Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная трудовая миграция

Поиск

В зависимости от цели, перемещение людей в межнациональном территориальном пространстве можно назвать международной миграцией населения, трудовой миграцией, учебной миграции, оздоровительной миграцией, международным туризмом, а также транзитными, служебными и частными перемещениями.

Отличие понятие «миграция населения» и «трудовая миграция» также состоит в основной цели. Если миграция населения – это перемещение людей (семей) в международном территориальном пространстве с целью поиска нового места постоянного проживания, то миграция трудовых ресурсов – это перемещение людей в международном территориальном пространстве с целью поиска места работы без изменения места постоянного проживания. Международную трудовую миграцию можно также рассматривать как форму международных экономических отношений, которая состоит в переливании трудовых ресурсов с одних стран в другие и выражает процесс перераспределение трудовых ресурсов между звеньями мирового хозяйства.

Основными причины возникновения и существования международной трудовой миграции:

a) со стороны стран-доноров: большое количество населения, что может объяснятся, в частности, демографическим бумом в некоторых странах(например, в Индии, Китае, Нигерии);

· массовая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом(является фактором создания техники, которая требует меньше обслуживающего персонала), закрытием добывающих отраслей вследствие исчерпаем ости естественных ресурсов, недостаточно взвешенной социальной политики некоторых государств, изменениями в потребностях той или другой продукции, на которой специализируется страна. Наибольшие проблемы с безработицей возникают в густонаселенных регионах мира и в малоразвитых странах, которые нередко совпадают. Густонаселенными считаются в основном Южная и Юго-Восточная Азия, Северная и Центральная Африка, северная часть Латинской Америки. Вместе с тем в некоторых развитых странах наступает насыщенность экономики «белыми воротниками», потому они становятся безработными;

· низкий жизненный уровень и сравнительно низкая заработная плата. Вместе с тем в развитых странах остается все меньше желающих выполнять трудную малоквалифицированную «черную работу», а потому возникают свободные места для ее выполнения;

· произведенная необходимость (для специалистов, которые работают в развивающих странах);

б) со стороны стран-реципиентов:

· потребность в дополнительной высококвалифицированной рабочей силы. В некоторых развитых странах увеличивается потребность в просвещенных высококвалифицированных работников. Которые могут работать, например, со сложной электронной техникой. При этом соответственно увеличивается количество людей, потребность в профессии которых падает;

· потребность в дополнительной дешевой (для малоквалифицированной работы) и мобильной рабочей силе, в частности, благодаря развитию сферы услуг, которая оказывает содействие созданию дополнительных рабочих мест;

· сравнительно высокая заработная плата.

Среди факторов. которые оказывают содействие развитию миграционных процессов, наиболее существенные такие:

· высокая скорость распространения информации;

· быстрое развитие международных пассажирских линий;

· развитие средств коммуникации.

Международная трудовая миграция отличается от международной миграции населения не только целью, как уже отмечалось, а и тем, что имеет, как правило, временный характер и называется обратной миграцией. Обратная международная трудовая миграция за периодичностью перемещений имеет пять видов: долгосрочная (продолжительность несколько лет); краткосрочная(продолжительность от трех месяцев до одного года); сезонная (продолжительность до трех месяцев); вахтенная (продолжительность до одного месяца); маятниковая (ежедневная).

По уровню квалификации международную трудовую миграцию делят на миграцию квалифицированных работников, среди которых выделяется процесс «утечки мозгов», и миграцию неквалифицированной рабочей силой.

В зависимости от мотивов или желания миграцию населения делят на добровольную и принудительную (например, миграцию беженцев в связи с техногенными катастрофами).

По степени легальности выделяют легальную и нелегальную трудовую миграцию.

