ТОП 10:

Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.: социально-экономическая развитие и общественно-политическая жизнь.



См. предыдущий вопрос. Осенью 1894 г. на российкий престол вступил император Николай II. Самодержавную власть Николай II считал делом чисто семейным и был искренне убежден, что должен передать ее своему сыну во всей полноте. Уже в январе 1895 г., выступая перед депутатами от дворянства, земств и городов, молодой император, оговорившись, назвал «бессмысленными мечтаниями» распространившиеся в обществе надежды на либерализацию режима.

Огромный вред авторитету монархии наносила «деятельность» при царском дворе многочисленных юродивых, провидцев и блаженных. Но наиболее разрушительным оказалось влияние «святого старца» Григория Распутина (Г.Е. Новых), ставшего символом разложения российского самодержавия в последние годы царствования Николая II. Впервые появившись при дворе в 1905 г., бывший конокрад постепенно стал пользоваться неограниченным доверием царской четы.

Высшие и центральные органы управления. К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была предельная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному совету. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Мнения большинства и меньшинства членов оформлялись в виде «меморий» и представлялись царю на утверждение, причем иногда им утверждалось мнение меньшинства.

До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный в 1857 г.). Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, еще иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал. В случае необходимости согласования действий правительственных органов, преимущественно по вопросам внешней политики, собирались особые совещания под председательством царя или одного из приближенных к нему лиц. Состав особых совещаний не был постоянным, и созывались они обычно для решения какого-либо одного вопроса.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Святейший Синод по-прежнему руководил Русской православной церковью.

Среди центральных государственных учреждений России самым влиятельным в конце XIX-начале XX в. было Министерство внутренних дел.

Департамент полиции, созданный в 1880 г. на базе III отделения, был руководящим органом политического сыска. Министру внутренних дел принадлежало право учреждения гласного полицейского надзора, право административной ссылки, разрешение периодических изданий и наложение на них взысканий, контроль не только за законностью, но и за целесообразностью постановлений органов земского и городского самоуправления. С начала XX в. роль министра внутренних дел значительно возросла и он стал своеобразным первым министром правительства. Сменивший на этом посту И.Л. Горемыкина (1895-1899) Дмитрии Сергеевич Сипягин (1900-1902) стал инициатором проведения карательных мер против рабочего, студенческого и крестьянского движений и ярым сторонником русификации национальных окраин России. 2 апреля 1902 г. он был убит эсером С. Балмашевым.

Вступивший в 1902 г. на пост министра внутренних дел победитель «Народной воли» Вячеслав Константинович Плеве (1846-1904) одновременно стал шефом Отдельного корпуса жандармов. 15 июля 1904 г. бомба эсера Е. Созонова разнесла в клочья карету с министром. Эсеровский террор в отношении руководителей Министерства внутренних дел может в некоторой степени служить своеобразным свидетельством общественной значимости деятельности этого ведомства.

Видное место в системе высшего государственного управления занимало Министерство финансов, особенно в 90-х и в начале 900-х годов, когда во главе его стоял самый крупный деятель последних двух царствований С.Ю. Витте.

Царская администрация на местах - генерал-губернаторы, гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, земские начальники, офицерский корпус в армии и полиции - комплектовалась из дворян. Значительную роль в системе губернского и уездного управления играли предводители дворянства, избиравшиеся на сословных дворянских выборах. Уездный предводитель дворянства был первым лицом в уезде, он председательствовал в важнейших коллегиальных административных органах - воинском присутствии, на уездном земском собрании и др. Дворяне-помещики были полными хозяевами и в земстве.

В первые годы царствования Николая II существенных изменений в системе управления окраинами не произошло, в основном сохранялась прежняя структура учреждений и административно-территориальное деление. С конца 90-х годов царское правительство начинает стеснять автономию Великого княжества Финляндского. Назначенный в 1898 г. финляндским генерал-губернатором Н.И. Бобринский представил императору записку с изложением программы, предусматривавшей ограничение прав сейма, введение русского языка в делопроизводстве, упразднение таможни и финской марки, объединение армии и др., и приступил к последовательному ее выполнению. Деятельность Н.И. Бобринского немало способствовала подъему общественного и революционного движения в Финляндии.

К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла в пятерку крупнейших индустриальных держав мира.

Самыми крупными отраслями фабрично-заводской промышленности в это время были пищевая и текстильная - на их долю приходилось более половины всей стоимости промышленной продукции. Благодаря поощрительным мерам царского правительства (охранительные таможенные пошлины, предоставление заводам крупных заказов и субсидий) постепенно утвердились такие отрасли тяжелой индустрии, как машиностроение, обеспечивавшее российские железные дороги подвижным составом, и передельная металлургия, производившая для них рельсы.

