Как и когда совершается Саджда сахв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как и когда совершается Саджда сахв



Тот, кто задержал выполнение одного фарда или ваджиба в намазе или по забывчивости не выполил ваджиб, в последнем сидении читает только «Ат-тахият» и дает Ас-салям в обе стороны – направо и налево. Затем со словами «Аллаху Акбар» совершает саджда и читает «Субхана Раббия-ль-а‘ля» 3 раза, затем садится между суджудами и со словами «Аллаху Акбар» вновь выполняет саджда, во время которого так же читает «Субхана Раббия-ль-а‘ля» 3 раза. Со словами «Аллаху Акбар» садится и читает «Ат-тахият», «Саляват», дуа «Раббана атина», затем дает Ас-салям в обе стороны. Таким образом совершается саджда сахв.

Если во время коллективного намаза ошибся имам, то он дает ас-салям только в одну сторону – направо. Затем он совершает саджда сахв и завершает намаз таким же образом, как самостоятельно молящийся.

 

САдЖДА ТИЛЯВАТ

 

В 14-ти местах Корана встречаются аяты, после прочтения которых является ваджибом совершить саджда, называемое «саджда тиляват». Это требование относится и к тому, кто услышит эти аяты и к тому, кто прочитает их. Саджда-тиляват является актом поклонения Аллаху.

Выполнение саджда-тиляват предписано всем, кто обязан совершать намаз. Женщины в период менструации и послеродового очищения саджда-тиляват не совершают.

Правила совершения саджда-тиляват в намазе

1. Если после аятов саджда-тиляват есть намерение продолжать читать Коран (более трех аятов), то по завершении этого аята сразу делается однократное саджда-тиляват. Затем молящиеся возвращается в положение «стоя» для того, чтобы продолжить читать Коран.

2. Если такой аят является последним или после него читают три аята или менее, то саджда-тиляват не совершают, а намаз продолжают, как обычно.

3. Если аят саджда, прочитанный в намазе, услышал тот, кто в это время не совершает намаз, то он должен сделать саджда-тиляват. Кто в намазе услышал аят саджда от того, кто читает его вне намаза, совершает саджда-тиляват после намаза.

4. Тот, кто читает аяты «саджда» в намазе, совершает саджда тиляват в намазе и не делает его после завершения намаза.

5. Если имам читает в намазе аяты саджда, то он сам и те, кто следует за ним, совершают саджда-тиляват.

Правила совершения саджда-тиляват вне намаза

1. Саджда тиляват совершается в состоянии омовения.

2. Встать лицом в направлении к Кибле с прикрытым ауратом и сделать намерение на саджда-тиляват.

3. Не поднимая рук, сказать «Аллаху Акбар» и сделать саджда, в котором прочитать «Субхана Раббияль-А‘ля» 3 раза.

4. Со словами «Аллаху Акбар» встать. Мустахаб[235] произнести:


غُفْرَا نَكَ رَبَّنَا وَ إِلَيْكَ الْمَصِر

«Гуфранака Раббана уа иляйкяль-масыр».

Значение: «Просим, Господи, Твоего прощения и к Тебе мы будем возвращены».

5. Саджда тиляват совершается 1 раз и без «Саляма».

Аяты «саджда тиляват», встречающиеся в Коране.

 

Аль-А`раф, Ар-Рад, Ан-Нахль, Аль-Исра, Марьям,   7/206 13/15 16/48 17/107 19/58 Аль-Хадж, Аль-Фуркан, Ан-Намль, Ас-Саджда, Сад,   22/18 25/60 27/25 32/15 38/24 Аль-Фуссылят, Ан-Наджм, Аль-Иншикак, Аль-‘Аляк, 41/37 53/62 84/21 96/19

 

САДЖДА ШУКУР

 

Когда человек избавится от бед и несчастий, или в его жизни произойдет какое-то радостное событие, он может совершить саджда шукур. Этот земной поклон благодарност Аллаху, совершается так же, как и саджда тиляват. Абу Бакр (радыйаллаху анху) передал что когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) получал добрые вести, он совершал саджда шукур.[236] Саджда шукур – мустахаб, но совершить его сразу после намаза – макрух, потому что люди, у которых недостаточно знаний, могут подумать, что это один из элементов намаза. Этот саджда совершается в любое время, кроме времени макрух.

