Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность удовлетворенности трудом и ее структура.

Поиск

Удовлетворенность трудом — это состояние сбалансированности тре­бований (запросов), предъявляемых работником к содержанию, характе­ру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Это оценочное отношение человека или групп» людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной тру­довой организации. Различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая — различными его аспектами и элементами производ­ственной ситуации.

1.Удовлетворенность трудом — прежде всего социальная удовлетворенность, важ­нейший показатель качества жизни индивидов, групп, нации.

2.Отношение к труду может основываться на
самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом
самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность могут положительно и отрицательно влиять на работу в зависимости от конкретного случая.

3.Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом опре­деляет некоторые существенные типы управленческого поведения, тру­довых отношений вообщё.

4.Удовлетворительные с точки зрения работника характер и условия
труда — это важнейший фактор авторитета руководителя.

5.Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести
кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвраще­нию.

6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или по­нижаются требования и притязания работников, в том числе в отноше­нии вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать кри­тичность в отношении оплаты труда).

7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием
объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работ­ников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения
администрации с работниками, т. е. различается поведение удовлетво­ренных и неудовлетворенных работников, управление удовлетворенны­ми и неудовлетворенными людьми.

Обычно удовлетворенность трудом измеряют довольно разнообразным набором индика­торов. В рамках предприятия, трудовой организации, фирмы можно вы­делить следующие показатели (табл. 3.2):

Таблица 3.2 Показатели, характеризующие удовлетворенность трудом

 

Удовлетворительные Неудовлетворительные
1. Хорошие отношения с коллегами по работе 1. Плохие санитарно-гигиенические условия
2. Удобная сменность, ненормируемый рабочий день 2. Неравномерное обеспечение рабо­той
3. Разнообразная работа 3. Физически тяжелая работа
4. Работа требует знаний, смекалки 4. Низкий заработок
5. Хорошая техника безопасности 5. Плохое оборудование
6. Высокий заработок 6. Работа не дает возможности повы­шать квалификацию
7. Работа не вызывает физическое пе­реутомление 7. Невнимательное отношение адми­нистрации
8. Работа дает возможность повы­шать квалификацию 8. Однообразная работа
9. Равномерное обеспечение работой 9. Неудобная сменность
10. Внимательное отношение адми­нистрации 10. Плохая организация труда
11. Популярность и важность продук­ции, которую выпускает предприятие 11. Не вызывает интереса характер продукции, которую выпускает завод
12. Современное оборудование 12. Работа не заставляет думать
13. Хорошая организация труда 13. Плохая техника безопасности
14. Хорошие санитарно-гигиенические условия 14. Плохие отношения с коллегами по работе

 

 

Существует несколько принципов соотношения между общей и час­тичной удовлетворенностью трудом, которые необходимо учитывать при измерении удовлетворенности трудом.

Отношение к труду и удовлетворенность трудом яв­ляются как раз теми показателями, которые позволяют определять уро­вень и степень адаптации работника к условиям труда в самом широком смысле этого слова.

Понятие «адаптация» происходит от лат. adapto — приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде. Трудовая адаптация — это социальный процесс ос­воения личностью новой трудовой ситуации, в которой личность и тру­довая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

Удовлетворенность трудом рассматривается как состояние сбаланси­рованности требований, предъявляемых работником к содержанию, ха­рактеру и условиям труда. Выделен целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, по­следствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.

 

Качество трудовой жизни.

Ка чество жизни характеризуется степенью удовлетворения потреб­ностей человека, определяемой по отношению к соответствующим нор­мам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний.

Качество жизни в общем случае определяется по всем сферам и аспек­там существования человека: природа, семья, работа и т.д.

В целом потенциал страны как основа благосостояния ее жителей определяется следующими ресурсами: 1) природными; 2) человечески­ми; 3) производственными и финансовыми; 4)информационными и ду­ховными.

На основе индекса качества жизни можно сравнивать факторы соци­ально-экономического развития различных стран и регионов.

Качество трудовой жизни — показатель оценки социально-трудовых отношений.

Качество трудовой жизни — это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и ду­ховного развития человека через его деятельность в организации. При этом качество жизни людей определенной территории или государства определяется совокупным воздействием экономических, социальных, де­мографических, экологических, географических, политических и мораль­ных факторов как объективного, так и субъективного характера.

Качество трудовой жизни определяется рядом следующих элементов:

• работа должна быть интересной, т. е. характеризоваться высшим уровнем
организации, содержательности труда и включать творческие элементы;

• работники должны получать справедливое вознаграждение за труд и
признание своего труда;

• работа должна осуществляться в безопасных и здоровых условиях
труда;

• надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осу­ществляться всегда, когда в нем возникает необходимость;

• обеспечение возможности использования работниками социально-бы­товой инфраструктуры предприятия;

• участие работников в принятии решений, затрагивающих их работу и
интересы;

• обеспечение работнику гарантий работы (правовая защищенность), возможности профессионального роста и развития дружеских взаимо­отношений с коллегами.

Из самого определения качества трудовой жизни вытекает, что данное понятие изначально взаимосвязано с теориями мотивации.

Как известно, источником развития личности является удовлетворе­ние ее потребностей. В условиях перехода к рыночным отношениям важ­но проследить влияние теорий мотивации, основанных на потребностях на поведении человека в организации.

 


Рис. 3.6. Модель мотивации поведения через потребности

 

К числу наиболее известных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей человека, разработанная в 40-е годы Абрахамом Маслоу.

 

 

Показатели уровня качества трудовой жизни
Уровни оценки
С позиции работника С позиции предпринимателя С позиции общества в целом
Удовлетворенность трудом Наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве Возможности личного продвижения Условия труда Возможность профес­сионального роста и самовыражения Психологический климат Содержательность труда Эффективность труда Профессиональная адаптация Текучесть кадров Отчуждение труда Трудовая дисциплина Отождествление целей работника с целями предприятия Число конфликтов Отсутствие случаев производственного саботажа, забастовок Качество и уровень жизни (стоимость потребитель­ской корзины) Уровень качества рабочей силы Стоимость системы соци­альной защиты работников и их семей Потребительское поведение Социальная адаптация Отчуждение от общества Показатели удовлетворен­ности жизнью

 

 

Главные принципы, которые закладываются в основу при разработке методов повышения качества трудовой жизни, состоят в следующем:

• работа должна быть творческой и осмысленной;

• работа должна предусматривать непрерывное повышение квалифика­ции и образования работника;

• работник должен участвовать в принятии производственных решений;

• работа должна предусматривать взаимопомощь членов коллектива;

• условия, в которых ведется работа, должны быть здоровыми и безопасными.

Наряду с рассмотренной существуют и другие методики оценки ка­чества жизни. В частности, специалисты Центрального экономико-мате­матического института (ЦЭМИ) РАН под руководством С. Айвазяна предложили компьютерную систему оценки качества жизни, основанную на использовании статистических данных, характеризующих здоровье населения страны (рождаемость, смертность, продолжительность жиз­ни), его имущество и доходы; социальную безопасность (условия труда, преступность, размеры пособий); экологические параметры. Значимость показателей оценивается экспертами. Интегральная оценка качества жизни производится по 10-балльной шкале.

 

Раздел 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.223.120 (0.006 с.)