![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Червячная цилиндрическая передача. Самоторможение в передаче. Силы, действующие в зацеплении передачи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Червячные передачи применяют для передачи вращательного движения между валами, у которых угол скрещивания осей обычно составляет 900. В большинстве случаев ведущим является червяк. Для облегания тела червяка венец червячного колеса имеет зубья дугообразной формы, что увеличивает длину контактных линий в зоне зацепления. Червячная передача – зубчато-винтовая передача, движение в которой осуществляется по принципу винтовой пары. Червячные передачи относятся к числу зубчато-винтовых, имеющих характерные черты зубчатых и винтовых передач. В отличие от винтовых зубчатых передач с перекрещивающимися осями, у которых начальный контакт происходит в точке, в червячных передачах имеет место линейный контакт. В осевом сечении зубья колеса имеют дуговую форму. Это обеспечивает облегание тела червяка и увеличение длины контактных линий. Достоинства червячных передач: а) возможность получения большого передаточного отношения; б) плавность и бесшумность работы, возможность точных делительных перемещений; в)возможность передачи между скрещивающимися валами; г) самоторможение; д) высокая кинематическая точность Недостатки большинства червячных передач: а) низкий КПД; б) необходимость применения для колеса дорогостоящих антифрикционных материалов, что повышает стоимость передачи Червячные передачи применяют при необходимости снижения скорости и передачи движения между перекрещивающимися (в большинстве случаев взаимно перпендикулярными) валами. Объем применения червячных передач составляет около 10 % от передач зацеплением (зубчатых и червячных). Выпуск червячных редукторов по числу единиц составляет около половины общего выпуска редукторов. Широко применяются червячные передачи в подъемно-транспортных машинах, станках, автомобилях и других машинах. Червячные передачи во избежание их перегрева предпочтительно использовать в приводах периодического (а не непрерывного) действия.
Наибольшее распространение получили червячные передачи с цилиндрическими червяками. Основные параметры червячных цилиндрических передач. Червячные передачи вследствие относительно низкого КПД применяют для небольших и средних мощностей от долей киловатта до 200 кВт, как правило, до 60 кВт, для моментов до 5-Ю5 Нм. Передаточные отношения обычно принимают равными от 8 до 63...80; в отдельных случаях, например в приводе столов большого диаметра станков,— до 1000. Самоторможение возможно в том случае, если угол подъема винтовой линии червяка меньше угла трения. КПД самотормозящей передачи мал и всегда меньше 0,5 Силы в зацеплении рассматривают приложенными в полюсе зацепления и задают тремя взаимно перпендикулярными составляющими: 1) окружной силой на колесе, равной осевой силе на червяке,
2) окружной силой на червяке, равной осевой силе на колесе, 3) радиальной силой, раздвигающей червяк и колесо, В этих формулах Т2 и Т1 — моменты соответственно на валу колеса и червяка (максимальные среди длительно действующих), Нм;
27. Расчет зубьев червячного колеса по контактным напряжениям, особенности расчета. Меры, которые следует принимать в случае не выполнения условия прочности зубьев колеса по контактным напряжениям. Червячные передачи широко применяют в приводах подъёмно – транспортных машин, станков, автомобилей и других машин при необходимости снижения скорости и передачи движения между скрещивающимися валами, чаще всего, под углом 90°. Расчет на прочность по контактным напряжениямведут для зацепления в полюсе, что позволяет упростить расчет. Поскольку зубья колеса обладают меньшей прочностью и основная причина разрушения передачи – это заедание, то проектируют передачу по условию ограничения контактных напряжений: расчёт всех червячных передач по контактным напряжениям выполняют для зацепления в полюсе (аналогично зубчатым передачам), что позволяет: Ø упростить расчётные зависимости и Ø рассматривать зацепление в червяной паре как реечное косозубое. В качестве исходной расчетной зависимости принимают известную формулу Герца–Беляева для наибольших контактных напряжений при сжатии цилиндров вдоль образующих. При этом зуб колеса рассматривают как цилиндр, а виток червяка как плоскость
(8.12)
где ρпр – приведенный радиус кривизны соприкасающихся профилей; Епр – приведённый модуль Юнга; wn – нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии В осевом (главном) сечении червяка виток Архимедова червяка имеет прямолинейный профиль. значит, радиус кривизны витка равен бесконечности: ρ1 = ∞. Зубья колеса в этом сечении имеют эвольвентный профиль. Следовательно, приведенный радиус кривизны контактирующих профилей будет равен:
(8.14) Здесь lΣ – суммарная длина контактных линий в зацеплении червячной передачи; Fn2 – сила нормального давления на зуб колеса; её можно выразить через окружное усилие Ft2.