 

УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА НАМАЗ

Кроме условий, оговоренных ранее, для получения от Аллаха вознаграждения за совершенный намаз необходимыми требованиями являются следующие:

- Мусульманин, совершающий намаз, должен иметь в сердце искреннее намерение – совершать намаз только ради Аллаха. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Воистину, Аллах примет благочестивое дело, только если оно было совершено ради Него».[237]

- Пища, молящегося, одежда, в которой он совершает намаз и место моления должны быть разрешенными – халяль.

- Сердце молящегося должно быть в состояния смирения перед Аллахом, хотя бы на мгновение.

Даже если одно из этих условий не будет соблюдено (например, молельный коврик был приобретен на деньги, вырученные за продажу спиртного), то считается, что намаз, инша Аллах,[238] принимается Всевышним, но вознаграждения за него не будет.

 

 

ЗИКР - ВОСХВАЛЕНИЕ АЛЛАХА

Всевышний Аллах в разных аятах Священного Корана, более чем в 250-ти, указывает на необходимость совершения зикра. Зикр – это очень важное мерило любви и веры. Любящий многократно и беспрерывно вспоминает о любимом, днем и ночью, каждый час, каждый миг. И в таком состоянии пребывают любящие сердца. Человеку для чтения зикра не нужны драгоценности, богатства, имущество, дети и т.д. ему нужен язык, сердце, смирение, искренность.

Сказано в Священном Коране:

Значение: «Разве не настало время для тех, которые уверовали, чтобы смягчились и смирились их сердца при поминании Аллаха и Священного Корана». [239]

«Воистину Зикр Аллаха самая высшая ибада».[240]

«Сердца находят успокоение только в зикре Аллаха». [241]

«Помните же Меня верующие исполнением Моих заветов. Я вспомню вас Своей наградой. Будьте благодарны Мне за блага и не ослушайтесь Моих повелений». [242]

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Различие между совершающим Зикр Аллаха и не совершающим, как различие между живым и мертвым». [243]

«Признаком любви к Аллаху является любовь к совершению зикра». [244]

Хадисы про чтение Зикр

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Наилучший зикр – Ля иляха иллАллах, а наилучшее ду`а – Альхамдулиллях».[245]

«Обрадуйте, обрадуйте тех, кто за вами! – говорится в другом хадисе. – Тот, кто искренне засвидетельствует, что нет божества кроме Аллаха (Ля иляха иллАллах), – войдет в Рай!» [246]

«Кто произносит по утрам и вечерам по сто раз «Субхан Аллахи ва бихамдихи» - в Судный День не будет более благочестивого по делам, чем он, кроме тех, кто произносит эти слова столько же раз, или больше». [247]

Передают со слов Абу Хурайры (радыйаллаху анху),что Посланник Аллахам (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто сто раз в день скажет: «Ля иляха иллялла вахдаху ля шарика лях, ляхуль мульк ва ляхуль хамд юхъи ва юмит ва хуа хайюн ля ямут биядихиль хайр ва хуа ‘аля кулли шайин кадир. (Нет бога, кроме Аллаха Единого, и нет у Него сотоварища, Ему принадлежит власть, и хвала Ему, Он оживляет и умерщвляет, и Он - Живой, не умирает, всё добро в Его руках, и Он над каждой вещью мощен) (получит) такую же (награду, какая полагается) за освобождение десяти рабов, и запишется ему (совершение) ста добрых дел, и будут стерты (записи) о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера и никто не сможет сделать ничего лучше того, что сделал он, кроме (того) человека, который сделает еще больше». [248]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Во время своего ночного путешествия я встретил Ибрахима, (мир ему), который сказал (мне): «О Мухаммад, передай мои приветствия (членам) своей общины и скажи им, что земля в Раю благодатна, а вода — сладка, и что (Рай) представляет собой равнину, и что растениями, посаженными там, являются (слова)» Суб-хана-Ллахи Аль-хамду ли-Ллахи ва Ля иляха илля-Ллаху Аллаху Акбар («Слава Аллаху, Хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»). [249]

