Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Масштабы современной международной трудовой миграции

Поиск

В последние десятилетия наблюдается интенсификация процессов миграции. В 2005 г. 191 млн. человек, представлявших 3% мирового населения, жили за пределами стран своего происхождения, а в наши дни эта цифра приближается к отметке в 200 млн. Для примера, в 1960 г. количество мигрантов едва достигало 75 млн., или 2,5% населения Земли. Миграция в страны ОЭСР (страны Организации экономического сотрудничества и развития) продолжает расти. Около 4 млн. новых мигрантов въехали в страны ОЭСР на постоянной основе лишь в 2005 г., что на 10% больше, чем в 2004 г. Следует учитывать, что приведенные данные характеризуют легальную миграцию, однако существуют также значительные потоки нелегальных мигрантов.

Наибольшее количество мигрантов находится в Европе – 64 млн., в Азии – 53 млн., в Северной Америке – 45 млн. Почти половина всех мигрантов – женщины. 75% всех мигрантов сконцентрировано в 28 странах, и каждый пятый проживает в США. В течение 2000-2005 гг. наиболее развитые регионы принимали 2,6 млн. мигрантов ежегодно, или 13,1 млн. за этот период. Максимальное сальдо миграции в Северной Америке – ежегодно 1,4 млн. человек. За ней следует Европа – 1,1 млн. В Океании - лишь 103 тыс. человек. При рассмотрении количества принимаемых мигрантов на 1000 местного населения картина несколько меняется: в Северной Америке на каждую 1000 местного населения приходится 4,2 мигранта, в Океании – 3,2, а в Европе – 1,5 мигранта.

В относительном измерении наибольшая доля мигрантов в населении – в Океании (18,7%), за ней следует Северная Америка (12,9%), затем – Европа и Африка. Наименьшая доля мигрантов в населении – в Азии (1,4%). В 1960 г. в 43 странах мигранты превышали 10% от населения. В 2000 г. число таких стран возросло до 70. Данная динамика отражает увеличивающиеся потоки мигрантов. Впрочем, есть страны, в которых доля мигрантов существенно превосходит 10%-ную отметку: ОАЭ – 71%; Кувейт – 62,1%; Сингапур – 42,6%; Израиль – 39,5%; Иордания – 39%; Саудовская Аравия – 25,9%.

Уровень сальдо эмиграции на 1000 человек был наиболее высоким в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где ежегодно он достигал 1,5 мигранта. Для Африки и Азии – 0,5 и 0,3 соответственно.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран

 

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

· вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

· существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд. долл.

· иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

· велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;

· иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

· иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми;

· иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии;

· снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но и, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:

· обостряется ситуация на национальном рынке труда;

· вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

· провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в странах-донорах является то, что:

· эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

· после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

· для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем, эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Государственное регулирование трудовой миграции

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны эмиграции и иммиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика – это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

В России с 1993 года существует Федеральная миграционная служба.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Миграционная политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную. (4, с.305-306)

Иммиграционная политика

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики:

1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции.

По ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

- представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

- специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании, и стажа работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов со стажем не менее 3 лет, в США – 5 лет.

2. Введение возрастного ценза для въезжающих;

3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов;

4. Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

6. Ограничение времени работы в стране;

7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции;

9. Система санкций в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения. (4, с.306-309)

Эмиграционная политика

Двойственное воздействие на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой миграции;

- ограничение трудовой миграции;

- создание условий для реэмиграции;

- создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;

3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;

5. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

6. выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;

7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

В рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» в статье 20 записано: «Когда сохранившие свое гражданство трудящиеся-мигранты или члены их семей возвращаются на родину, данное государство должно предоставлять им право на любые находящиеся в силе виды помощи неимущим и безработным, а также право воспользоваться мероприятиями по трудоустройству безработных путем освобождения их от всякого предварительного условия проживания или работы в данной стране или местности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.008 с.)