Длина одной контактной линии прямо пропорциональна начальному диаметру червяка dw1и углу обхвата 2.β с архимедовым червяком
На величину суммарной длины контактных линий в зацеплении червячной передачи оказывают влияние геометрические и кинематические факторы: где ξ – коэффициент колебания суммарной длины контактных линий; εα – коэффициент перекрытия. При средних значениях коэффициентов ξ = 0,75 и εα = 2, при величине угла обхвата червяка колесом 2β = 1000 величина суммарной длины контактных линий
Здесь КН – расчетный коэффициент нагрузки; КН = КНβ. КНV = =1,1…1,4 [3, с. 213]; КНβ – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в зоне контакта зубьев и витков из-за упругих деформаций деталей; КНV – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в зоне контакта вследствие внутренней динамичности передачи.
(8.19)
Преобразуем ф. (8.19), приняв следующий набор входящих в неё параметров [2, с. 214]: αnw = 200; ψw=100; 2β = 1000 = 1,75рад; ξ = 0,75; εα =2; Е1=2,15.105 МПа (для стального червяка); Е2 = 0,9.105 МПа (для бронзового колеса). В результате преобразований получим формулу:
Если принять q =0,25. Z2, то ф. (8.20) будет преобразована в зависимость для проверочного расчета червячной передачи с Архимедовым червяком на контактную прочность: Из условия (8.20) легко получить зависимость для проектного расчета червячной передачи (при том же наборе параметров): В случае не выполнения условия прочности зубьев колеса по контактным напряжениям: 1)если а) выбрать менее прочный материал, той же группы б) перейти к меньшему межосевому расстоянию передачи 2) если а) выбрать более прочный материал б) перейти к большему межосевому расстояние передачи
Из чего состоит червячная цилиндрическая передача? каковы ее отличительные особенности конструкции? какие типы червяков используют в червячных цилиндрических передачах? как влияет число заходов червяка на кинематику и геометрию передачи? Червячная передача состоит из червяка 1, т. е. винта с трапецеидальной или близкой к ней по форме резьбой, и червячного колеса 2, т. е. зубчатого колеса с зубьями особой формы, получаемой в результате взаимного огибания с витками червяка.
Червячные передачи относятся к числу зубчато-винтовых, имеющих характерные черты зубчатых и винтовых передач. В отличие от винтовых зубчатых передач с перекрещивающимися осями, у которых начальный контакт происходит в точке, в червячных передачах имеет место линейный контакт. В осевом сечении зубья колеса имеют дуговую форму. Это обеспечивает облегание тела червяка и увеличение длины контактных линий. Достоинства червячных передач: а) возможность получения большого передаточного отношения; б) плавность и бесшумность работы, возможность точных делительных перемещений; в)возможность передачи между скрещивающимися валами; г) самоторможение; д) высокая кинематическая точность Недостатки большинства червячных передач: а) низкий КПД; б) необходимость применения для колеса дорогостоящих антифрикционных материалов, что повышает стоимость передачи. Червячные передачи применяют при необходимости снижения скорости и передачи движения между перекрещивающимися (в большинстве случаев взаимно перпендикулярными) валами. Объем применения червячных передач составляет около 10 % от передач зацеплением (зубчатых и червячных). Выпуск червячных редукторов по числу единиц составляет около половины общего выпуска редукторов. Широко применяются червячные передачи в подъемно-транспортных машинах, станках, автомобилях и других машинах. Наибольшее распространение получили червячные передачи с цилиндрическими червяками. Основные параметры червячных цилиндрических передач. Червячные передачи вследствие относительно низкого КПД применяют для небольших и средних мощностей от долей киловатта до 200 кВт, как правило до 60 кВт, для моментов до 5-Ю5 Нм. Передаточные отношения обычно принимают равными от 8 до 63...80; в отдельных случаях, например в приводе столов большого диаметра станков,— до 1000. Особенности конструкции: наличие червяка и колеса, передача зацепления с перекрещивающимися валами Особенности передачи: Окружные скорости v1, v2 не совпадают, передаточное отношение не может быть выражено отношением d2/d1 Типы червяков 1. по форме поверхности, на которой образ-ся резьба: · Цилиндрическиеа (а) · Глобоидные (б)