Сообщается, что Абу Муса (радыйаллаху анху), ска­зал:

«(Однажды) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне: «Не указать ли тебе на одно из сокровищ Рая?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!», — (и тогда) он сказал: «(Это — слова) Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллахи. («Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха»»). [250]

Сообщается, что Са’д бин Абу Ваккас (радыйаллаху анху), сказал:

«(Однажды когда) мы находились у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) он спросил: «Сможет ли кто-ни­будь из вас ежедневно совершать по тысяче добрых дел?» Один из его собеседников спросил: «Как же может (человек) совершать по тыся­че добрых дел?!», — (и тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «(Он может делать это,) восхваляя Аллаха, произнося слова Субхана-Ллахи по сто раз (в день), и тогда ему будет записываться по тысяче доб­рых дел или будет с него сниматься тысячи пре­грешений». [251]

Дочь Абу Талиба Умму Хани, обращаясь к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), спросила: «О Посланник Аллаха! Я постарела и ослабла. Какой вид ибады Вы мне посоветуете, когда я нахожусь в положении сидя». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Скажи 100 раз СубханАллах, 100 раз Альхамдулиллах, 100 раз Ля Илях Илляллах». [252]

Аяты и Хадисы о покаянии.

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

Значение «...и проси прощения за свой грех и (проси прощения) для верую­щих мужчин и женщин». [253]

«И проси у Аллаха прощения, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный». [254]

«...Воздай хвалу Господу твоему и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние». [255]

Сказал Посланник Аллаха: (саллаллаху алейхи ва саллям) «...Поисти­не, я прошу Аллаха о прощении по сто раз в день». [256]

В другом передаче сообщается, что Абу Хурайра (радыйаллаху анху), сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха о прощении и обращаюсь к Нему с покаянием более семидесяти раз в день». [257]

Сообщается, что Ибн Умар (радыйаллаху анху), сказал: По нашим подсчётам за время одной встречи (с людьми) Посланник Аллаха обычно по сто раз (произносил слова): «Господь мой, прости меня и прими моё покая­ние, поистине, Ты — Приемлющий покаяние, Милосердный!» /Рабби- гфир ли ва туб ‘аляййа, инна-кя Анта-т-Таввабу-р-Рахим!/ [258]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тому, кто станет постоянно просить о прощении, Аллах (укажет) выход из любого (затруднительного положения), и облегчит для него любую печаль и пошлёт ему его удел, откуда он и не ждёт». [259]

«Раскаянием в совершенных грехах является тауба» [260]

«Тому, кто скажет: «Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет (иного) бога, Живого, Вечносущего, и приношу Ему своё покаяние» /Астагфиру-Ллаха-ллязи ля иляха илля хуа-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи/, — простятся его грехи, даже если он бежал (с поля боя во время) наступления». [261]

Перед смертью Посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), (особенно) часто повторял слова: «Слава Аллаху и хвала Ему, прошу прощения у Аллаха и приношу Ему покаяние!» /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, астагфиру-Ллаха ва атубу иляй-хи!/ [262]

Передают со слов Анаса (радыйаллаху анху), что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал:

«Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня. О сын Адама, если (совершишь ты столько) грехов, что достигнут они туч небесных (анан ас-саама), [263] а потом попросишь у Меня проще­ния, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, [264] Я обязательно дарую тебе прощение, которое (покро­ет собой все эти грехи)!» [265]

ПОЛЬЗА ОТ ЧТЕНИЯ САЛАВАТА

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

Значение «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, кто уверовал, благословляйте его и приветствуйте (часто)!». [266]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Того, кто (один раз) произнесёт салават, [267] Аллах благо­словит его за это десять (раз)». [268]

«В День воскресения ближе всех (остальных) людей ко мне окажут­ся те из них, которые чаще (других) произносили салават».[269]

