Экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945-1953 гг. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие СССР в послевоенный период (1945-1953 гг. ).



В августе 1945 г. был подготовлен 4-й пятилетний план развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., его разработка была тесно связана с именем председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского. В соответствии с ним предусматривался рост национального дохода на 38%, но, если учитывать материальные потери страны в войне, то это означало лишь возвращение к довоенному уровню. В перспективе сохранялась задача завершения строительства социализма и перехода к коммунизму. В представлении же Сталина построение коммунизма рассматривалось как достижение определённых количественных показателей в решающих отраслях промышленности. Именно в этой сфере народного хозяйства в годы 4-й пятилетки были достигнуты наиболее ощутимые успехи. Особо необходимо отметить темп роста промышленного производства, который к концу пятилетки достиг 23% в год.

К 1946 г. численность населения Советского Союза составляла 172 млн. человек. При этом продукция сельского хозяйства едва достигала половины от уровня её довоенного производства. При сохранявшейся в стране карточной системе распределения продуктов основная масса людей вела полуголодное существование. Ситуация усугубилась в связи с засухой и неурожаем 1946-1947 гг., но 10% собранного зерна было отправлено в страны Восточной Европы.

Именно тогда возникла идея о снижении воздействия природно-климатических условий на урожайность путём создания лесозащитных полос, строительства оросительных систем и т. п. Так в 1948 г. возник «сталинский план преобразования природы». Наряду с некоторыми разумными положениями этого плана предусматривались кардинальные изменения экосистем (в частности, при строительстве водохранилищ), что влекло за собой отрицательное воздействие на окружающую среду. В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени (восстановлены 8-часовой рабочий день, ежегодные отпуска). Но в отношении колхозников сохранялось большинство прежних ограничительных мер (невозможность свободного передвижения, отсутствие обеспечения по временной нетрудоспособности и старости). К началу 50-х гг. среднемесячный доход колхозника составлял 16, 4 рубля, что было в 4 раза ниже оплаты труда в промышленности.

Лишения военного времени воспринимались советскими людьми как необходимость, но всегда существовала надежда на то, что после окончания войны уровень жизни станет более высоким. В декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой была отменена карточная система и снижены цены на хлеб. При этом были повышены цены на значительную часть продовольственных и промышленных товаров, что делало их практически недоступными для большинства населения. Кроме того, послевоенный образ жизни не стимулировал повышения потребностей, поэтому для послевоенных лет не было характерным большое количество покупателей в магазинах. Такая ситуация позволяла руководству впоследствии регулярно объявлять о снижении цен на потребительские товары без развития отраслей промышленности, производящих их, а также во многом за счёт сохранения низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

После войны около 35 млн. человек в стране осталось без крова, чрезвычайно острой была жилищная проблема, но в городах воздвигались помпезные административные здания или дорогостоящие жилые дома по индивидуальным проектам (в стиле так называемого «сталинского ампира»), поэтому коммунальные квартиры, бараки, полуподвалы надолго стали характерной чертой советского образа жизни.

 

55.Внутренняя и внешняя политика СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.).

Как уже было сказано, миллионы советских солдат познакомились с европейской жизнью в ходе освобождения территорий государств, оккупированных немецко-фашистскими захватчиками. После возвращения военнослужащих домой (к 1948 г. из армии было демобилизовано 8,5 млн. человек) люди в СССР получали информацию о жизни за рубежом не из официальных источников, а из рассказов вчерашних фронтовиков. Сравнение далеко не всегда было в пользу советской стороны. Такая ситуация, естественно, вызывала обеспокоенность высшего руководства, в связи с чем для внутренней политики первых послевоенных лет была характерна не ожидаемая частью населения либерализация режима, а его ужесточение. Наряду с ветеранами войны подозрения вызывало население, проживавшее на временно оккупированных территориях, а также советские репатрианты (возвращавшиеся из Европы военнопленные и люди, угнанные на принудительную работу в Германию). Они подвергались тщательным проверкам со стороны НКВД и СМЕРШа и большею частью из немецкого концентрационного лагеря попадали в аналогичное учреждение системы ГУЛАГа.

