Государство как субъект управления общественными процессами



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство как субъект управления общественными процессами



Государство как субъект управления общественными процессами

государство – это универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет. Сущность государства определяется также тем, что для обес­печения реализации своих целей и функций оно создает и под­держивает в определенном объеме и состоянии свой аппарат- совокупность людей (с соответствующими средствами), профес­сионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает принятие, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства , его взаимоотношения с мировым сообществом.

В виде формы общества государство выступает единовремен­но структурой и механизмом общественного самоуправления. Государство должно таким образом организовывать деятельность своих институтов, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государ­ства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его дея­тельности характеризуют в главном развитость государства как де­мократического и правового общественного института.

Кроме того, государство представляет собой объединенное им общество людей в качестве целостности(«закрытой» структу­ры) на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. Таким образом, государство олицетворяет собой сложное об­разование, воспроизводящее и содержащее в себе много общест­венного и одновременно оказывающее большое влияние на со­стояние и развитие общества.

Основы разработки и механизмы реализации государственной политики в процессе государственного управления

Реализация государственной политики — это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.

Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации , включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:

· организационно-управленческих;

· нормативно-правовых;

· финансово-экономических;

· социально-психологических.

Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики , рассматривающих этот процесс с различных позиций.

Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:

1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;

2) наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;

3) эффективные организационные структуры;

4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;

5) развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики, в том числе:

— исполнительной и законодательной власти;

— центральной, региональной и местной властей;

— самих федеральных органов исполнительной власти;

6) мотивированный и квалифицированный персонал.

Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида.

В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.

Выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.

Уровень управления:

· федеральный;

· региональный;

· местный.

Характер организаций:

· центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;

· законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;

· исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;

· судебные органы власти: суд, прокуратура;

· неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.

Главную роль при осуществлении государственной политики играют органы исполнительной власти на всех уровнях, от центральных до местных структур. На втором месте обычно находятся неправительственные организации, которые непосредственно заинтересованы в реализации определенной политики и часто принимают в ней самое непосредственное участие. Остальные участники играют лишь эпизодическую роль, это относится и к органам представительной власти.

Организация законодательного процесса в Федеральном Собрании РФ.

Важнейшей частью деятельности Федерального собрания является законодательный процесс, т.е. установленная законом процедура рассмотрения и принятия законов. Это одна из сложнейших юридических процедур, в которой принимают участие практически все основные органы государственной власти. В законодательном процессе участвуют две палаты Российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ . При подготовке и внесении законопроектов активно участвует Правительство РФ и его структуры, судебные органы, общественные организации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме того, в законодательном процессе принимают участие различные вспомогательные рабочие органы, консультативные и экспертные группы, представители общественности. Законодательный процесс регулируется Конституцией, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов", регламентами палат.

  • В общей сложности можно выделить 5 стадий законодательного процесса :
    • подготовка законопроекта и внесение его в Государственную думу (форма реализации права законодательной инициативы);
    • обсуждение законопроекта в Государственной думе с последующим принятием закона или его отклонением;
    • одобрение закона Советом Федерации;
    • подписание закона Президентом РФ или его отклонение;
    • опубликование закона и вступление его в силу.

Субъекты права законодательной инициативы устанавливаются Конституцией РФ . Это значит, что для изменения перечня субъектов права законодательной инициативы необходимо вносить поправки в текст Конституции. Таким образом, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ , Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ , законодательным (представительным) органам субъектов РФ . Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ , Верховному суду РФ , Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся только в Государственную думу. Необходимо также отметить, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ . Реализация законодательной инициативы может осуществляться в двух формах: путем внесения в Государственную думу законопроектов и посредством внесения предложений о поправках в Конституцию РФ .

Государство как субъект управления общественными процессами

государство – это универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет. Сущность государства определяется также тем, что для обес­печения реализации своих целей и функций оно создает и под­держивает в определенном объеме и состоянии свой аппарат- совокупность людей (с соответствующими средствами), профес­сионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений (норм) в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает принятие, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая - поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства , его взаимоотношения с мировым сообществом.

В виде формы общества государство выступает единовремен­но структурой и механизмом общественного самоуправления. Государство должно таким образом организовывать деятельность своих институтов, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование возможно большее число граждан. С этой точки зрения открытость государ­ства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его дея­тельности характеризуют в главном развитость государства как де­мократического и правового общественного института.

Кроме того, государство представляет собой объединенное им общество людей в качестве целостности(«закрытой» структу­ры) на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. Таким образом, государство олицетворяет собой сложное об­разование, воспроизводящее и содержащее в себе много общест­венного и одновременно оказывающее большое влияние на со­стояние и развитие общества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.112.123 (0.006 с.)