ТОП 10:

Основные этапы сословной борьбы патрициев и плебеев и ее значение для римской истории.



1. Основные этапы сословной борьбы патрициев и плебеев.

Ранняя Римская Республика (509—265 гг. до н. э.)

Борьба плебеев и патрициев

Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялисьплебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными — эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации.[9] Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

Свержение монархии не привело к сильным изменениям в политическом устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых на один год из числа патрициев претора («впереди идущие»); с середины V в. они стали называться консулами («совещающимися»). Они руководили заседаниями сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию.[10] Помощниками консулов по судебным делам были квесторы, к которым позже перешло заведование казной. Народное собрание было высшим государственным органом, оно утверждало законы, объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). Возросла роль сената: ни один закон не мог вступить в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью.

Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю из «общественного поля». Плебеи требовали отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н. э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура — народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 457 до н. э. число народных трибунов возросло до десяти. В 452 до н. э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (то есть ограничения) полномочий патрицианских магистратов. В 443 до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, которое было передано новым магистратам — двум цензорам, избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев. В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 до н. э. Реставрировался институт консулов при условии, что один из них обязательно будет плебеем, но сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам, избираемым из патрициев. В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора. В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров.

.

Со времени образования римского полиса свободное население города устойчиво подразделялось на два слоя – патрициев и плебеев. Происхождение этого разделения. исторически не прояснено. Однако очевидно, что патриции и плебеи обладали разными правами в имущественной сфере, считались жителями разных категорий, их взаимные семейные отношения не поощрялись, а часто были невозможны, и, главное, первоначально они имели существенно разные возможности влиять на деятельность власти в Риме – т. е. это были разные сословия внутри римского народа.

Патриции были членами родов (в этом состояло их отправное отличие). Они имели право избираться в магистраты, они только могли быть сенаторами. Самое важное, что только патриции составляли куриатные собрания, где решались политические вопросы. Патриции могли выступать покровителями (патронами) других жителей Рима, защищать их в суде, представлять их имущественные интересы.

Плебеи не имели родовой организации; по-видимому, это были выходцы из других племен и областей, переселившиеся в римский полис. Из-за отсутствия родовой принадлежности, плебеи были полностью лишены политических прав. Хотя вместе с патрициями обязаны были нести военную службу. Плебеи подлежали покровительству rexa, были вынуждены пользоваться иными, нежели патриции, правовыми правилами. Запрещались браки между патрициями и плебеями. Серьезной социальной гранью были различия в культах, в религиозных церемониях.

Изначально различия патрициев и плебеев не были отличием богатых от бедных. Скорее, напротив: поскольку для патрицианства только занятие земледелием считалось «правильным», плебс, сосредоточив в своих руках ремесло и торговлю, богател активнее. Однако принадлежность к родовой организации влияла и на доступ к распределению общественных земель, особенно новозавоеванных – ager publicus. Плебеи были, по сути, лишены прав на основное богатство тогдашнего Рима – землю. Аграрный вопрос стал еще одним внутренним фактором общей социально-политической борьбы в Риме, менявшей ход формирования государственности.

В 494 г. до н. э. после очередного военного похода плебеи отделились от патрицианской части войска и не возвратились в город – это получило название первой сецессии (удаления) плебеев. Под угрозой внешней опасности патрицианская часть римской общины вынужденно согласилась на создание политических институтов, которые бы гарантировали охрану прав плебеев. В 493 г. до н. э. были избраны два народных трибуна, которые должны были выполнять роль заступников плебса (ранее ее играл царь).

Дом трибуна мог служить для плебея убежищем, а своей властью трибун мог остановить исполнение консульского, сенатского или даже куриатного решения – практически парализовать всю деятельность государства, кроме военной. Правда, трибунская власть действовала только в самом городе и округе радиусом в одну милю. В 471 г. трибунов стало 4, в 457 г. – 10; определялись они, вероятно, собраниями плебса – consilia plebis.

Сложившаяся в V в. до н. э. центуриальная организация войска, а затем и система центуриатных комиций (в которые на равных были записаны патриции и плебеи), внесли в политическую систему первое уравнение в правах. Начало борьбы за отмену долговых притеснений со стороны патрициев, за ликвидацию правового неравноправия в имущественной сфере принесло свои плоды в виде ограничений на концентрацию земельных владений, на взимание излишних процентов по займам, на продажу в рабство жителей римской общины (сер. IV в. до н. э.).

На протяжении столетия плебеи добились уравнения с патрициями в праве доступа к выборным должностям, которые уже ранее были установлены в Риме или установились за этот период: в помощники консула – квесторы (409 г. до н. э.), на должность одного из консулов (367 г.) в курульные эдилы – полицейские правители города (364 г.), в цензоры (351 г.), в преторы – судебный и военный помощник консула (337 г.).

В 356 г. было установлено, что и диктатор (которому на несколько месяцев вручалась бы исключительная власть в Риме при необычных обстоятельствах) также может быть из плебеев. Создание некоторых новых выборных должностей нередко было прямым итогом борьбы плебеев за свои права, в которой снова и снова они прибегали к испытанному методу сецессий.

В сер. V в. до н. э. после очередного внутриполитического кризиса в Риме плебеи добились обнародования основных судебных правил и юридических процедур, применявшихся в патрицианских судах, – были составлены так называемые Законы XII Таблиц. Эти законы сделали важнейший шаг в правовом уравнении патрициев и плебеев, хотя еще далеко не полном тогда.

После обнародования Законов XII Таблиц в организации высшей исполнительной власти в Риме наступили несколько десятилетий нестабильности.