У глобоидных передач витки червяка образуются на глобоиде. Нагрузочная способность этих передач примерно в 1,5, раза больше по сравнению с обычными червячными передачами. Повышение нагрузочной способности глобоидных передач объясняется одновременным зацеплением
большого числа зубьев и благоприятным расположением линий контакта. В глобоидном зацеплении линии контакта располагаются почти перпендикулярно к направлению скоростей скольжения, что способствует образованию непрерывной масляной пленки на трущихся поверхностях. 2. по форме профиля резьбы — с прямолинейным и криволинейным профилем в осевом сечении. У червяков с прямолинейным профилем в осевом сечении в торцовом сечении витки очерчены архимедовой спиралью, отсюда название — архимедов червяк. Архимедов червяк подобен ходовому винту с трапецеидальной резьбой. Его можно нарезать на обычных токарных или резьбофрезерных станках. Поэтому первые червячные передачи выполняли с архимедовыми червяками, которые широко применяют и в настоящее время. Исследования показали, что работоспособность червячной передачи повышается с уменьшением шероховатости поверхности и повышением твердости резьбы червяка. В последнее время все шире стали применять шлифованные высокотвердые червяки при HRC>45. Эвольвентные червяки имеют эвольвентный профиль в торцовом сечении и, следовательно, подобны косозубым эвольвентным колесам, у которых число зубьев равно числу заходов червяка. Основное преимущество эвольвентных червяков — возможность шлифования витков плоской стороной круга. Однако для этого требуются специальные червячно-шлифовальные станки. Способ изготовления является решающим при выборе профиля нарезки червяка, так как при одинаковом качестве изготовления форма профиля мало влияет на работоспособность передачи. Выбор профиля нарезки червяка связан также с формой инструмента для нарезания червячного колеса. КИНЕМАТИКА. При одном обороте червяка колесо повернется на угол, охватывающий число зубьев колеса, равное числу заходов червяка, т.е. i = n1/n2=z2/z1 Число заходов червяка выполняет функцию числа зубьев шестерни. Т.к. z1 м.б. небольшим и часто равным единице (чего не может быть у шестерни), то в одной червячной паре можно получить большое передаточное отношение. Это и является основным достоинством червячных передач. ГЕОМЕТРИЯ. При увеличении числа заходов угол подъема увеличивается, коэф. смещения х при нарезании зубьев колеса возрастает (zmin=28), диаметр выступов колеса и ширина зуб венца уменьшаются.
Область применения червячной передачи. почему в этой передаче возникает скольжение? каково его влияние на работоспособность передачи? из каких материалов изготавливают червяк и колесо? назовите факторы, влияющие на выбор материалов. Червячные передачи применяют при необходимости снижения скорости и передачи движения между перекрещивающимися (в большинстве случаев взаимно перпендикулярными) валами. Объем применения червячных передач составляет около 10 % от передач зацеплением (зубчатых и червячных). Выпуск червячных редукторов по числу единиц составляет около половины общего выпуска редукторов. Червячная передача относится к числу зубчато – винтовых, движение в которой осуществляется по принципу винтовой пары, но имеет принципиальное отличие: линейный контакт витков червяка и зубьев колеса. Как видно из рис. 8.1, червяк – это винт с трапецеидальной резьбой (или близкий к ней по форме), а червячное колесо – это зубчатое колесо с зубьями особой формы, получаемой в результате огибания витков червяка на дуге 2β (рис. 8.2).
