Режим государственной границы. Пограничные представители и урегулирование пограничных инцидентов на государственной границе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим государственной границы. Пограничные представители и урегулирование пограничных инцидентов на государственной границе.



Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»

Режим государственной границы - совокупность между­народно-правовых и внутригосударственных норм, регулиру­ющих порядок пересечения государственной границы, плава­ния и пребывания гражданских судов, военных кораблей в территориальных и пограничных водах, захода и пребывания гражданских кораблей во внутренних водах, содержания гра­ницы, ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности и разрешения пограничных инцидентов.

В интересах надлежа­щего содержания государственной границы Пограничным вой­скам отводится земельная полоса, проходящая вдоль государ­ственной границы:

- регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров;

- оборудуются пограничные просеки;

- проводятся совместные с сопредельным государством проверки прохождения государственной границы.

Для осуществления контроля в пунктах пропуска создаются спе­циальные органы: контрольно-пропускные пункты погранич­ных войск, таможенные учреждения и органы санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

 

Пункты пропуска, устанавливаются международными договорами России или решением Правительства РФ.

 

Пропуск лиц через го­сударственную границу осуществляется Пограничными войс­ками по действительным документам на право въезда и выез­да.

Порядок пропуска грузов, транспортных средств регулируется национальным законодательством и междуна­родными соглашениями. Этими соглашениями может быть установлен упрощенный порядок пропуска лиц, транспорт­ных средств и грузов через границу.

 

Соглашениями государств определяется порядок ведения работ и хозяйственной деятельности в пограничной местности, совместных осмотров местности.

В пограничную зону включается полоса местности шириной до 5 км вдоль государственной границы.

 

В соответствии с соглашениями о режиме государствен­ной границы из офицеров Пограничных войск по представле­нию ФПС ФСБ РФ Правительством назначаются пограничные пред­ставители РФ.

Функции пограничных представителей:

- превентивного характера (обеспечение стро­гого выполнения международных договоров о режиме грани­цы, принятие мер по предупреждению пограничных инциден­тов, поддержание постоянных контактов с пограничными представителями сопредельного государства);

- мирного разре­шения пограничных инцидентов (расследование инцидентов, ведение переговоров об их урегулировании, рассмотрение и разрешение претензий о возмещении причиненного ущерба);

- контрольного характера (контроль за выполнением ре­шений, принятых по инциденту, за возмещением нанесенного ущерба и т. п.).

 

Они вправе пересекать границу для встреч с пограничными представителями со­предельного государства.

 

Под пограничными инцидентами по­нимаются происшествия на границе, возникшие в результате незаконных действий жителей приграничных районов, воен­нослужащих, властей той или иной стороны, выражающиеся в различных нарушениях режима границы или соглашений по пограничным вопросам.

Пограничные представители не ограничиваются расследо­ванием пограничных инцидентов, а принимают меры к их уре­гулированию.

Если пограничные представители не пришли к соглашению по данному инциден­ту, то он решается дипломатическим путем.

 

 

31. Принцип целостности и неприкосновенности государственных границ. Изменение границ и территориальные споры. Способы разрешения территориальных споров.

Способы территориальных приобретений бывают

правомерные и противоправные

Оккупация противоправна. Она законна лишь в том случае, если на момент оккупации территория была ничейной землей.

Приращение – территория увеличивается за счет действия сил природы.(появление в море островов вулканического происхождения)

Территориальные изменения возможны лишь мирным путем и по договоренности.

В соответствии с правом на самоопределение народ может решить вопрос об образовании самостоятельного государства.

Способы изменения

1. Цессия – добровольная уступка, передача небольших участков территории от одного государства к другому по договору между ними. (продажа, обмен, дарение) (Пр. Аляска).

2. Санкция за агрессию - мера, направленная против повторения агрессии с отторгаемых территорий. (Пр. Восточная Пруссия от гитлеровской Германии)

3. Восстановление исторических прав государства

 

Всегда кроме случая санкции за агрессию должна учитываться воля народов и наций.

Давно не применяются или применяются чрезвычайно редко такие способы территориальных приобретений как отказ от территории, оставление территории, приобретение территории в силу судебного решения, папское пожалование и др.

В случаях территориальных изменений и при разрешении территориальных споров важное значение имеет принцип владей, чем владееш ь. (границы бывших провинций становятся границами вновь образовавшихся независимых государств)

 

Территориальные споры

Многие носят латентный характер. Такие споры носят гражданско-правовой, а не международно-правовой характер

Споры по территориальным вопросам бывают:

- пограничные инциденты,

- территориальные разногласия,

- территориальные споры.

