Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, периодизация и теоретико-методологические основы курса ИОГП.

Поиск

Предмет, периодизация и теоретико-методологические основы курса ИОГП.

История отечественного государства и права – самостоятельная историческая и юридическая наука, изучающая процесс и причины возникновения российского государства, историческое развитие, государственный и общественный строй, государственное устройство и правовые институты, отдельные отрасли права и нормы, характеризующие правовую и государственную систему в конкретный период.

При изучении Истории отечественного государства и права выделяют:

Ø историю государства (устройство государства, государственные органы, механизм управления);

Ø историю права (процесс возникновения правовых систем, институтов, наиболее значимых правовых актов, возникновение и развитие отраслей права, кодификацию права).

ИОГП является одной из важнейших учебных дисциплин, закладывающих фундамент профессиональной подготовки юристов. Это одна из общетеоретических юридических дисциплин, вооружающая пониманием сущности государства и права, знанием процесса их возникновения и развития у народов на территории России.

Взаимосвязь ИОГП с другими науками:

ИОГП изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня и здесь органически стыкуется с действующим правом. То есть она занимается не только правом ушедшим, но и живущим. ИОГП интересуют конкретные политические и правовые явления, но, прежде всего она исследует фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, общих тенденций развития. В этом большое сходство ИОГП с ТГП. Разница же состоит в том, что если ТГП изучает общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций, то ИОГП занимается конкретным государством и правовой системой, существовавшей и существующей на территории России, их особенностями и характерными чертами. ИОГП использует обобщения, делаемые ТГП, и в то же время дает материал для таких обобщений.

Существуют связи ИОГП с ИГПЗС. Если ИОГП изучает возникновение и развитие государства народов России с древнейших времен, то ИГПЗС исследует становление и эволюцию государства и права за ее пределами.

Вместе с тем, ИОГП подготавливает студентов к изучению специальных дисциплин: Уголовное, Конституционное и Гражданское право; освещая развитие отраслей права в историческом аспекте и подводя к характеристике их современного состояния. Также ИОГП связана с Историей, поскольку является не только юридической, но и исторической наукой, так как изучает развитие государственно-правовых институтов по этапам их развития и опирается на конкретные исторические факты по истории России.

 

ИОГП - часть истории, но в то же время она является юридической наукой, так как объектом изучения является государства и право. Предметом науки ИОГП является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

 

Периодизация науки Истории государства и права России

Периодизация – хронологические периоды развития государственно-правовых институтов. Периодизация ИОГП связана с общей периодизацией Истории. Периодизация представляет собой специфический метод изучения предмета науки, изучая историю путем деления ее на отдельные периоды для наиболее полного изучения особенностей институтов права и государства в той или иной отрезок времени их существования.

Факторы, влияющие на процесс периодизации:

Ø Социальное развитие (классовая структура, наличие разногласий ми различными слоями общества);

Ø Экономическое и технологическое развитие (развитие экономики, степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства);

Ø Развитие государства (политический режим, форма правления, тип государства);

Ø Развитие права (появление и развитие отраслей права, изменение и появление институтов права);

Ø Внешнеполитическая обстановка;

 

Единообразной и однозначной периодизации государства и права России не существует, так как периодизация зависит от восприятия исследователя, который ее осуществляет. В настоящее время различают следующие периоды Истории отечественного государственного и права:

1. Древнерусское государство (Киевский период) – ΙX – середина XΙΙ века.

2. Феодальная раздробленность (Удельный период) – середина XΙΙ – начало XΙV века.

3. Период образования централизованного государства, возникновение и развитие русского права (вторая половина XΙV – первая половина XVΙ века).

4. Период сословно-представительной монархии (середина XVΙ – середина XVΙΙ века).

5. Период абсолютизма (вторая половина XVΙΙ – XVΙΙΙ век).

6. Период капитализма XΙX – начало XX века (до революции 1917 года). Этот период делят на дореформенный (1 половина XΙX века), реформенный (середина XΙX века) и пореформенный (конец XΙX века) периоды.

7. Буржуазно-демократический период (февраль – октябрь 1917 года).

8. Период создания советского государства и права (октябрь 1917 – июль 1918 года).

9. Советское государство и право в годы иностранной интервенции и Гражданской войны (1918-1920 годы).

