Система органов власти Киевской Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов власти Киевской Руси.



Глава государства - Великий князь (от тюркского «коган» или немецкого «konig»), являвшийся сюзереном по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы Великого князя в то же время были и сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Отношения между Великим князем и удельными князьями строились по принципу «сюзеренитета – вассалитета», то есть феодальной зависимости. Великий князь был обязан защищать и помогать вассалам, которые должны были служить Великому князю. Взаимоотношение Великого и удельных князей закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности сторон.

Статус Великого князя. Великий князь являлся главой Киевской Руси, глава рода Рюриковичей – глава государства. В руках князя находилась вся полнота власти:

Ø законодательная (принятие нормативных актов - Русская Правда);

Ø судебная (верховная судебная инстанция);

Ø исполнительная (верховное управление в государстве; назначение должностных лиц, наместников; ведение внешней политики; решение вопросов войны и мира; ведение финансовой политикой; управление вооруженными силами);

Таким образом, отсутствовал принцип разделения властей.

Порядок перехода престола регламентировался нормами обычного права, он мог быть:

§ незаконным (захват престола);

§ законным (наследование; избрание; приглашения). После смерти монарха престол передавался его детям (общие принципы наследования), но существовало две формы передачи по наследству:

· принцип первородства (по мужской нисходящей линии; от отца к старшему сыну);

· лествичный принцип (старшему в роде); этот принцип действовал в случае пресечения мужской нисходящей линии. Подчас племянник оказывался старше дяди, а его претензии на престол не менее основательными.

Плюсом лествичной системы является консолидация в сложной обстановке всего рода; минусом - отсутствие и слабость личного характера верховной власти, отсутствие монархической идеи.

Женщины к престолу не допускались, могли быть лишь регентами при малолетних сыновьях (совершеннолетие князя наступало в 15 лет).

Власть князя была ограниченной, этими ограничительными органами были:

1. Совет при князе формировался Великим князем из городской верхушки, старших дружинников, знатных бояр (с принятием христианства в Совет при князе вошли представители высшего духовенства). Совет не имел отдельных от князя функций; был временным органом, собирался в случае необходимости для решения наиболее важных вопросов.

Совет - законосовещательный орган, однако существовало правило, что Великий князь не может принять решения без его согласия. Также этот Совет мог являться регентом при малолетнем князе, а в случае вакантного престола, занимался подбором кандидатуры для обсуждения на вече; решал вопросы объявления войны, заключение мира, союзов, издания законов, финансовых вопросов, судебных дел.

2. Вече (Народное собрание) является пережитком родоплеменной демократии. В каждом княжестве существовало свое Вече, однако общегосударственным считалось Киевское. Вече формировалось из представителей различных категорий населения города и окрестностей; в работе могли принимать участие только свободные мужчины, главы семьи, однако решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка. Работа вече начиналась по звону колокола.

Вече было временным органом, созывалось князем или феодальной верхушкой по мере необходимости. Вече решало вопросы войны и мира; выбирало или изгоняло князей; являлось законодательным, судебным и финансовым органом; утверждало кандидатуры должностных лиц; вело внешнюю политику. Решения на вече должны приниматься единогласно, голосование проходило путем вставания. Вече по мере развития феодализма исчезло, сохранилось только в Новгороде.

3. Снем. Феодальный съезд князей, в котором каждый князь являлся феодалом, то есть имел свою вотчину, в рамках которой осуществлял свои полномочия. Снем созывался Великими князьями для решения наиболее важных вопросов; они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья. Решения Снема приравнивались к решениям Великого князя.

Функции: принятие законов; распределение земель; решение вопросов войны и мира; охрана границ и торговых путей. Первым снемом можно считать Съезд князей в Любече в 1097 году, который, имея ввиду объединение усилий в борьбе с врагами, признал независимость удельных князей («каждый пусть держит отчину свою»). Снем 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов. Снемы прекратили свое существование к ХΙΙ веку, так как усилилась борьба между князьями; их отсутствие привело к раздробленности.

