Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие сведения о червячных передачах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Червячная передача состоит из червяка и сцепляющегося с ним червячного колеса, представляющего собой разновидность косозубого колеса. Червячная передача применяется в тех случаях, когда оси ведущего и ведомого элементов перекрещиваются (обычно под углом 90 °), и может рассматриваться, как разновидность винтовой и зубчатой передачи. Резьба червяка: однозаходная или многозаходная, правая или левая. Наиболее распространена правая с числом заходов z =1 ¸ 4 (по ГОСТ 2144 - 66 стандартизованы червяки одно, двух и четырех заходные) Классификация. Различают два основных вида червячных передач: цилиндрические червячные передачи, глобоидные передачи (с глобоидным червяком). В зависимости от формы профиля резьбы червяков различают: 1) архимедовы; 2) конволюнтные; 3) эвольвентные; 4) с вогнутым профилем витков резьбы. Архимедовы в осевом сечении имеет трапецеидальный профиль резьбы. конволюнтные имеет трапецеидальный профиль резьбы в нормальном сечении витков; эвольвентные - характеризуется тем, что профиль резьбы в его осевом сечении эвольвентный; Червяки с вогнутым профилем витков резьбы обеспечивают большую поверхность контакта с зубьями червячных колес. Наиболее широко применяются архимедовы червяки, т. к. технология их производства проста и хорошо разработана. В передачах с архимедовыми, конволютными и эвольвентными червяками профиль зубьев червячных колес эвольвентный. Модули эвольвентных червячных передач стандартизованы.
В глобоидной передаче по сравнению с червячной цилиндрической число зубьев колеса и витков резьбы червяка, находящихся в зацеплении больше, следовательно, несущая способность выше (в 1,5 ¸ 4 раза). Однако они требуют повышенной точности изготовления и монтажа и повышенного охлаждения. 27 Основные параметры червячных передач Геометриячервяка. На рис.1.75 изображен архимедов червяк и показаны его основные размеры. Основным расчетным параметром червяка (и червячного колеса) является расчетный модуль т – линейная величина, в π раз меньшая расчетного шага червяка р,т.е.: т = р/ π. Модули m определяются в осевом сечении червяка и выбираются согласно ГОСТ «Передачи червячные цилиндрические. Модули и коэффициенты диаметра червяка», извлечение из которого приведено в табл. 1.2 (первый ряд следует предпочитать второму). Делительный диаметр червяка принимается кратным модулю: d 1= qm, где q– коэффициент диаметра червяка, стандартные величины которого приведены в; кроме указанных в таблице, стандарт допускает применение значений q= 7,5 и q= 12. Многозаходные червяки кроме шага характеризуются также ходом рz,причем pz = pz 1, где z 1– число заходов; р – шаг червяка. Очевидно, что у однозаходных червяков шаг и ход равны между собой. Делительный угол подъема линии витка обозначается γ и определяется следующим образом: tgγ = pz /(π d 1)= π mz 1/(π mq) = z 1/ q. В машиностроении (например, в зубофрезерных станках) применяют разноходовые цилиндрические червяки, разноименные поверхности витков которых имеют разный ход, т.е. имеют неодинаковые (отличающиеся на десятые доли градуса) углы подъема линии витка. У разноходовых червяков толщина по хорде витка неодинакова, что дает возможность за счет осевого перемещения червяка выбирать зазор, образовавшийся в результате износа зубьев червячного колеса. Разноходовые червяки характеризуются средним ходом, т.е. ходом средней линии витка. В соответствии со стандартом на исходный червяк устанавливаются следующие основные параметры витков червяка: α = 20° – угол профиля витка в осевом сечении; ha 1 = т – высота головки витка червяка; hf 1 = 1,2 m – высота ножки витка червяка; h 1= ha 1+ hf 1= 2,2 m – высота витка червяка. Остальные размеры нарезанной части червяка определяются так: диаметр вершин витков червяка da 1 = d 1 + 2 ha 1 = qm+ 2 m= m (q+ 2); диаметр впадин червяка df 1 = d l – 2 hf 1 = qm – 2·1,2 m = m (q– 2,4); длина b 1нарезанной части червяка: при числе заходов z 1 = 1 и z 1= 2 b 1≥ (11 +0,06z2) m; при числе заходов z 1= 4 b 1> (12,5 + 0,09 z 2) m, где z 2 – число зубьев червячного колеса (для шлифуемых и фрезеруемых червяков полученную величину b 1следует увеличить на 25 мм – при m < 10 мм; на 35...40 мм – при т = 10...16 мм; на 50 мм – при т > 16мм). Применение трехзаходных червяков стандартами не предусматривается. Геометрия червячного колеса. На рис.1.76 изображено червячное колесо в зацеплении с червяком и показаны основные размеры колеса, а именно: диаметр делительной окружности червячного колеса d 2 = тz 2; диаметр вершин зубьев червячного колеса в среднем сечении da 2 = d 2 + 2 ha 2 = mz 2 + 2 m = m (z 2 + 2); диаметр впадин червячного колеса в среднем сечении df 1 = d 2 – 2 hf 2 = mz 2 – 2·1,2 m = m (z 2 – 2,4); наибольший диаметр червячного колеса dae 2≤ da 2+ 6 m /(z1+ 2) Ширину венца червячного колеса b 2определяют в зависимости от диаметра вершин и числа заходов червяка: при z1≤ 3 b 2≤ 0,75 da 1; при z1= 4 b2 ≤0,67 da 1. Рис. 1.76. Основные размеры червячного колеса На рис.1.76 тонкими линиями изображено червячное колесо, представляющее собой цилиндрическое косозубое колесо. Такая конструкция передачи характеризуется точечным контактом, следовательно, малой нагрузочной