Понятие финансовой деятельности государства и МО. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансовой деятельности государства и МО.



Роль и значение финансов.

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе формирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от товарообмена к товарно денежному отношению, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.

Финансы – не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения, использования фондов денежных средств.

Деньги – это эквивалент, с помощью которого измеряется труд. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ; средством стимулирования развития государства и общества. Финансы отражают в обстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, не только в области экономики и социальных процессов, но и в области политики, экологии, демографии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой сфере.

Функции финансов:

1. Регулирующая

2. Контрольная

3. аккумулирование ден. средств

4. использование ден средств

5. перераспределение средств

Распределительная функция заключается в том, чтобы распределить стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых, налоговых органов и т.д., которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д.

 

Понятие финансовой деятельности государства и МО.

В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование, распределение и использование государственных и муниципальных центральных и децентрализованных денежных фондов.

Финансовая деятельность государства – осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а так же использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований – осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию местных денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности ОМС.

Финансовая деятельность ОГВ и МС связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различаются конкретными задачами.

Понятие ФД раскрывается через: Субъекты ФД, объект ФД, функции, средства, методы и формы ФД.

Субъекты ФД – компетентные органы гос власти на уровне РФ и субъектов: Представительные органы, исполнительные органы (общей и специальной компетенции), судебные органы, особый орган – ЦБ

Объект ФД – экономические отношения и как результат доходы, накопления и т.д. субъектов хозяйствования и физических лиц, а также собственные финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.

Функции ФД:

1. образование гос и муниц денежных фондов

2. распределение финансовых ресурсов

3. использование финансовых ресурсов

4. гос и муниц контроль за движением финансовых ресурсов

5. эмиссия денежных знаков

Главной определяющей целью этой деятельности д.б. согласно Конст-и РФ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Особенности:

1) финансовая деятельность имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления;

2) осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности как представительных, так и исполнительных органов власти;

3) сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов федерации, а так же ОМС. + имеет область совместного ведения РФ и субъектов.

Финансовая деятельность имеет свои специфические признаки:

а) обязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов;

б) направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции;

в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих НПА, имеющих официальный и общеобязательный характер;

г) юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

д) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

 

Правовое положение Министерства финансов РФ.

Во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства РФ, 2004, N 11, ст. 945) Правительство РФ постановляет:

2. Министерство финансов РФ до внесения соответствующих изменений в законодательство РФ осуществляет следующие полномочия:

по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством РФ;

по государственному регулированию аудиторской деятельности, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

3. Установить, что Министерство финансов РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора.

4. Установить, что Министерство финансов РФ представляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства или подведомственных ему федеральных служб.

1. Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

2. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

3. Министерство финансов РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ,

Полномочия

вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы,

составление проекта федерального бюджета;

утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;

управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

Министерство финансов РФ в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

 

Функции и права Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов РФ.

3. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ,

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет контроль и надзор:

за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;

за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

имеет право:

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

 

Правовое положение и контрольные функции Федерального Казначейства.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О фед. казначействе» была образована единая централизован­ная система органов фед. казначейства, подчиненная Минфин РФ.

Федеральное казначейство –фед. орган исп. власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Находится в веденье Мин. Фина.

На органы фед. казначейства возложены следую­щие задачи:

1) организация, осущ. и контроль за ис­полнением фед. бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;

2) регулирование фин. отно­шений между фед. бюджетом и гос. (федеральными) внебюджетными фондами, фин. ис­полнение этих фондов и контроль за этими фондами;

3) осу­щ. краткосрочного прогнозирования объемов гос. фин. ресурсов и оперативное управление ими;

4) управление и обслуживание совместно с Центр. банком РФ гос. внутреннего и внешнего долга России и др.

Органы фед. казначейства наделены необходимы­ми правами.

Правовое положение Федеральной службы страхового надзора.

Фед. служба страхового надзора является фед. органом ис­полн. власти, осущ. функции по контролю и надзору в сфере страховой дея-ти. Фед. служба стра­хового надзора находится в ведении Минфин РФ.

