Время, когда совершать намаз макрух. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время, когда совершать намаз макрух.



 

В сутках есть промежутки времени, когда намазы не совершают:

1) во время восхода солнца;

2) когда солнце в зените (кроме день Джума).

3) при заходе солнца.

Примечание:

 

Во времяутреннего намаза,кроме сунны и фарда - намаза «Ас-Субх» другие намазы не читают, также после намаза-фард«Аль-Аср»не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.

Во время захода солнца можно совершать только намаз «аль-аср» этого же дня, если он не был выполнен.

ВИДЫ НАМАЗОВ

 

1. Фард – обязательные намазы.

2. Ваджиб – необходимые намазы.

3. Нафиль – дополнительные намазы.

Намазы фард:

 

Это пять ежедневных намазов-фардов, пятничный намаз аль-джум`а и намаз аль-джаназа (по усопшему). Выполнение этих намазов обязательно.

1. Намаз ас-субх (утренний): 2 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда.

Сказал Посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям): «Есть два прохладных намаза – утренний и послеполуденный. Кто их читает, тот войдет в Рай». [159] «Читающий намаз до восхода и до захода солнца не войдет в Ад». [160]

«Два ракаата сунны утреннего намаза лучше, чем этот мир и все, что есть в нем». [161]

«Не ругайте петуха, ведь это он будит (вас) для молитвы!» [162]

«Намаз (утренний) особенно тяжел для лицемеров» [163]

Когда однажды Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщили, что некто до самого утра не просыпался, он сердито сказал: «Это шайтан помочился прямо в уши этому человеку». [164]

«Как только вы засыпаете, шайтан вяжет три узелка на вашем затылке. Ударяя лапой по каждому узелку, он прошепчет: «Пусть эта ночь будет для тебя длинной! Спи спокойно!» Но стоит вам проснуться и помянуть Аллаха, как сразу развяжется один узелок. Если совершить омовение, развяжется второй, а после выполнения намаза – третий узелок. В результате этого мусульманин встретит рассвет умиротворенным и спокойным. В противном случае человек просыпается усталым и разбитым, хмурым и сердитым». [165]

2. Намаз аз-зухр (полуденный): 4 рака`ата сунны, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

Посланник Аллаха(саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто до и после полуденного фард-намаза читает по 4 ракаата сунны-намаза постоянно, для того Аллах сделает Ад запретным». [166] (Ученые толковали, что послеполуденный сунна-намаз может состоять и из 2 ракаатов, но четыре ракаата предпочтительней).

Передают со слов Айши (радыйаллаху анха) что «если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не совершал четырех ракатав до полуденной молитвы, он всегда совершал их после нее (после двухракатной сунны)».[167]

3. Намаз аль-аср (послеполуденный): 4 рака`ата сунны (гайри муаккада),[168] 4 рака`ата фарда.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Да смилуется Аллах над тем, кто читает 4 ракаата (сунна)-намаз перед послеполуденным фард-намазом». [169]

Сообщается, что Али бин Абу Талиб, (радыйаллаху анху), сказал: «Перед (фард) намазом Аср, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно совершал (дополнительный намаз) в четыре рака`ата».[170]

4.Намаз аль-магриб (вечерний): 3 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

Передает ибн Умар (радыйаллаху анху) «Я читал с Пророком (мир Ему), 2 ракаата (сунна) после вечернего намаза» [171]

5. Намаз аль-ишаа (ночной): 4 рака`ата сунны (гайри муаккада), 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Между каждым азаном и икаматом есть намаз», «Между каждым азаном и икаматом есть намаз», «Между каждым азаном и икаматом есть намаз». После третьего раза добавил: «Для тех, кто хочет». [172]

«Читающий ночной намаз джамаатом подобен тому, кто читал намаз половину ночи. А кто читал джамаатом ночной и утренний намазы, подобен тому, кто читал намаз всю ночь» [173]

Намазы, которые также обязательны, помимо пятикратного намаза:

