Двинская и Белозерская Уставные грамоты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двинская и Белозерская Уставные грамоты.



В грамотах,которые вручались наместникам,определялись их судебные и административные полномочия.В них устанавливались размер «корма» наместника,судебные пошлины и уголовные штрафы,а также определялись отношение судебной власти наместника к центральному суду и состав лиц наместничьего управления.В уставных грамотах содержались и нормы уголовного права,в них присутствовала законодательная регламентация применения смертной казни и телесных наказаний.Двинская грамота подразделялась на несколько частей:о видах суда по уголовным преступлениям,порядке суда,подсудности и торговых пошлинах.Двинская грамота закрепляла разные судные пошлины.Она устанавливала неприкосновенность местного суда.Даже великокняжеские приставы не могли вмешиваться в суд наместника. Это было привилегией двинян,у которых наместниками становились лица,выбираемые из двинян.Двинская уставная грамота 1397 года впервые ввела смертную казнь через повешение и обязанность общины выдавать убийцу наместнику,выделила посул уже как взятку,противопоставила умышленное убийство неумышленному,в светском законодательстве определила новый вид преступления- оскорбление словом,ужесточила ответственность за кражу совершенную третий раз. Она также предусматривала ответственность наместников перед центральной судебной властью за злоупотребление и пренебрежение своими полномочиями. Белозерская уставная грамота 1488года определяла виды,размеры и порядок взимания кормов наместниками и волостелями. Текст грамоты можно разделить на 4 части. В 1 части говорилось о пошлинах наместников и их судей.Во второй части шла речь о порядке суда наместников и о судебных пошлинах, закреплялось необходимость участия в наместничьем суде дворских,старост и лучших людей. Третья часть содержала порядок взимания пошлин в пользу наместника за выдачу девиц замуж. В 4-ой говорилось о праве Белозерцев жаловаться великому князю на произвол со стороны наместников.


^ 12.Структура и правовое положение населения единого московского гос-ва.

1. Класс феодалов подразделялся на неск.разрядов:служилые князья,бояре,слуги вольные и дети боярские.Высший разряд составляли служилые князья,поступившие на службу к великому князю и потерявшие свою самостоятельность.Бояре-наиболее крупные и влиятельные землевладельцы,занимавшие командные посты в гос-ве.С 15 века боярство стало придворным чином и лишалось права свободного отъезда.Дворяне формировались из «слуг под дворским». Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства.Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь.Духовенство делилось на белое(служители церкви)и черное(монастырское).2. Городское население. Города делились на две части:собственно город и торгово-ремесленный посад.Соответственно этому делилось и население.В крепости жили представители княжеской власти,гарнизон и слуги местных феодалов.На посаде селились ремесленники и торговцы.Благодаря улучшению экономического положения,из торговых людей начинают выделяться наиболее состоятельые группы,имеющие привелегии-гости(купцы ведущие иноземную торговлю),сурожане(купцы ведущие торговлю с Крымом) и суконники(купцы,торговавшие тканями).3. Сельские жители. Крестьяне делились на два разряда:чернотяглых(жили на земле великого князя и на земле удельных князей и платили дань)и владельческих(жили на землях церковных и светских феодалов).Крестьяне-старожильцы-это крестьяне издавна живущие на земле своего феодала.Серебренники-это крестьяне,взявшие в долг у своего феодала деньги и обязанные за это работать на него.Половники-это крестьяне-общинники,передававшие феодалам свои участки земли.За право пользоваться землей они отдавали половину урожая.Бобыли-обнищавшие крестьяне,которые за жилье платили оброк или работали на земле господина.Холопы были собственностью феодала и могли быть проданы,переданы по наследству.К15 вв.выделилось неск.групп холопов:большие(верхушка холопства,княжеские и боярские слуги,тиуны и ключники),полные и докладные(работали в хоз-ве феодалов в кач-ве прислуги,ремесленников и землепашцев)


^ 13.Органы власти и управления единого Моск.г-ва

Возглавлял Русское государство великий князь-государь всея Руси.Он возглавлял иерархию, стоявшую также из удельных князей и бояр. По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.В состав Боярской думы входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др. В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.Начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный Ямской и другие приказы.Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу он имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. В начале XV1 в учреждаются новые дворянские и земские органы – губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.Церковь явл.одним из крупнейших землевладельцев.После учреждения в 1589г.патриаршества русская церковь получила полную самостоятельность.


