Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Червячная цилиндрическая передача. Самоторможение в передаче. Силы, действующие в зацеплении передачи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Червячные передачи применяют для передачи вращательного движения между валами, у которых угол скрещивания осей обычно составляет 900. В большинстве случаев ведущим является червяк. Для облегания тела червяка венец червячного колеса имеет зубья дугообразной формы, что увеличивает длину контактных линий в зоне зацепления. Червячная передача – зубчато-винтовая передача, движение в которой осуществляется по принципу винтовой пары. Червячные передачи относятся к числу зубчато-винтовых, имеющих характерные черты зубчатых и винтовых передач. В отличие от винтовых зубчатых передач с перекрещивающимися осями, у которых начальный контакт происходит в точке, в червячных передачах имеет место линейный контакт. В осевом сечении зубья колеса имеют дуговую форму. Это обеспечивает облегание тела червяка и увеличение длины контактных линий. Достоинства червячных передач: а) возможность получения большого передаточного отношения; б) плавность и бесшумность работы, возможность точных делительных перемещений; в)возможность передачи между скрещивающимися валами; г) самоторможение; д) высокая кинематическая точность Недостатки большинства червячных передач: а) низкий КПД; б) необходимость применения для колеса дорогостоящих антифрикционных материалов, что повышает стоимость передачи Червячные передачи применяют при необходимости снижения скорости и передачи движения между перекрещивающимися (в большинстве случаев взаимно перпендикулярными) валами. Объем применения червячных передач составляет около 10 % от передач зацеплением (зубчатых и червячных). Выпуск червячных редукторов по числу единиц составляет около половины общего выпуска редукторов. Широко применяются червячные передачи в подъемно-транспортных машинах, станках, автомобилях и других машинах. Червячные передачи во избежание их перегрева предпочтительно использовать в приводах периодического (а не непрерывного) действия. Наибольшее распространение получили червячные передачи с цилиндрическими червяками. Основные параметры червячных цилиндрических передач. Червячные передачи вследствие относительно низкого КПД применяют для небольших и средних мощностей от долей киловатта до 200 кВт, как правило, до 60 кВт, для моментов до 5-Ю5 Нм. Передаточные отношения обычно принимают равными от 8 до 63...80; в отдельных случаях, например в приводе столов большого диаметра станков,— до 1000. Самоторможение возможно в том случае, если угол подъема винтовой линии червяка меньше угла трения. КПД самотормозящей передачи мал и всегда меньше 0,5 Силы в зацеплении рассматривают приложенными в полюсе зацепления и задают тремя взаимно перпендикулярными составляющими: 1) окружной силой на колесе, равной осевой силе на червяке,
2) окружной силой на червяке, равной осевой силе на колесе, 3) радиальной силой, раздвигающей червяк и колесо,
В этих формулах Т2 и Т1 — моменты соответственно на валу колеса и червяка (максимальные среди длительно действующих), Нм; — КПД, учитывающий потери в зацеплении и подшипниках:αх= 20° — угол профиля в осевом сечении архимедова червяка.
27. Расчет зубьев червячного колеса по контактным напряжениям, особенности расчета. Меры, которые следует принимать в случае не выполнения условия прочности зубьев колеса по контактным напряжениям. Червячные передачи широко применяют в приводах подъёмно – транспортных машин, станков, автомобилей и других машин при необходимости снижения скорости и передачи движения между скрещивающимися валами, чаще всего, под углом 90°. Расчет на прочность по контактным напряжениямведут для зацепления в полюсе, что позволяет упростить расчет. Поскольку зубья колеса обладают меньшей прочностью и основная причина разрушения передачи – это заедание, то проектируют передачу по условию ограничения контактных напряжений: расчёт всех червячных передач по контактным напряжениям выполняют для зацепления в полюсе (аналогично зубчатым передачам), что позволяет: Ø упростить расчётные зависимости и Ø рассматривать зацепление в червяной паре как реечное косозубое. В качестве исходной расчетной зависимости принимают известную формулу Герца–Беляева для наибольших контактных напряжений при сжатии цилиндров вдоль образующих. При этом зуб колеса рассматривают как цилиндр, а виток червяка как плоскость (8.12)
где ρпр – приведенный радиус кривизны соприкасающихся профилей; Епр – приведённый модуль Юнга; wn – нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии В осевом (главном) сечении червяка виток Архимедова червяка имеет прямолинейный профиль. значит, радиус кривизны витка равен бесконечности: ρ1 = ∞. Зубья колеса в этом сечении имеют эвольвентный профиль. Следовательно, приведенный радиус кривизны контактирующих профилей будет равен: (8.13) В ф. (8.12) удельная нормальная нагрузка wn может быть определена по зависимости:
