и были прощены на церковном соборе 1971 года. Царь Алексей Михайлович умер в 1676 г. на престол был возведён 14-ти летний Фёдор Алексеевич (1676-1682 гг.), его сын от первой жены М. М. Милославской. У них был ещё сын и 6 дочерей. От второго брака с Н. К. Нарышкиной царь имел сына Петра и дочь Наталью. В 70-80-е годы между Милославскими и Нарышкиными происходит борьба. После смерти Фёдора по старшинству наследовать престол должен был Иван, но он был малоспособен к правлению. Тогда выбор пал на Петра. Но он не устроил Милославских. С помощью стрельцов им удалось провозгласить царями и Ивана, и Петра, а управление отдавалось их старшей сестре Софье. Между тем обостряются отношения между ней и Петром. В 1689 г. Петр, поддержанный потешными полками и даже стрельцами, добивается заключения Софьи в Новодевичий монастырь. Так к власти приходят Нарышкины. В 1696 году умер Иван V. Пётр стал единодержавным правителем. Таким образом, XVII век был переломным не только для Европы, но и для России. Завершился процесс складывания единого государства и определился его тип как многонационального централизованного государства. Сложилась государственная система крепостного права. Усилилась тенденция разложения натурального хозяйства, начинается формирование единого всероссийского рынка. Россия увеличивает свою территорию. В этот же период появились тенденции ослабления церкви и продвижения государственного устройства от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Это было время крупных социальных потрясений.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.005 с.)