^ 14.Внешняя хар-ка Судебника 1497г.,судоустройство

Судебник 1497 г. — первый общерусский свод законов — был утвержден великим князем Иваном III и Боярской думой в сентябре 1497 г. Судебник основывался на нормах Русской Правды, Псковской судной грамоте, нормах обычного права, уставных грамотах и судебной практике.Судебник преследовал две главные цели:1.распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства;2.ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей.Для содержания Судебника характерны следующие особенности: 1.нормы права излагались без четкой системы;2.открыто закреплялись привилегии господствовавшего сословия;3.устанавливалось неравное положение зависимых сословий.Усложнили систему наказаний и выработали новые цели наказания — устрашение и изоляция преступника.Высшей мерой наказания являлась смертная казнь, но она могла быть отменена помилованием государя.Судебник вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись специальными грамотами, существовало понятие исковой давности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой.В качестве доказательств выступали: собственное признание, присяга, свидетельские показания, письменные документы (грамоты, договоры и т. п.).Развивается система обжалования судебных решений. Решения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую думу или великому князю.За подачу иска в суд, получение судебного решения, розыск ответчика и т. д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев населения обращение в суд было малодоступным делом.Вторая форма судебного процесса — розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступлениям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки.


^ 15.Органы власти и управления в период сословно-представит.монархии.

Создание централизованного Русского гос-ва способствовало укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI—XVII вв. феодалы постепенно объединялись в единое сословие, было завершен» всеобщее закрепощение крестьян.В середине XVI в. происходящее социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства в сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия.Начиная с 1547г. глава гос-ва стал именоваться царем. Изменение титула преследовало следующие политические цели: укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей, так как титул царя передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок избрания царя на Земском соборе.Царь как глава гос-ва обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы.В середине XVI в. царь Иван IV Грозный провёл судебную, земскую и военную реформы, направленные на ослабление власти Боярской думы и укрепление государства. В 1549г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись доверенные лица, назначаемые царем.Централизации гос-ва способствовала и опричнина. Ее социальной опорой было мелкое служилое дворянство, пытавшееся захватить земли княжеско-боярской аристократии и усилить свое политическое влияние.Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем все важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии.Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу. Освященный собор (высший коллегиальный орган православной церкви) и выборных представителей от дворян и городского населения. Противоречия, которые существовали между ними, способствовали усилению власти царя,Земские соборы решали основные вопросы государстве ной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопрос обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.


16.Стоглав-внеш.хар-ка.Семейно-брачн.право.

Стоглав 1551г-результат законодательной деят-ти собора,созванного по инициативе прав-ва с целью проведения церковной реф-мы.Помимо церковного законодательства он содержал нормы,относившиеся к сфере гос-го,уголовного,семейного и гражданского права,обеспечивавшие усиленную защиту интересов духовного сословия. Постановления собора провозгласили неприкосновенность церковного имущ-ва,исключительную подсудность духовных лиц церковному суду,отменили жалованные грамоты,устанавливавшие подсудность духовных лиц царю.На соборе были приняты нормы внутрицерковной жизни,способные повысить общеобразовательный и моральный уровень лиц духовного сословия.Источник Стоглава-Библия,Церковный Устав и различные канонические сборники.Семейное право в 15-16вв основывалось на нормах обычного права.Юридич.последствия мог иметь только церковный брак.Возраст вступления в брак устанавливался 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин.Закон допускал для одного лица лишь 3 брака.Разрешение на брак давалось епархиальным архиереем.Основной причиной прекращения брака стала физическая смерть,для расторжения-прелюбодеяние,длит.отсутствие одного из супругов,неспособность мужа к супружеской жизни,бесплодие жены,длит.тяжелая болезнь.Стоглав закреплял власть мужа над женой.Она должна была везде следовать за ним.Муж имел право наказывать ееОбоим супругам закон предоставлял право распоряжаться брачной судьбой своих детей и право отдавать их в монастырь и в услужение.На имущественные права супругов большое значение оказало обычное право.Закон устанавливал общность имущ-ва супругов,но запрещал мужу распоряжаться приданным жены без ее согласия.Если при заключении брака муж входил в дом жены,то обязанность приносить приданное ложилась на него.После смерти мужа жена отвечала по его долгам всем своим имущ-вом.


 