10. Советское государство и право в годы НЭПа (1921 – конец 1920-х годов).

11. Советское государство и право в годы ломки общественных отношений (конец 1920-х годов – июнь 1941 год).

12. Советское государство и право в период Великой Отечественной Войны (июнь 1941 – май 1945 года).

13. Советское государство и право в период восстановления и развития народного хозяйства в первые послевоенные годы (1945 – середина 1950-х годов).

14. Советское государство и право в годы либерализации (середина 1950-х – середина 1960-х годов).

15. Советское государство и право в период кризис социализма (середина 1960-х – середина 1980-х годов).

16. Период перестройки (1985-1991 годы).

17. Развитие государства и права РФ на современном этапе.

Существуют и иные критерии

1. Смена столиц государства (Киевский, Московский, Петербургский период).

2. Смена титула главы государства (Княжеский, Царский, Имперский период).

3. В основе периодизации - тип государства и права, соответствующий определенной общественно-экономической формации, способу производства, типу производственных отношений и собственности. В соответствии с этим выделяются типы: Рабовладельческий, Феодальный, Капиталистический, Социалистический. (Первобытнообщинная общественно-экономическая формация не знала государства и права).

Каждый исторический тип государства и права имеет законы возникновения, развития и исчезновения. Смена общественно-экономической формации ведет к смене типа государства и права, эта смена происходит в результате социальной революции, перехода власти к новому классу, то есть меняется классовая сущность и возникает новый тип государства.

 

Теоретико-методологические основы.

Подходы: 1. Государство – центральный институт власти в обществе;

2. Классовый – ортодоксальный марксистский подход: государство - машина для угнетения;

3. Правовой и организационно структурный: государство существует для регулирования системы;

 

Источники изучения: Письменные, печатные (опубликованные и неопубликованные):

§ летописи, летописные своды, РП (древний период);

§ собрание государственных грамот и договоров, акты юридические, исторические, описание документов и бумаг (централизованное государство);

§ все законодательные акты – ПСЗ РИ; СЗ РИ; Тематические своды, Собрание узаконений и распоряжений (1863-1917 сенат) – (XVIII - начало ХХ века);

§ по отдельным отраслям: Правительственная ведомственная печать: Правительственный вестник, Русский архив, Русская старина, Былое (XIX век)

§ Красный архив, пролетарская революция. Мемуары: 3-хтомник С.Ю. Витте, В.Н. Каховцев, МВ Родзянко – Крушение времени (ХХ век);

 

Методы («путь к истине») представляют собой совокупность приемов, способов и средств, используемых при изучении предмета науки; выделяют следующие методы Истории государства и права России:

Общие методы (изучение наиболее общих проблем отрасли):

§ Метод историзма (хронологический метод) используется при исследовании государства и права в процессе развития под воздействием характерной для конкретного периода политической и социальной обстановки;

§ Философский метод – использование диалектического материализма и идеализма, прагматизма, структурализма, позитивизма, экзистенциализма, инструментализма;

§ Дедуктивный метод – изучение права с помощью логических операций от общего к частному, то есть на основании общих исторических процессов определяются частные предпосылки и явления, происходящие в праве;

§ Индуктивный метод – выведение закономерностей в праве путем сопоставления различного рода частных фактов;

§ Экзегетика – изучение права на основании толкования его исторических источников;

Специальные методы

§ Сравнительный метод – сравнительное изучение государственно-правовых явлений нашей и других стран (сопоставляются абсолютная монархия в России с абсолютными монархиями Англии, Франции, Германии, выявляются их общие черты, различия, обусловленные особенностями развития). Могут сравниваться отдельные институты права страны в их развитии (понятие «преступление», «наказание», «цели и виды наказаний» в Русской Правде, Судебниках, Соборном Уложении, Воинских артикулах). В результате этого сравнения можно проследить изменения этих понятий и их причины.

§ Систематический метод – изучение истории посредством разделения на историю развития и образования юридических норм и институтов и историю источников права;

§ Метод периодизации – изучение истории путем деления на отдельные временные периоды для наиболее полного изучения особенностей состояния институтов права и государства в той или иной отрезок времени их существования.

§ К специальным методам изучения государства и права также относят статический, математический, социологический.