Фед. служба страхового надзора осущ. свою дея­тельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными функциями Фед. службы страхового надзора являются:

1) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении дей­ствия и отзыве лицензий;

2) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

3) ведение единого гос. реестра субъектов страхово­го дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

4) осущ. контроля за соблюдением субъектами страхово­го дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

5) осущ. контроля за представлением субъектами страхо­вого дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицен­зии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

6) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъ­ектами страхового дела;

7) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового зак-тва;

8) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с иска­ми о ликвидации субъекта страхового дела — юрид. лица или о прекращении субъектом страхового дела — физ. лицом дея­тельности в качестве индивидуального предпринимателя;

9) обобщение практики страхового надзора, разработка и пред­ставление в установленном порядке предложений по совершенство­ванию страхового зак-ва, регулирующего осущ. страхового надзора.

Правовое положение Федеральной налоговой службы.

Фед. налоговая служба РФ также находится в ведении Минфин РФ.

Фед. орган исп. власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

 

Она создана в результате реорганиза­ции Министерства по налогам и сборам в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О сис­теме и структуре фед. органов исп. власти».

Ее территориальные подразделения (управления по субъектам РФ, ин­спекции по городам и районам) действуют как система специализиро­ванных органов фин. контроля.

Они обеспечивают единую сис­тему контроля за соблюдением российского налогового зак-ва, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, осущ. валютный контроль в рамках своей компетенции.

Налоговые органы кроме контрольных полномочий наделены правом применения мер принудительного воздействия к нарушителям налог. зак-тва. Налоговый кодекс РФ в главе 15 закре­пил эти полномочия и санкции, уточнил и конкретизировал их со­держание, установил порядок их применения.

 

Предмет финансового права.

 

Предмет ФП - обществ. отношения возникшие в процессе фин. деятельности РФ Общ. отношения, виды:

1. По распределению фин. средств между фед. регионом и местными бюджетами.

2. Отношения между суб. фин. деят. (Центробанк, Прав. РФ), связанные с образованием и распред... кредит и иных фин. ресурсов.

3. Общественные отношения между финансовыми и банковскими органами с одной стороны, и предприят., учреждения, орган с другой стороны по поводу распределения кредит. ресурс. В связи с выполнением стоящими перед ними задачами.

4. Отношения между гражданами с одной стороны и с фин. и кредитными органами с другой, в связи с образованием и распределением ден. фондов.

5. Отношения между предпр. учрежд. орган. и вышестоящих предприятий в связи с накоплением собственных средств предприятий.

Особенности:

1. Они возникают при участии гос. либо под его непосредственным воздействием.

2. Направлены на создание, распределение и использование ден. фондов (гос.).

Общ. отношения включаемые в предмет ФПобразуют отрасль ФП.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет фин. права, заключаются в том, что они:

-складываются в виде фин. деятельности в процессе распределения и перераспределения дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления;

- объектом их всегда являются деньги или ден. обяза­тельства, связанные с образованием и использованием ден. фондов.

Названные особенности позволяют выделить из большого круга существующих ден. отношений те, которые по своему харак­теру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позво­ляющих их классифицировать по определенным группам.

Так, финансовые отношения возникают между:

1)фед., региональными и местными органами гос. власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными ви­дами бюджетов, порядка их формирования и исполнения;

2) федеральными, региональными и местными органами гос. управления;

3) фин-кредитными органами и предприятиями, учрежде­ниями, организациями, министерствами и ведомствами в связи с уп­латой налогов и иных платежей и перечислением их в бюджет;

4) внутри единой системы управления в области финансов и кре­дита (например, между Минфин РФ и Центр. банком РФ) в связи с реализацией функциональных обязанно­стей названных органов.

Виды общественных отношений: 1) отношения по распределению финансовых средств между федеральным, региональным и местными бюджетами; 2) отношения между Министерством Финансов и Центральным Банком РФ в связи с образованием и распределением бюджетных, кредитных и иных финансовых операций; 3) отношения между финансовыми и банковскими органами с одной стороны, предприятиями, учреждениями и организациями с другой стороны, по поводу образования и распределения кредитных ресурсов; 4) отношения между финансово-кредитными органами и гражданами, по поводу образования и распределения денежных фондов; 5) отношения между финансово-кредитными органами и средствами предприятий и организаций, в связи с накоплением и использованием собственно средств предприятий и организаций.