Начавшийся в 1893 г. мощный промышленный подъем продолжался до конца 90-х годов, сыграл важную роль в складывании отраслевой структуры российской промышленности. Продукция всей крупной промышленности в целом за 1893-1900 гг. выросла почти вдвое, а отраслей тяжелой промышленности - даже в 3 раза. Характер этого подъема во многом определялся железнодорожным строительством, осуществлявшимся на государственные вложения, - к 1892 г. протяженность железнодорожной сети составляла 31 тыс. км, за 1893-1902 гг. было построено 27 тыс. км. Железнодорожное строительство создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы и было одной из причин промышленного бума.

Развитие отдельных промышленных районов было неравномерным. Исключительно быстро росла горная и горнозаводская промышленность юга России. За 1890-1899 гг. доля юга в общей добыче железной руды увеличилась с 21,6 до 57,2%, в выплавке чугуна -с 24,3 до 51,8%, в производстве железа и стали -с 17,8 до 44%.

Другую картину представляла промышленность Урала: ее доля в металлургическом производстве снизилась с 67% в 70-х годах до 28% в 1900 г.

Важной чертой российской промышленности была высокая концентрация производства. Использование выработанных на Западе организационных форм и технологии крупнокапиталистического производства, иностранные инвестиции, правительственные заказы и субсидии - все это способствовало возникновению и росту крупных предприятий. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин начавшегося в 80-90-е годы XIX в. процесса монополизации, когда возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Союз фабрикантов рельсовых скреплений, Вагонный союз и др.).

Во второй половине 90-х годов началось сращивание российских банков с промышленностью, выразившееся в возникновении «сфер интересов» крупнейших банков в промышленности. К 1900 г. Петербургский международный банк оказался заинтересован более чем в 20, а Петербургский учетный и ссудный банк - почти в 30 предприятиях. Бурные темпы промышленного подъема 90-х годов во многом стали возможны благодаря экономической политике министра финансов С.Ю. Витте. В 1894 г. введена винная монополия, значительно увеличившая государственный доход. Важным мероприятием его финансовой политики стала денежная реформа 1897 г.: благодаря собранным в результате повышения налогов, роста добычи и покупки золота, заключения внешних займов средствам стало возможным ввести в обращение золотые монеты вместо бумажных купюр, что помогло привлечь в Россию иностранные капиталы и укрепить денежную систему страны. Затем была осуществлена реформа торгово-промышленного налогообложения, с 1898 г. стал взиматься промысловый налог.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, который распространился и на Россию, но здесь его действие сказалось несравненно сильнее, чем в какой-либо другой стране. В 1902 г. кризис достиг наибольшей глубины, а в последующее время вплоть до 1909 г. промышленность пребывала в состоянии застоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.

Кризис начался в легкой промышленности, но с наибольшей силой он поразил отрасли тяжелой индустрии - металлургическую и машиностроение. Если в целом промышленное производство в России в период кризиса 1900-1903 гг. сократилось на 5%, а потребление хлопка совсем незначительно - на 0,6%, то выплавка чугуна уменьшилась на 15%, прокат рельсов - на 32%, производство паровозов и вагонов - на 25-37%. За эти три года было закрыто более 3 тыс. предприятий, на которых работало 112 тыс. рабочих. Гибель множества мелких и средних предприятий стимулировала появление в начале 900-х годов монополистических объединений - от простейших картелей до вполне сложившихся синдикатов.

В начале 900-х годов была найдена организационная форма коммерческой легализации сбытовых монополий-синдикаты. Они действовали под видом специально учреждаемого торгового общества, которому его учредители - участники объединения передавали право на продажу монополизируемой продукции. В начале 900-х годов монополии утвердились во всех основных отраслях российской промышленности. В первые годы XX в. монополии возникали преимущественно в наиболее концентрированных отрас-лях тяжелой промышленности. Но сосредоточение в их руках важнейших источников сырья и топлива оказало глубокое воздействие на всю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и некоторые отрасли промышленности, производившие предметы потребления.

Кризис 1900-1903 гг. явился переломным моментом и в начавшемся процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в период кризиса, правительство оказало поддержку, опираясь на которую они принимали активное участие в «финансовой реорганизации» пошатнувшихся предприятий.