способностью и поэтому применяется в несиловых передачах. Наиболее распространены червячные передачи, у которых зубья колеса имеют вогнутую форму и охватывают червяк по дуге с углом2λ = 60...110°. При этом образуется линейный контакт витков червяка и зубьев колеса, в результате чего значительно повышается нагрузочная способность передачи. Межосевое расстояние червячной передачи а = 0,5(d l + d 2)= 0,5 m (q+ z 2). В силовых червячных передачах рекомендуется принимать следующие значения числа зубьев червячного колеса. z 2≥ 22 – при однозаходном червяке; z 2≥ 26 – при многозаходном червяке. Кинематика червячных передач. Выше говорилось о том, что червячное зацепление в сечении средней торцовой плоскостью колеса можно рассматривать как плоское зубчато-реечное зацепление, причем скорость v 1осевого перемещения витков червяка равна окружной скорости v 2червячного колеса на делительной окружности. Так как за каждый оборот червяка сечение витка смещается в осевом направлении на величину хода резьбы pz = pz 1то v 1 = pz l n l= π mz 1 n 1,червячное колесо имеет окружную скорость v2 = π d 2 n 2= π mz 2 n 2. Так как v 1= v2, то z l n l= z 2 n 2или z 1ω1 = z 2ω2. Следовательно, передаточное число червячной передачи: u = ω1/ω2= п 1/ n 2 = z 2/ z 1. Передаточное число червячной передачи равно отношению числа зубьев червячного колеса к числу заходов червяка (числу витков червяка). В силовых передачах, в частности, в стандартных передачах редукторов, передаточные числа принимают в пределах и = 8…80.
28 Валы и оси. Общие сведения. Вал – деталь машин, предназначенная для передачи крутящего моментавдоль своей осевой линии. В большинстве случаев валы поддерживают вращающиеся вместе с ними детали (зубчатые колеса, шкивы, звездочки и др.). Некоторые валы (например, гибкие, карданные, торсионные) не поддерживают вращающиеся детали. Валы машин, которые кроме деталей передач несут рабочие органы машины, называются коренными. Коренной вал станков с вращательным движением инструмента или изделия называется шпинделем. Вал, распределяющий механическую энергию по отдельным рабочим машинам, называется трансмиссионным. В отдельных случаях валы изготовляют как одно целое с цилиндрической или конической шестерней (вал-шестерня) или с червяком (вал-червяк). По форме геометрической оси валы бывают прямые,коленчатые (рис.1.77, в) и гибкие (с изменяемой формой оси). Простейшие прямые валы имеют форму тел вращения. На рис.1.77 показаны гладкий (а) и ступенчатый (б)прямые валы. Ступенчатые валы являются наиболее распространенными. Для уменьшения массы или для размещения внутри других деталей валы иногда делают с каналом по оси; в отличие от сплошных такие валы называют полыми. Рис. 1.77. Виды валов Ось – деталь машин и механизмов, служащая для поддержания вращающихся частей, но не передающая полезный крутящий момент. Оси бывают вращающимися (рис.1.78, а)и неподвижными (рис.1.78, б). Вращающаяся ось устанавливается в подшипниках. Примером вращающихся осей могут служить оси железнодорожного подвижного состава, примером невращающихся – оси неведущих колес автомобиля. Рис. 1.78. Виды осей Из определений видно, что при работе валы всегда вращаются и испытывают деформации изгиба и кручения, а оси – только деформацию изгиба (возникающими в отдельных случаях деформациями растяжения и сжатия чаще всего пренебрегают). Конструктивные элементы валов и осей (рис.1.79). Опорная часть вала или оси называется цапфой. Концевая цапфа называется шипом, а промежуточная – шейкой. Концевая цапфа, предназначенная нести преимущественную осевую нагрузку, называется пятой. Шипы и шейки вала опираются на подшипники, опорной частью для пяты является подпятник. По форме цапфы могут быть цилиндрическими, коническими, шаровыми и плоскими (пяты). Рис. 1.79. Конструктивные элементы валов и осей Кольцевое утолщение вала, составляющее с ним одно целое, называется буртиком (рис.1.79).Переходная поверхность от одного сечения к другому, служащая для упора насаживаемых на вал деталей, называется заплечиком (рис.1.77). Для уменьшения концентрации напряжений и повышения прочности переходы в местах изменения диаметра вала или оси делают плавными. Криволинейную поверхность плавного перехода от меньшего сечения к большему называют галтелью (рис.1.77). Галтели бывают постоянной и переменной кривизны. Галтель вала, углубленную за плоскую часть заплечика, называют поднутрением. Форма вала по длине определяется распределением нагрузок, т.е. эпюрами изгибающих и крутящих моментов, условиями сборки, и технологией изготовления. Переходные участки валов между соседними ступенями разных диаметров нередко выполняют с полукруглой канавкой для выхода шлифовального круга. Посадочные концы валов, предназначенные для установки деталей, передающих вращающий момент в машинах, механизмах и приборах, стандартизованы. ГОСТ12080–66* устанавливает номинальные размеры цилиндрических концов валов двух исполнений (длинные и короткие) диаметров от 0,8 до 630 мм, а также рекомендуемые размеры концов валов с резьбой. ГОСТ 12081–72* устанавливает основные размеры конических концов валов с конусностью 1:10 также двух исполнений (длинные и короткие) и двух типов (с наружной и внутренней резьбой) диаметров от 3 до 630 мм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.159 (0.009 с.) |