Международное гуманитарное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное гуманитарное право



Понятие международного гуманитарного права(МГП). Ситуации, которые приводят к вооруженному конфликту. Вооруженные конфликты международного и немеждународного характера и их правовое регулирование.

МГП - система межд-но-правовых норм, регул-щих отношения между гос-ми и другими субъектами межд-го права в пе­риод вооруженных конфликтов.

Устав ООН запрещает войну. Вместе с тем Устав ООН не ограничивает право приме­нять вооруженную силу по отношению к другому гос-ву при осущ-нии права на самооборону.

Ситуации, которые при­водят к вооруж конфликту, как правило, сводятся к следующему:

-одно гос-во нападает на другое (акт агрессии};

-гос-во использует вооруж-ю силу, защищаясь от агрессора (право на индивидуальную или коллективную са­мооборону);

-ООН принимает решение о проведении вооруж акции;

-возникновению вооруж-го конфликта внутри конкрет­ного гос-ва, когда правительственным силам противо­стоят отряды вооруж-ой оппозиции.

Первые 3 ситуации определяются межд-ным пра­вом как вооруж-ый конфликт междун-го характера.

К таким конфликтам относятся вооруж-ые столкновения двух и более гос-тв, конфликты, в которых народы ведут национально-освободительную борьбу.

Данные конфликты должны сопровождаться следующими действиями:

- вторжени­ем ВС одного гос-ва на территорию другого гос-ва;

- захватом в плен или ранением хотя бы одного комбатанта;

- интернированием или принудительным захватом хотя бы одного гражданского лица другой воюющей стороны.

Четвертая же ситуация рассматривается междун-ым правом как вооруж-ый конфликт немеждун-го ха­рактера, ему присущи:

-наличие постоянных орг-ых военных действий между противоборствующими силами;

-участие в военных действиях правительственных регуляр­ных ВС с одной стороны и антиправит-­ных вооруж-х подразд-ий, групп с другой стороны;

-ведение устойчивых, реальных боевых действий между противоборствующими сторонами;

-опред-ый уровень организованности антиправ-ных вооруж. подразд-ий;

-контроль со стороны повстанцев на определенной части государственной территории.

В соот. с нормами МП ни одно гос-во не должно ни прямо, ни косвенно вмешиваться в вооруженный конфликт, возникший и происходящий на тер­р-ии другого гос-ва.

Среди действующих международно-правовых актов, рег­ламентирующих поведение гос-тв и других участников в период вооруж конфликтов, важное место занимают Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов об открытии военных Действий, о законах и обычаях сухопутной войны.

Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны:

- К об улучшении участи раненых и боль­ных в действующих армиях (1);

- К об улучш. участи раненых, больных и лиц, потерп-х кораблекр., из состава ВС на море (2);

- К об обращении с военнопленными (3);

- К о защите граж­данского населения во время войны (4).

Положения указан­ных Конвенций были развиты в двух Дополнительных прото­колах 77 года.

Формы начала войны. Состояние войны и его правовые последствия.

Всоот с нормами МП необхо­димо, чтобы война заранее объявлялась.

Согласно 3-й Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 года военные действия между гос-ми не должны начинаться без предвар-го и недвусмыслен­ного предупр-ния.

Оно может иметь две формы:

1)мотиви­рованное объявление войны

2)ультиматум, то есть категорическое, не допускающее никаких возражений требование од­ного гос-ва к другому под угрозой в случае невыполне­ния начать против него войну.

Несоблюдение нормативных положений о предвар-ом объявлении войны (например, акт агрессии) отягчает это преступление.

Объявление войны, даже если оно не сопровождается бое­выми действиями, влечет за собой начало состояния войны.

Состояние войны - определен­ный нормами МП хар-р взаимоотно­шений между гос-ми, после того как война офици­ально объявлена или совершен акт агрессии.

К правовым последствиям состояния войны следует отнес­ти прекращение дип и консульских отношений между воюющими гос-ми.

Дип и кон­сульский персонал вправе покинуть терр-ю неприятель­ского гос-ва.

При этом гос-во пребывания в соот­-и с Венской К. о дип сношениях 1961 года обязано оказывать содействие в этом.

В отнош-и граждан неприятельской стороны, находя­щихся на терр-и другого воюющего гос-ва, при­меняются различного рода ограничения. Они могут касаться выбора места жительства, передвижения.

Собственность неприятельского гос-ва, находящаяся на терр-и другого воюющего гос-ва, конфискуется, например, корабли, самолеты, жд поезда, за исключением имущества дип и конс-го представительств.