^ 17.Служилое «сословие»в 17в-структура,прав.статус

Служилое сословие делилось на 2 группы:1.служилые люди по отечеству(бояре,дворяне и дети боярские),за службу получали земельные и денежные оклады.2.служилые люди по прибору(стрельцы,пушкари,городовые казаки,казенные мастера),за службу получали небольшое жалование,иногда земел.наделы..В 17в.начался процесс консолидации классов феодалов.Дворяне все более укрепляли свои позиции и оттесняли бояр во всех сферах.По Соборному уложению покупать свободные земли могли только дворяне и дети боярские.Было запрещено «холопить» дворян.Бояре могли распоряжаться принадлежавшей им вотчиной.Защищая класс феодалов,Соборное уложение запрещало покупать вотчины «боярским людям» и «монастырским слугам».Дети боярские занимали низшие должности по службе,преимущественно на границах гос-ва,где и получали поместья.В придворной службе занимали должности конюхов,псарей и т.п,в гражданской-приказных,рассыльных,приставов на заставах и т.п.Основная масса служилых по приборву записывалась в полковые списки и выход из служилых был запрещен.За службу они освобождались от всех податей и могли беспошлинно заниматься разными промыслами в определенных законом размерах.Значительный разряд служилых людей по прибору составляли стрельцы.Высший разряд составляли стремянные стрельцы,которые составляли государеву стражу.Стрелецкая служба была пожизненной и только в рез-те ранения или болезни можно было уйти с нее.Стрельцы в городах получали казенные дворы,казенное оружие,денежное жалование и хлебную дачу,а в случае войны подводы или деньги на подъем.Начальники стрелецких полков называлимсь головами,впоследствии-полковниками.За головами следовами:сотники,пятидесятники и десятники.За стрельцами следовали пушкари,городовые казаки,плотники и кузнецы.Служба их была преимущественно гарнизонная и крепостная.


^ 18.Этапы юридического оформления закрепощения крестьян в 15-17 вв.

Прикрепление крестьян к земле началось в XIV в. в междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга черно-тяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось на обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода) Это положение было развито в Судебнике 1550. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50—90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян. Прикрепление развивалось двумя путями — внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты). Крепостное состояние стало наследственным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по широкому кругу дел, несли имущественную ответственность по долгам своих господ.Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявлялась в институте холопства. Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.С конца XV в. кабальное холопство вытесняет холопство полное. Одновременно расширяются юридические права этой категории крестьян: участие их в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде. Кабальное холопство, вместе с тем, превращалось в форму зависимости, которая стала с XVI в. распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость, при этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.


^ 19. «Соборное Уложение»1649г-внешняя хар-ка.

Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта представителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места.Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Позднее Уложение было дополнено Новоуказными статьями.Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей.Все главы можно разделить на 5 групп:1.государственное право.2.устав судоустройства и судопроизводства. 3.вещное право.4.уголовное право.5.положение стрельцов и городовых казаков. В нем систематизировано и обновлено все российское законодательство, наметилось разделение правовых норм по отраслям и институтам. Уложение открыто закрепляло привилегии господствовавшего сословия и устанавливало неравное положение зависимых сословий.В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха.С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.Главное внимание уделялось судопроизводству и уголовному праву. Более детальной регламентации были подвергнуты формы судебного процесса: обвинительно-состязательная и розыскная. Выделялись новые виды преступлений. Целями наказания.стали устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества. Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.


^ 20.Зарождение и развитие розыскного(инквиз) процесса в 15-17 вв.

Зарождение розыскного процесса происходит еще в период феодальной раздробленности с созданием Новгородской и Псковской судных грамот.При розыскном или инквизиционном процессе дело начиналось либо по инициативе самого гос-ва,либо по оговору кого либо.Состязание сторон заменялось допросом обвиняемого со стороны судьи.Для розыска «лихих» людей и опред-ния репутации подсудимого назначался повальный обыск,т.е.опрос «добрых»людей.При розыске использовались также расспрос и пытка.Дела могли быть прекращены или приостановлены только по усмотрению суда.Приговоры и решения не подлежали обжалованию и приводились в исполнение самими органами суд.власти.Высшим судебным органом являлся суд царя.Судебной властью обладали приказы,каждый в сфере своей деят-ти.Местные судебные органы-это губные и земские учреждения и воеводы.Складывалась вотчинная судеб.с-ма-суд феодалов над крепостными.Особо существовал церковный суд.Кроме обычного судебного проц-са(обвинительно-состязательного)в Уложении закреплялась и др.форма-розыск.Этот процесс начинался самими суд.органами.Примирение сторон не прекращало следствия.Суд вел дела о грабежах,разбое,кражах, религиоз.и полит.преступлениях.Основн.видами доказательств при розыске явл:собственное признание(для получения которого примен.пытка),показания свидетелей,повальный обыск.Применялся наговор.Оговоренного подвергали пыткам.Наказанием как правило была смертная казнь.Приговор выносился судьями,которые занимались судебными разбирательствами.


^ 21.Материальное уголовное право по Соборному уложению 1649 г.

