Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое устройство Римской республики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сенат Основная статья: Сенат (Древний Рим) Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом. Сенат состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики. [править]Куриатные комиции Куриатные комиции являлись старейшей формой народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан. [править]Центуриатные комиции Центуриатные комиции — высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав). [править]Трибутные комиции Трибутные комиции — собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны. [править]Магистратура [править]Магистрат — должностное лицо Магистраты делились на: 1. Экстраординарные — диктаторы, интеррексы, начальники конницы при диктаторе, децемвиры, военные трибуны, триумвиры. 2. Ординарные — консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны. 3. Курульные — консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры, преторы, цензоры, эдилы. 4. С империем (империй — высшая власть в римском государстве, которой наделяли только в особых случаях до принципата Октавиана Августа) — консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры. 5. Высшие — все магистраты с империем, цензоры, народные трибуны. [править]Служащие Ниже магистратной лестницы находились служащие — ликторы, писцы, посыльные; и, так же, государственные рабы — тюремщики, палачи. Около 509 г. до н.э. восстание местного населения в Риме привело к свержению этрусских царей и установлению республиканской формы правления. Управление перешло к избираемым высшим магистратам и сенату. Сенат из 300 человек - представителей аристократических родов (патрициев) и бывших магистратов - играл большую роль в жизни Рима. Высшими магистратами были два равноправных консула, избиравшихся на один год. В случае чрезвычайных ситуаций сенат назначал диктатора. Ниже консулов в структуре исполнительной власти стояли преторы. Диктаторы, консулы и преторы имели широкие полномочия. Полномочия остальных должностных лиц - цензоров, курульных эдилов, с 477 г. до н.э. квесторов - были ограниченными. Центуриатные комиции - собрание членов военной организации патрициев и плебеев, - состояли из 193 центурий (сотен), имевших по одному голосу, где главенствовала аристократия (98 сотен). Центуриатные комиции выбирали магистратов, решали вопросы о войне и мире, принимали законы и были высшей судебной инстанцией. После 494 г., в ходе борьбы плебеев и патрициев, возникли трибутные комиции (собрание граждан по территориальным округам - трибам). Их законы стали обязательными и для патрициев. Собрание избирало народных трибунов, которые защищали плебеев от произвола аристократии. К III в. до н. э. достаточно четко оформилось государственное устройство Римской республики. Официальным носителем верховной власти в республике считался римский народ — совокупность полноправных граждан. Народ осуществлял свои права в народном собрании — комициях. В Риме существовало три вида комиций — куриатные (собрания патрициев), центуриатные (собрание патрициев и плебеев по имущественным разрядам и центуриям), и трибутные (построенные по территориальному принципу). Однако рядовые участники комиций были фактически лишены почти всякой политической инициативы. Правом созывать комиций, председательствовать на них и ставить подлежащие решению вопросы обладали только магистраты. Сенат фактически превратился в высшее государственное учреждение. Число его членов колебалось от 300 до 600 человек, а в конце республики доходило даже до 900 человек. Сенаторов назначали цензоры из среды бывших магистратов в порядке должностной иерархии — в первую очередь бывших консулов, затем преторов. Право созыва сената на заседания и председательства на них принадлежало высшим магистратам — консулам, диктатору, преторам, а впоследствии и народным трибунам. Компетенция сената была весьма обширна — утверждение избранных магистратов, заведование государственным имуществом и финансами, вопросы войны и мира, руководство внешней политикой и верховное наблюдение за религиозными делами, объявление чрезвычайных полномочий. В сенате тщательно обсуждались разбираемые вопросы, а затем происходило голосование предложений. Магистраты являлись носителями исполнительной власти. Выполнение обязанностей магистрата считалось высшей честью и осуществлялось не только безвозмездно, но в ряде случаев было связано и со значительными расходами из личных средств избранного. Магистрат являлся неприкосновенным лицом. Пока он исполнял свою должность, он не мог быть ни смещен, ни привлечен к ответственности. Римские магистраты получали свои полномочия путем избрания и осуществляли их коллегиально. Избрание также было связано для кандидатов со значительными расходами. Согласно обычаю, они обязаны были