На рубеже XIX-XX вв., несмотря на бурные темпы промыш-ленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину национального дохода и охватывало 78% всего населения (по данным переписи 1897 г.). Основным производителем хлеба в этот период являлось крестьянское хозяйство, дававшее 88% валового сбора зерна и около 50% товарного, причем зажиточное крестьянство, составлявшее '/в всех дворов, давало 38% валового сбора и 34% товарного хлеба.
Однако капитализация крестьянского хозяйства протекала медленно, что было обусловлено сохранявшимися пережитками крепостничества (помещичье землевладение, крестьянская община, выкупные платежи, сословное неполноправие крестьянства). Главным тормозом являлось крестьянское малоземелье. Если 30 тыс. крупных помещиков в конце XIX в. имели 70 млн. десятин земли, или в среднем 2333 десятины на одно помещичье хозяйство, то у 10,5 млн. разоренных крестьянских хозяйств было 75 млн. десятин, или в среднем 7 десятин на одно хозяйство. Размер душевого крестьянского надела прогрессирующе сокращался вследствие естественного прироста и дробления крестьянских хозяйств, в 1905 г. он составил уже 2,6 десятины. Основной чертой развития сельского хозяйства в пореформен-ный период были рост торгового предпринимательского земледелия и связанная с ним специализация отдельных экономических районов страны.

В начале XX в. степные губернии юга и Заволжья окончательно определились как районы производства зерна на продажу, преимущественно на экспорт. Северные, прибалтийские и центральные губернии стали районом скотоводства и молочного хозяйства. Северо-западные губернии специализировались на производстве льна, а возделывание сахарной свеклы концентрировалось на Украине и в Центрально-черноземной зоне.

Среди крупнейших мировых держав только США и Россия имели возможность ведения экстенсивного земледелия и животноводства благодаря наличию свободных земель. За счет увеличения посевов происходил основной прирост годовых сборов хлебов.

Значительная часть крестьянства отработками, кабальной арендой, непосильными податями была доведена до нищенского состояния. Об этом свидетельствовал рост недоимки казенных сборов. К среднему окладу недоимки составляли в 1896-1900 гг. 119% (в 1871 г. это соотношение составляло 22%). В 1891-1892 гг. крестьянство европейской части России пережило страшный голод. Но и в относительно благополучные годы значительная часть крестьян недоедала. Обстановка в нищей, голодной русской деревне становилась все более взрывоопасной.

Особенность исторического развития России заключалась в огромном, все более увеличивающемся разрыве между бурно развивающейся промышленностью и сельским хозяйством, развитие которого тормозили пережитки крепостного права.

 

Первая русская революция.

Политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий и усугубленный неудачным для России ходом войны с Японией, вылился в события 9 января 1905 г. в Петербурге - «Кровавое воскресенье», когда царскими войсками была расстреляна мирная демонстрация рабочих, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном (1870-1906).

В разгар петербургской всеобщей стачки (в ней участвовало до 111 тыс. человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Петиция начиналась словами: «Государь! Воззри на наши страдания!», а кончалась требованиями созыва Учредительного собрания.

Утром 9 января, когда рабочие с женами и детьми направились к Зимнему дворцу, полиция и войска открыли по ним огонь. В «Кровавое воскресенье» было убито свыше 1 тыс. и ранено более 2 тыс. человек.

Весть о событиях в столице разнеслась мгновенно, в разных концах страны начались грандиозные забастовки. В январе 1905 г. в них участвовало 440 тыс. человек, в ряде мест имелись случаи баррикадных боев. В мае 1905 г. началась всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, в ходе которой возник Совет уполномоченных (151 человек). Активизация весной крестьянского движения сопровождалась образованием на учредительном съезде 31 июля-1 августа 1905 г. Крестьянского союза.

Волнения и открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием первой русской революции стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 г. матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадить десант и поддержать рабочих. После неудачной попытки привлечь на свою сторону экипажи кораблей эскадры, присланной для подавления восстания, «Потемкин» ушел в Румынию и сдался властям.

Высший подъем революционного движения приходится на конец 1905 г. Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку: 12-18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн. человек.

Во время октябрьской стачки возникли Советы рабочих, а в ряде случаев и солдатских и крестьянских депутатов (всего 55), которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский (председатель Г.С. Хрусталев-Носарь, затем - Л.Д. Троцкий) и Московский советы. Последний выступил с призывом начать 7 декабря 1905 г. всеобщую политическую стачку с последующим переходом ее в вооруженное восстание.

