ТОП 10:

Каковы особенности правового положения природных парков?



Природные парки, хотя и являются юридическими лицами, не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями. Они вправе распоряжаться средствами, полученными:

1. в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;

2. в результате рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;

3. в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.

4. рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" особый режим устанавливается в отношении природных парков, а также дендрологических парков и ботанических садов.

Природные парки – это рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации. На них возлагаются задачи создания условий для отдыха (в том числе массового), сохранение рекреационных ресурсов, разработка и внедрение эффективных методов охраны природы, поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, а в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической или рекреационной ценности природных участков.

Исходя из этого могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических и эстетических качеств парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение ценности территорий.

Природныепарки - это природоохранные рекреационные учре­ждения, находящиесяъ ведении субъектов РФ. Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, име­ющие значительную экологическую и эстетическую ценность, предназначены для использования в природоохранных, про­светительских и рекреационных целях.
Территории природных парков располагаются на землях, предос­тавленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей землей.
Задачи природных парков:
сохранение природной среды, природных ландшафтов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны приро­ды и поддержание экологического баланса в условиях рекреа­ционного использования территорий природных парков;
создание условий для отдыха и сохранение рекреационных ресурсов.

Решениеобобразованииприродныхпарков принимают исполни­тельные и представительные органы государственной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окру­жающей среды по согласованию с органами местного само­управления.
Режимыохраныииспользования устанавливаются на террито­риях природных парков в зависимости от экологической и рек­реационной ценности природных участков. На территориях природных парков могут быть выделены:природоохранные,рек­реационные,агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоныохраныисторико-культурныхобъектовикомплексов.

На территориях природных парковзапрещается деятельность, вле­кущая за собойизменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетиче­ских и рекреационных качеств природных парков, нарушение ре­жима содержания памятников истории и культуры.
В границах природных парковмогутбытьзапрещеныилиогра­ниченывиды деятельности, способствующиеснижению экологи­ческой, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
Природныепарки-юридическиелица, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ. На основании законодательства РФи субъектов РФ природные парки пользуются налоговыми льготами.

 

70. Правовой режим курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и зеленых зон!

Курорты и лечебно-оздоровительные местности
Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах »
Курорты – освоенная лечебно-оздоровительная местность с освоенными объектами инфраструктуры. Оздоровительная местность – неосвоенная, объектов инфраструктуры нет!
Рекреационные и зеленые зоны
Рекреац. привяз. к населенным пунктам. (?..))
Рекреационные зоны – отдыха (городские сады, скверы для отдыха населения).   Зеленые зоны – территории с лесными насаждениями ВОКГУР населенных пунктов.
     

 

Согласно статье 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Такие местности выделяются в целях их рационального использования и охраны их лечебных и оздоровительных свойств. Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, а также располагающие необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

 

Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболе­ваний, для отдыха населения называетсялечебно-оздоровитель­нойместностью.
Курорт- это освоенная и используемая в лечебно-профила­ктических целях особо охраняемая природная территория, нахо­дящаяся в ведении органов государственной власти.
Курортныйрегион(район) представляет собой территорию с ком­пактно расположенными на ней курортами, объединенную общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты создаются в ле­чебно-профилактических целях. Они могут иметь федеральное, ре­гиональное и местное значение.
Отнесениетерриторий(акваторий)клечебно-оздоровительнымместностямикурортам осуществляется в порядке, устанавли­ваемом Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95.
В границах курортов и лечебно-оздоровительных местностей запрещается(ограничивается) деятельность, которая может способствовать ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для ор­ганизации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях курортов и лечебно-оздоровительных местностей ор­ганизуютсяокругасанитарной(горно-саншпарной)охраны. Такие округа представляют собой особо охраняемую природную террито­рию с установленным режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение при­родных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местностисприлегающими к ней участками от загрязнения и преждевремен­ного истощения.
Порядок организации округов санитарной (горно-санитарной) охраны и особенности режима их функционирования опреде­ляют Правительство РФ и органы государственной власти субъ­ектов РФ.

Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируется как Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», так и Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах ».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством России, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Для обеспечения режима особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Законом «Об особо охраняемых природных территориях» (п. 1 ст. 32) установлен запрет или ограничение в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством России, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне – пользователями, во второй и третьей зонах – пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Основное предназначение земель рекреационного назначения состоит в организации всех форм отдыха. Земли, где осуществляется неорганизационный отдых, не являются землями рекреационного назначения.
К землям рекреационного назначения относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только земли, расположенные в рекреационных зонах и на специально выделенных территориях. Землями рекреационного назначения также признаются земельные участки, предоставленные санаториям, домам отдыха и иным лицам для организации отдыха населения. Кроме того, в состав земель рекреационного назначения включены земли пригородных зеленых зон. Находясь в составе земель особо охраняемых территорий,земли рекреационного назначения обладают всеми признаками земель этой категории, которые указаны в п. 1 ст. 94 ЗК РФ.
Земли рекреационных зон в пределах границ городских и сельских поселений являются землями поселений, но на них распространяется действие ст.ст. 94 и 98 ЗК РФ. Данные земли не считаются землями в составе земель особо охраняемых территорий, указанных в п. 2 ст. 94 ЗК РФ.
В соответствии с градостроительным законодательством на территории городских и сельских поселений наряду с другими территориальными зонами устанавливаются рекреационные зоны. В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. На этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения. К ним относятся земельные участки, занятые домами отдыха, пансионатами, кемпингами, спортивными и туристскими базами и лагерями, яхт-клубами, лесопарками, учебно-туристскими тропами и маркированными трассами, а также земли пригородных зеленых зон, представляющие собой места отдыха населения и выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции.
Правовой режим территорий, занятых указанными объектами, определяется местными административными актами и положениями и уставами об этих объектах. Согласно ЗК РФ все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Запрещаются те виды деятельности, которые могут препятствовать их использованию по назначению (застройка, земляные работы, не связанные с освоением территории для отдыха, вырубка леса, уничтожение зеленых насаждений). Земельные участки, необходимые для учебно-туристических троп и маркированных маршрутов, выделяются на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). Порядок установления земельного сервитута определяется ст.ст. 274–276 ГК РФ по соглашению между лицом, заинтересованным в его установлении, и собственником земельного участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу. Для рекреационных целей выделяются территории за пределами городской черты – пригородные зеленые зоны, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные, санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха. Пригородные зоны выделяются по решению областных, краевых органов исполнительной власти, а в республиках в составе Российской Федерации – в порядке, устанавливаемом их законодательством. Размеры их зависят от размера городов, для которых они создаются и определяются по соответствующим стандартам. Всякое строительство на этих землях производится только по согласованию с природоохранными органами города. Изъятие земель зеленых зон для государственных и муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях. Согласно ЛК РФ в них ограничивается использование лесосырьевых ресурсов, способы и виды допустимых рубок в них определяются законодательством. В Лесном кодексе есть специальная статья, устанавливающая порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Она предусматривает обязанность лесопользователей проводить мероприятия по благоустройству, сохранению лесов и ландшафтов зеленых зон, охране их от пожаров, болезней и вредителей леса. Порядок пользования лесами в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях определяется органами государственной власти субъектов Федерации.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРИГОРОДНЫХ И ЗЕЛЕНЫХ ЗОН

В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная дея­тельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружаю­щую среду. Перевод земель в границах пригородных и зеленых зон, заня­тых лесами 1-й группы, в земли иных категорий допускается только на основании решения Правительства Российской Федерации.

В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 50 Кодекса).

Леса зеленых зон городов, городские и курортные леса, относящиеся к лесам 1-й группы, используются в рекреационных, санитарно-гигиени­ческих и оздоровительных целях. Изъятие земель Гослесфонда на землях пригородных зон под застройку допускается только в исключительных случаях и в порядке, определенном земельным законодательством.

Вокруг городских и сельских поселений, расположенных в безлесных и малолесных районах, создаются ветрозащитные и берегоукрепительные лесные полосы, озеленяются склоны холмов, оврагов и балок. Ширина защитных лесных полос для крупнейших и крупных городов составляет не менее 500 м, для больших и средних городов — 100 м, а для малых городов и сельских поселений — 50 м.

Пригородные и зеленые зоны относятся к числу особо охраняемых территорий, что предполагает возможность ограничений и запретов в сфере хозяйственной деятельности на их территории. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах терри­торий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны го­рода осуществляются по согласованию с органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправле­ния. В этих зонах допускается деятельность сельскохозяйственных предприятий, если она не ухудшает санитарно-гигиенических характери­стик территории, ее ландшафта, не препятствует организации лесопарков и мест отдыха. Допускается строительство только тех промышленных предприятий, которые связаны с обслуживанием города и экологически безопасны. Размещение, планировка и застройка населенных мест в при­городной зоне не должны приводить к загрязнению воздушного бассей­на, рек и водоемов, почв и нарушению традиционного ландшафта приго­родной зоны.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.009 с.)