Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушение деятельности нервной системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Неврозы – это функциональные обратимые нарушения деятельности нервной системы, обусловленные её перенапряжением и истощением в результате психической травматизации. Неврозы делятся на неврастению, или астенический невроз, истерию, или истерический невроз, и невроз навязчивых состояний. Тип возникающего невроза зависит от разных условий, но основная роль принадлежит типу высшей нервной деятельности. Все типы неврозов легче возникают у людей со слабым типом нервной деятельности. У людей с художественным типом чаще и легче возникает истерия, с мыслительным - невроз навязчивых состояний, у людей со смешанным типом - неврастения. Развитию неврастении способствуют такие личностные качества как стремление к чрезмерным возможностям, и ее основой является противоречия между возможностями личности и предъявляемыми к ней требованиями. Истерические расстройства проявляются в виде колебания настроения и страхов. Это может сопровождаться мышечными подергиваниями, судорогами, потерей голоса, что является обратимыми явлениями. Могут отмечаться проходящие слепота, глухота, потеря осязания и обоняния, перебои в работе сердца, «удушье», «ком в горле» и т.д. Это чаще всего бывает у людей впечатлительных, чувствительных, внушаемых и самовнушаемых. Основой являются завышенные требования личности, не соответствующие реальным условиям. Невроз навязчивых состояний проявляется в возникновении навязчивых страхов – фобий. Это может быть опасность забыть что-то, боязнь заболеть какой-нибудь болезнью, невозможность отделаться от каких-то воспоминаний. Он может проявляться в виде каких-то примет. Это могут быть нервные тики: частое мигание, наморщивание лба, подергивание головой или плечами, шмыгивание носом, покашливание. Такой невроз развивается при наличии неуверенности в себе, нерешительности, повышенной чувствительности, склонности к самоанализу. У детей в основе неврозов также лежит конфликтная ситуация. Но в дошкольном возрасте переживания собственных дефектов полностью отсутствуют, в связи с чем у детй различают общие и системные неврозы. Общие включают в себя неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний, которые встречаются у взрослых людей. Сюда также относится страх животных, темноты, резкое ограничение приема пищи. Системные неврозы - это заикание, тики лица и плечевого пояса, расстройства сна, отсутствие аппетита, ночное недержание мочи. К системным неврозам относятся также и патологические привычки детского возраста: сосание пальцев, кусание ногтей, онанизм, раскачивание головы и туловища, привычка к выдергиванию волос. Профилактикой неврозов является правильный образ жизни. У детей о них можно говорить, если он достиг 7-8-летнего возраста, и если проявления длятся достаточно долго.
Лекция № 6 Высшая нервная деятельность Кора больших полушарий является высшим отделом центральной нервной системы. Функцией её является осуществление сложных рефлекторных реакций, которые составляют основу поведения человека. Впервые на рефлекторный характер деятельности высших отделов головного мозга было указано в книге И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Идеи И.М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова, который открыл методы экспериментального исследования функций коры больших полушарий, разработал метод условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. И.П. Павлов показал, что в нижележащих отделах центральной нервной системы рефлекторные реакции являются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями. В коре больших полушарий нервные связи вырабатываются заново в процессе индивидуальной жизни. Для изучения условных рефлексов И.П. Павлов разработал методику исследования, по которой объект изолируется от экспериментатора в специальную камеру. Находясь вне камеры, экспериментатор на расстоянии включает раздражители и регистрирует изменение поведения животного. Для изучения механизма образования условных рефлексов имеет значение не только регистрация ответной реакции (слюноотделение, движение и т.п.), но и исследование электрической активности различных структур мозга во время действия условных и безусловных раздражителей. Для этого используют электроды, хронически вживленные в различные области мозга. Безусловные рефлексы являются врождёнными, наследственно передающими реакциями, видовыми, постоянными, осуществляются в ответ на адекватные раздражения любого рецептивного поля и замыкаются на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Условные рефлексы приобретаются организмом в процессе индивидуального развития, являются индивидуальными, непостоянными, осуществляются в ответ на любые раздражения любого рецептивного поля, замыкаются на уровне коры полушарий и вырабатываются на базе безусловных. Всю совокупность условных и безусловных рефлексов по биологическому значению делят на пищевые, оборонительные, половые, статокинетические, ориентировочные, поддерживающие гомеостаз. Каждый безусловный и условный рефлекс представляет собой многокомпонентную реакцию. Среди компонентов условного рефлекса различают главные, специфические для данного вида рефлексов, и второстепенные, неспецифические. Например, в оборонительном рефлексе главным является двигательный компонент, а в пищевом - двигательный и секреторный. Механизм образования условного рефлекса Условный рефлекс вырабатывается только при соблюдении следующих правил: условный раздражитель предшествует безусловному; биологическая значимость условного раздражителя не должна превышать силу безусловного; в коре должны отсутствовать патологические процессы. Условным раздражителем может стать любое изменение окружающей среды или внутреннего состояния организма, достигшее определенной интенсивности и воспринятое корой больших полушарий. Кроме того, могут возникать следовые условные рефлексы в том случае, когда применяется безусловный раздражитель не во время действия условного сигнала, а спустя некоторое время после его прекращения. В данном случае только след условного раздражителя имеет сигнальное значение. Условным сигналом может стать промежуток времени (через 10 минут, режим еды). Но в естественной обстановке редко действует одиночный сигнал, обычно наблюдается комплекс раздражителей. Например, для ребенка сигнал условного пищевого рефлекса складывается из звуков голоса матери, осязательных и обонятельных раздражений. Если каждый следующий сигнал начинает действовать только после окончания предыдущего, то формируется цепь раздражителей. Такие рефлексы очень распространены. Например, обучение собаки приказу «дай лапу» складывается из цепи раздражителей: звукового (голоса хозяина), проприоцептивного (поднятие лапы) и пищевого (подкрепление пищей). Условные рефлексы, образованные путем сочетания условного сигнала с безусловным раздражителем, получили название условных рефлексов 1 порядка. Те условные рефлексы, которые выработаны на основе условных рефлексов 1 порядка, называются условными рефлексами 2 порядка и т.д. У собаки максимально можно выработать условный рефлекс 3 порядка, а у ребенка - 6 порядка. С помощью микроэлектродной методики установлено, что структура условного рефлекса представляет собой временную нервную связь, имеющую горизонтальную структуру и замыкавшуюся в пределах коры между центром условного раздражителя и клетками коркового представительства безусловного рефлекса. Считается, что замыкание временной связи осуществляется вставочными нейронами коры. Но механизм её образования изучен не достаточно. Во время образования условного рефлекса происходит рост отростков нервных клеток, устанавливающих новые межклеточные связи, а также повышается проводимость существующих синапсов. Ведущим фактором считается изменение синтеза белка в клетках. Исследование нуклеотидного состава РНК в процессе выработки условного рефлекса показало, что совместное возбуждение многих нейронов отражается на структуре РНК, в которой кодируется сигнальное раздражение. Подтверждением этого предположения является факт о более быстрой выработке условных рефлексов у червей, которым скормили тех червей, у кого этот навык был уже выработан. Такой «перенос химической памяти» был подтвержден и другими исследованиями. Вероятно, след памяти закрепляется на молекулах ДНК, которая сохраняет этот след дольше, чем быстро синтезируемая РНК.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.246 (0.007 с.) |