(8.14) Здесь lΣ – суммарная длина контактных линий в зацеплении червячной передачи; Fn2 – сила нормального давления на зуб колеса; её можно выразить через окружное усилие Ft2. (8.15) Длина одной контактной линии прямо пропорциональна начальному диаметру червяка dw1и углу обхвата 2.β с архимедовым червяком
На величину суммарной длины контактных линий в зацеплении червячной передачи оказывают влияние геометрические и кинематические факторы: , (8.16) где ξ – коэффициент колебания суммарной длины контактных линий; εα – коэффициент перекрытия. При средних значениях коэффициентов ξ = 0,75 и εα = 2, при величине угла обхвата червяка колесом 2β = 1000 величина суммарной длины контактных линий . Тогда ф. (8.14) примет вид: (8.17) Здесь КН – расчетный коэффициент нагрузки; КН = КНβ. КНV = =1,1…1,4 [3, с. 213]; КНβ – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в зоне контакта зубьев и витков из-за упругих деформаций деталей; КНV – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в зоне контакта вследствие внутренней динамичности передачи. Если выразить окружное усилие через вращающий момент на колесе, то выражение (8.17) примет вид (8.18):
Тогда зависимость (8.12) примет вид: (8.19)
Преобразуем ф. (8.19), приняв следующий набор входящих в неё параметров [2, с. 214]: αnw = 200; ψw=100; 2β = 1000 = 1,75рад; ξ = 0,75; εα =2; Е1=2,15.105 МПа (для стального червяка); Е2 = 0,9.105 МПа (для бронзового колеса). В результате преобразований получим формулу: (8.19, а)
Если принять q =0,25. Z2, то ф. (8.20) будет преобразована в зависимость для проверочного расчета червячной передачи с Архимедовым червяком на контактную прочность: Из условия (8.20) легко получить зависимость для проектного расчета червячной передачи (при том же наборе параметров): В случае не выполнения условия прочности зубьев колеса по контактным напряжениям: 1)если >20% а) выбрать менее прочный материал, той же группы б) перейти к меньшему межосевому расстоянию передачи 2) если <5% а) выбрать более прочный материал б) перейти к большему межосевому расстояние передачи
Из чего состоит червячная цилиндрическая передача? каковы ее отличительные особенности конструкции? какие типы червяков используют в червячных цилиндрических передачах? как влияет число заходов червяка на кинематику и геометрию передачи? Червячная передача состоит из червяка 1, т. е. винта с трапецеидальной или близкой к ней по форме резьбой, и червячного колеса 2, т. е. зубчатого колеса с зубьями особой формы, получаемой в результате взаимного огибания с витками червяка. Червячные передачи относятся к числу зубчато-винтовых, имеющих характерные черты зубчатых и винтовых передач. В отличие от винтовых зубчатых передач с перекрещивающимися осями, у которых начальный контакт происходит в точке, в червячных передачах имеет место линейный контакт. В осевом сечении зубья колеса имеют дуговую форму. Это обеспечивает облегание тела червяка и увеличение длины контактных линий. Достоинства червячных передач: а) возможность получения большого передаточного отношения; б) плавность и бесшумность работы, возможность точных делительных перемещений; в)возможность передачи между скрещивающимися валами; г) самоторможение; д) высокая кинематическая точность Недостатки большинства червячных передач: а) низкий КПД; б) необходимость применения для колеса дорогостоящих антифрикционных материалов, что повышает стоимость передачи. Червячные передачи применяют при необходимости снижения скорости и передачи движения между перекрещивающимися (в большинстве случаев взаимно перпендикулярными) валами. Объем применения червячных передач составляет около 10 % от передач зацеплением (зубчатых и червячных). Выпуск червячных редукторов по числу единиц составляет около половины общего выпуска редукторов. Широко применяются червячные передачи в подъемно-транспортных машинах, станках, автомобилях и других машинах. Наибольшее распространение получили червячные передачи с цилиндрическими червяками. Основные параметры червячных цилиндрических передач. Червячные передачи вследствие относительно низкого КПД применяют для небольших и средних мощностей от долей киловатта до 200 кВт, как правило до 60 кВт, для моментов до 5-Ю5 Нм. Передаточные отношения обычно принимают равными от 8 до 63...80; в отдельных случаях, например в приводе столов большого диаметра станков,— до 1000. Особенности конструкции: наличие червяка и колеса, передача зацепления с перекрещивающимися валами Особенности передачи: Окружные скорости v1, v2 не совпадают, передаточное отношение не может быть выражено отношением d2/d1 Типы червяков 1. по форме поверхности, на которой образ-ся резьба: · Цилиндрическиеа (а) · Глобоидные (б)
