ТОП 10:

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.



В России основными документами, определяющими правовые основы обращения с отходами, являются:

 

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

 

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;

 

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 г. № 786;

 

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772—2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

 

Регулирование в области импорта, экспорта и транзита опасных отходов ведется в соответствии с обязательствами РФ по выполнению требований Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, которая была ратифицирована Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ.

 

К опасным отходам относятся непригодные для производства продукции либо утратившие свои потребительские свойства виды сырья, его неупотребимые остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания.

 

Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные.

 

Ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами.

 

Токсичные отходы — это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества. Действующее экологическое законодательство содержит в различных нормативно-правовых актах весьма широкий круг правил обращения с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами.

 

Общие правила сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 

Запрещается:

 

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

 

размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

 

захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

 

ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

 

Специальные правила отражены в подзаконных актах.

Постановления Правительства:

«Порядок инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации» от 22 июля 1992 г. № 505;

«О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» от 12 ноября 1992 г. № 869 (в действующей редакции) и др.

Санитарные правила:

«Санитарные правила о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов»;

СНиП 2.01.28—85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» и др.

 

Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

 

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на ОПС и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями (табл. 7.1). Эти критерии установлены специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и Приказом МПР России от 15.06.2001 г. № 511.

 

Степень вредного воздействия опасных отходов на ОПС   Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС Класс опасности отхода для ОПС  
Очень высокая   Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует I класс Чрезвычайно опасные  
Высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия II класс Высокоопасные  
Средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника III класс Умеренно опасные  
Низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет   IV класс Малоопасные  
Очень низкая   Экологическая система практически не нарушена   V класс Практически неопасные  

 

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличии паспорта опасных отходов;

наличии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдении требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

 

Этим же законом определены требования по трансграничному перемещению отходов. Так, ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается, а в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

 

Российское экологическое законодательство определяет порядок обезвреживания отходов, т.е. освобождения их от вредных примесей; утилизации отходов, такого их обезвреживания, при котором одновременно извлекаются полезные продукты, необходимые для:

дальнейшего производства;

складирования (временного размещения отходов);

захоронения (постоянного размещения в специальных контейнерах, специально оборудованных местах);

транспортировки (перемещения отходов с места сбора, производства и складирования к месту дальнейшего хранения, переработки или захоронения отходов);

уничтожения отходов и т.д.

 

Под токсичными веществами понимаются все органические или неорганические химические вещества, а также соединения или продукты, содержащие такие вещества, которые при поглощении или при контакте с организмом либо при внесении в окружающую среду могут посредством химических или физикохимических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. По степени опасности химические вещества делятся на четыре класса (ГОСТ 12.007—76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»):

 

1) чрезвычайно опасные;

2) высокоопасные;

3) умеренно опасные;

4) малоопасные.

 

Правила обращения с бактериологическими (биологическими) веществами и отходами регламентируются нормативными правовыми актами в нескольких направлениях:

деятельность по регулированию биомассы, привнесению в окружающую среду не свойственных ей живых организмов;

деятельность предприятий, организаций и граждан по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду (экологические и санитарные правила);

деятельность по ввозу и вывозу растений и животных, биологических веществ и отходов.

 

Запрещенными видами опасных отходов являются отходы, возникновение которых запрещено в любом случае, как, например, сильнодействующие отравляющие вещества:

 

которые могут иметь военное предназначение;

 

производство которых запрещено при осуществлении определенных производственных и технологических процессов;

 

производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, в определенной концентрации или в определенных местах и в определенные периоды либо без соответствующей лицензии или разрешения.

 

В ст. 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» дано следующее понятие. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

 

Для населения средняя годовая эффективная доза облучения равна 0,001 зиверта, а эффективная доза на период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная последовательно за пять лет, не превысит 0,001 зиверта.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 545 (в действующей редакции) определен Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Разработку указанных нормативов организует Министерство природных ресурсов и экологии РФ совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, а также с органами исполнительной власти.

 

Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» определено, что продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопасности, и подлежат производственному контролю.

 

Важным является проверка предприятий совместно с другими уполномоченными на контроль органами на предмет наличия источников ионизирующего излучения. Практика правоохранительных органов свидетельствует о нарушениях законодательства РФ, допускаемых предприятиями и организациями, в сферу деятельности которых входит обращение с опасными отходами.

Административная ответственность за данный вид правонарушений предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.125 (0.008 с.)