Теоретический аспект взаимоотношений поставщиков и потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический аспект взаимоотношений поставщиков и потребителей



Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделено пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Проанализируем взаимодействие распределительной и закупочной логистики в процессе доведения продукции от поставщика к потребителю.[2]

Основная задача, которую должен решить покупатель – это выбор поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

Ø Объявление конкурса;

Ø Изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

Ø Посещение выставок и ярмарок;

Ø Переписка и личные контакты с возможными поставщиками[3]

Конкурсные торги на поставку материальных ресурсов (тендеры) проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие, на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Проведение тендера включает следующие этапы:

ü Реклама;

ü Разработка тендерной документации;

ü Публикация тендерной документации;

ü Приемка и вскрытие тендерных предложений;

ü Оценка тендерных предложений;

ü Подтверждение квалификации участников торгов;

ü Предложение и присуждение контракта.[4]

Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами.

При первом способе инициатива вступления в переговоры исходит от продавца материальных ресурсов. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (или оферты). Оферты могут быть твердыми и свободными (инициативными). Первая направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно – информационные материалы.[5]

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива переговора исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения. В запросе указываются необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и т.д.), кроме цены, которая появится в ответном предложении.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.[6]

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничивается ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.[7]

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

ü удаленность поставщика от потребителя;

ü сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

ü наличие у поставщика резервных мощностей;

ü организация управления качеством продукции у поставщика;

ü психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

ü риск забастовок у поставщика;

ü способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;

ü кредитоспособность и финансовое положение поставщика и пр.[8]

Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников. Ими могут быть, например:

Ø собственное расследование;

Ø местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

Ø банки и финансовые институты;

Ø конкуренты потенциального поставщика;

Ø торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата РФ;

Ø информационные агентства;

Ø государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая и лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

ü Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.

ü Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован.[9]

Задача. Произвести расчет рейтинга, на основании чего выбрать поставщика, если:

1) Дефицит по закупаемым товарам недопустим.

2) Закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса.

В этом плане мы предлагаем воспользоваться методикой экспертная оценка. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать базу данных потенциальных поставщиков, куда будет заноситься вся необходимая информация о рыночных субъектах, желающих свою продукцию. По наиболее важным критериям будет оцениваться информация. Здесь следует учесть, что источник информации должен быть не менее одного: информация со слов или бизнес-плана поставщика, отчетные, статистические данные работы, опыт работы с этим субъектом в прошлом, рекомендации, сообщения в средствах массовой информации о деятельности данного поставщика и прочие источники информации. Затем составляется балльная оценка по интересующим критериям (параметрам) поставщика, им же определяется коэффициент весомости параметра, произведение которых позволит получить балльную оценку по каждому критерию.

Если закупаемый материальный поток является значимым и его отсутствие может привести к остановке производства, то главными критериями при выборе поставщика будут «надежность поставки», а также «качество материального потока».

Если закупаемый материальный поток является значимым и его отсутствие может привести к остановке производства, то главными критериями при выборе поставщика будут «затраты на приобретение», а также «затраты на доставку».

Перечень параметров и коэффициент весомости должен определяться самостоятельно экспертом (покупателем). Сумма всех баллов укажет на рейтинг потенциальных поставщиков. Окончательное определение и выбор арендаторов будет осуществлен исходя из наибольшего балла по каждому субъекту. Подобный анализ рекомендуется проводить не только при первоначальном выборе поставщика, но и периодически, через определённый интервал времени: ежеквартально, ежегодно и пр., что укажет на характерные отклонения и пересмотр состава поставщиков. Алгоритм расчета и экспертная оценка представлены на рис. 10.

Данный метод учитывает влияние группы параметров на формирование выбора, что позволяет осуществить многофакторный анализ.

 


 

 
 

 


Рис. 10. Алгоритм действий по выбору поставщиков по методу баллов

 

Пример проведения рейтинговой оценки двух потенциальных поставщиков

Решение: 1) если дефицит по закупаемым товарам недопустим

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения по 10-ти балльной шкале Рейтинг
1 поставщик 2 поставщик 1 поставщик 2 поставщик
1. Надежность поставки 0,3     2,1 1,2
2. Цена 0,15     0,9 1,2
3. Качество товара 0,25     2,0 1,75
4. Условия платежа 0,15     0,6 0,9
5. Возможность внеплановых поставок 0,1     0,7 0,5
6. Финансовое состояние поставщика 0,05     0,2 0,25
Итого 1,0     6,5 5,8

Решение: 2) если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса.

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения по 10-ти балльной шкале Рейтинг
1 поставщик 2 поставщик 1 поставщик 2 поставщик
1. Надежность поставки 0,15     1,05 0,6
2. Цена 0,3     1,8 2,4
3. Качество товара 0,15     1,2 1,05
4. Условия платежа 0,25     1,0 1,5
5. Возможность внеплановых поставок 0,1     0,7 0,5
6. Финансовое состояние поставщика 0,05     0,2 0,25
Итого 1,0     5,95 6,3

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

По данным таблицы видно, что сумма баллов больше у первого поставщика, соответственно его рейтинг выше. При альтернативном выборе, именно его следует выбрать, заключить договор поставки. Однако при втором варианте, при поставке материального потока, не являющийся крайне необходимым, лидирует второй поставщик, что указывает на выгодное подписание договора именно со вторым поставщиком.

 

Задача 2.

Целесообразность приобретения продукции

в М (у предпрития-изготовителя) или в N (Ульяновск)

 

Наименование товарной группы Затраты на приобретение тыс. руб. Затраты на поставку тыс. руб. Итого затраты на снабжение строительными материалами Разница (ст. 7-6) Целесообразность закупки у предприятий-изготовителей
Предприятие-изготовитель Посредник в г. Ульяновск Предприятие-изготовитель Посредник в г. Ульяновск Предприятие-изготовитель Посредник в г. Ульяновск
                 
Алебастр 143,4 157,7 24,2 9,9 167,6 167,6 - Нет
Шпаклевка 16,5 18,9 10,8   27,3 19,9 -7,4 Нет
Линолеум   83,6 17,7 7,2 91,7 90,8 -0,9 Нет
Арматура 280,6 328,3   19,9 304,6 348,2 43,6 Да
Кирпич силикатный 34,8 39,6 46,7   81,5 53,6 -27,9 Нет
Ж/бетон (Произв. Тольятти) (Произв. Ульяновск) 1282,6 713,8 7334,6 6589,8 -744,8 Нет
Цемент     96,7 42,2 429,7 406,2 -23,5 Нет
Швеллер 263,5   73,2 36,2 336,7 339,2 2,5 Да

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.014 с.)