У глобоидных передач витки червяка образуются на глобоиде. Нагрузочная способность этих передач примерно в 1,5, раза больше по сравнению с обычными червячными передачами. Повышение нагрузочной способности глобоидных передач объясняется одновременным зацеплением большого числа зубьев и благоприятным расположением линий контакта. В глобоидном зацеплении линии контакта располагаются почти перпендикулярно к направлению скоростей скольжения, что способствует образованию непрерывной масляной пленки на трущихся поверхностях. 2. по форме профиля резьбы — с прямолинейным и криволинейным профилем в осевом сечении. У червяков с прямолинейным профилем в осевом сечении в торцовом сечении витки очерчены архимедовой спиралью, отсюда название — архимедов червяк. Архимедов червяк подобен ходовому винту с трапецеидальной резьбой. Его можно нарезать на обычных токарных или резьбофрезерных станках. Поэтому первые червячные передачи выполняли с архимедовыми червяками, которые широко применяют и в настоящее время. Исследования показали, что работоспособность червячной передачи повышается с уменьшением шероховатости поверхности и повышением твердости резьбы червяка. В последнее время все шире стали применять шлифованные высокотвердые червяки при HRC>45. Эвольвентные червяки имеют эвольвентный профиль в торцовом сечении и, следовательно, подобны косозубым эвольвентным колесам, у которых число зубьев равно числу заходов червяка. Основное преимущество эвольвентных червяков — возможность шлифования витков плоской стороной круга. Однако для этого требуются специальные червячно-шлифовальные станки. Способ изготовления является решающим при выборе профиля нарезки червяка, так как при одинаковом качестве изготовления форма профиля мало влияет на работоспособность передачи. Выбор профиля нарезки червяка связан также с формой инструмента для нарезания червячного колеса. КИНЕМАТИКА. При одном обороте червяка колесо повернется на угол, охватывающий число зубьев колеса, равное числу заходов червяка, т.е. i = n1/n2=z2/z1 Число заходов червяка выполняет функцию числа зубьев шестерни. Т.к. z1 м.б. небольшим и часто равным единице (чего не может быть у шестерни), то в одной червячной паре можно получить большое передаточное отношение. Это и является основным достоинством червячных передач. ГЕОМЕТРИЯ. При увеличении числа заходов угол подъема увеличивается, коэф. смещения х при нарезании зубьев колеса возрастает (zmin=28), диаметр выступов колеса и ширина зуб венца уменьшаются.
Область применения червячной передачи. почему в этой передаче возникает скольжение? каково его влияние на работоспособность передачи? из каких материалов изготавливают червяк и колесо? назовите факторы, влияющие на выбор материалов. Червячные передачи применяют при необходимости снижения скорости и передачи движения между перекрещивающимися (в большинстве случаев взаимно перпендикулярными) валами. Объем применения червячных передач составляет около 10 % от передач зацеплением (зубчатых и червячных). Выпуск червячных редукторов по числу единиц составляет около половины общего выпуска редукторов. Червячная передача относится к числу зубчато – винтовых, движение в которой осуществляется по принципу винтовой пары, но имеет принципиальное отличие: линейный контакт витков червяка и зубьев колеса. Как видно из рис. 8.1, червяк – это винт с трапецеидальной резьбой (или близкий к ней по форме), а червячное колесо – это зубчатое колесо с зубьями особой формы, получаемой в результате огибания витков червяка на дуге 2β (рис. 8.2). Широко применяются червячные передачи в подъемно-транспортных машинах, станках, автомобилях и других машинах. Червячные передачи дороже и сложнее зубчатых, поэтому их применяют при необходимости передачи движения между перекрещивающимися валами, а также в механизмах, где необходимы большие передаточные отношения и высокая кинематическая точность, например делительные устройства, механизмы наведения и т. п. Червячные передачи применяют в подъемно-транспортных машинах, станкостроении, автомобилестроении и др. Пониженный к. п. д. и склонность червячных передач к заеданию ограничивают их применение областью низких и средних мощностей при периодической, кратковременной работе. Мощность червячных передач обычно не превышает 50...60 кВт. При больших мощностях и длительной работе потери в червячной передаче столь существенны, что ее применение становится невыгодным. Скольжение в зацеплении. Одной из причин повышенного изнашивания зубьев червячного колеса (и заедания) является скольжение витков червяка по зубьям червячного колеса при отсутствии разделяющей их масляной пленки. Скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии делительного диаметра червяка и определяется из параллелограмма скоростей. При движении витки червяка скользят по зубьям колеса, как в винтовой паре. Как относительная скорость, она равна геометрической разности абсолютных скоростей червяка и колеса, которыми в данном случае являются окружные скорости v1 и v2; или и далее,