Вторая половина 40-х - начало 50-х гг. ознаменовались в СССР новой волной репрессий, направленных на искоренение всяческой крамолы и закончившейся только со смертью Сталина. К наиболее крупным событиям этой эпохи можно отнести:

- в 1946 г. чистка высшего командного состава Советской Армии и аресты ряда военачальников (Главного маршала авиации и главкома ВВС А.А. Новикова и др.);

- в 1949 г. «ленинградское дело», жертвами которого стали крупные партийные и государственные деятели, в разные периоды своей жизни связанные с ленинградской парторганизацией, всего свыше 2 тыс. человек (среди них председатель Госплана Н.А. Вознесенский);

- в 1951 г. «мингрельское дело», сфабрикованное против ряда грузинских руководителей, и по косвенным свидетельствам направленное против Л.П. Берии;

- в 1953 г. дело врачей, жертвами которого должны были стать известные врачи Кремлёвской больницы, обвинённые в том, что способствовали смерти ряда государственных деятелей.

Наряду с новой волной сфабрикованных политических процессов в стране развернулись идеологические кампании против буржуазного национализма, космополитизма, низкопоклонства перед Западом, формализма в искусстве и т. п. Хотя жертвы этих кампаний и не попадали в лагеря, но такие обвинения были достаточным основанием для увольнения с работы, что влекло за собой лишение прописки и т.д. Такие люди могли выжить только благодаря поддержке близких. Среди жертв этих кампаний были и известные деятели культуры А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостакович и др.

Целые научные направления были закрыты и объявлены лженауками (генетика, кибернетика, психоанализ, квантовая физика), что привело к необратимому отставанию Советского Союза в этих областях. Естественно, гонениям подвергались учёные, отстаивавшие свою точку зрения. Особенно ситуация усугубилась после печально известной сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина) в 1948 г., в результате которой была разгромлена советская школа генетиков.

Тщательному контролю подвергались репертуары театров, деятельность издательств, редакций журналов. В 1946-1948 гг. ЦК ВКП(б) издал ряд постановлений, объявлявших творчество некоторых крупнейших деятелей искусства вне закона. Для осуществления такого контроля требовались специально обученные кадры, для чего были открыты Высшая Партийная школа и Академия Общественных наук, а также Военно-политическая академия.

Усиление контроля коснулось не только заметных личностей, но и рядовых граждан, которые безоговорочно должны были поддерживать все очередные идеологические кампании. Кроме того послевоенные изменения в советском законодательстве делали возможным вмешательство государства в частную жизнь (например, в семейно-брачные отношения).

Уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях проявился ряд противоречий между союзниками по антигитлеровской коалиции. Эти противоречия были связаны с установлением сфер влияния в послевоенном мире. Многие вопросы оставались открытыми, и уже после окончания войны, в конце 1945 г. состоялись совещания министров иностранных дел стран - членов Совета Безопасности ООН, посвящённые этим проблемам. Обсуждались проблема проведения свободных выборов в восточноевропейских странах, политика, проводимая СССР на территории Ирана (там с 1941 г. совместно пребывали английские и советские воинские части). В ходе обсуждения стороны не пришли к единому мнению. Политика же Советского Союза, стремившегося распространить своё влияние на территории, на которые претендовала и Великобритания (в частности, Иран), толкала вчерашних союзников к более жесткому поведению.

В марте 1946 г. в Фултоне (США) У. Черчилль, не занимавший уже поста премьер-министра, произнёс свою знаменитую речь о необходимости опустить «железный занавес» между свободным миром и зоной советского влияния, дабы предотвратить её расширение. На Западе тогда не все разделяли некоторые положения речи Черчилля, но она заставила многих задуматься об опасности «советского экспансионизма», чему немало способствовал авторитет влиятельного британского политика и поддерживавшего его нового президента США Г. Трумэна. Именно эта речь Черчилля считается началом «холодной войны» - периода в истории международных отношений, основным содержанием которого было противостояние в военной и политической областях двух сверхдержав - СССР и США и их союзников.

В первое послевоенное десятилетие существовало несколько узловых проблем, приводивших к столкновению интересов идеологических противников. Одной из таких проблем была германская. Как известно, Германия была поделена на 4 оккупационных зоны (СССР, США, Великобритании и Франции), существовавшие и на территории Берлина, координация управления которыми осуществлялась Межсоюзническим контрольным советом. В 1946 г. в Париже состоялись две конференции, решения которых должны были способствовать сохранению единой Германии и в перспективе восстановлению в ней гражданского управления, но соглашение было достигнуто только по вопросу о репарациях. В то же время мероприятия, проводимые советской военной администрацией (СВАГ) (аграрная реформа, создание смешанных и национализация промышленных предприятий), способствовали росту несоответствия экономических и политических структур в различных оккупационных зонах. Противостояние сторон в Межсоюзническом совете привело в 1947 г. к блокаде Западного Берлина (анклава в советской зоне) и выходу из совета представителя СССР маршала Соколовского. В ответ на это в западных зонах была выпущена собственная денежная единица, затем в восточной зоне появилась советская марка. Этот процесс закончился провозглашением в мае 1949 г. на территории трёх западных зон оккупации Федеративной Республики Германия, а в октябре того же года в советской зоне - Германской Демократической Республики, правительству которой советская администрация передала все правомочия.

