Расчет болтов в затянутых соединениях. Нагрузка продольная растягивающия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет болтов в затянутых соединениях. Нагрузка продольная растягивающия



Резьбовые соединения, нагруженные внешними отрывающими (растягивающими) силами и моментами, собирают с предварительной за­тяжкой. Это необходимо:

· для предотвращения относительного сдвига деталей по стыку при случайных ударах или при пере­менных нагрузках, а также

· для обеспечения жесткости и плотности стыка.

Рассмотрим болтовое соединение, предварительно затянутое си­лой FЗ, а затем нагруженное растягивающей силой Fa

 

Задача о распределении нагрузки между болтом и соединяемыми деталями является статически неопределимой, и её решают на основе совместности упругих деформаций болта и деталей.

Задачу решают при допущениях:

Ø материалы деталей соединения подчиняются закону Гука

Ø напряжения в деталях соединения ниже предела пропорциональ­ности их материалов.

Если по оси ординат отложить усилия, а по оси абсцисс – дефор­мации, то в пределах упругих деформаций тангенс угла наклона пря­мой к оси абсцисс есть характеристика жесткости.

Например, на рис. (см. ниже) изображены диаграммы растяжения материалов болта и деталей: прямая 1 изображает зависимость деформации болта, а прямая 2 – деформации деталей от действующих на них усилий.

 

 

Диаграммы растяжения материалов болта и деталей

При затяжке соединения с силой Fзат болт получает деформацию упругого растяжения l Б , а детали – упругого сжатия lД. Поскольку деформирование упругое, то величины lБ и lД определяют по формуле Гука:

где СБ , СД – коэффициенты жесткости болта и деталей (каждый коэффициент численно равен силе, вызывающей деформа­цию на единице длины).

После приложения к соединению растягивающей силы Fa на­грузка на болт увеличивается от FЗАТ до FБ вызывая дополнительное его удлинение на величину DlБ : FБ = F3АТ + (Fа – DFа), DlБ = (Fа – 0 DFа) / СБ

Одновременно нагрузка, сжимающая детали соединения, уменьшается от FЗАТ до FОСТ , вызывая "разгрузку" стыка деталей от деформации сжатия:

FД = Fост = F3 – DFа, DlД = DFа / СД

Поскольку изменения упругих деформаций болта и деталей под действием внешней силы F a одинаковы DlБ =DlД, получим: (Fа – DFа) / СБ = DFа / СД

Отсюда:

 

 

Тогда усилие, воздействующее на болт после приложения к сое­динению силы F a:

 

 

Как видно из, коэффициент внешней нагрузки c, показывающий какая именно часть внешней нагрузки на соединение дополнительно растягивает болт. коэффициент внешней нагрузки c тем больше, чем меньше жесткость стыка деталей.

Taк, например: при установке на стыке деталей упругих прокладок из резины, паронита и др. материалов, коэффи­циент c возрастает до 0,4…0,8 и более, а при отсутствии про­кладок на стыке деталей этот коэффициент выбирают из интервала c = 0,2..0,3.

Следовате­льно, для уменьшения дополнительной растягивающей силы на болт (при нагружении соединения внешней осевой силой) необходимо снижать коэффициент c путём увеличения жест­кости стыка и податливости болта.

Зависимость (8.27) справедлива только при условии, что сила остаточной затяжки, действующая на стык деталей, не равна нулю: Fост>0 (см. рис.выше). В противном случае происходит раскрытие стыка деталей и, следовательно, соединение перестаёт быть затянутым.

Поэтому из условия нераскрытия стыка деталей сила предварительной затяжки соединения должна быть: FЗ > (1 – c)× Fa. Переходя к знаку равенства, получим: FЗ = k × (1 – c) × Fa

где k – коэффициент запаса предварительной затяжки; k = 1,25...2,00 при постоянной Fa; k = 2...4 при переменной .

Таким образом, целью расчета затянутого соединения, нагружен­ного внешней растягивающей силой, является определение величины силы предварительной затяжки FЗАТ , гарантирующей сохранение заданного давления на стыке деталей Fост после приложения к соединению внешней растягивающей силы Fa.