1. Намаз аль-джум`а (пятничный, обязателен для мужчин): 4 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда, 4 рака`ата сунны.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто верит в Аллаха и Судный день, для того джума-намаз является фардом, кроме путников, рабов, детей, женщин и больных». [174]

«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на намаз аль-джум`а и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одного джум`а до следующего джум`а и еще за 3 дня». [175]

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажут­ся в числе пренебрегающих». [176]

2. Намаз аль-джаназа (по усопшему) это фард кифайя. Состоит из 4 такбиров и стояния. В намазе аль-джаназа нет ни руку‘у, ни суджуда.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если тот, кто верит в награду и ждет ее от Аллаха, проводит умершего (до кладбища), прочитает намаз (джаназа) и останется там до его захоронения, то он вернется с наградой в два карата, [177] величина каждого из которых подобна горе Ухуд. А кто прочитает джаназа-намаз, но не дождется захоронения, тот вернется с наградой в один карат». [178]

Намазы ваджиб:

 

Это намазы, выполнение которых необходимо.

1. Намаз аль-витр: 3 рака`ата.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто уверен что станет в конце ночи, пусть читает намаз витр в конце ночи, ибо поистине, намаз совершенной в конце ночи, имеет свидетелей (ангелов), и поэтому читать витр в это время лучше». [179]

3. Праздничные намазы: 2 рака`ата. Сообщается, что Джабир (радыйаллаху анху), сказал: В день праздника Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно возвращался (обратно с молитвы) не тем путём, (ко­торым он шёл на неё). [180]

Намазы нафиль:

Нафиль-намазы – это дополнительные намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов).

Нафиль-намазы делятся:

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам;

К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадан.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов;

Такие нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения большего саваба.

Вот некоторые из них:

а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени макрух для намаза и завершается с приближением солнца к зениту (за 20-40 мин до наступления намаза аз-зухр); он состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто постоянно читает 2 ракаата намаза духа, тому будут прощены грехи (малые), даже если их так много, как пены в море».[181]

«Кто читает 12 ракаатов духа намаза, тому Аллах создаст дворец в Раю».[182]

«Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать садака. Каждый тасбих (слова Субхан Аллах) – садака, каждый тахмид (слова Альхамдулиллях) – садака, каждый тахлиль (слова Ля Иляха Илляллах) – садака, каждый такбир (слова Аллаху Акбар) – садака. И побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака. Но всё это заменяет собой два раката намаза духа».[183]

б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, явля­ется молитва ночи».[184] В дру­гом случае Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уточнил: «Все те (молитвы), что (совершаются) после ночной молитвы (Аль-Иша), относятся к молитве ночи».[185]

«Выполняйте тахаджуд намаз! Он был привычным праведным людям до вас. Он – приближение к вашему Господу, искупление дурного и защита от грехов!»[186]

«Пусть милостив будет Аллах к человеку, который встает ночью и совершает тахаджуд, а потом будит свою жену, и она (тоже) совершает тахаджуд! И если она не встает, то брызгает ей в лицо водой. Пусть милостив будет Аллах к женщине, которая встает ночью и совершает тахаджуд, а затем будит своего мужа, и он тоже его совершает. И если он не встает, то она брызгает ему водой в лицо».[187]

«Спите днем - это поможет встать ночью для совершения намаза-тахаджуд».[188]

в) намаз тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это время не макрух; он состоит из 2-х рака`атов. Если зашедший в мечеть человек сразу совершил какой-либо другой намаз (фард или сунна), то это заменяет собой эту молитву приветствия. Если человек зашел в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «В день Сбора, когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходит в мечеть в темноте».[189]

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел дома ихрам и отправился в хадж» [190]

г) намаз аввабин, который совершается после вечерней молитвы (Аль-Магриб) и состоит из 4-х ракаатов. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто про­читает шесть ракатов после Магриба, тому будут прощены грехи, даже если число их равно количеству пены в море». [191] В упомянутые в хадисе 6 ракаатов вхо­дят 2 ракаата сунны муаккада и 4 – дополнительной сунны;

д) намаз омовения совершается сразу после омовения, (до высыхания воды с поверхности омытых частей тела) если это время не макрух; он состоит из 2-х рака`атов. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ска­зал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение, после чего выполнит два раката молитвы, делая это с глубокой искренностью, тот непременно заслуживает Рая». [192]

 

ФАРДЫ НАМАЗА

 

Существует 12 фардов, которые необходимо выполнить, для того чтобы намаз был правильным: из них бывает 6 фардов вне намаза, они называются условия намаза; 6 фардов – в намазе, которые называются рукны намаза.

Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.

Условия намаза:

 

1. Очищение от хадас,[193] который удаляется совершением малого (вуду) или большого (гусуль) омовения.

2. Очищение от наджасы (нечистот) – это удаление нечистот с тела, одежды и места моления.

3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт (минимум) от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп ног. (См. главу «Тасяттур»)

4. Направление на Кыблу. Во время намаза необходимо обратиться в сторону Кыблы. Кыбла – это направление на Каабу, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаху. Кааба находится в Мекке в мечети «Аль-Харам».

5. Время. Намаз следует совершать своевременно. Нельзя совершать намаз до наступления или после окончания его времени.

6. Намерение. Надо знать, какой намаз совершается, и вспомнить сердцем о нем. Произнесение намерения вслух является сунной.

Рукны намаза:

 

1. Такбиру-ль-ифтитах. Произнесение такбира в начале намаза.

2. Кыям. Стояние во время намаза. (Для тех, кто может).

3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.

4. Руку‘у. Поясной поклон. Совершить поклон таким образом, чтобы руки были на уровне колен.

5. Суджуд. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.

6. Када`и ахира. Сидение в конце намаза на протяжении времени чтения «Ат-тахият».

Выполнение рукна (Та`дили аркан).

Та`дили аркан – это правильное выполнение рукнов. При выполнении кыйама, руку‘у и выпрямлении после него, в суджудах и в сидении между ними положение тела необходимо фиксировать, оставаясь неподвижным хотя бы на время, достаточное для произношения слов «СубханАллахи-ль-Азым». Та`дили арканявляется ваджибом. За несознательно пропущенный ваджиб требуется саджда сахв. Однако если в намазе не был соблюден та`дили аркан, то лучше совершить намаз заново.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал, что «будут люди, которым от их намазов не останется ничего, кроме усталости». [194]

А в другом хадисе сказано: «Наихудший вор – этот тот, кто ворует из своего намаза».[195]

 

ВАДЖИБЫ НАМАЗА

 

1. Произнесение слов «Аллаху Акбар» во время такбира «Ифтитах» в начале намаза.

2. Чтение суры «Аль-Фатиха» в каждом рака`ате любого намаза.

 

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ الْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَلَمِينَ الرَّحْمَنِ الرَّحِِيمِ مَلِكِ يَوْمِ الدِّينِ اِ يَّاكَ نَعْبُدُ وَ إيَّاكَ نَسْتَعِينُ ِاهْدِنَا الصِّرَاطَ اْلمُسْتَقِيمَ صِراَطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلاَ الضَّآلِّينَ. Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.   Альхамдулилляхи Раббиль-‘алямин   Аррахманир-Рахим   Мялики яумид-дин.   Ийякя на’буду ва ийякя наста’ин   Ихдина с - с ыра т аль муста к ым. С ыра т аль-ллязина ан’амта ‘аляйхим Г айриль ма гд уби ‘аляйхим   ва ля дд а-а-алли-и-ин.

 

 

3. В первых двух рака`атах намаза-фарда и в каждом рака`ате намазов аль-витр и нафиль читать после суры «Аль-Фатиха» другую суру или три коротких аята, либо один длинный аят.

4. Читать суру «Аль-Фатиха» перед другой сурой или аятом.

5. Во время суджуда касаться пола одновременно лбом и носом.

6. Сидение после второго рака`ата в 3-х и 4-х рака`атных намазах (первое сидение)

7. В первом и последнем сидениях намаза чтение «Ат-тахията» (см. «Порядок выполнения намазов» раздел «Сунна утреннего намаза»).

