Виды и формы международно-правовой ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы международно-правовой ответственности.



Видами ответственности являются

нематериальная (политическая) и ма­териальная ответственность. Дополняют друг друга.

Формы ответственности — это способы, посредством которых осуществляются неблагоприятные для государства-нарушителя последствия международно-противоправного де­яния, способы устранения вреда, причиненного таким деяни­ем.

Политич. отв-ть:

Сатисфакция – заверение пострадавшей стороне в недопущении повторения правонарушения. Принесение извинений, выражение сожаления, наказание конкретных виновников и иные формы морального удовлетворения пострадавшей стороны.

Репрессалии ответные насильственные, но не вооруженные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.

Репрессалии должны быть соразмерны тем действиям, которыми они вызваны.

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства м/нар орг-ии.

Т.е. лишение права голоса, права на представительство в главных органах и т.д.

Крайняя мераисключение из м/нар организации.

Не явл-ся формой полит. отв-ти – реторсии (ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушение) (Пр. – отзыв посла)

 

Не явл-ся формой полит. отв-ти – коллективные санкции, предпринимаемые на основании решений совбеза согласно уставу ООН. Это меры принуждения, направлены на пред-ие и пресеч-ие преступных действий государства.

Они применяются в случаях угрозы мира, нарушения мира или акта агрессии и могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций транспорта и связи, разрыве дипл. отношений, применении ВС ООН.

2. Ма­териальная ответственность

(заключается в обязанности правонарушителя возместить нанесенный материальной ущерб)

Реституция восстановление прежнего материального положения.

(возвращение культурных ценностей)

Субституция замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества или материальных ценностей.

Репарация (компенсация) — это материальное возмещение нанесенного ущерба в виде определенной денежной суммы (товарами и услугами)

 

Компенсация охватывает любой эко­номически оценимый ущерб и может включать проценты, а в соответствующих случаях упущенную выгоду.

Разновидностью компенсации являются военные репара­ции, которые налагаются на развязавшее войну государство в порядке ответственности за агрессию.

Ма­териальная ответственность возникает при наличии условий:

-нарушение нормы МП

-возникновение имущ-ого ущерба

-наличие приченно-следств. Связи м/у правонарушением и ущербом.

Абсолютная мат. отв-ть – возникает независимо от вины причинителя за ущерб, причиненный в процессе правомерной деятельности.

 

Определение агрессии: понятие агрессии, ее противоправность и ответственность за ее совершение. Самооборона в современном международном праве. Принуждение в международном праве.

В резолю­ции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, под агрессией понимается применение государством первым вооруженной силы против суверенитета, территори­альной неприкосновенности или политической независимос­ти другого государства или каким-либо иным образом, несов­местимым с Уставом ООН.

Как акты агрессии рассматриваются

- действия, связанные с вторжением или нападением вооружен­ных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация;

- приме­нение любого оружия против территории другого государ­ства;

- блокада государства вооруженными силами другого государства;

- нападение вооруженными сила­ми государства на силы другого государства;

- при­менение вооруженных сил;

- засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты приме­нения вооруженной силы против другого государства.

Аг­рессивные будут квалифицироваться широкомасштабные во­енные действия, создающие угрозу суверенитету, территори­альной целостности и неприкосновенности государства.

По решению Совета Безопасности члены ООН обязаны принять меры невоенного характера к государству-наруши­телю — полное или частичное прекращение экономических отношений, транспортного сообщения, дипломатических от­ношений и т, п. (ст. 41 Устава).

В случае если предпринимаемые меры не решают пробле­мы, может быть принято решение об использовании вооруженных сил — демонстрации, блокады и т. п.

Наряду с принудительными мерами ст. 51 Устава закрепляет право каждого члена ООН на инди­видуальную или коллективную самооборону в случае воору­женного нападения. Это право должно быть адекватным и не выходить за пределы необходимой обороны.

В области превентивной дипломатии в настоящее время формируется система раннего предупреждения о существо­вании потенциальной угрозы миру.

Основания международно-правовой ответственности и ее реализация. Ответственность международных организаций.

Основание международной ответственности - нарушение государством свое­го международного обязательства, международно-противо­правное деяние государства (действие или бездействие, противоречащее его международным обя­зательствам).

Основанием может быть деятельность официальных органов государства.

За действия должностных лиц, совершенные ими в лич­ном качестве, государство ответственности не несет, и та­кие действия не могут быть «присвоены» государству.

 

Действиями, совершенными государством, считаются и де­яния административно-территориальных подразделений (шта­тов, земель, провинций и т. п.) или административно-терри­ториальных единиц (краев, областей, районов), а также органов каких-либо неправительственных институтов или орга­низаций, уполномоченных государством на выполнение от­дельных функций, обычно осуществляемых государственны­ми органами.