Метод финансового права

Основным методом финансово-правового регулирования яв-ся метод властных предписаний., т.к. ФП яв-ся публичной отраслью права, а публичные интересы можно обеспечить не иначе как в принудительном порядке, т.е. используя императивный метод. Суть этого метода состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, этой стороной яв-ся гос-во, уполномоченный орган, МО.

Метод властных предписаний имеет 2 формы:

1. Властные предписания государство дает в законах, подзаконных актах, иных н.п.а

2. Властные предписания сторона дает через управленческие решения.

 

Особенности метода властных предписаний:

1. Позитивное обязывание (а не дозволение),т.е. сторона наделяется прежде всего обязанностью, для реализации которой ей определены некоторые права. Права вторичны и производны от обязанностей.

2. это императивный метод, т.е. стороны не могут по своему желанию приобретать финансовые права и обязанности, т.к. они строго установлены в н.п.а.

3. Это конформистский метод, т.е. субъекты ФП вступают в ФПО не по своей воле, а лишь следуют предписаниям н.п.а. При наличии определенных юр фактов субъект обязан вступить в ФПО, он не имеет свободы выбора.

4. Юридическое неравенство субъектов ФП. Это проявляется на уровне правоспособности, т.к. одна из сторон наделена властными полномочиями.

 

Однако помимо метода властных предписаний в ФП иногда используется диспозитивный метод, при котором решение вопроса осуществляется согласованной волей сторон (пр. при заключении гос-вом финансово-правовых договоров с налогоплательщиком).

Метод финансового права – совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в сфере финансовой деятельности государства.

Метод властных предписаний является основным способом финансового права: государственные органы и муниципальные образования принимают решения (законы, подзаконные акты), строго обязательные для другой обязанной стороны правоотношения. Властной стороной является государственный орган (Госуд Дума РФ, Минфин России, Банк России), обязанной -налогоплательщик, коммерческий банк и т.д.

Запретительный метод: это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность. Применяется в основном в сочетании со способом властных предписаний.

Дозволительный метод: на основе обязывающих и диспозитивных норм имеет место соглашение, в котором положение сторон характеризуется, с одной стороны, признаком властности - подчинения в установлении условий этого соглашения, с другой - равенством сторон в момент заключения соглашения.

Также выделяют методы рекомендаций и согласований.

Система финансового права.

Система российского ФП – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.

Бюджетное право

2. налоговое право

3. институт расходов бюджета

4. институт финансов гос и муниц-х предприятий

5. институт гос и муниц-го кредита

Финансовая система в РФ тесно связана с банковской системой, поэтому многие отношения в сфере банковской деятельности регулируются финансовым правом.

Финансовое право активно развивается, в связи с этим в ближайшее время планируется ввести в финансовую систему институты финансовой ответственности, института бухгалтерской отчетности и др.

 

18. Понятие и виды финансовых актов. Особое значение финансово-плановых актов как источников финансового права.

Финансово-правовые акты — это имеющие юридическое значение решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящих в их компетенцию.

Они служат основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных финансовых правоотношений.

Виды:

— По юридическому свойству: нормативные и индивидуальные.

1) Нормативно-финансовые правовые акты – это законы, указы президента и т.п., имеющие нормативный характер.

2) Индивидуальные – акты о единовременном выделении денежных средств для тех или иных целей.

3) смешанные – пр. ФЗ о Фед бюджете на соотв год

 

— По юридической природе:

1) Законодательные,

2) Подзаконные.

 

— По органам их издающим:

1) Законы, акты Парламента; * Указы Президента; * акты органов региональной власти: * Постановления Правительства; * акты МСУ.

Финансово-плановые акты - акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и ОМСУ, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Финансово-плановыми актами являются акты, которые содержат конкретные задания в области финансов на определённый период, они принимаются соотв-ми органами в процессе ФД гос-ва и Мои содержат плановые показатели по доходам и расходам. Существование их связано с тем, что любая экономика имеет плановый характер: это

1. все виды бюджета,

2. сметы бюджетных учреждений

3. финансовые планы гос и муниц унитарных предприятий

4. бюджеты гос внебюджетных фондов

5. кредитные и кассовые планы различных банков.

Отнесение финансово-плановых актов к финансово-правовым связано с тем, что они имеют юридическое оформление, т.о. получают юрид. последствия. Так бюджеты на уровне РФ и субъектов утверждаются в форме законов, на уровне МО – в форме постановлений и т.д.

