Гуманизм предлагает способы нормализации и гармонизации отношений между человеком и идеями, мировоззрениями и идеологиями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизм предлагает способы нормализации и гармонизации отношений между человеком и идеями, мировоззрениями и идеологиями.



Помимо гуманности, критичности, дистанции свободы и диалога, он рекомендует вводить в область отношений личности с мировоззрением принципы достаточной обороны, партнерства и быстрого реагирования. Право решающего голоса во взаимоотношениях между личностью и ее внутренним миром должно всегда оставаться за нашим я.

Мы должны обладать правом вето и абсолютным приоритетом по отношению к любой идее, включая и свое собственное мировоззрение.

Разумеется, не личная корысть человека тут приоритетна перед его принципами (как, возможно, захотят понять нас оппоненты гуманизма), а сам человек. То есть те его интересы, которые не противоречат интересам другого человека, Человека вообще.

Это подводит нас к принципу, заложенному в основу правовой системы любого демократического общества, к положению о свободе совести, которое гласит, что человек имеет право на собственное мировоззрение, право защищать его законными средствами, право отказываться от него, право менять его.

Эти права предполагают, что не идея, не мировоззрение, а лишь я сам, свободно принимая его, устанавливая с ним независимые отношения, отвечаю за свои слова и дела. Ответственность распространяется и на те наши прошлые поступки, которые мы совершили, имея, возможно, иные убеждения.

 

Homo humanus – Человек человечный

Становление Человека гуманного начинается, как было сказано выше, с простого усмотрения и осмысления им своих добрых, человечных начал, предпринимаемого с тем, однако, чтобы сделать ставку на них, превратить их в плацдарм, основу своих мыслей, ценностей и поступков.

Человечность – естественный, стихийный гуманизм.

Гуманизм зрячий, зрелый, целеустремленный – это осмысленная, осознанная человечность.

Осознание, осмысление собственной человечности и ее ресурсов и есть первый шаг личности на пути к гуманизму.

Человек, который устанавливает нормальные, гуманные отношения с самим собой и со своими идеями, совершает тем самым второй шаг к тому, чтобы стать не только Человеком разумным – Homo sapiens, но и Человеком гуманным – Homo humanus. Но чтобы и первый, и второй шаг были сделаны верно, важно уметь ориентироваться в своем внутреннем мире.

Структура его весьма неоднородна. Если представить себе человека в виде солнечной системы, то в центр ее следует поместить то, что мы обозначаем буквой Я. Вокруг Я, глубинной сущности человека, его смыслового и жизненного ядра лежит сфера самосознания, отделяющего и одновременно связующего этот центр с мировоззрением личности. За территорией мировоззрения простираются различные области знания, накопленная человеком информация. Далее начинается его тело, биофизический носитель всего этого внутреннего мира, в свою очередь окруженный внешним, объективированным миром культуры, реальностями общества и природы.

Графически эта воронкообразная пространственная структура может выглядеть так:

 

 

 
 

 

 


1. Я, личность как единство альтер и прима эго («первого» и «второго» я), как внутренний диалогизм и монодуальность, т.е. единство двойственности.

2. Область самосознания.

3. Область мировоззрения.

4. Область знания.

5. Тело человека как граница и связь между внутренним миром человека и внешней по отношению к нему реальностью.

6. Объективная действительность.

Разумеется, это схема не отражает всей сложности человеческого существа, как и самой динамики в связях между различными слоями или сферами внутреннего и внешнего по отношению к человеку мира.

Она ничего не говорит об отношениях этого мира, с одной стороны, с человеческим я, с другой – с человеческим телом. Вместе с тем, «география» человека помогает разобраться в том, что существует и что творится у нас в душе. Иначе говоря, она помогает нам познать себя и, следовательно, иметь больше возможностей устроить свою жизнь наилучшим образом.

Разъясним, прежде всего, что такое область мировоззрения. Строго говоря, – это область знания, точнее ее часть. Но особенностью этого знания является то, что оно сознательно или бессознательно принимается человеком как руководство к действию. Это своего рода программа оценок и поступков человека, призма, сквозь которую он смотрит на мир, себя самого и свои задачи в нем.

Теоретически мировоззрение как программа имеет много различных блоков и уровней: «по вертикали», низший уровень – мироощущение, средний – миросозерцание, высший – миропонимание.

Много больше типов или блоков различных по содержанию мировоззрений: философское, политическое, нравственное, религиозное, правовое, финансово-экономическое, экологическое, эстетическое, научное, паранормальное, магическое, криминальное, расистское и др. Практически все мы обладаем более или менее развитым, более или менее полным мировоззрением, в котором находится или может найтись место идеям едва ли ни всех перечисленных сфер.

Рассказ о взаимоотношениях этих частных воззрений в человеке не входит в нашу задачу. Мы упомянули о них лишь только для того, чтобы определить место гуманистического мировоззрения в этой области, его сходство и отличие от других мировоззрений.

Первое и самое главное отличие гуманизма от всех иных мировоззрений состоит в том, что оно обязательно предполагает акт рефлексии, самосознания, свободного, разумного и критического принятия человеком своей человечности вместе с накопленными им знаниями и опытом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.31 (0.02 с.)