Широко применяются червячные передачи в подъемно-транспортных машинах, станках, автомобилях и других машинах. Червячные передачи дороже и сложнее зубчатых, поэтому их применяют при необходимости передачи движения между перекрещивающимися валами, а также в механизмах, где необходимы большие передаточные отношения и высокая кинематическая точность, например делительные устройства, механизмы наведения и т. п. Червячные передачи применяют в подъемно-транспортных машинах, станкостроении, автомобилестроении и др. Пониженный к. п. д. и склонность червячных передач к заеданию ограничивают их применение областью низких и средних мощностей при периодической, кратковременной работе. Мощность червячных передач обычно не превышает 50...60 кВт. При больших мощностях и длительной работе потери в червячной передаче столь существенны, что ее применение становится невыгодным. Скольжение в зацеплении. Одной из причин повышенного изнашивания зубьев червячного колеса (и заедания) является скольжение витков червяка по зубьям червячного колеса при отсутствии разделяющей их масляной пленки. Скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии делительного диаметра червяка и определяется из параллелограмма скоростей. При движении витки червяка скользят по зубьям колеса, как в винтовой паре. Как относительная скорость, она равна геометрической разности абсолютных скоростей червяка и колеса, которыми в данном случае являются окружные скорости v1 и v2;
где Материалы Червяки современных передач изготовляют из углеродистых или легированных сталей. Наибольшей нагрузочной способностью обладают пары, у которых витки червяка подвергают термообработке до высокой твердости (закалка, цементация и пр.) с последующим шлифованием. Червячные колеса изготовляют преимущественно из бронзы, реже из латуни или чугуна. Оловянные бронзы типа ОФ10-1, ОНФ и другие считаются лучшим материалом для червячных колес, однако они дороги и дефицитны. Их применение ограничивают передачами при сравнительно больших скоростях скольжения (vs= 5...25 м/с). Безоловянистые бронзы, например алюминиево-железистые типа АЖ9-4 и другие, обладают повышенными механическими характеристиками (НВ, sВ ), но имеют пониженные противозадирные свойства. Их применяют в паре с твердыми (HRС >45) шлифованными и полированными червяками для передач, у которых ys Факторы: Условия эксплуатации величина скорости скольжения неблагоприятные условия смазки
Назовите основные достоинства и недостатки червячных передач в сравнении цилиндрическими. от каких факторов зависит кпд передачи? почему он так мал? можно ли сконструировать червячную передачу, имеющую кпд равный 0,9? Достоинства червячных передач: а) возможность получения большого передаточного отношения; б) плавность и бесшумность работы, возможность точных делительных перемещений; в)возможность передачи между скрещивающимися валами; г) самоторможение; д) высокая кинематическая точность. Недостатки большинства червячных передач: а) низкий КПД; б) необходимость применения для колеса дорогостоящих антифрикционных материалов, что повышает стоимость передачи; в) повышенный износ и склонность к заеданию; г) повышенные требования к точности сборки (точное aw, совпадение главных плоскостей колеса и червяка). Червячные передачи дороже и сложнее зубчатых, поэтому их применяют при необходимости передачи движения между перекрещивающимися валами, а также в механизмах, где необходимы большие передаточные отношения (у черв - 8…320, а у цилиндр – 2…8) и высокая кинематическая точность, например делительные устройства, механизмы наведения и т. п. Червячные передачи применяют в подъемно-транспортных машинах, станкостроении, автомобилестроении и др. Пониженный к.п.д. и склонность червячных передач к заеданию ограничивают их применение областью низких и средних мощностей при периодической, кратковременной работе. Мощность червячных передач обычно не превышает 50...60 кВт. При больших мощностях и длительной работе потери в червячной передаче столь существенны, что ее применение становится невыгодным. Кпд червячной передачи. К.п.д. зацепления червячной передачи при ведущем червяке запишем: К. п. д. увеличивается с увеличением числа заходов червяка (увеличивается γ) и с уменьшением коэффициента трения или угла трения φ. При передаче движения в обратном направлении (от колеса к червяку) становится невозможной. Получаем самотормозящую червячную пару. Свойство самоторможения червячных передач используют в грузоподъемных и других механизмах. Следует учитывать, что к. п. д. самотормозящей передачи мал и всегда меньше 0,5. Обычно червячные передачи имеют углы подъема до 27°, так как в зоне больших углов подъема КПД меняется мало, а большие углы подъема выполнимы только в передачах, имеющих червяк с четырьмя витками, трудных для изготовления и имеющих малые передаточные отношения. Углы трения и соответственно коэффициенты трения значительно уменьшаются с увеличением скорости скольжения, что связано с условиями образования масляных клиньев в зацеплении. Меньшие значения коэффициентов и углов трения соответствуют твердым шлифованным и полированным червякам, работающим в условиях обильной смазки. Для передач со стальным червяком и чугунным колесом коэффициенты трения принимают на 60 % больше.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.138 (0.014 с.) |