Вспыхнувшие в ходе стачки баррикадные бои {Декабрьское вооруженное восстание) Продолжались до 19 декабря. Широкий размах рабочего движения осенью 1905 г. привел к дальнейшему усилению революционного брожения в армии и на флоте. В октябре - ноябре 1905 г. волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Ташкенте, Варшаве, ряде других городов. Вспыхнули восстания среди матросов Кронштадта и моряков Черноморского флота. В Севастополе 11 ноября, во время митинга матросы разоружили офицеров, избрали новых командиров. Руководителем восставших стал благородный идеалист лейтенант П.П. Шмидт, избранный в октябре 1905 г. в Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. 12 боевых кораблей и 4 тыс. солдат вступили в вооруженные схватки с правительственными войсками, но их действия носили оборонительный характер. 15-16 ноября восстание было подавлено, а в начале 1906 г. его руководители 327 (П.П. Шмидт, А.И. Гладков, И.Г. Антоненко и С.П. Частник) были расстреляны.

В условиях нарастания революции царское правительство вынуждено было маневрировать и идти на некоторые уступки. Рескрипт Николая II от 18 февраля 1905 г. возложил на А. Г. Булыгина, сменившего Святополк-Мирского на посту министра внутренних дел, «предварительные распоряжения по осуществлению государственных преобразований»: А. Г. Булыгин стал председателем Особого совещания по выработке проекта закона о Государственной думе и выборах в нее. Дума должна была стать представительным органом, принимающим участие в разработке и обсуждении законопроектов «при непременном сохранении незыблемости основных законов империи», т. е. самодержавия.

6 августа 1905 г. появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы были многостепенные, проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; устанавливался высокий ценз для участия в выборах помещиков и предпринимателей; в составе губернских избирательных собраний, на которых должны были избираться члены Думы, было 42% выборщиков от крестьянской курии, 34% - от землевладельческой и 24% - от городской). Началась активная агитация за бойкот «булыгинской думы», но выборы в нее так и не состоялись.

К середине октября обстановка в стране настолько накалилась, что правительство уже теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Дело шло к свержению монархии, когда С.Ю. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки.

17 октября 1905 г. высочайшим Манифестом России были дарованы «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума. Одновременно создавалось объединенное правительство - Совет министров, на который возлагалось введение «конституционных порядков» в стране. Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организовать свои силы, создавая политические партии, призывали прекратить революционную борьбу и возложить все надежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Россия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнения обещаний правительства. Другое крыло левого лагеря - большевики призывали к продолжению вооруженной борьбы с царизмом. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные иллюзии. В результате революционное движение стало терять свою широту и массовость. Одновременно активизировались реакционные монархические силы. 18 октября и в последующие дни более чем в ста городах прокатились черносотенные погромы евреев и революционеров. В течение первого месяца конституционных свобод более 4 тыс. человек было убито и до 10 тыс. покалечено черносотенцами, которые пользовались негласной поддержкой правительства. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать.

В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.

 

Россия в 1907-1917 гг.

Неполные 10 лет отделяют Россию от конца первой буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. до начала второй — в феврале 1917 г., в корне изменившей весь ход исторического развития России. За этот период самодержавие попыталось путем постепенного реформирования разрешить важнейшие социально-экономические и политические вопросы, поставленные революцией.

Третьеиюньская монархия. После революции Россия превратилась в буржуазную третьеиюньскую монархию — союз царя, дворян и буржуазии, объединенный Государственной думой. Новый избирательный закон, прозванный «бесстыжим», урезал число выборщиков от крестьян, рабочих, представителей национальных районов. Одновременно он увеличил число выборщиков от помещиков и крупной буржуазии. Царизм лавировал между ними, оставаясь хозяином положения.

В Думе развернулась значительная законодательная деятельность. Женщины получили право быть присяжными поверенными, нотариусами и т. д. Они были уравнены в правах с мужчинами на педагогическом поприще. По решению Думы, в шести украинских и белорусских губерниях наконец-то были введены земские учреждения. За 5 лет своего существования III Государственная дума утвердила свыше 2 тысяч законопроектов.

П. Столыпин. Крупным государственным деятелем, одним из создателей и руководителей третьеиюньской монархии был П. Столыпин. Он оставил заметный след в русской истории этого периода.

Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) происходил из знатного помещичьего рода. Его отец А. Д. Столыпин — участник Крымской войны, друг Льва Толстого и приближенный императора Александра И; его жена была правнучкой А. В. Суворова. С началом первой российской революции П. Столыпин своей успешной борьбой с революционным террором обратил на себя внимание Николая И. Мало кому известный гродненский, а затем саратовский губернатор в 1906 г. занял высшие государственные посты. Свою главную задачу Столыпин видел в наведении в стране порядка.

