Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место финансового права в системе права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФП – совокупность юр. норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития. ? о месте ФП, как самостоятельной отрасли, в системе права является предметом дискуссий очень давно. - Существовало положение о том, что ФП выделилось из государственного и административного права. - Другая точка зрения состояла в том, что ФП – самостоятельная отрасль права и возникло наряду и одновременно с государственным и административным правом. В современных условиях развития рынка эта точка зрения кажется наиболее обоснованной. При этом следует иметь в виду, что такие финансовые институты как налоги и займы возникли одновременно с государством, т.к. были необходимы для содержания и функционирования публичной власти. ФП взаимодействует и с др. отраслями права. Так отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, отношения внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, отношения товарно-денежные регулируются соответственно нормами гражданского и хозяйственного права. Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами: 1) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; 2) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства; 3) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; 4) определяют функции органов государства в кредитно-расчетной сфере. Т.О., все указанные отнош-ия явл-ся предметом регулирования как гражданского права и хозяйственного права, так и ФП. В основе норм ФП лежат нормы Конституции РФ. Конституционные основы служат базой для текущего финансового законодательства, с др. стороны именно нормы ФП регулируют процессы аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств в государстве. По методу правового регулирования ФП на первый взгляд совпадает с административным правом. Тот же метод властных предписаний и неравенство субъектов. Но АП не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. В нормах ФП жёстко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Конституционно-правовые нормы являются базой для финансового права. Таким образом, финансовое право является совершенно самостоятельной отраслью в системе права, в которую включаются исключительно финансово-правовые нормы. Тесная связь административного и финансового права проявляется через «пересечение» предметов правового регулирования этих отраслей права. В сферу финансово-правового регулирования включаются только те отношения с участием органов исполнительной власти, через которые непосредственно реализуется функция финансового обеспечения государства и муниципальных образований. Иначе говоря, это имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, непосредственно обеспечивающие образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Предметом же административного права являются главным образом неимущественные отношения (поведения субъектов), возникающие в связи с реализацией исполнительной власти. Финансовое право тесно связано с гражданским правом. Эта связь основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, входят в число имущественных. Но если основным для финансово-правового регулирования является метод властных предписаний, то гражданско-правовое регулирование построено по методу юридического равенства сторон гражданского правоотношения. Следовательно, финансовое право – самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования.
Система финансового права. Система российского ФП – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности. В системе ФП выделяют части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения ФП – части: общая и особенная. К общей части относятся нормы ФП, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, основные черты финансово-правового положения др. субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля. Общая часть не включает в себя нормы права, регулирующие те или иные отношения, т.е. общая часть является вводным курсом в ФП как учебную дисциплину и науку Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. В особенную часть ФП входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: Бюджетное право 2. налоговое право 3. институт расходов бюджета 4. институт финансов гос и муниц-х предприятий 5. институт гос и муниц-го кредита Финансовая система в РФ тесно связана с банковской системой, поэтому многие отношения в сфере банковской деятельности регулируются финансовым правом. Финансовое право активно развивается, в связи с этим в ближайшее время планируется ввести в финансовую систему институты финансовой ответственности, института бухгалтерской отчетности и др.
18. Понятие и виды финансовых актов. Особое значение финансово-плановых актов как источников финансового права. Финансово-правовые акты — это имеющие юридическое значение решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящих в их компетенцию. Они служат основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных финансовых правоотношений. Виды: — По юридическому свойству: нормативные и индивидуальные. 1) Нормативно-финансовые правовые акты – это законы, указы президента и т.п., имеющие нормативный характер. 2) Индивидуальные – акты о единовременном выделении денежных средств для тех или иных целей. 3) смешанные – пр. ФЗ о Фед бюджете на соотв год
— По юридической природе: 1) Законодательные, 2) Подзаконные.
— По органам их издающим: 1) Законы, акты Парламента; * Указы Президента; * акты органов региональной власти: * Постановления Правительства; * акты МСУ. Финансово-плановые акты - акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и ОМСУ, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Финансово-плановыми актами являются акты, которые содержат конкретные задания в области финансов на определённый период, они принимаются соотв-ми органами в процессе ФД гос-ва и Мои содержат плановые показатели по доходам и расходам. Существование их связано с тем, что любая экономика имеет плановый характер: это 1. все виды бюджета, 2. сметы бюджетных учреждений 3. финансовые планы гос и муниц унитарных предприятий 4. бюджеты гос внебюджетных фондов 5. кредитные и кассовые планы различных банков. Отнесение финансово-плановых актов к финансово-правовым связано с тем, что они имеют юридическое оформление, т.о. получают юрид. последствия. Так бюджеты на уровне РФ и субъектов утверждаются в форме законов, на уровне МО – в форме постановлений и т.д. 19. Финансово-правовые нормы. Общая характеристика, виды и содержание.