В связи с возможностью распространения советского влияния на Балканский полуостров в 1947 г. американское правительство разработало внешнеполитическую программу, получившую название доктрины Трумэна или сдерживания коммунизма. Под американский контроль попали территории Греции и Турции, что в 1952 г. привело к их вступлению в Северо-Атлантический блок (НATO). Этот военно-политический союз был создан по инициативе США, его основой стал Северо-Атлантический договор, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией. В соответствии с Уставом ООН блок НATO создавался как региональный и оборонительный. В том же 1949 г. ТАСС сообщило о проведённых в СССР успешных испытаниях ядерного оружия. Американской атомной монополии пришёл конец.

Оформлению двух противостоящих друг другу блоков европейских государств способствовало предложение в июле 1947 г. на Парижской конференции американской экономической помощи Европе для её восстановления и развития. Эта программа получила название плана Маршалла по имени государственного секретаря США Дж. Маршалла. Принятие или непринятие американской помощи было знаковым: оно определяло круг возможных союзников. 17 европейских стран, в том числе Югославия, согласились принять американскую помощь. Такие страны, как Румыния, Венгрия, Албания не без давления со стороны СССР от неё отказались, что вынуждены были сделать также Польша и Чехословакия, первоначально занявшие позицию, аналогичную югославской.

Естественно, взамен Советский Союз должен был оказывать помощь этим государствам, несмотря на собственное весьма тяжёлое положение. Эта ситуация повлекла за собой создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), организации, в рамках которой стало осуществляться сотрудничество не только европейских, но и азиатских государств, именовавшихся социалистическими. Для стран-членов СЭВ предполагалась определённая специализация, хотя именно при содействии этой организации в некоторых странах появлялись и такие отрасли народного хозяйства, которые раньше начисто отсутствовали.

Интересно то, что Финляндия в новых условиях старалась подчеркнуть свою независимую позицию, оказавшись за пределами советского лагеря, но и отказавшись от помощи по плану Маршалла, а также не вступив впоследствии и в НATO.

В течение 1945-1948 гг. в восточноевропейских странах, именовавшихся у нас странами народной демократии, происходил процесс становления коммунистических режимов. Выглядело это вполне легитимно, коммунисты приходили к власти путём выборов, но не нужно забывать о присутствии на территории Восточной Европы советских войск. Для координации действий коммунистических партий в сентябре 1947 г. было создано Информационное бюро (Коминформ), в работе которого участвовали также компартии Франции и Италии. Надо сказать, что после окончания войны во многих странах авторитет коммунистов был чрезвычайно высок в связи с тем, что они были организаторами и активными участниками движения Сопротивления. Поэтому в первые послевоенные годы возможность их прихода к власти в некоторых западноевропейских странах не выглядела утопичной.

Штаб-квартира Коминформа находилась в Белграде, и о роли такой страны, как Югославия, в послевоенной истории Европы необходимо сказать особо. Здесь в марте 1945 г. на базе Национального Комитета освобождения Югославии было создано временное правительство во главе с И. Броз Тито, являвшимся генеральным секретарём ЦК компартии Югославии. В ноябре 1945 г. по решению Учредительной скупщины монархия в стране была упразднена, а в начале 1946 г. произошло принятие Конституции Федеративной Народной Республики Югославия. В мае того же года был подписан советско-югославский договор о дружбе и взаимопомощи.

