Устав князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устав князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых.



Ø Фиксирует соотношение власти в Новгороде – между епископом, князем, городской верхушкой.

Ø Установление церковной десятины.

Ø Увеличение юрисдикции церкви за счет Светкой власти.

Ø Определен перечень дел и лиц, подсудных церкви.

Ø Меры и весы – у епископа, определено суровое наказание за их изменение.

Ø Незаконные дети и жены могли получить часть наследства.

Каноническое право – церковное законодательство; международное право (содержало общие нормы для всех христианских государств). Русское церковное законодательство заимствовало нормы византийского права. Каноническое право содержало: нормы из священного писания – Библии, Ветхого и Нового Завета; правовые заповеди, выработанные церковной властью.

В Своде законов патриарха Иоания Схоластика (VΙ век) систематизировались церковные правила, установленные Соборами, а также царские законы, касающиеся Церкви. Церковные и гражданские постановления во многих сборниках объединялись между собой по сходству содержания – такие книги получили название Номоканонов («единые правила»). В конце ΙX века наиболее известным стал Номоканон патриарха Фотия, в котором параллельно церковным правилам были подобраны статьи и комментарии к ним из Кодекса и Новелл Юстиниана. Свод и Номоканон появились на Руси в XΙ-XΙΙ веке, получив название Кормчей книги («кормчая» - «руководящее, направляющее»). Перевод Номоканона был сделан Святым Мефодием в ΙX веке.

Значительное влияние на усвоение церковного законодательства Русью оказал Закон судный людем, компилированный из различных византийских источников.

В XΙΙ-XΙΙΙ веках к основному тексту Номоканона прибавляются положения русского права (Русская Правда) и новых источников канонического, церковного права. В XΙΙΙ веке формируется путем компиляции многочисленных источников церковного правка, новая Кормчая книга митрополита Кирилла ΙΙ. Наряду с церковными правилами Книга содержала императорские законы и новеллы.

Как церковные, так и гражданские законы, содержавшиеся в византийских церковных книгах, воспринимались русским правом избирательно, с оговорками, применительно к местным национальным условиям. Содержавшиеся в Кормчих отрывки из Эклоги (свод семейного и гражданского, отчасти – уголовного права VΙΙΙ века) и Прохирона (свод законов ΙX века, созданного на материалах кодификации Юстиниана), интерпретированы применительно к русским условиям (замена членовредительства денежным взысканием, а уголовных – церковными). Как влияние византийского права, так и факты его приспособления, адаптации к местным условиям весьма заметны в содержании РП и церковных уставов Владимира и Ярослава (конец X – начало XΙ века).

Кормчая («Книга, глаголемая Кормчая, рекше правило закону греческим языком – номос канон») дошла до нас во множестве списков и состав ее по этим спискам большею частью не одинаков, но, тем не менее, все статьи, входящие в нее, можно разделить на шесть разделов.

В 1 разделе русских Кормчих помещается «Слово о святых вселенских соборах, где, когда и почему который собор был собран» - краткая история вселенских соборов без изложения их правил.

Во 2 разделе излагаются правила апостольские и отеческие по толкованию дьякона Алексея Аристина, законохранителя и эконома константинопольской церкви, известного византийского законотолкователя XII века. Эти изложения начинаются приведением текстов апостольских правил и их толкованием, затем следуют правила соборные и их толкование.

3 раздел составляют «Правила Василия Великого» относящиеся к церковным законам. Эти 91 правило собраны из разных посланий Василия Великого.

4 раздел составляют церковно-гражданские законы греческих императоров. В наших Кормчих они известны под следующими названиями:

1. «Заповеди царя Юстиниана, или от различных титл, рекше граней, царя Юстиниана новых заповедей главы избранны различны». В этой части приводились извлечения сделанные патриархом Фотием из Юстиниановых новелл.

2. « Юстиниана царя 6 собора узаконения, коего подобает поставляти в епископы и клирики». В этой части приводился отрывок из Юстиниановой новеллы о поставлении епископов и клириков.

3. «От книг божественных повелений блаженныя кончины Юстиниана различныя заповеди, правил 87». Сборник, приписываемый Иоанну Схоластику, в котором помещены законы о церковном управлении и имуществе.

4. «Леона царя премудраго и Константина вернаго царю главизны о совещании обручения и о образех и о инех различных винах». Так названа в русских Кормчих эклога императора Льва Исаврянина и Константина Копронима, изданная в 739-741 годах. В ней приводятся законы о браке и гражданских обязанностях брачующихся, помещены узаконения об опеке, об освобождении рабов, о займах, о залогах, о дарах, о завещаниях, о наследстве без завещания, о наймах, о свидетелях и о разных преступлениях.