Эта дисциплина имеет конкретные задачи (под задачами можно понимать путь исследования) :

Ø Изучение процесса возникновения и развития государства и права на территории страны;

Ø Изучение факторов, определяющих появление и развитие государства и права;

Ø Изучение правового положения сословий и социальных групп;

Ø Изучение организации государственной власти в различные исторические периоды;

Ø Изучение развития правовой системы, отраслей, институтов права;

Ø Разоблачение фальсификаторов Истории отечественного государства и права;

Ø Критика реакционной, антинаучной историографии (начиная с разоблачения норманнской теории и заканчивая показом несостоятельности «концепции» ряда советологов, часто клевещущих на наше современное государство и право).

Задачи реализуются на основании исследования:

· Исторических источников права различных исторических периодов;

· Законодательных памятников, изданных официальных законов, указов, кодексов;

· Исторических юридических документов (договоры, перепись населения);

 

При изучении ИОГП нужно пользоваться современной терминологией, но с оговорками: некоторые прежние государственно-правовые категории не имели того юридического значения, которое вкладывается сейчас.

Отличительной чертой курса является ее разделение на две части: до октября 1917 года и после.

ИОГП принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства. Изучение Истории отечественного государства и права дает возможность всесторонне оценить современное наше государство и право, прогнозировать их развитие.

Система курса ИОГП - совокупность государственно-правовых институтов, изучаемых в рамках курса

Источники права

Виды; история принятия; характеристика по структуре, юридической технике и содержанию нормативного акта; значение в развитии права; этапы; систематизация.

Договор 911 года

В 907 году Олег осуществил поход на Византию, греки были разбиты и поспешили заключить мир, договор был заключен в 911 году, по нему Византия признала суверенитет Руси; этот договор явился источником международного публичного и частного права. В нем регламентировались дипломатические отношения Руси с Византией, их торговые отношения.

Договор 911 года состоял из 15 статей, в него вошли нормы двух основных областей права – публичного и частного. Публичное - регламентация отношений между государствами: военная поддержка, порядок выкупа пленных, возвращения рабов; определение норм международного морского права – отмена берегового права (право на имущество и людей с разбитого корабля) и право суверена во владении которого находятся берега рек, озер, морей, на все предметы и лица, которые оказались при крушении корабля на его берегу. Нормы международного частного права регламентировали отношения между частными лицами двух государств (порядок наследования имущества; порядок осуществления торговли русскими купцами на территории Византии, виды наказания за преступления совершенные русскими на территории Византии, а также ответственность греков за преступления на территории Руси). В договоре 911 года стороны имеют равноправные отношения, в отличие от последующих договоров между этими двумя государствами.

1. Рассказ о делегации со стороны Руси - свидетельство о системе государственного устройства древнерусского государства в Х веке: во главе государства – князь, опирался на «светлых бояр».

2. Стремление Руси к долголетней дружбе с Византией.

3. Порядок доказательства преступления (присяга).

4. За убийство зажиточному человеку смерть была заменена конфискацией имущества, для бедного – казнь.

5. За удар мечом - штраф 5 литров серебра (5 x 327,5 грамм), если ударивший окажется неимущим, он должен дать сколько сможет и присягнуть, что никто не может помочь ему, тогда разбирательство будет закончено.

6. Можно убить вора в момент преступления, но если он сдастся без сопротивления, он возвращает похищенное в тройном размере.

7. Наказание за насильственное присвоение чужого – тройной размер похищенного.

8. Помощь греческим купцам во время несчастных случаев на море, и наоборот. «Береговое право» не действует.

9. Возможность возвращения из плена.

10. Показана заинтересованность Византии в русских воинах.

11. Плата за пленных греков – 20 золотых.

12. Обязательство чиновников принимать участие в розыске беглой челяди, ее возврат был гарантирован.

13. Наследование не только по обычаю, но и по завещанию. Если нет наследников в Византии, наследство русского подданного необходимо вернуть на родину, тем самым запрещалось местным властям присваивать это имущество в свою пользу, что существовало в западноевропейском праве до XVΙΙΙ века.

14. Выдача уголовников, бежавших из Руси.

15. Обязательства, вытекающие из договора.

Договор 941 года

В 941 году состоялся неудачный для русских поход на Византию. В 944 году состоялся еще один поход, хоть русские не реализовали свои цели, греки поспешили заключить договор, он был в пользу греческой стороны (оказание военной поддержки только в одностороннем порядке, помощь при крушении корабля только грекам, ущемление прав русских купцов в Византии) и состоял из 16 статей.

