Теорема столпера-самуэльсона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теорема столпера-самуэльсона



Теория Хекшера-Олина

В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли. К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации, а в экспорте развитых стран стали преобладать промышленные товары. Модель Хекшера-Олина призвана объяснить причины международной торговли товарами обрабатывающей промышленности.

По мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что:

1) в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;

2) неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.

Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена. Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие.

Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.

В процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала.

Если же в стране в избытке труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.

Парадокс Леонтьева

Василий Леонтьев после окончания Ленинградского университета учился в Берлине. В 1931 г. эмигрировал в США и начал преподавать в Гарвардском университете. С 1948 г. назначен директором службы экономических исследований. Разработал метод экономического анализа «затраты-выпуск» (используется для прогнозирования). В 1973 г. удостоен Нобелевской премии.

В 1947 г. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксальным выводам. Исследуя структуру экспорта и импорта США, он обнаружил, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие.

Учитывая, что в послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень зарплаты был значительно выше, чем в других странах, этот результат противоречил теории Хекшера-Олина и потому получил название «парадокс Леонтьева».

Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда. Он предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Леонтьев провел статистическую проверку, которая показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем импортные.

Это исследование послужило основой для создания американским экономистом Д. Кисингом в 1956 г. модели, учитывающей квалификацию рабочей силы. В производстве участвуют 3 фактора: капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд. Относительно изобилие высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда.

В более поздних моделях западных экономистов использовалось 5 факторов: финансовый капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд, пригодные для сельскохозяйственного производства земельные угодья и др. естественные ресурсы.

ТЕОРЕМА СТОЛПЕРА-САМУЭЛЬСОНА

ТЕОРЕМА СТОЛПЕРА-САМУЭЛЬСОНА

(Stolper-Samuelson theorem) Теория, рассматривающая влияние торговли между странами с разной отраслевой структурой (inter-industry) на распределение дохода. Она показывает влияние торговли в двухпродуктовой, двухфакторной модели с постоянным эффектом масштаба и с неполной специализацией. Теорема доказывает, что торговля увеличивает реальный доход от производственного фактора, который имеется в изобилии в данной стране и используется относительно интенсивно экспортными отраслями производства, но снижает реальный доход от ограниченного производственного фактора, который используется относительно широко в отраслях, зависящих от импорта. Эта теорема используется для объяснения позиции противников свободной торговли. Модель игнорирует возможные эффекты полной специализации, торговли между странами со сходной отраслевой структурой (intra-industry trade) и фискальных мер по компенсации любых потерь от торговли.

Теорема Рыбчинского

Английский экономист польского происхождения Т.М. Рыбчинский уточнил выводы теории соотношения факторов производства Хекшера—Олина.

Он доказал теорему, согласно которой при неизменных мировых ценах и наличии только двух секторов в экономике расширение использования избыточного фактора в одном из них ведет к сокращению производства и выпуска товаров в другом. Рассмотрим теорему Рыбчинского на конкретном примере.

 


 

 

Рис. 34,7. Влияние роста использования фактора производства на доходы от него

Допустим, что в стране производятся два товара: Х и Y с использованием двух факторов производства — капитала и труда (рис. 34.7). Причем товар X является относительно более трудоемким, а товар Y — относительно более капиталоемким. Вектор OF показывает оптимальное сочетание труда и капитала на основе использования наиболее эффективной технологии при производстве товара X, а вектор ОЕ — соответственно при производстве товара Y. Обеспеченность страны в целом трудовыми ресурсами и капиталом показана точкой G, означающей, что в стране имеется OJ труда и GJ капитала. При отсутствии внешней торговли товар Х производится в объеме F, а товар Y — в объеме Е.