Субъекты территориальных споров – только государства.

При разрешении территориальных споров суды, арбитражи и сами спорящие применяют определенные правила и приемы:

1. Ссылаются на приобретательскую давность (от 50 до 200 лет и более) Т.к. корни споров иногда уходят вглубь веков.

2. Используют доктрину интертемпорального права (разрешают споры нормами права, существовавшего на момент возникновения правоотношения)

3. Учитывают эффективность владения (оккупации) – непрерывное и ненасильственное осуществление территориального верховенства и юрисдикции хотя бы де факто.

Важны любые свидетельства о деятельности государства в пределах спорной территории, любые доказательства проявления суверенитета (например, наличие актов управления)

 

 

Пограничные и международные реки, озера и иные водоемы.

Основным универсальным международным правовым ак­том, регулирующим вопросы морского права, является Кон­венция ООН по морскому праву 1982 года. В ноябре 1994 года она вступила в силу после ратификации 60 государствами.

Особый международный режим имеют также

- междуна­родные реки, пересекающие территории двух или нескольких государств (международными являются и пограничные реки, разделяющие территории сопредельных государств),

- между­народные каналы (Суэцкий, Панамский, Кольский),

- проливы (Черноморский, Гибралтар, Магелланов, Малаккский и др.)

- архипелажные воды (воды, заключенные между островами, составляющими государство-архипелаг).

Соглашениями или обычными нормами международного права разрешается либо свободный проход по таким водным путям невоенных и воен­ных судов, либо по меньшей мере транзитный проход, а также транзитный полет гражданских и военных самолетов в воздушном пространстве над ними.

 

Правовой режим Арктики.

Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов Северного Ледовитого океана. Они обусловлены как спецификой климатических условий, так и интересами прибрежных государств.

В 20-х годах был решен вопрос о принадлежности островов и архипелагов в арктических водах.

Когда в 1921 году Канада объя­вила, что все земли и острова к северу от канадского побережья подпадают под суверенитет Канады, постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 года было принято аналогичное решение в отношении земель и островов, расположенных в Северном Ле­довитом океане между побережьем СССР, Северным полюсом и меридианами 32° 04' 35" восточной и 168° 49' 30" западной долготы (кроме Шпицбергена).

В настоящее время не все госу­дарства признают эти «сектора тяготения», однако Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает право при­брежных государств принимать законы по защите морской сре­ды от загрязнения. 28 ноября 1984 года был принят Указ Президи­ума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР», активно осваивается Северный морской путь, работает администрация Северного морского пути,

Суверенитет прибрежных государств {США, Канады, Нор­вегии, Дании и России) распространяется лишь на земли и острова в соответствующем полярном секторе. Что же каса­ется водного пространства Северного Ледовитого океана, по­крывающих его льдов и воздушного пространства над ним — они находятся в общем пользовании всех государств как для плавания подводного, так и с помощью ледоколов, для поле­тов гражданских и военных самолетов, организации экспеди­ций и т. п. Границы полярных секторов не являются государ­ственной границей, и их вправе пересекать граждане и транспортные средства любых государств.

 

34. Правовой режим Антарктики.

Особый международно-правовой режим имеет Антарк­тика (район земного шара к югу от 60° южной широты, включающий морские воды, материк и прилегающие шельфовые ледники и острова).

Открытая в 1820 году российс­кими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым Ан­тарктика богата полезными ископаемыми и морскими живыми ресурсами. Великобритания, Франция, Норвегия, Чили, Аргентина попытались присвоить себе ее террито рию, заявив претензии на ряд районов Антарктики.

Спра­ведливое решение вопроса было достигнуто подписанием в Вашингтоне 1 декабря 1959 года Договора об Антарктике СССР, США, Англией, Францией, Бельгией, Норвегией, Ар­гентиной, Чили, Японией, Австралией, Новой Зеландией и Южно-Африканским союзом (12 государств). В настоящее время его участниками являются около 40 государств.

В соответствии с Договором ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства. Она используется только в мирных целях, открыта для научных исследований, является полностью демилитаризованной и нейтрализованной.

В Антарктике запрещены проведение ядерных взрывов и захоронение ядерных отходов.

В то же время Договор не отменил территориальных претензий, а только «заморозил» их.Ответственность за поддержание установленного Договором режима возложена на участни­ков Консультативного совещания по Антарктике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.043 с.)