Нелегальная международная трудовая миграция формирует под влиянием комплекса причин. Среди них наиболее распространенными являются такие:

· отсутствие четкой иммиграционной политики или административной инфраструктуры его реализации;

· юридическая неграмотность мигрантов, которая не позволяет действовать в соответствии с существующим миграционным законодательством;

· сложный или противоречивый характер процедуры легализации;

· предшествующие тайны договоренности между потенциальными мигрантами и их нанимателями.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия. Прежде всего выигрывают большей частью сами мигранты, поскольку они, как правило, направляются в другие страны с целью улучшения своего положения. Выигрывают от миграции предприниматели, которые нанимают мигрантов на работу, поскольку из требования относительно заработной платы более низкие, кроме того, отсутствует профсоюзная защита иммигрантов и т.п.

Международная трудовая миграция дает возможность стране-импортеру трудовых ресурсов экономить средств на подготовке специалистов, снижать затраты на производство за счет использования дешевой рабочей силы, как правило, молодой.

Страна – экспортер трудовых ресурсов выигрывает от трудовой миграции, поскольку:

 

· экспорт трудовых ресурсов, как и всякой другой экспорт, приносит стране определенную выгоду (в этом случае это валютные переводы эмигрантов своим семьям). Переведенные денежные суммы, как правило, в банках страны-экспортера обмениваются на национальную валюту, итак, иностранная валюта остается в этих банках. Некоторые страны от экспорта трудовых ресурсов получают почти такие же по величине доходы, как и доходы от других видов экспорта, а иногда и более высокие. К таким странам принадлежат: Иордания, Пакистан, Египет, Индия, Португалия, Турция;

· ослабляют проблемы безработицы;

· ротация, то есть возвращения на родину одних и эмиграция других граждан, оказывает содействие (с течением времени) возрастанию роста и опыта местных специалистов.

· Выигрывают от международной трудовой миграции все мировое хозяйство, поскольку переливание трудовых ресурсов улучшает из использования, которое в свою очередь, оказывают содействие росту мирового совокупного продукта.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции для стран-импортеров трудовых ресурсов относятся:

· возникновения дополнительных проблем, связанных с социальной защитой иммигрантов;

· углубление проблемы поиска места работы для местного населения страны – импортера трудовых ресурсов;

· отплыв национальной валюты за границу в виде переводов;

· потеря высококвалифицированных специалистов при репатриации мигрантов, то есть по возвращении мигрантов на родину.

 

Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран – экспортеров трудовых ресурсов:

· потеря классных специалистов (проблема «утечки мозгов»);

· дополнительные затраты из бюджета на подготовку новых специалистов;

· необходимость поиска путей защиты своих граждан-мигрантов от дискриминации, в особенности относительно нелегальных эмигрантов, а также от физической и другой опасности, которая угрожает им;

· определенный проигрыш предпринимателей страны-экспортера, которые теряют до определенной степени возможность иметь широкий выбор рабочей силы, особенно специалистов.

Различают международное административно-правовое и экономическое регулирование миграционных процессов.

Административно-правовое регулирование международной трудовой миграции предусматривает:

1) установление правовых норм, которые сглаживают спорные моменты данного процесса;

2) установление миграционных квот;

3) установление границ возможностей миграции (например, криминальных норм).

Экономическое регулирование международных миграционных процессов предусматривает:

1) установление таможенных взносов или барьеров;

2) установление соответствующих визовых ставок;

3) регулирование заработной платы мигрантов;

4) внедрение разных штрафных ставок.

Различают одно-, дву- и многостороннее международное регулирование. Одностороннее международное регулирование – это регулирование миграционных процессов исходя из собственных интересов и без обязательной согласованности с другими государствами. Двустороннее регулирование – это регулирование миграционных процессов на основе двухсторонних межгосударственных соглашений.

Авторитетной международной организацией, которая занимается проблемами миграции населения, является Международная организация по вопросам миграции. МОМ была создана в 1951г. как Межправительственный комитет по вопросам европейской миграции, а потом переименована в 1980г. в Межправительственный комитет по вопросам миграции, а в 1987г. - Международную организацию по вопросам миграции.

