Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евпраксофия – единство мудрости и практики добраСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С древнейших времен философы, пытаясь описать образ совершенномудрого, называли такие черты характера и особенности миросозерцания, как душевное равновесие, терпимость, выдержка, приятие жизненных обстоятельств и умение не терять в них себя, извлекая из них уроки и находя в каждой ситуации нечто положительное, позитивное мышление, открытость миру, мужество перед лицом испытаний, внутренняя свобода. Гуманистическая педагогика вбирает в себя лучшие традиции человеческой мысли. Современный американский ученый и философ Пол Куртц предложил обозначить гуманизм термином евпраксофия (eupraxophy), или единство мудрости и практики добра. Тем самым он хотел подчеркнуть, что идеалом гуманистов является человек, не только разумный, сознающий истинные ценности, сочувствующий ближнему и т.д., но и умеющий реализовывать эти добродетели на практике, в своей частной и общественной жизни. Гуманистическая педагогика считает своей целью такое обучение, просвещение и воспитание человека, в результате которого его естественной нормой поведения будет свободная жизнь по законам мудрости и добра. Это добродетельная жизнь на личном и социальном уровне. Следовательно, гуманистическая педагогика предлагает методы помогающего формирования личностных качеств, основополагающих в мудром и жизнеутверждающем мировоззрении, – мировоззрении, неразрывно связанном с достойным, т.е. свободным, разумным, справедливым и ответственным поведением. Такого рода педагогика включает и воспитание чувства любви и интереса к жизни, вкуса к инициативе, начинанию и творчеству, развитие отношения к своей и всякой иной жизни как к драгоценному дару. Главными ценностными ориентирами и детерминантами аутентичного поведения человека гуманистическая педагогика считает гуманистические добродетели [28]. Большинство из них рассматривались выше, главным образом в разделе о гуманистических ценностях. Однако нельзя не подчеркнуть, что первостепенную педагогическую ценность тут приобретают мужество, тяга к познанию (включающему в себя критическое мышление и моральную рациональность) и забота, вырастающая из человеколюбия и эмпатии (т.е. постижения эмоций и мыслей другого человека в форме сопереживания и сочувствия). Именно эти добродетели человек должен стремиться развивать в себе, если он хочет обрести возможность внутренне не ограниченного саморазвития. Опыт обретения добродетелей – это многотрудный опыт, он не дается просто, сопряжен с усилиями, ошибками и разочарованиями. Но он обязательно приводит к успеху, к переживанию жизни как самого прекрасного праздника, захватывающего приключения и успеха в реализации уникального шанса родиться, стать и быть человеком. Почему именно эти, а не другие добродетели гуманисты считают главными? Об этом подробно пишет Пол Куртц в книге «Мужество стать». Он исходит из убеждения в том, что мужество – это главная движущая сила развития человека, поскольку жизнь полна не только радостей, но и вызовов и преодолений. Мужество особенно необходимо человеку на пути добра. Для злого, своекорыстного деяния мужества, по сути, не нужно (тут оно было бы бессмысленно), тогда как добро делать трудно и ответственно. Мужество комплексно и предполагает внутреннюю свободу, решимость, волевую собранность, осознание собственных сил и потребность в культивировании своих творческих способностей. Мужество дарует человеку дерзость начинаний, настойчивое, порою даже одержимое стремление к поставленным перед собою целям, трезвое и спокойное отношение к неудобствам и лишениям на пути к ним. Мужество предполагает готовность ответить новым напряжением сил в ответ на неудачу и поражение. В сочетании с состраданием и человеколюбием мужество удерживает человека от презрения к слабым или еще не верящим в свои силы людям. Мужество и жестокость не имеют, по существу, ничего общего. Именно забота о человеке, понимание его сложности и глубины уберегают от грубого и циничного отношения к тем, кто по-другому мыслит, чувствует, живет. Критичность и разумность этического выбора ограждают человека от слепой и бесполезной траты сил. Весь этот морально-психологический и интеллектуальный комплекс образует своеобразную программу, основу проекта полнокровной и интересной жизни человека, для которого важно не только найти себя и свое дело в этом мире, но и иметь мужество довести свои мечты и желания до их реального воплощения. Гуманистическая педагогика рассматривает себя в качестве инструмента укрепления и воспитания воли к жизни и стремления конструктивно взаимодействовать с миром. Она ориентирует образование на развитие у детей и взрослых креативности [29], изобретательности, оптимизма, уверенности в себе, гибкости, открытости миру и тем изменениям, которые в нем постоянно происходят. По сути, гуманистическая педагогика строится на двух очень простых процедурах, которые, тем не менее, очень важно иметь в виду и постоянно напоминать о них другим: во всем следует начинать (1) с себя, т.