Соборное уложение не дает понятия преступления, од­нако из содержания его статей можно сделать вывод, что преступлением является нарушение царской воли или закона. Субъектами преступления могли быть отдельные лица или группа лиц независимо от их сословной принадлежности. В случае совершения преступления группой лиц закон разделял их на главных и второстепенных (соучастников). Субъективная сторона преступления определялась степенью вины. По Уложению преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные.При характеристике объективной стороны преступления закон устанавливал смягчающие и отягчающие обстоятельства. К первым принадлежали следующие: состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или угрозой (аффект). Ко второй группе относились: повторность преступления, совокупность нескольких преступлений, раз­меры вреда, особый статус объекта и предмета преступления. Объектами преступления в соответствии с Соборным уло­жением являлись: церковь, государство, семья, личность, иму­щество и нравственность. Систему преступлений можно представить следующим об­разом: преступления против веры; государственные преступ­ления; преступления против порядка управления; преступле­ния против благочиния; должностные преступления; преступ­ления. против личности; имущественные преступления;преступления против нравственности. Система наказаний включала: смертную казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылку, конфискацию иму­щества, отстранение от должности, штрафы. Целями наказания были устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.


^ 22.Право собственности,обязат.и наслед.право по Соборному Уложению 1649г.

В Соборном Уложении дальнейшее развитие получили осн.институты гражданского права-право собственности,обязательственное и наследственное право.В 17в.сущ.след.виды феод.собственности:1.царский домен,(никем не занятые земли) 2.вотчины(родовые,купленные,жалованные,княжецкие).Поместье-условное землевладение за службу и им могли владеть только служилые люди.С развитием товарно-денежн.отношений стало оформляться залоговое право.Соборное уложение закрепило нормы залогового права на землю,на движимое имущ-во.Залоговые отношения прекращались погашением долга.Дальнейшее развитие получило обязательственное право.Должник по обязательствам отвечал уже не личностью,а своим имуществом,причем дети отвечали по долгам родителей,родители за детей,супруги друг за друга.В Уложении большое внимание уделялось договорам.Они заключалисьтолько письменно.Крупные сделки-в присутствии двух свидетелей.Предусматривалось наказание за невыполнение обязательств-неустойка.Уложение ввело институт поручительства за несостоятельного должника.Наследственному праву известно наследование по закону и по завещанию.Завещание оформлялось в письменной форме, подтверждалось свидетелями и представителем церкви. Воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин; родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону В круг наследников по закону входили дети, переживший супруг, в некоторых случаях и другие родственники.Родовые и жалованные вотчины наследовали сыновья, дочери наследовали только при отсутствии сыновей. Вдова получала часть вотчины на «прожиток», т. е. в пожизненное владение. Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами того же рода, к которому принадлежал завещатель. Поместья наследовали сыновья.

23.Законодательное оформление абсолют.монархии в России.

В конце 17в.еще в правление Алексея Михайловича начинает складываться абсолютная монархия. Для нее характерны следующие признаки;1вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;2.наличие профессионального бюрократического аппа­рата;3.создание сильной постоянной армии;4.отсутствие сословно-представительных органов и учреж­дений. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:1.абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;2.социальной опорой российского абсолютизма были кре­постническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с го­родами. Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось вмешательством государства во все сферы обществен­ной и частной жизни. Усиление роли государства также вы­разилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян. Идеология абсолютизма может быть определена как пат­риархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», ко­торый знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспи­тывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролиро­вать все сферы общественной и частной жизни.В уставе Духовной коллегии 1721г.под абсолютизм подводилась религиозная основа: «Монархов власть есть самодержавная,которым повиноваться сам Бог повелевает».


^ 24.Правовой статус дворянства в 18 веке.

В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное или потомственное дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет;один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Екатериной II также подтверждала свободу дворян от обязательной службы. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.


^ 25.Правовой статус духовенства в 18веке.

Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма и представляло собой значительную политическую силу. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, кот.осуществлял суд над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. Позже он стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.Во второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.


 

 


^ 26.Правовой статус городского населения в 18 в.

При Петре1 возросло кол-во городов,что вело к увеличению городского населения.Основу городского населения составляли «граждане»,кот.делились на регулярных и нерегулярных.Регулярные граждане(РГ), в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, Доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и избираемыми на них старшинами. Все лица работающие по найму и занимающиеся черной работой относились к нерегулярным гражданам.Права и обязанности гор.населения закреплялись в регламенте Главного магистрата. РГ имели право выбирать в органы местного самоуправления.Они могли заниматься ремеслом и торговлей,но должны были платить подати и выполнять повинности.При Екатерине2 гор.население было разделено на 6групп:1.настоящие гор.обыватели.2.купцы трех гильдий.3.ремесленники,записанные в цехах.4.иностранцы и иногородние гости.5.именитые граждане.6.остальные обыватели.Правовое положение гор.населения не было одинаковым.Гор.население по Жалованной грамоте получило право участвовать в выборах органов гор.управления


^ 27.Органы власти в 18веке.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы гос.управления— кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).За время своего существования высший совещательный орган сохранял широкие полномочия в различных областях гос.управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы гос.управления.В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: гос.финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.


^ 28.Центральное и местное управление в 18в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.031 с.)