19. Финансово-правовые нормы. Общая характеристика, виды и содержание.

 

Финансово-правовые нормы — исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль.

Общие признаки финансово-правовой нормы: 1) норма устанавливается государством, а поэтому ее исполнение обеспечивается его принудительной силой; 2) норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений; 3) норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права; 4) норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте.

Специфические признаки финансово-правовой нормы: 1) норму характеризует категоричность предписаний в финансовой деятельности (точная дата внесения налогового платежа, порядок исчисления налога); 2) нормы являются средством реализации публичных интересов; 3) с одержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам правоотношений таких прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает образование, распределение и использование денежных фондов государства и ОМСУ.

Финансово-правовые нормы имеют структуру. Под структурой финансово-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяются: гипотеза (указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой), диспозиция (часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой), санкция (ее часть, указывающая на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы).

Особенность санкции финансово-правовой нормы: 1) имеют денежный характер; 2) имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер; 3) денежные средства, получаемые в результате применения санкций, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды.

Норма – это установленное, охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности: ФПН регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, использования, реализации финансовых ресурсов. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный характер (содержат требования, выраженное в категоричной форме и недопускающее их произвольного изменения), точно определён объем прав, обязанностей участников. Финансовые отношения, которые направлены на обеспечение в целом интересов государства, муниципальных образований. Особенность в юридических свойствах прав и обязанностей, устанавливающих финансово-правовой нормой. Например, финансовая обязанность сливается нередко с правом. Пример, обязанность органов государства, МС в области финансов, такая - использование бюджетных средств на социально-экономические программы – право и обязанность.

Логическая структура финансово-правовой нормы. Гипотеза (имеет сложную структуру, содержит обычно несколько четко сформулированных условий), диспозиция (отличается четкостью и устанавливает совершенно определенные права и обязанности), санкции (выражают меры финансовой ответственности). Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия.

Виды:

— По способу воздействия на участников финансовых отношений – обязывающие, запрещающие, управомачивающие.

О. – налоговый орган должен известить граждан-налогоплательщиков о суммах, сроках предстоящих платежей, а граждане должны их произвести. Большая часть финансово-правовых норм имеют такой характер. В этом проявляется основной императивный характер.

З. – запрет на совершение определённых действий, устанавливает обязанность участников общественных отношений воздержаться от них. Например, ОМС запрещается вводить налоги не предусмотренные ФЗ. Число запрещающих норм невелико.

У. – устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определённых самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Это возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Этим нормам свойственна императивность, т.к. не допускается выход за эти границы. Предприятия вправе распорядится своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.

— По содержанию:

1) Материальные – закрепляют состав финансовой системы, вид и объём денежных обязательств граждан и предприятий перед государством и т.д., т.е. материальное (денежное) содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

2) Процессуальные – устанавливают порядок деятельности в области формирования, распряжения и использования гос/мун денежных фондов. Они требуют соблюдения определённых правил в этой деятельности: сроков, участия определённых органов и т.п.

 

- В зав-ти от функций:

1. регулятивные

2. охранительные

 

1.нормы- принципы

2. нормы-дефиниции

3. коллизионные

4. оперативные

5. рекомендательные

 

Виды финансово-правовых норм:

I. От функций, выполняемых финансовым правом: а) регулятивные финансово-правовые нормы - нормы, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей; б) охранительные финансово-правовые нормы - нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения.

II. От метода правого регулирования: а) обязывающие финансово-правовые нормы - нормы, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия; б) запрещающие финансово-правовые нормы – нормы,устанавливающие обязанность лица воздерживаться от определенных действий; в) управомочивающие финансово-правовые нормы - нормы, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

III. От объема действия: а) общие; б) специальные.

IV. От территории действия: а) на всей территории РФ; б) на территории соответствующего субъекта РФ; в) на территории соответствующего муниципального образования.

V. От содержания: а) материальные финансово-правовые нормы определяют источники образования денежных фондов государства и муниципальных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов; б) процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм.

 

20. Финансово-правовые отношения. Их содержание и важнейшие особенности.

Финансовое правоотношение - это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.103.76 (0.138 с.)