5. «Законы градскаго главы различны в 40 гранях» - перевод статьи Прохирона Василия Македонянина.

6. «Новая заповедь царя Алексея Комнена». В ней говорится об уравнении брака рабов, с браками свободных, именно – чтобы браки между рабами совершались по тем же церковным правилам, как и браки свободных.

7. «Царя Алексея Комнена от новых заповедей». В ней помещены законы о браках.

8. «Изложение бывшаго церковнаго соединения при Константине и Романе в лето 6428» - постановления о третьем и четвертом браках: 4-ый брак отвергается, а для 3-го назначаются годы, старше которых брак не возможен.

9. «Об усыновлении и братотворении, о браке и степенях родства, воспрещающих супружество» - статьи византийского происхождения; не найдены в подлиннике, лишь отрывками встречаются в напечатанных работах.

10. «Избрание от закона Богом даннаго Израильтяном Моисеем о суде и правде». Приводятся извлечения из Моисеевых книг: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, а также извлечения из гражданских законов.

11. «Судебник царя Константина»более известный, под названием«Закон Судный людем».

5 раздел в русских Кормчих содержит различные церковные и гражданские законы русских князей. Сюда включают:

Ø «Устав Владимира, крестившего Русскую землю, о церковных судах и десятинах»,

Ø «Правило о церковных людях, о десятинах и о судах епископских, о мерилах градских и о прочих вещах»,

Ø Устав Ярослава «о судах церковных»,

Ø «Суд Ярославль Володимирович Правда Русская»,

Ø Устав князя новгородского Святослава о десятинах.

Здесь же приводятся и законодательные памятники созданные русским духовенством:

1. «Слово святых отец 165 о обидящих церкви святыя» - говорится о наказаниях за похищение церковных вещей, за грабежи монастырей и церковных имений, за церковные мятежи. Это очень древний документ, скорее всего современник Русской Правды, но он явно не русского происхождения, так как на Руси не существовало наказания сожжением, которое предусматривается за церковный мятеж.

2. Далее помещены статьи «о послусех» - узаконяется норма не принимать в свидетели еретиков,,рабов, только в крайности, за недостатком свидетелей из свободных, в незначительных тяжбах принимать свидетелем боярского тиуна, который был рабом только по должности, и закупа.

3. «Вопрошение князя Изяслава, сына Ярославова, игумена печерского Феодосия о Латыне» (Латинской церкви). Приводится перечень обрядов и правил, которыми латинская церковь отличается от греческой. Феодосий убеждает Изяслава строго держаться правил православной церкви, но и быть милостивым к иноверцам.

4. «Вопросы Кирика к епископу новгородскому Нифонту» - различные вопросы церковного устройства.

5. «Иоанна, митрополита русскаго, нареченнаго пророком, правило церковное к Иакову Черноризцу» - 9 правил отражающих положение общества и характер церковного и гражданского устройства Руси того времени:

§ Больных младенцев крестить до 6 недель от рождения, не дожидаясь пока они выздоровеют; запрещалось есть звероядину и удавленину; предписывалось соблюдать посты, не иметь двух жен, не прибегать к волхованию и чародейству.

§ Священник обязан подчинятся своему архиерею.

§ Запрет на поставление в поддьяконы и дьяконы неженатых.

§ Описано устройство церкви.

§ Разрешено поставлять в священники того, кто поступил в монастырь, разведясь с женой.

§ Требование к князьям, чтобы они не выдавали дочерей в чужую землю за иноверцев.

§ Разрешало священникам входить в церковь и совершать богослужения в овчинном платье “ради холода”, и предписывало священникам, чтобы они не позволяли своим прихожанам приносить жертвы воде, болотам, бесам и жить с женами без церковного венчания.

§ Повелевает священникам отлучать от церкви, не покоряющихся им в правилах жизни прихожан.

§ Запрещает священнослужителям присутствовать на бесчинных пирах, продавать холопов-христиан иноверцам, определяет степени родства, при которых не допускается брак, запрещает монахом жить вне монастырей и устраивать пиры в монастырях и, наконец, чтобы священники не носили богатых одежд.

6. «Послание того же Иоанна, митрополита Русского к папе, архиепископу римскому о опресноках». В этом послании Иоанн убеждает папу отказаться от разногласий с православной церковью.

7. «Кирилла, епископа Туровскаго сказание о Черноризском чину» - приведены правила монастырской жизни.