1. Провозглашение незыблемости мирных отношений; кара за нарушение мира; оглашена делегация Руси.

2. Право русских посылать корабли с купцами и послами; контроль над приезжающими: требовалась специальная грамота от Великого князя (раньше только печати), в случае отсутствия грамоты русских можно задержать (если они оказывали сопротивление - убить).

2-а. Подтверждения права на месячное содержание; ограничивающие права русских: обязательное появление безоружными в столице в количестве не более 50 человек и в сопровождении чиновника; срок пребывания в Византии - не более 6 месяцев; ограничение объема торговых операций.

3. Повтор статьи 12 договора 911 года об ответственности Византии за пропажу челядина, принадлежащего русским, но здесь уже нет ответственности чиновника и принудительного розыска, который был раньше.

4. За возвращение беглого челядина, принадлежавшего грекам, и похищенного им хозяйского добра - 2 золотника

5. О покушении на грабеж, наказание – двойная стоимость награбленного.

6. В случае кражи потерпевший получает не ее тройную стоимость (ст.6 договора 911 года), а саму вещь и ее рыночную стоимость (если она найдена) или двойную цену (если продана). Упоминание «Закона Русского»

7. По сравнению со статьями 9 и 11 договора 911 года, эта статья снижает в два раза выкупную цену пленника (с 20 до 10 и ниже золотников). Для греков установлена пропорциональная шкала, а для русских – единая и высшая из выкупных цен. Еще одна льгота для греков: выкупная цена русского могла быть и выше, чем в статье 7.

8. Отказ русских от претензий на греческую колонию Херсоне; помощь русским, если они будут приводить к покорности херсонесцев.

9. Статья направлена против преступлений по отношению к потерпевшим кораблекрушение грекам.

10. Запрет русским вооруженным отрядам зимовать в устье Днепра (предлог – защита херсонесцев-рыбаков).

11. Попытка Византии использовать русские военные отряды для защиты своих крымских владений.

12. Запрет казнить греков без византийского суда (отмена статьи 3 договора 911 года, допускавшей самосуда).

13. Порядок наказания преступника: запрет расправы с убийцей на месте преступления, можно лишь задержать. Это стремление Византии ликвидировать возможные случаи применения оружия русскими.

14. Статья аналогична статье 5 договора 911 года: за удар мечом или копьем - штраф 5 литров серебра (1 литр = 327,5 грамм), если же совершивший это окажется неимущим, он должен дать столько, сколько сможет и присягнет, что никто не может помочь ему, тогда судебное разбирательство будет закончено.

15. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии.

16. Клятва в ненарушении условий договора.

Договор 971 года

Договор 971 года включал лишь 4 статьи, он уже был абсолютно в сторону греческой стороны.

1. Незыблемость мира между Русью и Византией.

2. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии. Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских.

3. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава.

4. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора.

 

Княжеское законодательство: крестоцеловальные и жалованные грамоты; церковные уставы (светское законодательство). Княжеское законодательство как источник права появляется в Х веке. Особое значение имеют уставы Владимира, Ярослава и Всеволода, которые внесли изменения в финансовое, семейное и уголовное право.

Уставные грамоты – документ, устанавливающий повинности феодально-зависимого населения.

Церковные грамоты – документ, закрепляющий взаимоотношения светской и церковной властей в связи с конкретным случаем в определенном княжестве, на определенное время.

Уставы, в отличие от грамот, памятники более сложного состава. Уставы обобщают взаимоотношения государственной власти и церкви, существовавшие в течение долгого времени.

Уставы регламентировали: отношения между церковью и государством; статус церковных людей; церковную юрисдикцию; виды преступлений и наказаний за совершение церковных преступлений. Система церковных наказаний была заимствована из византийского законодательства.

Церковная юрисдикция: специальные суды рассматривали дела по преступлениям, совершенным против церкви и веры (ересь, язычество, волшебство, святотатство, моление у воды, повреждение могил); дела, возникшие в семейной сфере (кровосмешение, оскорбление словом замужней женщины, прелюбодеяние, блудство, убийство членов семьи). По тяжким делам создавались совместные – светские и духовные – княжеско-церковные суды (преступления, совершенные группой лиц, в составе которой и светские, и церковные; поджог).