8. При коллективном совершении в каждом рака`ате утреннего, праздничного, аль-джум`а, ат-таравих намазов и намаза аль-витр в месяц Рамадан, а также в первых двух рака`атах намаза аль-магриб и аль-ишаа имам читает суру «Аль-Фатиха» и последующую суру вслух. А намазы аз-зухр и аль-аср читаются имамом шепотом.

9. Молчание людей, следующих за имамом, при чтении им суры «Аль-Фатиха» и последующей суры.

10. Произнесение такбира «Кунут» и чтение дуа «Кунут» в намазе аль-витр (см. «Порядок выполнения намаза» раздел «Намаз аль-витр»).

11. Произнесение дополнительных такбиров в праздничных намазах.

12. Полноценное выполнение рукнов (та`дили аркан), т.е. стоять ровно во время Кыйама, во время руку‘у держать спину ровно (женщине – чуть-чуть наклонившись). Стоять ровно после руку‘а. Сидеть между двумя суджудами.

13. После намаза выполнить Ас-салям.

14. Выполнить саджда сахв, если в намазе были допущены ошибки:

– если были выполнены с опозданием фарды или ваджибы

– если по забывчивости был пропущен один из ваджибов.

При сознательном пропуске ваджибов, намаз необходимо совершить заново.

 

СУННЫ НАМАЗА

 

1. Читать азан и икамат в пятикратных фард намазах и намазах аль-джум`а (для женщин это не является сунной). Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если наступило время намаза, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом». [196]

«Если бы знали люди, насколько много вознаграждения (заключено) в чтении азана и в стоянии в первом ряду во время намаза и не нашли бы (они) иной возможности предоставления этого права кому-то из них не иначе, как только посредством жребия, то прибегнули бы к этому». [197]

«Когда читается азан для намаза, шайтан, чтобы не слышать его, поворачивается и, испуская газы, убегает. Когда заканчивается азан, он возвращается. Когда читается икамат для намаза, он опять поворачивается и убегает. Как только заканчивается икамат, он опять возвращается и располагается между человеком и его нафсом и говорит ему: «Вспомни о том-то, вспомни о другом…». Он нашептывает человеку то, что у него не было и в мыслях до намаза, в результате человек забывает, сколько ракаатов он прочитал в намазе». [198]

Слушать азан – мустахаб, а повторять слова азана за муадзином (чтецом азана) - это ваджиб. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Когда услышите голос муадзина, повторяйте то, что он говорит, а затем прочитайте для меня Салават. Читающему для меня Салават Аллах пошлет за это десять салаватов (милостей). Затем просите у Аллаха для меня Василя. Поистине, это особое место в Раю, предназначенное только для одного раба из рабов Аллаха. Надеюсь, что им стану я. Кто попросит для меня Василя, будет удостоен моего заступничества». [199]

Когда читаются слова (Хаййя ‘аля-с-салях) и (Хаййя ‘аляль-фаля х), слушающий произносит (Ля х ауля уа ля куввата илля биллях). А когда произносят (Ас-Саляту хайрун минан наум) слушающий произносит (Садакта ва барарта). Во время произношения (Кад камати салях) присудствующие произносят (АкамАллаху ва адамаха).

 

Азан:

 

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ حَيِ عَلَى الصَّلاَةِ حَيِ عَلَى الْفَلاَحِ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهِ (اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ)   Аллаху Акбару Аллаху Акбар Аллаху Акбару Аллаху Акбар Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза). Ашхаду анна Мухаммадар расулюллах (2 раза). Хаййа ‘аля сс алях (2 раза). Хаййа ‘аляль фалях (2 раза). Аллаху Aкбару Aллаху Aкбар. Ля иляха илляаллах. сС аляту х айрумминаннаум - произноси- тся 2 раза при призыве к утренней моливе после слов «хайя аляль фалях»)

Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха. (Намаз лучше, чем сон)».