 

Десятичная система управления. Во времена «великого переселения народов», миграции варварских племен в Европе, определяющим признаком была принадлежность человека к тому или иному племени, роду. Смешение этих образований в процессе миграции потребовало установления другого критерия для определения групп (прежде всего военных образований), им стало число. Передвигающиеся массы людей подразделялись на десятки, сотни, тысячи. Это было необходимо для эффективного управления и руководства людьми.

Постепенно численная система управления из собственно военной сферы переносится в сферу административного управления. Осевшие на земле и занимающие определенную территорию племена и роды, дают ей свое название («земля полян», «земля древлян»). Вместе с тем для удобств территориально-военной организации («военного учета»), сбора налогов территория делится на «сотни», «десятины», то есть осуществляется административное деление.

Руководителям административно-территориальных округов присваиваются звания «десятских», «сотских» (звание сохранится на Украине в XVΙΙ-XVΙΙΙ веках), «тысяцких» (высшее должностное лиц в Новгороде XΙΙΙ-XΙV веках). Первоначальное значение десятичной системы утрачивается тогда, как родоплеменные отношения уступают место территориальным, когда людей объединяет не родство, а проживание на одной территории и подчинение одной власти.

Дворцово-вотчинная система вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Лица, состоящие при дворе Великого князя, осуществляли управление во дворце и одновременно осуществляли государственное управление - формировалась система придворных должностей: казначей; конюший (выполнение поручений князя; судебные и финансовые функции; участие в посольствах; командование конницей); вирник (сбор виры); мечник (исполнение судебных решений); ябедник (судебный обвинитель); стольник (организация снабжения княжеского двора продовольствием); постельничий; мытник (сбор торговой пошлины); дворский (ведал всем княжеским хозяйством); данщики (сборщики дани); пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей — «пятно»); воевода — командующий всеми вооруженными силами княжества.

Система местного управления была проста: кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники, посадники, тиуны и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а «кормились» за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI веке).

Вооруженные формирования

1. Войско Великого Князя – общегосударственное постоянное войско, делившееся на старшую и младшую дружины (они делились не по возрастному критерию, а по сроку службы). Старшие (бояре) занимали должности в системе государственного аппарата (Совет при Князе, Снем). За свою службу они получали землю, то есть переходили в категорию землевладельцев. Представители младшей дружины назывались отроками; со 2 половины XI века начинает употребляться термин детские, а также гриди (скандинавский по происхождению термин, распространение получил только на севере Руси).

2. Войско Руси формировалось через сбор ополчения. В это войско могли входить воины бояр, свободное население, наемники (половцы, тюрки, варяги). Это было временное войско, создавалось и распускалось по мере необходимости.

3. Наемное войско могло входить в состав рати, формировалась за счет кочевых племен степей и северных соседей восточных славян.

Судебные функции осуществляли все органы власти и управления (князь, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Высшей судебной инстанцией был Великий князь; разбор сложных дел князь проводил на Совете или Вече; отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.

Существовали суды общей и специальной юрисдикции:

1. Суды общей юрисдикции рассматривали любую категорию дел в отношении любой категории населения; они делились на высшие (князь), центральные (должностные лица) и местные (органы местного управления и самоуправления: суд общины, наместника, бояр) суды.

2. Суды специальной юрисдикции были представлены церковной юрисдикцией, они рассматривали особую категорию дел (преступления против веры, церкви, нравственности и семьи); дела в отношении церковных людей (лица, кормящиеся от церкви и церковнослужители).

 

Система налогов

Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей Великого князя и его окружения требовали немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установилисистему налогов. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом.

Уплата дани стала признаком подчинения («подданный», то есть находящийся под данью). Дань собиралась путем полюдья: князья, обычно один раз в год, объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось: 945 год – убийство князя Игоря древлянами за чрезмерные поборы; это заставило княгиню Ольгу упорядочить налогообложение: установлен размер дани (УРОК); срок сбора дани (УСТАВ), место сбора дани (ПОГОСТ); места, где останавливалась дружина, когда собиралась дань (СТАНОВИЩЕ).

Население платило налоги мехами, которые были своеобразной денежной единицей. Ценность их как платежного средства не исчезала даже тогда, когда они, сохраняя княжеский знак, теряли товарный вид. Использовалась и иностранная валюта, переплавлявшаяся в гривны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.031 с.)