задолго до выборов устраивать для сограждан пиры и одаривать их подарками. Магистратуры делились на высшие — консул, претор, диктатор, цензор, народный трибун — и низшие — все остальные. Кроме того, магистратуры делились на ординарные, т. е. постоянные (консулы, народные трибуны, преторы, цензоры, эдилы, квесторы), и экстраординарные, т. е. чрезвычайные (диктатор, его помощник — начальник конницы, триумвиры, децемвиры). Единственной неколлегиальной магистратурой была диктатура. Единственными магистратами, которые избирались на срок, больший, чем год, были цензоры. Большим влиянием в политической жизни Рима пользовались жреческие коллегии — понтификов, фламинов, салиев, арвальских братьев. Понтифики — верховные жрецы — избирались в комициях. Остальные жрецы — либо по своим коллегиям, либо назначались понтификами. При завоевании Италии Римом земли, отобранные у побежденных противников и предоставленные в собственность римским гражданам, не образовывали сплошной территории, которая непосредственно прилегала бы к исконным римским владениям. Напротив, широко практиковалось выселение римских граждан на чужие земли, в ряде случаев отдаленные на значительное расстояние от самого Рима. На этих землях создавались так называемые «колонии римских граждан». В правовом отношении жители таких колоний рассматривались как часть полноправного гражданского населения самого Рима. Поэтому эти колонии не имели особого самоуправления, а управлялись общеримскими городскими властями. Проживавшие в колониях граждане обязаны были принимать участие в выборах этих городских властей. В дальнейшем практическое неудобство такого порядка, особенно ощутимое в тех случаях, когда колонии находились далеко от Рима, повлекло за собой предоставление некоторым колониям римских граждан внутреннего самоуправления. В ином положении находилось муниципии — общины, с давних пор принятые в состав Римского государства. Эти общины сохраняли право внутреннего самоуправления — собственные городские магистраты, автономные суды. В дальнейшем их граждане были полностью приравнены в правах к римским гражданам, вплоть до права занимать консульскую должность. На правах муниципиев находилось большинство общин Лация — старых римских союзников, которые числились и в составе римских триб. Особую категорию составляли «общины без права голоса». Свободное население этих общин наравне с римскими гражданами пользовалось полной правоспособностью в области имущественных, брачных и других отношений, но не обладало политическими правами и не могло участвовать в римских народных собраниях. В области внутренней жизни такие общины имели право самоуправления. Однако это право часто ставилось под контроль специально присланных из Рима уполномоченных. Наиболее многочисленную группу представляли «римские союзники» — общины, которые формально сохраняли политическую независимость, но были связаны с Римом особыми договорными отношениями, в каждом отдельном случае определявшими их положение. В соответствии с содержанием договора, в одних случаях союзники должны были помогать римлянам только при нападении врагов. В других — были обязаны участвовать во всех войнах, какие вел Рим. Эта вторая форма отношений являлась преобладающей. Союзники были лишены права вести самостоятельную внешнюю политику. Их военные обязанности заключались в предоставлении определенного договором количества пеших и конных воинов или, если союзный город был приморским, в поставке кораблей, которые содержались, как и сухопутные силы, за счет союзников. Эта главная и единственная повинность союзных общин рассматривалась как «налог кровью». Из войск каждой союзной общины составлялись особые союзнические отряды, которые поступали в распоряжение римского командования и были обязаны ему полностью повиноваться. В близком к союзникам положении находились «латинские колонии», основанные совместно с городами латинского союза на завоеванных Римом территориях. Жители этих колоний также во время войны служили не в легионах, а в особых союзнических отрядах. Но в случае переселения в Рим — в этом и заключалось их отличие от союзников — они получали полные права римских граждан. Общины, капитулировавшие перед Римом без всяких условий на милость победителя, утрачивали автономию и управлялись присылаемыми из Рима уполномоченными. Население этих общин располагало очень незначительным кругом прав. В тех же случаях, когда враждебная Риму община подвергалась полному разгрому, вся земля местных жителей переходила в состав римского общественного поля, а сами они обращались в рабов. При такой организации Италия не представляла собой единой государственной территории. Однако исторически сложившаяся обстановка вполне обеспечивала прочность римской гегемонии над всем полуостровом. Разнородность в положении каждой отдельной общины уменьшала опасность образования единого антиримского фронта. Пунические войны Названа так потому что римляне называли карфагенян пунийцами 1-я Пуническая война (264-241 до н.