Церковные уставы можно разделить на группы в зависимости от того, какому периоду истории они принадлежат, территорию каждого государственного образования охватывает разделение властей по уставу, на какой ступени феодальной лестницы стоят стороны.

Церковь

Духовенство делилось на белое и черное. Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, деревень, осуществление суда по специальной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). Церковное землевладение возникло из княжеских пожалований, они также включали челядь, страдников, изгоев. Формировалось достаточно автономное «церковное общество», защищенное привилегиями освобождение от уплаты податей и исполнения повинностей, право на получение десятины) и иммунитетами (особый суд, собственная администрация). Общее право и княжеская власть не вторгались в эту сферу.

В качестве митрополии Константинопольского патриарха РПЦ осуществляла суверенную законодательную деятельность. Акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий. Многие церковно-правовые акты имели государственное происхождение и издавались различными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже – ханами. Княжеские уставы регулировали преимущественно отношения между РПЦ и государством, предоставляя церкви различные льготы.

Церковь была отделена от государства и обладала самостоятельностью:

Ø Церковь принимала нормативные акты – церковное законодательство.

Ø Органы церковной власти формировались самостоятельно.

Ø Церковь обладала большим количеством земли, на которых обладала всей полнотой власти.

Ø Существовала гармония между светской и духовной властью: церковь с помощью учений проповедовала подчинение великокняжеской власти всех категорий населения (теологическая теория), так как князь – наместник Бога на земле, то есть представитель божественной власти.

Ø Церковь принимала участие в работе Снема (высшее духовенство), так как проповедовала согласительную политику между князьями и была против усобиц.

Ø За поддержку церкви Великий князь платил церковную десятину. Порядок уплаты десятины регламентировался церковными уставами князей.

 

Церковь и государство

Церковь в 11-16 веках: структура РПЦ с течением времени неоднократно и сильно изменялась. По мере утверждения христианства, его проникновения в сельскую местность и окраинные районы Руси увеличивалось число епархий. Если в 11 веке их было не более десятка, то ко времени нашествия монголо-татар (1237 год) – уже 15. В 14 – начале 15 веке значительная часть земель, входивших в состав Древнерусского государства, перешла под власть ВКЛ и Польши. Под давлением местных светских властей православные иерархи этих земель время от времени выходили – а к середине 15 века окончательно вышли – из-под юрисдикции митрополита Киевского, образовав собственную, Литовскую митрополию (церковно-административный округ, находившийся под управлением митрополита). Вопрос о «двоении» митрополии вызывал затяжные и ожесточённые конфликты церковно-политического характера. Положение осложнялось тем, что еще в 1299 году из-за сильного разорения Киева татарами глава русской церкви перенес свою резиденцию на северо-восток Руси, во Владимир-на-Клязьме. Однако и там было неспокойно. Примерно с середины 14 века постоянным местопребыванием митрополита стала Москва – новая столица Северо-восточной Руси. Это вызывало недовольство литовских князей.

В начале 14 века, желая подчеркнуть свою власть над всеми православными епархиями, митрополит Киевский добавил к своему титулу многозначительную формулу – «и Всея Руси». Позднее это словосочетание, равно как и связанные с ним претензии на власть, ввели в свой титул и великие князья московские.

В отличие от своих ближайших предшественников, Петра (1308-1326) и Феогноста (1328-1353), митрополит Алексий (1354-1378), сын любимого боярина Ивана Калиты, решительно использовал политическое влияние и духовный авторитет церкви в интересах московских князей. Эта деятельность Алексия, а также явное стремление московских князей превратить митрополичью кафедру в послушное орудие для достижения политических целей вызывали глубокий внутрицерковный кризис, длившийся с 1378 по 1390 годы. Великий князь московский Дмитрий Иванович и его наследник Василий 1 не смогли в полной мере осуществить свои планы относительно церкви. Выходцы из Византии, митрополиты Киприан (1381-1382) и Фотий (1408-1431) вели себя независимо по отношению к великому князю. Однако быстрый рост военно-политического могущества Москвы, упадок Византии и общий ход событий в Восточной Европе вели к ликвидации политической самостоятельности церкви.