Поскольку под действием FзАТ болт не только растягивается, но и скручивается, то для стандартного болта с нормальной метри­ческой резьбой расчетную нагрузку вычисляют по зависимости:

FБ = 1,3 × FЗАТ +c×Fа =1,3× k×(1 – c)×Fa +c×Fа = Fa [ 1,3×k×(1 – c)+c ]

Тогда условие прочности болта:

 

 

При необходимости можно получить зависимость для расчета внутреннего диаметра резьбы d1 болта. затем следует рассчитать наружный диаметр резьбы d, исходя из соотношения диаметров стандартной метрической резьбы крупного шага: d1» 0,8d, и выбрать болт по соответствующему стандарту.

Если же по условиям эксплуатации соединения требуется его подтяжка уже после нагружения силой Fa, то условие прочности болта изменится:

 

Здесь FБ – нагрузка на болт, рассчитанная по FБ = 1,3 × FЗАТ +c×Fа =1,3× k×(1 – c)×Fa +c×Fа = Fa [ 1,3×k×(1 – c)+c ]

Итак, предварительная затяжка резьбового соединения является эффективным средством повышения его долговечности, т.к. в затянутом соединении на болт передается лишь часть внешней нагрузки, приложенной к соединению. Для уменьшения дополнительной силы на болт от внешней нагрузки необходимо снижать коэффициент c путём увеличения жесткости стыка деталей.

53. резьбовые соединения: незатянутые и предварительно затянутые. каково напряженное состояние деталей в предварительно затянутом соединении? каково условие прочности стандартного болта с метрической резьбой нормального шага в предварительно затянутом соединении?

Резьбовыми называют соединения деталей при помощи резьбы. Эти соединения являются разъемными и имеют весьма широкое распространение. Свыше 60% всех деталей машин имеют резьбу благо­даря:

высокой нагрузочной способности и надежности;

большой номенклатуре резьбовых деталей;

удобству сборки и демонтажа со­единений 4) малой стоимости, обусловленной стандартизацией дета­лей и высокой производительностью изготовления.

К недостат­кам резьбовых соединений следует отнести концентрацию напряжений, вызываемую витками резьбы. при переменных нагрузках концент­рация напряжений приводит к снижению усталостной прочности соединения.

Резьбовые соединения без предварительной затяжки ключом встречаются в машиностроении крайне редко: их не более 15%. После сборки такого соединения ни одна из его деталей не испытывает нап­ряжений.

Напряженное состояние затянутого резьбового соединения

При затяжке болтового соединения ключом детали сжимаются между гайкой, навинчиваемой на резьбовый конец болта, и головкой болта силами нормального давления Fn. Таким образом, детали испытывают напряжения сжатия после затяжки соединения ключом.

Болт оказывается растянутым осевой силой , которая по величине равна силе Fn, но противоположна ей по направлению.

При дальнейшей затяжке соединения стержень бол­та испытывает дополнительно напряжения кручения. Для большинства болтов мо­мент, скручивающий его стержень, равен моменту трения в резьбе Т р , т.к. моменты трения на торце гайки и головки болта через его стержень не передаётся.

Т.о. в стержне болта возникает сложное напряженное состояние – напряжения растяжения и кручения. Эквивален­тное напряжение определяют по зависимости:

 

Если вынести множитель sр = 4F/ (p × d12) за знак корня, то получим:

 

sэкв = spÖ1+12 [d2 × tg(y + b’) / d1].

Для стандартных винтов с нормальной метрической резьбой, для которой: Y = 2030`, d2 = 1,12 × d1, f = 0,15 и b` = 8040`, получим: s экв» 1.3 × sp ≤ [sp ]

Таким образом, расчет винтов с нормальной метрической резь­бой, работающих при значительной силе предварительной затяжки, можно выполнять только на растяжение по эк­вивалентному напряжению, увеличенному в 1,3 раза.

 

 

РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ: ВИДЫ, СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ СОЕДИНЕНИЯ. РАСЧЕТ БОЛТА В ПРЕДВОРИТЕЛЬНО ЗАТЯНУТОМ СОЕДИНЕНИИ, НАГРУЖЕННОМ ПОПЕРЕЧНОЙ СИЛОЙ(ПО ОТНОШЕНИЮ К ОСИ БОЛТА).

Резьбовыми называют соединения деталей при помощи резьбы. Эти соединения являются разъемными и имеют весьма широкое распространение. Свыше 60% всех деталей машин имеют резьбу благо­даря:

§ высокой нагрузочной способности и надежности;

§ большой номенклатуре резьбовых деталей;

§ удобству сборки и демонтажа со­единений 4)

§ малой стоимости, обусловленной стандартизацией дета­лей и высокой производительностью изготовления.