С включением страны в международный товарообмен увеличивается производство товара Y в экспортном секторе, при создании которого в большей мере используется избыточный фактор — капитал. Это приводит к росту используемого капитала на GG1 При неизменных размерах другого используемого фактора — труда — соотношение производства товаров Х и Y показано параметрами нового параллелограмма. Производство экспортируемого капиталоемкого товара Y переместится в точку Е1, т.е. возрастет на ЕЕ1. Напротив, производство более трудоемкого товара X переместится в точку F1,т.е. уменьшится на FF1. Причем перемещение капитала в экспортоориентированный сектор приводит к непропорционально большому увеличению производства товара Y.

«Голландская болезнь»

Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с которыми в последние десятилетия XX в. столкнулись многие страны, начавшие интенсивную разработку новых сырьевых экспортных ресурсов: нефти, газа и др., так называемую голландскую болезнь. Своим названием этот феномен обязан тому, что в конце 60-х — начале 70-х гг. в Голландии началась разработка природного газа в Северном море с расширением в дальнейшем его экспорта. Экономические ресурсы стали перемещаться в добычу газа.

Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.

Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.

Опыт промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономической стратегии России.

Теория жизненного цикла продукта.

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Дальнейшее развитие на качественно новой основе Теория сравнительных преимуществ получила в трудах известного американского экономиста Майкла Портера.
На основании анализа обширного статистического материала М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны.Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны (рис. 34.8).

 


Рис. 34.8. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)
«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.
Каковы же эти детерминанты?
Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.
Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).
Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на общие (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.

8. Международная торговля - это не что иное, как процесс купли-продажи, который осуществляется между продавцами, покупателями, посредниками из разных стран. Структура международной торговли включает в себя импорт и экспорт товаров, а соотношение между ними называется торговым балансом. Структура международной торговли указывает соотношение в общем объеме каких-либо частей, зависящее от избранного признака. Общая структура международной торговли показывает соотношение импорта и экспорта в долях или процентах. В денежном выражении доля экспорта всегда меньше, чем доля импорта. А в физическом объеме данное соотношение равняется единице. Товарная же структура международной торговли показывает какова доля тех или иных товаров в ее общем объеме.

Некоторые товары вообще не участвуют в мировом товарообороте. Поэтому все они подразделяются на неторгуемые и торгуемые. Первая группа - это те, которые в силу разных причин (стратегическая важность для страны, неконкурентоспособность) не перемещаются между разными странами. А первая группа - товары, которые могут свободно перемещаться.

огда структура международной торговли характеризуется специалистами, выделяют две группы товаров: готовая продукция и сырье.

Географическая структура международной торговли характеризуется распределением товарооборота по направлениям различных товарных потоков. В настоящее время наблюдается такая ситуация, что страны, являющиеся развитыми промышленно и имеющие более развитую экономику, больше всего торгуют друг с другом. Развивающиеся страны ориентированы на рынки тех стран, которые промышленно развиты. 25 процентов мирового товарооборота - такова доля их в мировой торговле. В последнее время все большую роль играют страны, называемые новыми индустриальными (азиатские), а вот страны-экспортеры нефти утрачивают свое значение в мировой торговле.

Международная торговля имеет разные формы. По количеству предметов она бывает одно- и многопредметная. Существует разделение и по количеству сторон на двухстороннюю и многостороннюю. По территориальному охвату мировая торговля делится на локальную, региональную, межрегиональную и глобальную. Существует и разделение по структуре связей на внутрифирменную, внутриотраслевую, межотраслевую, горизонтальную, вертикальную и смешанную.

В настоящее время международной торговле отведена важная роль в хозяйственном развитии многих стран, а также регионов и мирового сообщества. Внешняя торговля нынче считается мощнейшим фактором роста экономики. И теперь многие страны сильно зависят от международного товарообмена. На столь динамичный рост международной торговли оказывают влияние такие факторы, как интернационализация производства, развитие разделения труда между странами, деятельность и существование транснациональных корпораций ТНК, а также НТР.