где - угол подъема винтовой линии червяка. Т.к. практически <300, то в червячной передаче v2, всегда значительно меньше v1, а vs больше v1. Большое скольжение в червячных передачах служит причиной пониженного КПД, повышенного износа и склонности к заеданию. Материалы Червяки современных передач изготовляют из углеродистых или легированных сталей. Наибольшей нагрузочной способностью обладают пары, у которых витки червяка подвергают термообработке до высокой твердости (закалка, цементация и пр.) с последующим шлифованием. Червячные колеса изготовляют преимущественно из бронзы, реже из латуни или чугуна. Оловянные бронзы типа ОФ10-1, ОНФ и другие считаются лучшим материалом для червячных колес, однако они дороги и дефицитны. Их применение ограничивают передачами при сравнительно больших скоростях скольжения (vs= 5...25 м/с). Безоловянистые бронзы, например алюминиево-железистые типа АЖ9-4 и другие, обладают повышенными механическими характеристиками (НВ, sВ ), но имеют пониженные противозадирные свойства. Их применяют в паре с твердыми (HRС >45) шлифованными и полированными червяками для передач, у которых ys 5 м/с. Чугун серый или модифицированный применяют при vs 2 м/с, преимущественно в ручных приводах. Факторы: Условия эксплуатации величина скорости скольжения неблагоприятные условия смазки
Назовите основные достоинства и недостатки червячных передач в сравнении цилиндрическими. от каких факторов зависит кпд передачи? почему он так мал? можно ли сконструировать червячную передачу, имеющую кпд равный 0,9? Достоинства червячных передач: а) возможность получения большого передаточного отношения; б) плавность и бесшумность работы, возможность точных делительных перемещений; в)возможность передачи между скрещивающимися валами; г) самоторможение; д) высокая кинематическая точность. Недостатки большинства червячных передач: а) низкий КПД; б) необходимость применения для колеса дорогостоящих антифрикционных материалов, что повышает стоимость передачи; в) повышенный износ и склонность к заеданию; г) повышенные требования к точности сборки (точное aw, совпадение главных плоскостей колеса и червяка). Червячные передачи дороже и сложнее зубчатых, поэтому их применяют при необходимости передачи движения между перекрещивающимися валами, а также в механизмах, где необходимы большие передаточные отношения (у черв - 8…320, а у цилиндр – 2…8) и высокая кинематическая точность, например делительные устройства, механизмы наведения и т. п. Червячные передачи применяют в подъемно-транспортных машинах, станкостроении, автомобилестроении и др. Пониженный к.п.д. и склонность червячных передач к заеданию ограничивают их применение областью низких и средних мощностей при периодической, кратковременной работе. Мощность червячных передач обычно не превышает 50...60 кВт. При больших мощностях и длительной работе потери в червячной передаче столь существенны, что ее применение становится невыгодным. Кпд червячной передачи. К.п.д. зацепления червячной передачи при ведущем червяке запишем: К. п. д. увеличивается с увеличением числа заходов червяка (увеличивается γ) и с уменьшением коэффициента трения или угла трения φ. При передаче движения в обратном направлении (от колеса к червяку) становится невозможной. Получаем самотормозящую червячную пару. Свойство самоторможения червячных передач используют в грузоподъемных и других механизмах. Следует учитывать, что к. п. д. самотормозящей передачи мал и всегда меньше 0,5. Обычно червячные передачи имеют углы подъема до 27°, так как в зоне больших углов подъема КПД меняется мало, а большие углы подъема выполнимы только в передачах, имеющих червяк с четырьмя витками, трудных для изготовления и имеющих малые передаточные отношения. Углы трения и соответственно коэффициенты трения значительно уменьшаются с увеличением скорости скольжения, что связано с условиями образования масляных клиньев в зацеплении. Меньшие значения коэффициентов и углов трения соответствуют твердым шлифованным и полированным червякам, работающим в условиях обильной смазки. Для передач со стальным червяком и чугунным колесом коэффициенты трения принимают на 60 % больше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.26 (0.013 с.) |