8. «Исправление архиепископа новгородского Илии с белгородским епископом о забытии вина, иже не влити при службе».

9. «Послание Германа, патриарха константинопольского и с ним 6 греческих митрополитов к русскому митрополиту Кириллу 1-му о непосвящении рабов в духовный сан».

10. «Правило Кирилла митрополита и епископов, сшедшихся на постановление владимирского епископа Серапиона» - эти правила предписывают чтобы епископы не поставляли в священники, дьяконов и игуменов «на мзде», чтобы до поставления собирали справки о лицах ищущих поставления, чтобы поставления не проводились тайно, запрещалось поставлять пришедших из другого города и рабов не получивших свободы, требовалось поручительство за поставляемого его духовного отца и 7 священников, устанавливался минимальный возраст поставляемого (в дьяконы 25 лет, в священники 30 лет), предписывалось крещение везде проводить одинаково, запрещались языческие игры в праздничные дни («бой дрекольем») и отказывалось в христианском погребении убитым в таких боях, устанавливаются правила богослужения.

11. «Поучение к попам» Кирилла, включающее «обращение к князю», которого Кирилл называет сыном Невского, и напоминает ему о соблюдении десятины и суда церковного, узаконенных в уставе Владимира.

12. Вопросы, предложенные Константинопольскому собору Феогностом, епископом Сарским и Подонским в 1301 году. Касаются в основном чина священослужения.

13. «Правила Максима, митрополита русского (написанные в 1305 г.), о среде и пятнице, о мясопусте и о законном браце».

14. Грамота Великого князя Василия Дмитриевича митрополиту Киприану о судах церковных, дана в 1403 году. Этой грамотой князь подтверждает все права церкви по Номоканону и по уставам Владимира и других князей.

15. Постановления Великого князя Ивана Васильевича, изданные по совещанию с митрополитом Симоном.

16. Кроме перечисленных, в некоторые списки Кормчей включались церковно-юридические статьи, относящиеся к западной и литовской Руси.

В 6 разделе Кормчей помещались статью не юридического содержания, греческие и русские:

§ «Речь жидовского языка, переложенное на русское, неразумное – на разум»,

§ «Князя Владимира о крещении Русской земли и похвала ему»,

§ «Беседа полоцкого князя Костянтина с епископом о тиуне».

Состав Кормчих, хотя и носит на себе более или менее одинаковый характер, по преимуществу – характер юридического сборника, но, тем не менее, он очень разнообразен. В Кормчих русское духовенство, а может быть и князья, видели общий юридический кодекс законов не только церковных, но и гражданских. К ним обращались для решения юридических вопросов - церковных и светских.

 

Статьи «Кормчей» регламентируют систему церковного управления; иерархию (церковь имела епархии и епархиальное управление, которыми руководили епископы, они в свою очередь подчинялись митрополиту); правила вероисповедания (правила соблюдения постов, порядок общения с иноверцами, почитание святынь, запрещение употребления мертвечины); определяет преступления против веры (неблагочинье; блудство; пиры в монастырях; язычество); а также регулирует сферу брачно-семейных отношений (условия и порядок заключения брака; права и обязанности супругов).

Кормчая действовала до XV века; часть ее статей вошли в церковные уставы.

 

 

Церковь

Духовенство делилось на белое и черное. Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, деревень, осуществление суда по специальной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). Церковное землевладение возникло из княжеских пожалований, они также включали челядь, страдников, изгоев. Формировалось достаточно автономное «церковное общество», защищенное привилегиями освобождение от уплаты податей и исполнения повинностей, право на получение десятины) и иммунитетами (особый суд, собственная администрация). Общее право и княжеская власть не вторгались в эту сферу.

В качестве митрополии Константинопольского патриарха РПЦ осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий. Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались различными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже – ханами. Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между РПЦ и государством, предоставляя церкви различные льготы.

Церковь была отделена от государства и обладала самостоятельностью:

Ø Церковь принимала нормативные акты – церковное законодательство.

Ø Органы церковной власти формировались самостоятельно.

Ø Церковь обладала большим количеством земли, на которых обладала всей полнотой власти.

Ø Существовала гармония между светской и духовной властью: церковь с помощью учений проповедовала подчинение великокняжеской власти всех категорий населения (теологическая теория), так как князь – наместник Бога на земле, то есть представитель божественной власти.

Ø Церковь принимала участие в работе Снема (высшее духовенство), так как проповедовала согласительную политику между князьями и была против усобиц.

Ø За поддержку церкви Великий князь платил церковную десятину. Порядок уплаты десятины регламентировался церковными уставами князей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.131.164 (0.034 с.)