 

Если установлено, что частные лица фактически осуще­ствляли полномочия государственных органов в обстоятель­ствах, когда последние не имели возможности выполнять свои функции, например в случае оккупации какой-либо террито­рии во время войны, когда местные органы власти эвакуиро­ваны, а оставшееся население самоорганизуется и осуществ­ляет полномочия государственной власти, действия этих лиц могут быть «присвоены» государству.

 

Иногда действия, совершенные на территории государства частными лицами (как гражданами этого государства, так и иностранцами), могут привести к ответственности этого го­сударства (покушение на дипломата).

 

Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.

Обстоятель­ства, исключающие противоправность деяния, а следователь­но, и ответственность государства:

- Вина пострадавшей стороны.

- согласие государства на нарушение другим госу­дарством своего международного обязательства по отноше­нию к государству, давшему такое согласие;

форс-мажор» («непреодолимая сила») и непредвиденный случай

- непредвиденные события, не поддающиеся контролю государства правонарушителя

(самолет, облетая грозу залетел в воздушное пространство другого государства)

- репрессалии - осуществление ответных мер по отношению к государству (насильственные, но не вооруженные) — нарушителю меж­дународного обязательства;

- самооборон а от вооруженного нападения.

- совершение деяния в ситуа­ции крайнего бедствия (например, нарушение военным само­летом, терпящим аварию, границы иностранного государства);

 

Территория в международном праве

 

26. Классификация территорий по различным признакам. Общая характеристика различных видов территорий.

По своему правовому положению все пространство можно разде­лить на три вида территорий, каждый из которых имеет свой правовой режим.

Государственная территория

находится под суверенитетом определенного госу­дарства, осуществляющего над ней всю полноту власти — территориальное верховенство.

Принадлежность государству и его верховенство — два основных признака государствен­ной территории (временные исключения возможны лишь в случаях международно-правовой аренды территории или во­енной оккупации).

Правовой режим государственной терри­тории определяется внутригосударственным (национальным) правом

2. территории с международным режи­мом

лежат за пределами государственной территории, не принадлежат какому-либо отдельному государству и явля­ются общими владениями всех государств.

Правовой ре­жим этих территорий определяется международным правом.

Эти территории не подлежат национальному присвоению и открыты для исследования и использования всеми государ­ствами в соответствии с нормами международного права.

К этому виду территорий относятся: открытое море, воздуш­ное пространство над ним, морское дно за пределами конти­нентального шельфа, а также космическое пространство и небесные тела.

3. территории со смешанным режимом

исключительная эко­номическая зона и континентальный шельф. Эти территории не находятся под суверенитетом государства, не входят в со­став государственной территории, но каждому государству даны суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической зоны, а также на охрану природной среды этих районов.

междуна­родные реки (в т.ч. и пограничные реки, разделяющие территории сопредельных государств), международные каналы, проливы

 

Особый международно-правовой режим имеет Антарк­тика и Арктика, а также и архипелажные воды.

Космическое пространство (пространство Вселенной за пределами воздушного пространства земного шара на высоте 100— 110 км) имеет также особый правовой режим.

 

 

27. Понятие, состав и юридическая характеристика государственной территории. Демилитаризованные и нейтрализованные территории: их пра­вовой статус.

Государственная территория — это территория (часть земного шара, включающая сушу, воду, недра под ними и воздушное про­странство над ними), в пределах которой государство осуще­ствляет свою верховную власть (территориальное верховенство), свой суверенитет.

Территория должна принадлежать государству правомерно, на законных основаниях, поэтому не могут быть признаны права государства-агрессора на оккупированные им террито­рии.

Территориальное верховенство включает в себя и юрис­дикцию государства, то есть право его судебных, админист­ративных органов рассматривать и разрешать все дела на дан­ной территории. Юрисдикция в ряде случаев распространяется и за пределы государства.

 

Обычно государственная территория находится под влас­тью лишь одного государства.

Исключением из этого правила является совместное управление территорией двумя или не­сколькими государствами — кондоминиум.

 

В состав гос. территории входят: суша, воды, недра, воздушное пространство.

1. Сухопутная территория

включает в себя материковую часть суши, острова, анклавы,эксклавы, а также недра под сушей и водами на любую практически достижимую глубину

Анклав (часть территории одного государства, окруженная территорией другого или государств и не имеющая выход к морю).

Эксклав - часть территории одного государства, отрезанный от основной ее части частично сухопутной и частично морской территорией другого государства. (Пр. Калининград)

Правовой статус сухопутной территории государства, ее режим определяются, как правило, внутренним законодатель­ством данного государства.