К недостат­кам резьбовых соединений следует отнести концентрацию напряжений, вызываемую витками резьбы. при переменных нагрузках концент­рация напряжений приводит к снижению усталостной прочности соединения.

Основные детали резьбового, соединения – это винт, болт, шпилька.). В зависимости от способа сборки резьбовые соединения делят на:

1) болтовое, когда винт устанавливают в отверстия соединяемых деталей и на его резьбовой конец навинчивают гайку. Эти соединения наиболее простые и дешевые, т.к. не требуют нарезания резьбы в соединяемых деталях. Применяют болтовые соединения:

§ для скрепления деталей средней толщины или

§ деталей из малопрочных ма­териалов либо

§ при необходимости частой сборки и разборки соедине­ния;

Основные соотношения размеров деталей болтового соединения представлены на рисунке.

2) винтовое, когда винт пропускают сквозь более тонкую деталь и ввинчивают в более массивную деталь соеди­нения. Эти соединения применяют

§ при достаточной толщи­не и прочности деталей,

§ при отсутствии места под гайку или

§ при жестких требованиях к металлоемкости конструкции;

3) шпилечное, когда материал соединяемых деталей не обеспечивает достаточной долговечности резьбы при необходимых частых сборках и разборках соединения. Шпильку ввинчивают в более массивную и прочную деталь, а другую деталь присоединяют к первой детали при по­мощи гайки, навинчиваемой на свободный конец шпильки.

В зависимости от способа изготовления винты и шпильки делят на:

а) черные, т.е. полученные горячей или холодной выса­дкой с последующей накаткой резьбы;

б) чистые, т.е. по­дученные точением с последующим нарезанием резьбы;

в) получистые, т.е. черные, но со снятой резанием фаской на резьбо­вом конце.

По форме стержня винты подразделяют на 3 группы:

1) с но­рмальным стержнем;

2) с утолщенным и чисто обработанным стержнем для установки без зазоров в развёрнутые отверстия соединяемых деталей;

3) со стержнем уменьшенного диаметра с целью сниже­ния концентрации напряжений у резьбы и лучшего восприятия пере­менных и ударных нагрузок на соединение; иногда на таких стержнях выполняют центрирующий поясок.

Крепежные винты устанавливают в отверстия деталей с зазором в 1 мм при диаметре винта от 10 до 24 мм. При d >24 мм величину зазора выбирают по ГОСТ 11284 –75.

Глубина завинчивания винтов и шпилек в зависимости от материала детали должна быть не менее:

§ (1,00…1,25) . d – для стальной детали;

§ (1,25...1,50) . d – для чугунной детали;

§ (1,50...2,00) . d – для детали из алюминиевых и магниевых сплавов.

Нагрузка поперечная

F – приложенная сила

При затяжке болта на стыке деталей возникают силы нормального да­вления Fn, а после приложения внешней поперечной нагрузки на стыке деталей возникают силы трения FТР, препятствующие относительному сдвигу деталей.

цель расчетаопределение ве­личины силы затяжки FЗАТ, достато­чной для предотвращения отно­сительного сдвига деталей под действием внешней поперечной силы.

 

 

Взаимная неподвижность деталей под действием внешней силы F может быть обеспечена силами трения на стыке FТР ³ F. Сила трения на стыке определяется сочетанием материалов деталей и величиной силы затяжки соединения F зАТ : FТР = FЗАТ × f × с

где с – число стыков в со­единении; f – коэффициент трения на стыке деталей.

Тогда требуемая сила затяжки соединения: FЗАТ > F / (f × с)

Переходя к знаку равенства, правую часть умножают на коэффициент k =1,5...2,0 (k – коэффициент запаса от сдвига деталей). Тогда необходимая сила предварительной затяжки: FЗАТ = k × F / (f × с)

Поскольку внешняя сила F непосредственно на болт не пе­редаётся, и болт в этом соединении нагружен растягивающей силой FЗАТ, то из условия

прочности болта:

 

 

При необходимости проектного расчета легко опреде­лить

внутренний диаметр резьбы d1, затем – наружный диаметр d и выбрать

требуемый стандартный болт.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.061 с.)