После азана читают следующее дуа:

اَلَّلهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَوةِ الْقَائِمَةِ اَتِ مُحَمَّدًااَلْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ والدَّرَجَةَ الرَّفيعَةَ وَأبْعَثْهُ مَقَامًا مَحْمُودًااَلَّذِى وَعَدْتَهُ وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْميعَِادَ. Аллахумма рабба хазихид-да’ватит- таммати ва с - С алятиль- к аимах. Ати Мухаммадаль-василята Валь фа д ылята вад- даражатар- Рафии’ата Ваб’асху макамам- махмудаль-лязи ва ‘адтах варзу к на шафа’атаху яумаль К ыйама Иннакя ля ту х лифуль-ми’ад

Значение: «О Аллах, Господь этой мольбы и этого намаза! Даруй Мухаммаду самое почетное место в Раю, даруй Ему высочайшую степень и даруй Ему место, которое Ты Ему обещал. В Судный День даруй нам Его заступничество. Поистине, Ты не нарушаешь Своих обещаний».

ِСказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто прочитает это дуа после азана, заслужит мое заступничество в Судный День». [200]

«Мольба, высказанная между азаном и икаматом не будет отвергну­та». Спросили у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах». [201]

Икамат:

ِاَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ حَيِّ عَلَى الصَّلاَةِ حَيِّ عَلَى الْفَلاَحِ قَدْ قَامَةِ الصَّلاَةُ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ Аллаху Акбару Аллаху Акбар (2 раза). Ашхаду алля иляхa илля Ллах (2 раза). Ашхаду анна Мухаммадар-Расулюллах (2 раза). Хаййа аля сс алях ( 2 раза). Хаййа аляль фалях (2 раза). К ад к амати сС аляту. К ад к амати сс алях Аллаху Акбар Аллаху Акбар Ля иляха илля Ллах  

Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Намаз начался. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха».

2. Поднимать руки во время такбира «Ифтитах» (при вступлении в любой намаз), также при такбире «Кунут» в намазе аль-витр и при дополнительных такбирах праздничных намазов. Мужчины поднимают руки так, чтобы большие пальцы находились на уровне мочек ушей. А женщины – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.

3.Читать дуа «Субханака».

 

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ اِلَهَ غَيْرُكَ Субханакя Аллахумма ва бихамдикя Ва табаракяс-мукя ва та‘аля джаддукя ва ля иляха гайрук

Значение: «Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».

 

 

4. Произносить «А‘узу[202] -Бисмиллях»,[203] в первом рака`ате после дуа «Субханака». Произносить«Бисмиллях» в последующих рака`атах перед чтением «Аль-Фатиха».

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

 

А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим. Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.

 

Значение: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».

 

5. Читать шепотом дуа «Субханака» и «А‘узу-Бисмиллях».

6. После чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, ма`мум[204] произносит «Аминь» про себя.

7. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой и держать на животе чуть ниже пупка. (См. главу «Порядок выполнения намазов» п. 4 кыям).

8. Произносить такбир (сказать «Аллаху Акбар») при переходе из одного рукна-действия в другой.

9. Выпрямляясь из положения руку‘у, произносить «Сами‘Аллаху лиман хамидах», выпрямившись из положения руку‘у, произнести «Раббана лякаль хамд».

10. Во время руку‘у произносить «Субхана Раббия-ль-‘азым», во время суджуда произносить «Субхана Раббия-ль-а‘ля».

11. Во время Кыйама (положение «стоя» при чтении сур) расстояние между стопами ног – 4 пальца.

12. Во время руку‘у мужчины держат руки на коленях, пальцы при этом разведены. Женщины кладут руки на колени, при этом пальцы сомкнуты.

13. Во время руку‘у у мужчин спина должна быть прямой, руки и колени не согнуты. У женщин колени и спина чуть согнуты.

14. Совершая саджда предпочтительно сначала касаться пола коленями, затем руками, а потом лбом; поднимаясь из саджда сначала следует оторвать от пола лоб, потом руки, затем встать, оперевшись руками на бедра.

15. Во время сидения класть руки на колени.

16. Мужчины садятся на левую ногу, а правая нога остается в том же положении, что и при саджда, при этом ее пальцы направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав ноги под себя и направив их в правую сторону.

