ТОП 10:

Основные исторические концепции и особенности российской истории.



Слово «историография» происходит от греческого «история» -разведывание, исследование прошлого и «графо» - пишу. Понятие «историография» не однозначно. Таким термином часто называют историческую литературу по какому-либо вопросу, проблеме, периоду, имея в виду не только библиографию, но и анализ, и критический разбор литературы. Термин «историография» имеет еще и значение истории исторических знаний, исторической мысли, исторической науки в целом или в отдельной стране. Главное внимание в курсе историографии уделяется теоретическим проблемам данной науки, развитию ее методологии, борьбе мнений по коренным теоретическим и методологическим положениям. Историография изучает также вопросы постепенного расширения и изменения как тематики, которой занимались историки, так и источников, привлекаемых при этом. Историография интересуется совершенствованием источниковедческих приемов исследования и критики источников. Без ее внимания не оставлены и характер изложения, и стиль разных источников. Проблемы историографии уже в XVIII веке привлекали внимание ученых, занимавшихся отечественной историей. Н.И. Новиков в 1772г. издал «Опыт исторического словаря о российских писателях». В этом произведении и во многих других, великий русский просветитель характеризовал историков и давал отзывы об их работах. Крупнейшие историки XIX В. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский в своих трудах рассматривали и оценивали произведения предшественников, а в 1880-е годы М. О. Коялович и П. Н. Милюков выступили с систематическим изложением курса историографии. В советское время вопросами историографии с классовых позиций занимался талантливый русский историк М. Н. Покровский. Он привлек своих учеников к написанию двухтомной «Русской исторической литературы в классовом освещении». Первый советский учебник по историографии, написанный Н. Л. Рубинштейном, вышел в 1941г. В 1950 - 1960 гг. вышли первый, второй и третий тома «Очерков истории исторической науки в СССР» « и учебник «Историография СССР с древнейших времен». В 1960-90-е годы наша литература пополнилась рядом ценных историографических работ. Среди них учебное пособие А. Л. Шапиро «Русская историография с древнейших времен до 1917г. «(М. 1992).

4. Методология и теория исторической науки. Термин «методология» происходит от греческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Для того чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию: общие принципы, которые позволяли бы упорядочить и объяснить весь накопленный исследователями материал. Долгое время в исторической науке господствовала субъективистская, либо объективно-идеалистическая методология. Исторический процесс с позиции субъективизма объяснялся действием великих людей: предводителей, цезарей, королей и др. Согласно этому подходу, их умение, расчеты или ошибки приводили к тому или иному историческому событию, совокупность и взаимосвязь которых определяли ход и исход исторического процесса. Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: божественной воле, провидению, абсолютной идее, мировой воле и т. п. Исторический процесс при таком истолковании приобретает целенаправленный характер. Под действием этих надчеловеческих сил общество неуклонно двигалось к заранее определенной цели. Исторические деятели выступали лишь в качестве средства, орудия в руках этих надчеловеческих сил. Идеалистическое понимание истории господствует и в современной западной историографии. С появлением опытного, эмпирического знания историки стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765) и В. И. Татищев (1686-1750) считали, что знания, просвещение определяют ход исторического процесса. По мнению С. М. Соловьева (1820-1870), три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева, В. О. Ключевский (1841-1911) считал, что на историю оказывает воздействие совокупность факторов: географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д. Близок к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1860-1933). В советский период господствующей методологией и теорией исторической науки являлся исторический материализм, разработанный в середине XIX века выдающимися немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они вскрыли материальную обусловленность общественно-исторического процесса. Так как материальная жизнь, по их мнению, первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Марксизм рассматривает общественное развитие как естественно - исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора: посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров. Согласно К. Марксу человеческое общество в своем развитии прошло несколько стадий (формаций): первичная формация (общая собственность), вторичная формация (частная собственность) и третичная формация (коммунистическое общество). Первая и третичная формации суть общественные формации, а вторичная - экономическо-общественная формация. Основу каждой формации составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д. Переход от одной формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Революция приводит к смене господствующего класса. Маркс открыл не только формационную, но и цивилизационную триаду. Формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют друг друга. Что входит в понятие «цивилизация»? Признаками цивилизации являются государственность, гражданское состояние (власть закона, государственно-правовое регулирование общественных отношений), поселения городского типа. Историческая основа цивилизации неотделима от производящего хозяйства (в отличие от собирательства и охоты), распространения земледелия, ремесла, торговли, письменности, отделение умственного труда от физического, зарождения частной собственности и классов и др. С точки зрения пространственно-временной цивилизация может охватывать локальные территории (российская цивилизация, китайская цивилизация, европейская, арабская и др.) и весь мир (мировая цивилизация, образование которой еще находиться в стадии становления). В специальной литературе локальные цивилизации определяются и в зависимости от формационного типа (античные, феодальные, буржуазные и т. д.) Имеются позиции, отождествляющие цивилизацию только с возникновением и развитием капитализма. В отличие от формационного подхода, который концентрирует внимание на исследовании общественных структур, требованием цивилизационного подхода является ориентация на исследование человека и мира человека. Исходя из этого, Маркс формулирует цивилизационную триаду, которую можно представить в виде развития и смены трех ступеней состояния человека. Первая ступень - личная зависимость, вторая - личная независимость, основанная на вещной зависимости, третья ступень - универсальное развитие человека, свободная индивидуальность В формационном аспекте первая ступень цивилизации охватывает собой в западноевропейской истории античность и феодализм, вторая - капитализм и третья — будущий коммунизм. Формационная триада подчеркивает прерывность исторического процесса, цивилизационная - непрерывность. Цивилизационное развитие выступает как движение к действительной свободе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Таким образом, формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют.

История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Почему часть всемирной истории? Во-первых, потому, что с точки зрения формационного подхода в своем развитии российское общество прошло примерно те же ступени (формации), что и мировое сообщество: первобытно-общинный строй, феодальный строй, капитализм. В России была сделана героическая попытка создать посткапиталистическое общество (социализм), которая оказала прогрессивное влияние на развитие всего человечества. Примеру СССР последовали многие страны: Китай, Восточная Европа, Куба и др. Да и страны, оставшиеся капиталистическими многое переняли у страны Советов. Во-вторых, Россия никогда не была изолирована от других цивилизаций. Еще в период раннего феодализма Русь имела тесные связи (торговые, дипломатические, военные и др.) с Византией, Северной Европой, странами Востока. Сам факт принятия христианства поставил Русь в один ряд с европейскими государствами. Процесс сближения с Европой усилился со времен Петра I. В XVIII, XIX, XX веках Россия оказывала влияние на процессы, происходившие в Европе и мире: участие в Тридцатилетней войне, Семилетняя война, война со Швецией, походы Суворова, разгром армии Наполеона, Священный Союз, поддержка Северной Америки в войне с Англией за независимость, участие России в I мировой войне, Великая Революция, построение социализма, Победа в Великой Отечественной войне и др. В советский период Россия (СССР) стала одной из сверхдержав наряду с США. Без ее участия не решался ни один международный вопрос. И в современное время, постсоветское, Россия выступает как часть мировой экономики и политики.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.114 (0.003 с.)