Основные Теории происхождения древнерусского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные Теории происхождения древнерусского государства



момент возникновения государства нельзя точно датировать. Очевидно, имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год – год призвания Рюрика или 882 год – год объединения Киева и Новгорода Олегом. Хотя неизвестно когда и как возникли первые древнерусские княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами, то есть царями. Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство Руссов дало им соответствующие государственные посты.

1. Теория завоевания. Наиболее сильные племена славян стремились к расширению территории. В результате походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления – для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения: к VIII веку сложились – Славия, Ортания, Куявия. Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году Олег захватил Киев, и объединил под своей властью Новгород и Киев, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году – древлян, в 884 году – северян, в 886 году – радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов; на завоеванные племена князь накладывал дань.

2. Договорная теория. Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договора между князем и Вече: князь приглашался на княжение для защиты, он возглавлял дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече.

3. Налоговая теория. Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (сторонники этой теории утверждают, что если нет налоговой системы, то нет государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями. Они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала всю систему налогообложения, что способствовало усилению государственной власти. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), ее размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.

4. Городовая теория (торговая) (Ключевский). В основе – развитие торговых отношений между племенами, которое вызывало появление излишков и расслоение; постепенно складываются торговые пути и центры торговли; формируются города; происходит процесс разделения труда.

Городам нужна защита, поэтому они вооружаются, становясь политическими центрами определенных территорий, в них формируются органы власти. То есть элементы государственности появились в городах до появления государства, так как стали необходимы для нормального функционирования торговли. При развитии городов образовались союзы городов, а в конечном итоге и государство (при объединении Новгорода и Киева в 882 году). (Иностранные путешественники того времени отмечали большое количество городов на Руси и называли ее Гардарики – страна городов).

5. Христианская теория. Основа – принятие христианства. Наличие общей идеологии – признак государства (сторонники теории считают, что если нет идеологии, нет и государства); О Древнерусском государстве можно говорить только после 988 года.

6. Земская теория (Владимирский-Буданов). В основе теории – формации русского государства – объединение земель (в Новгородских землях существовало общинное самоуправление, высший орган - вече). Объединение земель – причина образования государства.

7. Патриархальная теория. В основе этой теории лежат имущественные отношения: где есть имущественные отношения, там должно быть государство (Энгельс).

Со временем семьи начинают объединяться по родоплеменному признаку, образуются племена, затем происходит расширение по территориальному признаку, из-за этого увеличивается производство труда, что ведет к обмену имуществом – возникают имущественные отношения и частная собственность; появляется расслоение; формируются классы. Имущественные отношения нуждаются в регулировании, появляется необходимость в создании органов.

Пути возникновения государства: классический путь (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое) и путь, связанный с минованием стадии рабовладения: от первобытности к феодальному государству; предфеодальная стадия.

При рабовладельческом строе, раб по статусу приравнен к вещи (не имеет никаких прав и является основным производителем материальных благ), при феодальном строе рабы отсутствуют, вместо них формируются феодально-зависимые земледельцы, в отличие от рабов они обладали правами, могли иметь средства производства и были заинтересованы в производительности своего труда.

8. Норманнская и Антинорманнская теории. Норманнская теориявозникла в XVIII веке, ее основоположники Август Людвиг Шлецер (1735-1800 годы), Герард Фридрих Миллер (1705-1783 годы), Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738 годы). Байер и Миллер попытались доказать, что Русское государство было создано норманнами.

(ПВЛ) славяне для установления порядка обратиться к иноземным князьям: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами». Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 году сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске, Синеус - в Белоозере. Это событие принято считать отправным в истории отечественной государственности.

(Карамзин: «слово Vaere, Vara есть древнее Готфское и значит союз: толпы Скандинавских витязей, отправляясь в Россию и в Грецию искать счастия, могли именовать себя Варягами в смысле союзников или товарищей. Сие нарицательное имя обратилось в собственное»)

Цель теории - показать неполноценность славянских народов (теория в период создания отвечала интересам династии Романовых). Крайним проявлением концепции является утверждение, что из-за неполноценности славяне не могли создать государства, а затем без иноземного руководства не могли управлять им. В 30-е годы ХХ века эта версия была пересмотрена: она была использована Гитлером как практическое руководство к захватническим действиям. Доказывалась неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, выдвигался тезис об организующей роль немцев в Польше, Чехии, Руси. Сейчас усиления антирусской пропаганды активизировалось – в современной западной литературе ряд авторов эксплуатируют версию об отсталости русского народа, о создании русского государства выходцами из стран Запада. Делаются попытки связать теорию с современностью, спекулируя трудностями экономического, политического и социального развития России.

Против этой теории выступил Ломоносов, которому императрица Елизавета поручила написать историю России (Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», а руссы – славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. Есть указание о том, что при византийском императоре Михаиле (852 год) уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях говориться, что варягов приглашали все северные племена, в том числе Русь.

Опровержения норманнской теории:

Ø По уровню развития славяне в IX веке стояли выше варягов, поэтому заимствовать опыта у них не могли.

Ø Государство не может организовать один человек, так как государство - продукт долгого развития общества.

Ø Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» ( «sine hus» - «свой род» – Синеус) и верной дружиной ( «thru waring» - «верная дружина» – Трувор). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».

Ø Следов варяжского влияния в России не осталось (на 10 тысяч км2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию – 150).

Ø ПВЛ создана в начале XII веков и в оригинале не дошла. Известный список содержит много противоречий; летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Вот уже в течение двух с лишним веков идут споры между представителями норманнской и антинорманнской школ в истории. В настоящее время их позиции сблизились, но это сближение вовсе не является свидетельством утверждения истины - как та, так и другая концепции оказались тупиковыми, кроме того, существуют еще и другие мнения.

Ñ М.Н. Тихомиров и Д.С. Лихачев: запись о призвании варягов князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Византию и Русь.

Ñ А.А. Шахматов: варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг, а в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о племени русь.

Ñ В.А. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в IХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко.

Ñ Протоиерей Лев Лебедев: «в IV-VII веках происходило известное нам формирование первой русской государственности - культурно-политическое объединение племенных союзов полян и северян под общим главенством племени «рус» с княжеской династией кривичей». Этот вывод интересен тем, что корень «крив» соответствует сегодняшнему названию «русский» у соседей кривичей - латышей.

Ñ А.Т. Фоменко, С.И. Валянский и Д.В. Калюжный считают, что вся история с призванием варяжских дружин – поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации древнейших летописей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю. Русь было не первым государственным образованием у восточных славян, славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.013 с.)