На Столыпина был произведен ряд покушений со стороны террористов. Самым страшным и чудовищным из них была попытка взорвать его дом летом 1906 г. Взрыв произошел во время приема посетителей — погибло 27 человек и 32 были ранены, в том числе его трехлетний сын и четырнадцатилетняя дочь.

Беспощадно преследуя революционеров, Столыпин понимал, что нельзя ограничиваться одними репрессиями. Поэтому он предложил программу преобразований, которые позволили бы избежать новой революции. Среди них были: реформирование местного самоуправления, введение всеобщего начального образования, введение государственного страхования рабочих.

Столыпинская аграрная реформа. Среди предложенных Столыпиным реформ ведущее место заняла аграрная. Она включала комплекс мер, направленных на развитие капитализма в сельском хозяйстве. Главную задачу экономического развития страны Столыпин видел в том, чтобы создать в деревне мощный слой зажиточного крестьянства, класс мелких земельных собственников как опоры режима и стабильности в стране. По закону 1906 г. крестьянская община уничтожалась, общинные земли переходили в собственность владельцев. Земля становилась объектом купли-продажи. В продажу была пущена часть государственных земель, через банк предоставлялась ссуда. Одновременно проводилось переселение безземельных и малоземельных крестьян за Урал.

В целом столыпинская аграрная реформа носила прогрессивный характер.

Столыпин понимал, что плоды его трудов скажутся не скоро. В одном из интервью в 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего и вы не узнаете нынешней России».

Пережив ряд покушений со стороны эсеров и черносотенцев, потеряв покровительство царя, Столыпин был убит анархистом-террористом в Киеве 1 сентября 1911 г. Со смертью Столыпина проведение реформ остановилось. Но и то, что он успел сделать, принесло свои плоды как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

Промышленный подъем. С 1909 г. страна переживала период бурного экономического роста. Значительно увеличились сборы сельскохозяйственной продукции. На рынках Европы вологодское и сибирское масло вытеснило продукцию датских и английских фермеров. Быстро росло население городов, число фабрик и заводов. По темпам промышленного развития Россия даже опережала США и европейские страны. Из отсталой аграрной страны она превращалась в аграрно-индустриальную державу.

Подтверждением укрепления финансового положения России была конвертируемость русского рубля. Он был одной из самых «твердых» денежных единиц (1 рубль равнялся 0,5 доллара США). Вместе с тем финансовое положение страны не было стабильным: значительный государственный долг (более 8 млрд руб.) требовал ежегодной выплаты процентов.

Рост демократического движения. С середины 1910 г. в стране наметилось оживление общественного движения. Оно охватило многие слои русского общества: студенчество, крестьян, рабочих. Росло число профсоюзов, решительно действовали политические партии.

Большую роль в изменении настроений общества сыграли события, происшедшие в апреле 1912 г. на Ленских золотых приисках в Сибири. Войска расстреляли демонстрацию рабочих, которые требовали улучшения условий жизни. Свыше 500 человек было ранено и убито. По всей России прокатилась волна рабочих демонстраций и стачек протеста против Ленского расстрела. В них участвовало более 300 тыс. человек. В ответ на запрос в Государственной думе о Ленском расстреле рабочих царскими войсками министр внутренних дел А. Макаров цинично ответил: «Так было, так будет».

Стачки, забастовки, другие выступления нарастали вплоть до начала мировой войны. По размаху стачечная борьба в 1914 г. приближалась к уровню 1905 г., но была более организованной.

IV Государственная дума. Осенью 1912 г. в обстановке нового общественного подъема прошли выборы в IV Государственную думу. С лета 1913 г. в Думе нарастала оппозиция царизму.

Депутатами было принято решение начать парламентское давление на правительство: увеличилось число критических выступлений, запросов правительству. Депутаты от конституционно-демократической партии внесли на рассмотрение Думы проекты законов о всеобщем избирательном праве, свободе совести, собраний, союзов, неприкосновенности личности и пр. Лидер кадетов П. Милюков вынашивал планы создания в Думе «прогрессивного блока» из кадетов, октябристов и представителей других партий. Цель блока — подготовка и проведение программы умеренных реформ, которая позволила бы избежать новой революции. Николаю II не понравилась деятельность Думы, которая стала центром политической борьбы. Встал даже вопрос о ее роспуске. В стране вызревал кризис общенационального масштаба.

В августе 1915 г. в IV Государственной думе был создан прогрессивный блок, в который вошли кадеты, часть октябристов и представители других партий. Блок потребовал создать правительство, ответственное перед Думой, а не назначаемое по желанию царя. Но Николай II не хотел идти на уступки либералам. Положение в стране все более и более осложнялось.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.76.39 (0.015 с.)