17. В последнем сидении читать «Салават» и дуа «Раббана атина».

18. Выполнить Ас-салям, повернув сначала голову направо, затем – налево.

19. Во время Ас-саляма читать «Ассаляму ‘аляйкум ва Рахматуллах».

20. До начала намаза поставить какую-либо преграду перед собой, ограничивающую место моления.

 

Культура намаза (Мандуб)

 

а) Во время Кыйама смотреть на место, которого касается лоб при совершении саджда.

б) Во время руку‘у смотреть на ноги.

в) Во время сидения смотреть на бедра.

г) Во время сужуда смотреть на нос.

д) Во время Ас-саляма смотреть на плечи.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, НАРУШАЮЩИЕ НАМАЗ

 

1. Разговоры во время намаза.

2. Прием пищи или питья.

3. Тихий смех молящегося человека нарушает намаз. Смех, который слышат другие, нарушает намаз и вуду.

4. Приветствие «Салям», сказанное какому-либо человеку, или ответ на него.

5. Поворот туловища в сторону от Кыблы.

6. Плач по мирским причинам или от боли (стон: «ой, уф»), однако плач из страха перед Аллахом и стон от нестерпимой боли не нарушают намаз.

7. Кашель без причины (в случае болезни или случайный кашель не считается нарушением).

8. Посторонние действия (3 посторонних движения в одном рукне).

9. Дуть на что-либо.

10. Чтение Корана с ошибками, изменяющими смысл.

11. Чтение аятов по мусхафу (по книге, Корану).

12. Нарушение вуду.

13. Если сделавший тайаммум увидит воду, также – если иссякает время действия масихов.

14. Восход солнца во время чтения утреннего намаза (ас-субх).

15. Стояние в одном ряду мужчин и женщин (без разделительных преград, таких как занавес, ширма).

16. Открытие аурата на период больше одного рукна.

 

нежелательные действия во время НАМАЗа (макрух)

 

Нежелательно:

1) совершать различные мелкие движения телом, руками, ногами и головой; класть руки на пояс;

2) зевать, потягиваться;

Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «В намазе семь вещей от шайтана (то есть то, что ему нравится): кровотечение из носа, дремота, вас-вас (сомнения), зевота, почесывания, поглядывание по сторонам, поигрывание чем-либо…»[205]

3) закрывать глаза, смотреть по сторонам, на небо или в сторону Кыблы; Анас (радыйалллаху анху), передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Зачем во время намаза люди смотрят на небеса? Или они прекратят это, или же Аллах лишит их зрения». [206]

Исламские ученые толковали этот хадис следующим образом: У тех, кто постоянно смотрит на небеса, может возникнуть ложное убеждение, что Всевышний Аллах находится там.

4) стоять с засученными (короткими) рукавами или обнаженным торсом (для мужчин);

5) сидеть на корточках, по-турецки;

6) совершать намаз лицом к лицу с человеком или перед раскаленным углем (совершать намаз напротив свеч и ламп не является макрухом);

7) вытирать пыль с лица, чесаться. Выравнивать камни на месте поклона, (но это допустимо, если камни препятствуют намазу);

8) при руку‘у или саджда не читать тасбих вообще или читать его менее трех раз;

9) совершать намаз в помещении, где есть изображение одушевленного создания (спереди, справа, слева), а также делать саджда на коврике с подобным изображением. (Изображение природы (пейзаж) допускается);

10) опираться на что-либо во время намаза;

11) во время суджуда касаться пола только лбом;

12) во время суджуда касаться руками пола раньше, чем опускаться на колени, а при вставании подниматься с колен раньше, чем отрывать руки от пола (по причине нездоровья отступления допустимы);

13) совершать намаз на дороге, в бане (ванной комнате), в грязных местах, на могилах, рядом с нечистотами, в чужих владениях без разрешения хозяина;

14) во втором рака`ате читать более длинную суру или аят, чем в первом;

15) читать в каждом рака`ате одну и ту же суру, если знаешь другую;