К правовым последствиям состояния войны относится так­же прекращение действия пол-их, эк-их и иных договоров, рассчитанных на мирное время.

Вступают в силу договоры, специально рассчитанные на случай возник­новения войны, например договоры о нейтралитете, о взаим­ной помощи в случае агрессии.

Понятие театра военных действий(ТВД) и театра войны. Права и обяз-ти нейтральных гос-тв в период вооруж конфликтов.

Театр войны — это сухопутная, морская и воздушная территория воюющих сторон, на кото­рой они потенциально могут вести военные действия.

Театр военных действий — это территория, на которой воюющие стороны ведут боевые действия.

В театр войны может вхо­дить несколько театров военных действий.

В твд не могут быть превращены ней­трализованные терр-ии, правовой режим кот-х регу­лируется спецсоглашениями.

Нейтрализа­ция — это мероприятие, осущ-мое на опред-ой части терр-ии с целью воспрепятствовать превращению ее в твд.

Примерами нейтрализованных территорий могут служить Суэцкий ка­нал, Антарктика. Кроме того, не должны быть твд терр-ии нейтральных гос-тв.

Нейтральным признает­ся гос-во, которое само не участвует в войне и не ока­зывает никакой помощи воюющим гос-вам. Таким об­разом, когда речь идет о нейтралитете, то имеется в виду соблюдение опред-ых обяз-тей и прав как нейтр-ми гос-ми, так и воюющими.

Нейтралитет гос-ва м.б.

1. постоянным (Швейцария, Австрия, Тур­кменистан)

2. вре­менным (эвентуальным), относящимся только к опред-ой войне, о чем гос-во делает спецзаявление.

Права и обяз-ти нейтр-ых гос-тв во время вой­ны опред-тся Гаагскими К. 1907 года

«О правах и обяз-тях нейтральных гос-тв и лиц в случае сухо­путной войны»,

«О правах и обяз-тях нейтральных дер­жав и лиц в случае морской войны» и другими мпа.

Терр-рия нейтрального гос-ва признается неприкосн-ой и не может быть твд.

Воюющим гос-вам запрещается проводить через нейтр-ую терр-ю войска и военные транспорт ср-ва: жд, морские, воздушные.

Если ВС воюющей державы ока­жутся на терр-ии нейтр-го гос-ва, то оно обя­зано их интернировать до окончания войны.

Нормами МП на нейтр-ое гос-во возложена обяз-ть

- недопущения открытия вербовочных пунктов,

- формирования на своей терр-ии военных отрядов в пользу воюющих,

- снабжения воюющих сторон оружием, военными и другими материалами.

Кроме того, на нейтр-ой терр-ии запрещ-ся располагать радиостанции, дру­гие тех-ие приспособления воюющих сторон. Однако нейтр-ое гос-во с учетом складывающейся обстановки может разрешить перевозку по своей терр-ии раненых и больных воюющих сторон. Важно подчеркнуть, что нейтр-ое гос-во имеет право отражать покушение на его нейтралитет вооруженной силой.

Особенности морской войны.

Правила ведения морской войны регулируются конвенциями: 1. Гаагский конвенции. Правила вед. морской войны рег. «Гаагской конвенцией о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне» 1907 года, «Конвенцией о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин» 1907 года, «Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны» 1907 года и другими, такими как «Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время» 1936 года (Приложение к Лондонскому протоколу).

Правила приравнивают подводные лодки в соблюдение международного права к надводным кораблям. При встр. с ними торг. суда по команде воен. корабля должны остановиться. В случае отказа и оказании сопротивления тор. судно может быть потоплено. Пассажиры и экипажи, а также судовые документы должны быть предварительно доставлены в безопасное место (на землю, шлюпки или другие суда).

2. Нионский соглашения. Перед Второй мировой войной в 1937 году были приняты Нионские соглашения, относящиеся к гражданской войне в Испании, кот. квалифицировали потопление торг. судна в открытом море подводными лодками любой из борющихся в Испании сторон или их союзниками как акты пиратства. Такая лодка может быть подвергнута контратаке и уничтожению. Нападение военных кораблей в открытом море на проходящие суда в мирное время следует рассматр. как акты агрессии.

В морской войне особые правила установлены при использовании морского минного оружия. Гаагская конвенция об использовании подводных, автоматически взрыв. от соприкосновения мин 1907 года запрещает устанавливать мины без якорей и тому подобных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.014 с.)