е. с самоидентификации, и (2) со строительства парадигмы самодетерминации, этого процессуального фундамента всякого осмысленного, самостоятельного и творческого действия. Педагогическая составляющая гуманистического мировоззрения состоит в том, чтобы заложить в воспитуемом основы здравомыслия, научить самостоятельно размышлять над проблемами добра и зла, истины и лжи. Она чужда технологиям выработки слепого следования традиционным правилам, нормам и предписаниям. Это скорее дескриптивная, описательная и демонстрационная, а не прескриптивная, предписывающая или авторитарная педагогика. Это педагогика диалога и сотрудничества. Сегодня образование уже не может оставаться в русле только традиций, в рамках психологии внушения, командования, «натаскивания» и «вдалбливания». Практически всеми реалистически мыслящими педагогами признается та истина, что главная задача образования – развивать и содействовать развитию у учащихся способности думать, умения видеть проблему, анализировать ее, опознавать ситуацию выбора и принимать разумные, свободные и ответственные решения. Эта задача является центральной для гуманистической педагогики, психологии и этики. Гуманизм – за развитие критического, просвещенно-скептического и доброжелательного отношения к самому себе, за реалистическое понимание мира и эффективное взаимодействие с ним. Исходя из положения о необходимости удовлетворения высших потребностей человека, гуманистическая педагогика предлагает инструменты для стимулирования мысли учащихся в решении ими вопроса о смысле жизни. Важно укрепить учащихся во мнении, что в определенной, практически решающей степени жизнь каждого человека – это его собственное творение, его собственная программа созидания, что у каждого из нас есть шанс понять и реализовать эту истину. Очень многое зависит от того, как мы понимаем жизнь. Научить видеть поучительный смысл в любой жизненной ситуации – значит осуществить гуманистический подход к воспитанию. Именно эта способность извлекать уроки помогает человеку не терять воли и любви к жизни, быть свободным в том, что не однозначно определяется обстоятельствами, самому творить свою судьбу. Мировая культура накопила огромное богатство идей, касающихся смысла человеческого существования. Этим жизнеутверждающим мировым опытом нужно обязательно делиться с учащимися. Гуманизм предлагает свой ответ на вопрос о смысле и предназначении человека. Так, например, Пол Куртц считает символом и идеалом гуманиста судьбу неукротимого Прометея, осмелившегося бросить вызов богам и осветить мир, погруженный во мрак, светом знания. Вот небольшой фрагмент из его книги «Запретный плод: Этика гуманизма»: «Судьба играет ключевую роль в жизни человека: от нее зависит, будем ли мы в нужном месте в нужное время, или же мы окажемся в неподходящем месте в неподходящее время. Но все же происходящее с нами зависит и от того, что и насколько мудро мы делаем сами, от того, можем ли мы отвечать на брошенный нам вызов судьбы и обстоятельств, от того, как мы планируем нашу жизнь, от сделанных нами выборов, людей, с которыми мы связаны и от которых мы зависим, от наших интересов и поведения, профессии и карьеры, от того, наконец, как мы приспосабливаемся и сопротивляемся постигшим нас бедствиям и как мы используем благоприятные возможности… Ключ к совершенной жизни подбирается не просто путем удовлетворения наших потребностей или существования в согласии с нашей природой. Такая жизнь обретается в трансцензусе, в прыжке к более высоким способностям, в совершении мужественных деяний. Этическое восхождение личности проявляется в том, что она первая делает шаг в неизвестное, тогда как другие боятся совершить его»[30]. Гуманистическая педагогика, принимая тот постулат, что счастье, радость и любовь к жизни являются главными гуманистическими благами, сталкивается с трудной задачей: побудить человека к возможно более полному развитию его потенциально неограниченной продуктивности. Мировой педагогический опыт свидетельствует, что характер образования может существенно, нередко решающим образом повлиять на индивида в реализации им своих возможностей; оно особенно плодотворно, если руководствуется эмпатией, любовью и уважением к человеку, верой в его креативность и внутреннюю динамику. Преисполненное любви и доверия, терпимости и ответственности отношение к ребенку, изгнание всякой репрессивности, отсутствие угроз в ходе обучения «искусству жизни» в наилучшей степени способствуют развитию в нем бесценного качества – любви к жизни. Именно жизнелюбие помогает становящейся личности привнести радость в процесс саморазвития. Как писал Э. Фромм, подавление зла может происходить и из духа самопорицания и сожаления, но приращению добра в гуманистическом его понимании способствовать это не будет. «Каждая возможность увеличения счастья… дает гораздо больше для этического… образования и воспитания, чем все угрозы, наказания и проповеди добродетели» [31].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.205.45 (0.01 с.) |