9. Международная торговля услугами, в отличие от торговли то­варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо при­сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производите­ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас­ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с тор­говлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество ус­луг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информаци­онных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков то­варов, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около 1,3 трлн. дол. и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный обо­рот, либо фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в экспорт товаров. Из-за этого у США, например, фактический объем экспорта услуг, по некоторым оценкам, почти в два раза выше официального.

Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.

 

10.графики чертили на семинаре

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф — таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены.

В условиях свободной торговли внутренние цены товаров (Pd) будут близки к мировым ценам (Pw) и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта.

11. экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

•фискальная — сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

•балансировочная — обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

Алгебраически экспортный тариф, который обычно бывает адвалорным, представляется следующим образом. Предположим, что импорт страны не облагается таможенными пошлинами, а

экспорт всех товаров облагается по единой ставке. Тогда:

Р=Р/1 + Т),

откуда(6.5)

Формула 6.5 показывает, что ставка экспортного тарифа должна быть равна процентному превышению экспортной (мировой) цены товара над ценой, по которой он продается на внутреннем рынке.

12. Только большая страна введением импортного тарифа может повлиять на уровень мировых цен и обеспечить себе некоторый положительный экономический эффект за счет улучшения своих условий торговли. Однако и в этом случае положительный экономический эффект возникнет, только если прибыль от улучшения условий торговли перекроет потери, возникающие изза необходимости увеличивать менее эффективное внутреннее производство товаров и изза сокращения внутреннего потребления. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще, сделав экспорт товара в данную страну невыгодным для иностранных поставщиков. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективногопротекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

Фактически, речь идёт о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.

13.смотрите в лекциях;

14. Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах принято считать демпинг негативным явлением и бороться с ним, применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену.

Типы демпинга

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

§ Ценовой демпинг — или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

§ Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

§ Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объёмы производства товара превышают ёмкость внутреннего рынка и перед компанией встаёт дилемма: либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

§ Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установлениямонопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

§ Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

§ Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ). Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

§ Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

15. Картель международный, соглашение (союз) монополий или фирм, принадлежащих разным странам (но действующих чаще всего в одной отрасли), о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлении монопольных цен, использовании патентов и др. мероприятиях в целях получения максимальной прибыли. В Картель международный объединяются также национальные картели и иные формы национальных монополистических союзов.

Возникновение Картель международный связано с переходом капитализма в стадию империализма. На это указывал В. И. Ленин: «... Внутренний рынок, при капитализме, неизбежно связан с внешним. Капитализм давно создал всемирный рынок. И по мере того, как рос вывоз капитала и расширялись всячески заграничные и колониальные связи и ”сферы влияния“ крупнейших монополистических союзов, дело ”естественно“ подходило к всемирному соглашению между ними, к образованию международных картелей» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 27, с. 364). Картель международный - это новая ступень всемирной концентрации капитала и производства.

Эмба́рго (от исп. embargo) — наложение ареста, запрещение, от embargar — накладывать арест, эмбарго; препятствовать, мешать, произошло от лат. imbarricare — препятствовать, мешать.

1. наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров — оружия, современных технологий и др.;

2. запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам, или выхода из своих портов судов других стран;

3. частичное или полное прекращение торговли с определёнными странами по решению ООН или другого межгосударственного объединения в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия.

Целью эмбарго могут являться репрессалии в отношении другого государства, желание нанести ему материальный ущерб.

График смотрите в тетради.