В 1437 году в Москву прибыл, присланный патриархом Константинопольским, митрополит Исидор (1437-1441 годы), который вместе с другими византийскими иерархами в 1439 году подписал акт Флорентийской унии с папским престолом. Однако в Москве не признали унию, подчинявшую русскую церковь Папе, усмотрев в ней измену православию: по приказу Василия 2 митрополит Исидор был арестован и брошен в темницу, и спустя несколько лет, (в 1448 году), собор русских епископов избрал первого автокефального митрополита – Иону, епископа Рязанского. После захвата Константинополя турками в 1453 году связи русской церкви с патриархией почти полностью превратились.

После ряда острых конфликтов с высшими чинами церкви великий князь Иван 3 (1462-1505) добился окончательного подчинения митрополичьей кафедры своей власти: с конца 15 века назначения на высшие ступени в церковной иерархии зависят только от воли «державного» князя. Одновременно, уступая воле самодержца, церковь санкционирует обожествление личности государя – «помазанника Божьего», и эта тенденция отчетливо проявляется в 1498 году в обряде коронации митрополитом Симоном (1495-1511 годы) внука Ивана 3 – Дмитрия, а также в «венчании на царство» Ивана 4 митрополитом Макарием (1542-1563 годы), в 1547 году. Следуя примеру отцов и дела, Василий 3 и Иван 4 жестко контролировали лояльность церкви по отношению к крепнувшему самодержавию, однако они хорошо понимали роль церкви как устоя социальной стабильности и законопослушания. Сурово карая строптивых иерархов, не желавших примириться с проявлениями жестокости государя, они нем не менее сохраняли церковную монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали свое личное благочестие.

Русская Правда

- Обида -причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц.

- Поток и разграбление – высшая мера наказания, назначаемая только за убийство, разбой, поджёг и конокрадство, заключавшаяся в конфискации имущества и выдачи преступника вместе с семьёй, то есть в рабство.

- Вира – штраф, который назначался только за убийство и поступал в княжескую казну.

- Головничество – штраф за убийство, который выплачивался родственникам убитого и был равен вире.

- Продажа – штраф за все остальные преступления, который устанавливался в зависимости от тяжести преступления и поступал в княжескую казну.

- Урок – денежное возмещение за все остальные преступления, которое выплачивалось потерпевшему за причинённый ему ущерб.

- Свод – вторая стадия судебного процесса, напоминавшая очную ставку.

- Гонение следа – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника.

- Испытание железом – один из видов “суда божьего”, заключавшееся в том, что обвиняемому клали в руку раскалённый кусок железа, который тот должен был пронести несколько шагов и затем бросить его. После этого руку завязывали в особый мешок и если по прошествии определённого времени рука заживала и на ней не оставалось следов ожога, то человек признавался оправданным, а если не заживала – обвинённым.

Обязательства из договоров

Субъекты договоров: стороны договоров должны отвечать требованиям возраста правоспособности и свободы. Закреплялось ограничение для женщин, однако в РП женщина выступает уже как собственник имущества, следовательно, она была вправе совершать сделки. Холоп не являлся субъектов правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность за него нес хозяин; имущественные последствия сделок холопа, совершённых по поручению господина, так же ложились на последнего.

Объекты договоров: имущество, выполнение услуг. Предмет договора всегда имел количественную характеристику, имел цену. Предмет договора зависел от объекта договора.

Формы заключения договоров: устно (письменность еще была не развита), но либо в присутствии свидетелей, либо мытника («мыто» - торговая пошлина), а также с соблюдением обрядово-значимых действий, которые регламентировались обычаем;

Ст.52 ПП: при заключении договора займа, если долг был меньше 3 гривен, свидетель не требовался, но если больше 3 гривен необходимо было присутствие свидетеля.

Свидетель не требовался, если сделка заключалась между купцами (ст.48 ПП).

Договор хранения (ст.49 ПП) мог заключаться без свидетелей.

Обязательно должны быть свидетели при заключении договора самопродажи (ст.110 ПП).

К ХΙΙ веку появляются письменные формы заключения договоров (она была необходима при заключении купли-продажи земли). Письменная форма заключения договоров была наиболее развита в Новгороде.