Однако в отношении отдельных участков территории возможно также заключение междуна­родных договоров и соглашений, например договоров о:

- Нейтрализация означает обязательство не превращав данную территорию в театр военных действий в случае вой­ны.

- Демилитаризация представляет собой обязательство не укреплять данную территорию; не возводить на ней крепо­стей, военных баз и иных военных сооружений.

Водную территорию

государства образуют воды внутри сухопутной территории (реки, озера, водохранилища, внут­ренние моря и т. п.), внутренние морские и территориаль­ные воды (также прибрежные морские воды).

3. Недра Не ограничиваются глубинными пределами (представляют конус от поверхности Земли к ее ядру). Государство имеет право на добычу и исследование природных богатств.

Воздушная территория

Столб воздуха над территорией государства. Боковые границы – вертикальная плоскость, установленная перпендикулярно линии границы.

 

Квази (условная) территория – военные суда, самолеты, искусственные космические объекты приравниваются к территории государства повсеместно. Кабели, трубопроводы, проложенные по дну моря тоже квази территория, если они начинаются и заканчиваются на территории одного государства.

 

МП допускает возмож­ность и необходимость в некоторых ситуациях изменения территорий государств.

 

Способы изменения

1. Цессия – добровольная уступка, передача небольших участков территории от одного государства к другому по договору между ними. (продажа, обмен, дарение) (Пр. Аляска).

2. Санкция за агрессию - мера, направленная против повторения агрессии с отторгаемых территорий. (Пр. Восточная Пруссия от гитлеровской Германии)

3. Восстановление исторических прав государства

 

Всегда кроме случая санкции за агрессию должна учитываться воля народов и наций.

 

 

28. Понятие государственной границы. Способы проведения государственных границ. Классификация государственных границ.

Закон РФ «О Государ­ственной границе Российской Федерации» от 1993 года

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государ­ственной территории, то есть пространственный пре­дел действия государственного суверенитета.

В зависимости от местности, по которой проходит грани­ца, различают:

1. Сухопутная граница определяется международным договором сопредельных государств.

2. Речная граница на судоходных реках проводится по се­редине главного фарватера или по тальвегу (наибольшей глу­бине) реки,

а на несудоходных реках — по середине главного рукава реки;

3. Озерная (и иных водоемах) — по равностоящей, сре­динной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или другого водоема.

4. Морская граница устанавливается по внешнему пределу территориальных вод, ширина которых у России составляет 12 морских миль.

5. Воздушную границу образует вертикальная плоскость, проходящая по линии го­сударственной границы; верхний предел ее международным правом пока не установлен.

 

Обычно речные, озерные и морские грани­цы обозначают единым термином — водные границы

Согласно Закону РФ «О Государственной границе Российс­кой Федерации» государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону.

 

Государственная граница на суше обозначается ясно види­мыми пограничными знаками.

Речная, озерная и морская границы могут быть обозначены буями и вехами.

 

Различают три способа проведения границ:

(Чаще применяется сочета­ние орографического и геометрического).

а) орографический – границу проводят с учетом рельефа местности — по водоразделу, руслу реки, овра­гу и т. п. (у России есть такие участки границы с Китаем и др.);

б) геометрический – граница проводится по прямой линии от одной точки местности до другой без учета рельефа земной поверхности (у России такие участки есть на границе с Китаем, Финляндией, Польшей);

в) астрономический – граница представляет собой линию, совпадающую с параллелью или меридианом географической сетки (например, морская граница России с США в Беринговом проливе).

 

 

29. Порядок установления государственных границ. Делимитация. Демаркация. Редемаркация.

Действия государств по установлению границы носят на­звание делимитации, демаркации и редемаркации.

Делимитация - это разработка сопредельными государ­ствами соглашения о прохождении границы, описание согла­сованной линии прохождения границы и нанесение этой ли­нии на карту.

Демаркация - это обозначение договорной границы на местности пограничными знаками.

Она осуществля­ется смешанными демаркационными комиссиями, состоящими из представителей сопредельных государств. В задачу комиссий входит составление демаркационных карт, уста­новление и обозначение пограничных знаков, составление протоколов — описаний прохождения линии границы с со­ответствующими схемами, фотоснимками и т. п.

Докумен­ты демаркации вступают в силу после обмена уведомления­ми об их утверждении правительствами сопредельных государств.

Редемаркация (повторная демаркация границы) – восстановление границы по старым знакам.

Обыч­но проводится в тех случаях, когда на границе происходят существенные изменения, полностью или частично разру­шаются пограничные знаки в результате стихийных бед­ствий, вооруженных конфликтов и т. п.

В ходе редемарка­ции возможны небольшие изменения линии прохождения границы по взаимному соглашению сопредельных госу­дарств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.078 с.)