16. Выигрыш потребителя представляет собой выгоду, которую потребитель получает при покупке, за счет разницы между реально заплаченной ценой и ценой, которую он готов был бы заплатить. Например, если потребитель готов был бы заплатить 8 долл. за бушель пшеницы, но цена равна только 3, то выигрыш составит для него 5 долл. Выигрыш потребителя может быть определен с помощью кривой рыночного спроса (рис. 9.6). Допустим, например, что максимальная цена, по которой потребители купят 10 единиц товара, будет равна 10 долл. Тогда в 10 долл. будет оцениваться покупателями десятая единица продаваемого товара. Далее, если бы они оценивали ее меньшей величиной, они ее не купили бы, если бы они оценивали ее выше, покупка все равно состоялась бы, даже если бы цена ее была выше. Теперь предположим, что заставить покупателей купить 11 единиц товара можно, лишь понизив цену до 9 долл. Одиннадцатая единица товара может стоить потребителям таким образом лишь 9 долл. Предположим, что цена устанавливается на уровне 9 долл. Покупая одиннадцатую единицу товара, покупатели не получат никакого выигрыша. Но за десятую они готовы были заплатить 10 долл., таким образом, они получают уже один долл. выигрыша от этой покупки. За девятую единицу товара они заплатили бы 12 долл. и тем самым получают выигрыш, равный 3 долл., и т. д. В общем виде, если Р цена товара, a О величина спроса на этот товар при данной цене, то выигрыш потребителя вычисляется вычитанием из зоны, расположенной под кривой спроса и ограниченной справа О, произведения Р х Q. (рис. 9.7). Если цена равна Р1, то объем спроса Q а выигрыш потребителя измеряется зоной, обозначенной буквой а. Если цена падает до Р^, то объем спроса увеличится до О2, а выигрыш увеличится и к зоне а добавится дополнительно площадь, обозначенная буквой 6. Выигрыш производителя определяется таким же образом. Производитель, готовый продать товар за 2 долл. при цене в 5, получает выигрыш в размере 3 долл. Для определения

выигрыша производителя с помощью кривой предложения может использоваться процедура, аналогичная той, что была использована для определения выигрыша потребителя с помощью кривой спроса. Если цена равна Р, а размер спроса Q, то выигрыш производителя равен Р х Q минус площадь фигуры, расположенной под кривой предложения, которая справа ограничена отрезком, проходящим через О параллельно оси ординат (рис. 9.8). Если цена равна Я1, то размер предложения будет равен О1, а выигрыш производителя измерится площадью фигуры С. Если цена поднимется до Р2, а объем предложения до О2, то выигрыш производителя равен С плюс дополнительная площадь d.

Некоторые сложности, связанные с концепцией выигрыша производителей и потребителей, имеют технический характер и можно ими легко пренебречь. Более важен вопрос, точно ли прямые выигрыши производителей и потребителей отражают общественный выигрыш.

17. Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим, как и в первой главе, условный пример. Пусть две страны — Аргентина и Бразилия — производят один и тот же продукт — зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии S и в Аргентине S (см. рисунки 2.1а и 2.1в соответственно), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определяются предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.

Кривые спроса на зерно (DА в Аргентине и DБ в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии — при цене 200 долл. за 1 т.

 

Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии — покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена.

Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние ценыизменяются до уровня мировой цены.

Формула: S =S -D.

18. Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Цели и принципы ВТО

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли[2]. Согласно декларации, работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:

§ Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации[2].

§ Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными[3].

§ Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО[4].

«Организация ВТО создана развитыми странами, для того, чтобы эти развитые страны хорошо себя чувствовали в мировой экономике. Чтобы они получали для своих экономик ресурсы достаточно свободно и сбывали свои товары в те экономики, которые менее развиты»[5]. Андрей Паршев, 2012.

«Квинтэссенцией идеи дедовщины являются правила ВТО, в соответствии с которыми «старички» давят на кандидата в новички до тех пор, пока он не согласится именно на их условия. При этом никакого ясного побудительного мотива у «дедов» идти на уступки «молодому» применительно к этой ситуации, собственно, нет

Россия и ВТО

[править]Обзор

Присоединение РФ к ВТО вызывает противоположные точки зрения, однако, широкое освещение и свободные дискуссии на эту тему в государственных СМИ отсутствуют.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО даёт стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

Получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

§ Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

§ Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

§ Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

§ Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

§ Участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов;

§ Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли

Условия присоединения

Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации в переводе на русский язык (но без приложений) доступен на сайте Минэкономразвития России, где также доступен полный текст на английском языке[21].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.067 с.)