э.). Поводом к началу войны послужило то, что ок. 288 до н.э. отряд мамертинцев, наемных воинов из Кампании, завладел сицилийским городом Мессана (совр. Мессина), расположенным на берегу узкого пролива, который отделяет Сицилию от Италии. Когда Мессану попытался захватить другой сицилийский город, Сиракузы, мамертинцы обратились за помощью сперва к Карфагену, а затем еще и к Риму, причем Рим они попросили о том, чтобы он взял их под покровительство. Народное собрание в Риме охотно проголосовало за вмешательство, надеясь на добычу в случае войны, но римский сенат колебался, поскольку было ясно, что это может вовлечь Рим в конфликт с Карфагеном, который владел большей частью западной Сицилии и с давних пор стремился к тому, чтобы прибрать к рукам и восточную часть острова. Хотя обладание Мессаной позволяло карфагенянам взять пролив под свой контроль, все же маловероятно, чтобы они решились на столь открытую враждебную меру, как закрытие его для римлян. Как бы то ни было, римляне взяли Мессану под свою защиту, и это привело к войне. Хотя карфагеняне господствовали на море, римляне сумели переправить на остров небольшую армию. В итоге трех кампаний карфагеняне оказались отброшенными на запад Сицилии, в области, принадлежавшие им изначально, где у них имелись укрепленные базы, снабжавшиеся по морю. Римляне поняли, что без флота с ними не совладать и решили бороться за господство также и на море. Инженеров они нашли у греков южной Италии, за образец взяли захваченный карфагенский корабль и в 260 до н.э. в короткий срок выстроили флот из 120 кораблей. Пока суда строились, гребцы проходили обучение на суше. Римляне оборудовали корабли перекидными трапами с острыми крючьями на концах, чтобы зацепляться за вражеский корабль и решать исход дела рукопашной схваткой, в которой римляне были сильнее. В августе того же 260 до н.э. римский флот впервые одержал верх над карфагенянами близ Мил (совр. Милаццо) на северо-востоке Сицилии. В 256 до н.э. римляне направили в Африку экспедиционный корпус, для чего им пришлось еще раз одолеть вражеский флот. Высадившиеся войска существенных успехов не добились, а в 255 до н.э. потерпели от карфагенян поражение. Флот, перевозивший уцелевших воинов обратно в Рим, вновь нанес поражение карфагенскому флоту, но после попал в бурю, уничтожившую 250 кораблей. После этого на Рим обрушилась череда поражений и катастроф на море. Тем временем карфагенский полководец Гамилькар Барка одерживал победы на Сицилии. Наконец, римлянам удалось построить новый флот и сокрушить карфагенян в марте 241 до н.э. у Эгадских островов близ западного побережья Сицилии. Война привела к истощению людских и денежных ресурсов обоих государств. Рим потерял в море ок. 500 кораблей и понес огромные потери в людях. Он получил от Карфагена контрибуцию в размере 3200 талантов. Сицилия вместе с близлежащими островами полностью перешла под власть Рима и стала первой заморской провинцией Рима, ступенью к созданию империи. В 238 до н.э. римляне отвоевали у Карфагена также Сардинию и Корсику. 3-я Пуническая война (149-146 до н.э.). В результате 2-й Пунической войны римляне захватили Испанию и наложили на Карфаген такие ограничения, что тот перестал быть великой державой. Карфагену пришлось уплатить огромную контрибуцию в 10 000 талантов (правда, с этим он справился без труда), ему было оставлено лишь 10 боевых кораблей, и Карфаген обязался не вести войн без согласия римлян. Масинисса, энергичный царь восточной Нумидии, прежде бывший союзником Карфагена, но изменнически заключивший тайный союз с Римом, вскоре начал расширять свои владения за счет территории Карфагена. Жалобы, с которыми Карфаген обращался в Рим, ни к чему не приводили: решения выносились в пользу Масиниссы. Хотя в мощи римлян никто не сомневался, влиятельный римский сенатор Катон Старший настаивал на необходимости уничтожения Карфагена. Катон, лидер консервативных римских землевладельцев, полагал, что основанная на рабском труде римская латифундия не сможет соперничать с более производительными и технологически развитыми хозяйствами Северной Африки. Свои выступления в сенате он неизменно завершал знаменитой фразой: "Карфаген должен быть разрушен". Катону упорно противостоял другой сенатор, Сципион Назика, который утверждал, что metus Punicus, т.е. страх перед Карфагеном, способствует единству римлян и традиционного врага следует беречь как стимулирующее средство. Тем не менее Катон настоял на своем, и Рим принудил карфагенян вступить в 3-ю Пуническую войну (149-146 до н.э.). В результате после упорного сопротивления город был взят штурмом и разрушен, а его владения в Африке перешли к Риму.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.93 (0.015 с.) |