16) читать во втором рака`ате суру, предшествующую по своему расположению в Коране той, которая читалась в первом рака`ате. Например, не следует во втором рака`ате после суры «Аль-Фатиха» читать суру «Аль-Филь», когда в первом, после «Аль-Фатиха», была прочитана сура «Аль-Курайш»;

17) читать суры, через одну. Например: в первом рака`ате читать суру «Аль-Ихлас», а во втором – суру «Ан-Нас»;

18) выполнять намаз в пальто или жакете, накинутом на плечи;

19) совершение намаза в состоянии, близком к нарушению вуду;

20) совершая намаз с джамаатом становиться во второй ряд, если есть место в первом;

21) читать намаз, если ожидает приготовленая пища, даже если человек не голоден (за исключением случая, когда время намаза истекает);

Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если намаз и трапеза выпали на одно время, то вначале следует поесть, и только затем совершить намаз». [207]

22) читать намаз в грязной домашней или рабочей одежде, если есть чистая;

23) мужчинам прикасаться локтями к полу;

24) подтягивать брюки на коленях во время перехода к положению саджда;

25) мужчинам из-за лени или небрежности не одевать головной убор.

 

Порядок выполнения намазов.

Для того чтобы намаз соответствовал законам и правилам нашей религии, мы должны своевременно выполнять фарды, ваджибы и сунны намаза, избегать тех обстоятельств, которые нарушают намаз, а также не совершать нежелательных действий (макрух).

 

намаз ас-субх

Намаз Ас-Субх (утренний намаз) состоит из 2-х рака`атов сунны и 2-х рака`атов фарда. Сначала совершается намаз сунна, затем намаз фард.

Намаз-сунна Ас-Субх:

1-й рака`ат:

 

1. Встать в направлении к Кыбле так, чтобы расстояние между стопами было шириной в 4 пальца.

2. Намерение: «Намерился выполнить 2 рака`ата сегодняшего утреннего намаза-сунны ради Аллаха».

3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить Такбирату-ль-ифтитах. Мужчины поднимают руки, направив их ладонями в сторону Кыблы – так, чтобы большие пальцы были на уровне мочек ушей. Женщины поднимают руки, направив их ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.

4. Кыям – стоять после такбира. Руки сомкнуты, смотреть желательно на место суджуда. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватить кисть левой. В таком положении руки следует держать на животе чуть ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди, при этом, в отличие от мужчин, они не обхватывают левую руку пальцами правой.

5. Кыраат – чтение. В положении кыям (стоя), последовательно читать: дуа «Субханака», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру.

6. Руку‘у – поясной поклон. Со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении читать:

 

سُبْحانَ رَبِّىَ الْعَظِيم   Субхана Раббияль- ‘А з ым (3 раза)  

Значение: «Хвала моему Великому Господу».

 

Мужчины во время руку‘у разведенные пальцы кладут на колени и держат прямыми ноги и спину, которые по отношению друг к другу составляют угол в 90 градусов; у женщин колени и спина чуть согнуты, соединенные пальцы ложатся на чуть согнутые колени.

 

7. Выпрямиться со словами:

 

َسَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ   Сами’Аллаху лиман хамидах  

 

 

Значение: «Слышит Всевышний тех, кто восхваляет Его».

 

Выпрямившись, произнести:

 

رَبَّناَ لَكَ الْحَمْدُ   Раббана лякяль хамд  

Значение: «Господь наш, лишь Тебе хвала».

 

8. Суджуд – земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар», коснуться пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на нос. В этом положении повторить 3 раза:

 

سُبْحانَ رَبِّى الاعْلى   Субхана Раббияль-А’ля  

Значение: «Хвала моему Господу, который превыше всего».

Во время суджуда у мужчин локти не касаются земли и разведены от боков. Стопы ног параллельны друг другу, пальцы направлены к Кыбле.. У женщин локти прижаты к бокам, ноги в том же положении, что и у мужчин.

9. Сидеть между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра. Сидя таким образом, следует находиться в состояни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.157 с.)