Финансово-правовые нормы — исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль. Общие признаки финансово-правовой нормы: 1) норма устанавливается государством, а поэтому ее исполнение обеспечивается его принудительной силой; 2) норма есть правило поведения общего характера, обращенное ко всем участникам регулируемых ею общественных отношений; 3) норма возлагает на участников отношений юридические обязанности и предоставляет им субъективные права; 4) норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте. Специфические признаки финансово-правовой нормы: 1) норму характеризует категоричность предписаний в финансовой деятельности (точная дата внесения налогового платежа, порядок исчисления налога); 2) нормы являются средством реализации публичных интересов; 3) с одержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в финансовой деятельности государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам правоотношений таких прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает образование, распределение и использование денежных фондов государства и ОМСУ. Финансово-правовые нормы имеют структуру. Под структурой финансово-правовой нормы понимается ее внутреннее строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяются: гипотеза (указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой), диспозиция (часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой), санкция (ее часть, указывающая на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы). Особенность санкции финансово-правовой нормы: 1) имеют денежный характер; 2) имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер; 3) денежные средства, получаемые в результате применения санкций, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды. Норма – это установленное, охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности: ФПН регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, использования, реализации финансовых ресурсов. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный характер (содержат требования, выраженное в категоричной форме и недопускающее их произвольного изменения), точно определён объем прав, обязанностей участников. Финансовые отношения, которые направлены на обеспечение в целом интересов государства, муниципальных образований. Особенность в юридических свойствах прав и обязанностей, устанавливающих финансово-правовой нормой. Например, финансовая обязанность сливается нередко с правом. Пример, обязанность органов государства, МС в области финансов, такая - использование бюджетных средств на социально-экономические программы – право и обязанность. Логическая структура финансово-правовой нормы. Гипотеза (имеет сложную структуру, содержит обычно несколько четко сформулированных условий), диспозиция (отличается четкостью и устанавливает совершенно определенные права и обязанности), санкции (выражают меры финансовой ответственности). Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия. Виды: — По способу воздействия на участников финансовых отношений – обязывающие, запрещающие, управомачивающие. О. – налоговый орган должен известить граждан-налогоплательщиков о суммах, сроках предстоящих платежей, а граждане должны их произвести. Большая часть финансово-правовых норм имеют такой характер. В этом проявляется основной императивный характер. З. – запрет на совершение определённых действий, устанавливает обязанность участников общественных отношений воздержаться от них. Например, ОМС запрещается вводить налоги не предусмотренные ФЗ. Число запрещающих норм невелико. У. – устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определённых самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Это возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Этим нормам свойственна императивность, т.к. не допускается выход за эти границы. Предприятия вправе распорядится своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет. — По содержанию: 1) Материальные – закрепляют состав финансовой системы, вид и объём денежных обязательств граждан и предприятий перед государством и т.д., т.е. материальное (денежное) содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. 2) Процессуальные – устанавливают порядок деятельности в области формирования, распряжения и использования гос/мун денежных фондов. Они требуют соблюдения определённых правил в этой деятельности: сроков, участия определённых органов и т.п.
- В зав-ти от функций: 1. регулятивные 2. охранительные
1.нормы- принципы 2. нормы-дефиниции 3. коллизионные 4. оперативные 5. рекомендательные
Виды финансово-правовых норм: I. От функций, выполняемых финансовым правом: а) регулятивные финансово-правовые нормы - нормы, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей; б) охранительные финансово-правовые нормы - нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. II. От метода правого регулирования: а) обязывающие финансово-правовые нормы - нормы, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия; б) запрещающие финансово-правовые нормы – нормы,устанавливающие обязанность лица воздерживаться от определенных действий; в) управомочивающие финансово-правовые нормы - нормы, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению. III. От объема действия: а) общие; б) специальные. IV. От территории действия: а) на всей территории РФ; б) на территории соответствующего субъекта РФ; в) на территории соответствующего муниципального образования. V. От содержания: а) материальные финансово-правовые нормы определяют источники образования денежных фондов государства и муниципальных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов; б) процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм.
20. Финансово-правовые отношения. Их содержание и важнейшие особенности. Финансовое правоотношение - это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере финансовой деятельности. Общие черты финансовых правоотношений: отношение: 1) возникающая вследствие воздействия норм права на поведение субъектов права; 2) возникающая между субъектами посредством наделения их взаимными правами и обязанностями; 3) охраняемая государством. Специфические черты финансовых правоотношений: 1) это денежные правоотношения, возникающие в процессе осуществления государственной финансовой деятельности; 2) имеют публично-правовой характер; 3) это государственно-властные отношений (одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного органа). Объект финансового правоотношения – то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Субъект финансового правоотношения – реальные участники конкретного финансового правоотношения. Группы субъектов: 1) территориальные образования; 2) коллективные субъекты (органы государственной власти и ОМСУ, предприятия всех форм собственности, бюджетные учреждения и организации); 3) индивидуальные субъекты (условия: а) у гражданина должен быть доход, превышающий необходим минимум, либо имущество, подлежащее налогообложению; б) по другим основаниям, напр. в связи с участием в государственно-денежной лотерее, уплата разовых сборов и т.д).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.014 с.) |