Несмотря на то, что в стране установился режим, аналогичный советскому, Сталину не могла нравиться самостоятельность Тито, который за годы войны привык принимать решения, не советуясь с Москвой. Югославский лидер вынашивал планы создания социалистической федерации на Балканах совместно с Болгарией, но когда советское руководство предложило свою модель такого объединения, она была отклонена. Экономическая политика югославского руководителя имела особенности, не увязывавшиеся с классическим марксизмом, участие в плане Маршалла способствовало развитию конфликта. Масла в огонь подлили решения V съезда югославских коммунистов в 1948 г. и закрепление в Конституции права частной собственности. В Советском Союзе была развёрнута беспрецедентная кампания критики югославского руководства, которое обвинялось в предательстве дела социализма. В 1949 г. советско-югославский договор был денонсирован, а в октябре произошёл разрыв дипломатических отношений. Изоляцию Югославии от стран советского лагеря закрепила резолюция Коминформа «Югославская компартия во власти шпионов и убийц».

Разрыв отношений с Югославией совпал с новым витком массовых репрессий и идеологических кампаний в СССР. Эти события зеркально отразились и в странах Восточной Европы, где состоялись судебные процессы над местными коммунистическими руководителями. Одним из обвинений, которое обычно им предъявлялось, было обвинение в «титоизме». Несмотря на восстановление отношений между СССР и Югославией в 1955 г., последняя всегда занимала особое место среди стран социалистического лагеря, не участвовала в созданной военной Организации Варшавского договора, являлась одним из членов движения неприсоединения. В СЭВ Югославия имела наблюдателей, но поддерживала достаточно тесные экономические связи и с Западной Европой.

В 1948 г. по решению ООН при активной поддержке со стороны СССР на части территории Палестины, находившейся до 1947 г. в режиме подмандатной британской территории, было создано еврейское государство Израиль, что сразу же создало почву для конфликта с проживавшими на этих территориях арабами, который не разрешён окончательно и по сей день. СССР рассчитывал на то, что Израиль тоже окажется в его сфере влияния, но когда руководство этого государства стало осуществлять самостоятельную политику и принимать помощь от США, советско-израильские отношения были разорваны. Этот факт во многом повлиял на развёртывание с 1949 г. антисемитской кампании в СССР.

В конце 40-х гг. радикально изменилась ситуация в Азии. Многолетняя гражданская война в Китае, освобождённом от японских захватчиков, завершилась победой компартии Китая, возглавляемой Мао Цзэдуном, над сторонниками партии Гоминдан, руководимой генералиссимусом Чан Кайши. Последний с остатками своей армии эвакуировался на остров Тайвань и при американской поддержке укрепил на его территории свою власть. 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), объединившая территорию континентального Китая. Таким образом, возникла проблема «двух Китаев». Мао Цзэдун заявил о присоединении КНР к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемому СССР, в расчёте на помощь с его стороны. Советскому руководству было известно, что Мао придерживался собственных взглядов на перспективы социализма в Китае, да и компартия Китая была таковой во многом только по названию, но соблазн расширения социалистического лагеря за счёт такой колоссальной азиатской страны был велик. В феврале 1950 г. в Москве был подписан советско-китайский договор на 30 лет, в соответствии с которым стороны обязывались предоставлять друг другу любую помощь, включая военную, если одна из договаривающихся сторон подвергнется агрессии. Китай получил кредит в размере 300 млн. долларов, помощь советских специалистов, а СССР передал свои права на КВЖД и военно-морские базы в Порт-Артуре и Дальнем.

Одним из ключевых моментов начального этапа холодной войны стала война в Корее. После победы над Японией на территории полуострова находились советские и американские войска. Линия, разделявшая их проходила по 38-ой параллели, которая и обозначила демаркационную линию между двумя корейскими государствами, созданными в 1948 г. После ухода оккупационных войск с территории полуострова правительство Корейской Народно-демократической Республики (КНДР), находящейся к северу от 38-ой параллели и возглавляемой местным коммунистическим лидером Ким Ир Сеном, начало подготовку к наступлению на Южную Корею, чтобы вызвать там антиимпериалистическое восстание. К осуществлению этой идеи Северная Корея приступила 25 июня 1950 г. В это время представитель Советского Союза отсутствовал в Совете Безопасности ООН в знак протеста против отказа этого органа исключить националистический Китай (Тайвань) из ООН. В отсутствие Советского Союза Совет Безопасности принял резолюцию о вводе американских войск в Корею. На стороне КНДР в войну в свою очередь вступил Китай. Американским войскам под флагом ООН удалось захватить столицу Северной Кореи Пхеньян, но в начале 1951 г. они были отброшены за 38-ю параллель корейско-китайскими войсками. На стороне северян воевали и советские лётчики, 120 из них погибли. Переговоры о прекращении военных действий начались в 1951 г., но увенчались успехом лишь летом 1953 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.017 с.)