Способы обеспечения выполнения договора:

- самозаклад (закуп брал купу и должен был ее отработать);

- купеческое слово (ст.48 ПП) – брать в долг без свидетелей;

- порука (спорно) – ст.14 КП, либо это просто обеспечение явки на суде;

- залог (спорно) – некоторые приравнивают заклад и залог (в современном гражданском праве существует различие между ними). Залог предполагает залоговое право – самостоятельная подотрасль вещного права. Залог - право лица на чужую вещь для обеспечения требования по обязательствам, таким способом обеспечения являлся сам должник по договору закупничества.

Виды ответственности за неисполнение обязательств: личная ответственность (закуп, не отдавший долг, становился холопом; ст.54,55 ПП – купец мог стать рабом из-за злостного банкротства).

Основания прекращения действия договора:

- исполнение сторонами условий договора;

- смерть должника;

- получение рассрочки (ст.54 ПП – кораблекрушение или пожар);

- новация договора – замена прежнего обязательства новым.

Виды договоров

Самым древним является договор мены, его условия в РП не регламентировались, так как действовали нормы обычного права, то есть договор мены существовал фактически.

На смену договору мены (с развитием общественных и товарно-денежных отношений) пришел договор купли-продажи – обмен товара на деньги, порядок заключения этого договора уже регламентировался в РП (о существовании этого вида договора говорят уже договоры с греками).

В РП регламентировалась не столько сам договор купли - продажи (его условии зависели от воли сторон), сколько споры, возникавшие в результате взаимных претензий. Форма заключения:

- устно при мытниках или свидетелях с соблюдением символических обрядов;

- письменно при заключении договора купли–продажи земельного участка;

- особые условия заключения договора самопродажи (обязательное присутствие свидетеля и самого продающегося – ст.110 ПП).

Договор купли-продажи не действителен если была продана краденная вещи (это было доказано и найдены виновные), имущество необходимо вернуть ее настоящему хозяину, деньги, потраченные покупателем возвращались не всегда; если была продана некачественная вещь.

Договор дарения (спорно) в отношении жены, муж при жизни выделял ей часть имущество (ст.93 ПП), условие – наличие свидетелей.

Договор хранения (ст.49 ПП) заключался устно и без свидетелей. Оставивший имущество на хранении другому лицу без свидетелей не может требовать большего, чем ему возвращают. Хранитель должен дать судебную клятву: «Ты у меня оставил лишь это, и я, сохранив имущество, оказал тебе услугу».

Договор займа и ссуды: еще не существовало различий между этими двумя договорами. В договоре займа стороны именовались как кредитор, господин – должник, закуп. Обязательным условием этого договора была форма (оценивалась сумма договора: больше 3 гривен – нужен свидетель, меньше 3 – нет – ст.52 ПП; ст.48 ПП – договор между купцами); определение срока; взимание процентов. В соответствии с терминологией, процент называется как «рост», но процент имел и другие названия (в зависимости от предмета договора (ст.50 ПП): мед – «наддача, настава», зерно – «надбавка, присып»). Процент имел срочный характер (ст.51,53 ПП); процент устанавливался при краткосрочных займах, существовали ежемесячные, третные (1 раз в 3 месяца – ст.53 ПП), годовые проценты.

Особым видом договора займа был договор закупничества. Восстание 1113 года против ростовщиков вынудило власть регулировать правоотношения займа. В ПП вошли специальные постановления Мономаха о займах. Годовые займы с невысокими процентами - 10 куп от гривны (50 куп = 1 гривне), как и общие правила возвращения взятого в долг с процентами, сохранялись. При долгосрочных займах запрещалось взыскивать суммы из расчёта 50% годовых более 3 раз, то есть кредитор получал 150% первоначальной суммы и договор считался исполненным (ст. 50-54 ПП).

Имущество задолжавшего в случае необходимости распределялась между несколькими кредиторами (ст. 54, 55 ПП). Мономах ввёл устав о закупах, четко регламентируя их положение.

Договор личного найма – поступление в услужение для выполнения работы за вознаграждение. Ст.111 ПП определяет статус наймита; договор личного найма имеет срочный характер, работа должна быть оплачена, его нельзя обращать в холопа. Наймит не имел права разрывать договор до окончания установленного срока, если он уходил, он должен был возместить все то, что потратил хозяин.

Договор имущественного найма существовал, но не регламентировался в РП. Имущество передавалось во временное пользование за определенную плату, существовал в основном для купцов, так как они брали в аренду помещения для хранения товаров.

Договор государственного подряда – выполнение работ на ну



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.015 с.)