Целью МОМ является обеспечение во всем мире благоустроенной миграции лиц, которые необходимо международные миграционные услуги. Для достижения указанной цели перед МОМ поставлены такие задачи:

· управление благоустроенной и плановой миграцией граждан;

· перемещение квалифицированных человеческих ресурсов, направленное на экономическое, социальное и культурное развитие стран-реципиентов, с учетом специфических потребностей стран эмиграции и иммиграции;

· организация миграции беженцев, перемещенных лиц и других лиц, вынужденных оставить свою родину;

· осуществление роли международного форума, на котором государства-участники и прочие партнеры обсуждают приобретенный опыт, обмениваются взглядами, разрабатывают мероприятия и оказывают содействие сотрудничеству и координации усилий в области миграции. Используя фундаментальный принцип свободы перемещения лиц и необходимость тесного сотрудничества государств с целью обеспечения благоустроенности мировых миграционных потоков, МОМ предоставляет услуги в области миграции по запросам заинтересованных государств.

В МОМ входят 46 стран-стран и 35 стран-наблюдателей.

В области трудовой миграции с целью помощи странам, которые развиваются, в удовлетворении их квалифицированными кадрами МОМ разработала специальные программы «Миграция в интересах развития».

Среди наиболее эффективным программ следует отметить:

1.Программу «Возвращение квалифицированных человеческих ресурсов», которая может оказывать содействие возвращению профессиональных работников и технического персонала, получивших подготовку и овладевших ноу-хау в развитых странах, в их собственные страны или страны одного и того же региона. Программа в основном осуществлялась в странах Латинской Америке и Африки;

2. Программу «Выборочная миграция», по которой подыскиваются высококвалифицированные специалисты и технический персонал для развивающихся стран, их подбирают для работы в районах первоочередной важности, как в государственном, так и в частном секторах экономики;

3. Программа «Объединенный эксперт», который финансируется правительствами Германии и Италии и предусматривает предоставление развивающимся странам на определенный строк высококвалифицированных специалистов для работы в государственном секторе из-за отсутствие собственных специалистов с соответствующим ей квалификацией;

4. Программу «Горизонтальное сотрудничество в области квалифицированных человеческих ресурсов», начатуя в 1983г. в Латинской Америке, которая предусматривает обмен правительственными экспертами и внутреннее региональное перемещение специалистов и технического персонала.

В области технического сотрудничества МОМ предоставляет консультативные услуги и проводит исследования, направленные на сотрудничество с правительствами государств в области формирования и практического использования их миграционной политики, законодательства и управления.

МОМ имеет тесные связи с другими международными организациями

, которые занимаются социальными, экономическими и демографическими аспектами международной миграции: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная комиссия ООН (ФАО), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная морская организация; Организация промысленного развития (ЮНИ-ДО); Совет Европы; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); Европейское сообщество (ЕС): Международный комитет Красного Креста (МККК) и др.

МОМ сотрудничает также и с рядом международных общественных организаций, среди которых Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Международная организация нанимателей (МОН), Всемирная конференция труда (ВКТ), Международный совет социального обеспечения (МССО), Международная социальная служба (МСС), Международная организация помощи рабочим (МОПР), Фонд Толстого, Всемирный совет церквей (ВСЦ).

Несколько конвенций МОТ специально посвящено регулированию прав работающих мигрантов. В одной из таких конвенции утверждается, что государство – чле7ны МОТ обязаны сохранять по месту проживания работника-мигранта права на получение социальных выплат, заработных на месте найма (в том числе в зарубежной стране). К указанным выплатам принадлежат: оплата медицинского обслуживания; денежная помощь по болезни, в случаи рождения ребенка, по инвалидности, по старости, при потере кормильца, в случае увечья, в случаи профессионального заболевания; выплаты в случае безработицы; выплата на семью.

 

 

Тема 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.012 с.)