«Поистине, пятница относится к числу наилучших дней ваших, так почаще же призывайте на меня благословения в этот день, ибо, поистине, ваши благословения будут представляться мне». (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, как же наши благосло­вения будут представляться тебе, когда ты уже истлеешь?!», — (на что) Пророк, (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сделал тела Пророков запре­тными для земли». [270]

«Да постигнет унижение того человека, который не произнесёт салават, когда в его присутствии упомянут обо мне!». [271]

«Тот, кто прочтет этот салават 1 раз в жизни или 1 раз в месяц, или 1 раз в неделю, в день Джума, можно надеется на то, что Всевышний Аллах введет его в Джаннат».

 

ВОПРОСЫ и задания:

1. Расскажите о значимости намаза.

2. Кто обязан выполнять намаз?

3. Перечислите названия намазов и их времена. Когда не совершают намаз?.

4. Какие бывают виды намазов?

5. Расскажите об условиях и рукнах намаза.

6. Перечислите ваджибы и сунны намаза.

7. Что нарушает намаз?

8. Перечислите нежелательные действия (макрух) в намазе.

9. Какая разница между фард-намазом и намазом-сунной при одинаковом количестве рака`атов?

10. Какая разница между сунной муаккада и сунной гайри муаккада?

11. Что читается в намазе аль-витр в отличие от других намазов?

12. Что читается после завершения намаза?

13. Каковы условия получения вознаграждения за намаз?

 

Часть V

Намаз (II)

 

ü О мечетях.

ü Архитектурные особенности мечетей.

ü Культура поведения в мечети.

ü Польза коллективного намаза.

ü Совершение коллективного намаза.

ü Намаз аль-джум`а и его совершение.

ü Праздничные намазы и их совершение.

ü Такбир Ат-ташрик.

ü Намаз ат-таравих.

ü Совершение намаза сидя и иима (глазами).

ü Намаз путника.

ü Када (долг) пропущенных намазов.

ü Намаз аль-джаназа (намаз по усопшему).

 

 

О МЕЧЕТЯХ

 

Мечеть - это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть (масджид) в переводе с арабского означает «место поклонения». Мечеть также называют «Дом Аллаха», потому что в ней мы поклоняемся нашему Господу.

Мечеть вселяет спокойствие в души людей, и это место очищения от суеты мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран, здесь рассказывают о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям). В мечети собирается джамаат, коллектив мусульман. Для мусульманина джамаат - это его семья, мечеть же - место встречи этой семьи, все ее члены могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть - гости Всевышнего. Рассеянные по земле, мечети - представительства Байтуллаха, Дома Аллаха. В мечеть приходят и те, кто очистился от внутренних проблем, сердца которых светлы, и те, кто находится в духовном поиске и носит в себе мятежный дух. Мечеть - это место духовного возрождения, где люди набираются сил и знаний. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание, тишину и размышления. Любой человек, сбившийся с Пути, должен знать и помнить, что мечеть для него всегда открыта и он сможет найти там духовное и физическое пристанище. Из мечети верующие отправляются и в свой последний путь...

В Священном Коране сказано:

«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не поклоняйтесь никому (ничему), кроме Аллаха». [272]

«(Славят Господа) в домах (т.е. мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его Имя…» [273]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил: «День Сбора, когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходит в мечеть в темноте». [274]

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел дома ихрам и отправился в хадж» [275] Такому человеку по пути в мечеть за каждый шаг записывается один саваб и прощается один грех.

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю». [276]

О достоинстве совершения намаза в трех главных святынях (мечетях) Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил: «Чтение намаза в мечети Аль-Харам подобно чтению 100 тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (в мечети Пророка в Медине) равно чтению 1 тысячи намазов. А чтение намаза в Бейтуль-Макдис (мечети Аль-Акса) приравнивается к 500 намазам». [277]

Издавна мусульмане уделяли большое внимание строительству этих культовых сооружений, и поэтому многие из них по праву считаются подлинными архитектурными шедеврами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.059 с.)