Частичный выход из нараставших противоречий был найден на пути нового законодательства, которым бы закреплялся уклад относительного политического равенства внутри римской общины. Законы Валерия и Горация (консулы 449-448 гг. до н. э.) стали основанием будущего республиканского строя. Законы закрепили: (1) обязательность решений плебеев, принятых ими на своих трибутных собраниях, для патрициев; (2) право любого гражданина, обвиненного магистратом, обратиться к народу за решением своей судьбы; (3) священный и неприкосновенный характер личности народного трибуна.

Вскоре законами Канулея (445/444 гг. до н. э.) были отменены запреты на браки между патрициями и плебеями и вместо консулов были учреждены особые трибуны с консульской властью, в которые также могли выдвигаться плебеи. Восстановлена консульская власть была только в 367 г. до н. э. и уже на началах равенства политических прав патрициев и плебеев. В 312 г. до н. э. цензовое начало было введено и в устройство Сената: в него стали выдвигаться не просто патрицианские главы родов, но люди, отвечавшие означенному имущественному цензу, а также прежде выбиравшиеся в магистраты.

Это сделало и Сенат – оплот родовых привилегий патрициев – доступным для плебеев. В 339 г. было усилено начало народовластия: признано, что постановлениям центуриатных комиций не нужно одобрения Сената, чтобы иметь силу закона. Наконец в 287 г. до н. э. было еще раз подтверждено, что решения плебса (плебисциты) имеют всю силу закона.

Социально-политическая унификация римской общины в основном завершилась, и на этой основе к концу IV – началу III в. до н. э. в полисе сложилась развитая государственная организация с системой институтов законодательной, исполнительной и контролирующей власти, основанная на сочетании прямого народовластия с аристократическим представительством.

2.Значение борьбы для римской истории.

Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э. Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту — нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии

Становление римской civitas, т.е. единство Populus Romanus (по другой версии он изначально был един): если раньше патриции были коренными жителями Рима, а плебеи – пришлыми или завоеванными, то теперь плебеи и патриии – это социальные категории, т.е. патриции – это аристократия, а плебеи – это народ. Разбогатевшие плебеи и богатые патриции объедтняются в новую аристокртию – нобилитет (небольшая часть сенаторского сословия, рулящая делами). Середнячки – всадники. Прочие – новый плебс. То есть аристократия окончательно превращается из родовой в имущественную. Начинает разлагаться общинная собственность на землю и происходит концентрация земли. Перед лицом внешней опасности (264 – начало Пун 1) Рим предстает монолитным.

 

4.Завоевание Римом Италии и образование Римо-Италийского союза.

1.Завоевание Римом Италии.

Завоевание Римом Италии. При Республике территориальная экспансия римлян активизировалась. На первом этапе (завоевание Лация) их основными противниками на севере были этруски, на северо-востоке – сабины, на востоке – эквы и на юго-востоке – вольски.

 

В 509–506 до н.э. Рим отразил наступление этрусков, выступивших в поддержку свергнутого Тарквиния Гордого, а в 499–493 до н.э. одержал верх над Арицийской федерацией латинских городов (Первая Латинская война), заключив с ней союз на условиях невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимной военной помощи и равенства при разделе добычи; в 486 до н.э. к этому союзу присоединились герники. Это позволило римлянам начать серию войн с сабинами, вольсками, эквами и могущественным южноэтрусским городом Вейи, которые длились целое столетие. После многократных побед над соседями и захвата в 396 до н.э. Вей Рим установил гегемонию в Лации.
Завоевание Римом Италии.

Укрепление внешнеполитических позиций римлян в Средней Италии было прервано нашествием галлов, которые в 390 до н.э. разгромили римскую армию у реки Аллия, захватили и сожгли Рим; римляне укрылись в Капитолии. Согласно легенде, гуси, посвященные богине Юноне, разбудив своим криком его защитников, сорвали ночную попытку врагов тайно проникнуть в крепость. Хотя галлы вскоре покинули город, влияние римлян в Лации значительно ослабло; союз с латинами фактически распался; в 388 до н.э. от Рима отложились герники; против него возобновили войну вольски, этруски и эквы. Однако римлянам удалось отразить натиск соседних племен. После нового галльского вторжения в Лаций в 360 до н.э. возродился римско-латинский союз (358 до н.э.); в 354 до н.э. был заключен договор о дружбе с могущественной Самнитской федерацией. К середине IV в. до н.э. Рим установил полный контроль над Лацием и Южной Этрурией и начал экспансию в других районах Италии.

В 343 до н.э. жители кампанского города Капуи, понеся поражение от самнитов, перешли в римское подданство, что вызвало Первую Самнитскую войну (343–341 до н.э.), закончившуюся победой римлян и подчинением Западной Кампании.

Рост могущества Рима привел к обострению его отношений с латинами; отказ римского сената закрепить за ними одно консульское место и половину мест в сенате спровоцировал Вторую Латинскую войну (340–338 до н.э.), в итоге которой Латинский союз был распущен, часть земель латинов конфискована, с каждой общиной заключен отдельный договор. Жители ряда латинских городов получили римское гражданство; остальные были уравнены с римлянами только в имущественных (право приобретать собственность и вести торговлю в Риме, право вступать в брак с римлянами), но не в политических правах (граждане без права голоса), которые они, однако, могли обрести при переселении в Рим.

В ходе Второй (327–304 до н.э.) и Третьей (298–290 до н.э.) Самнитских войн римляне при поддержке луканов и апулов разгромили Самнитскую федерацию и нанесли поражение ее союзникам – этрускам и галлам. Самниты были вынуждены вступить в неравноправный союз с Римом и уступить ему часть своей территории. В 290 до н.э. римляне подчинили сабинов, предоставив им гражданство без права голоса; они заняли также ряд районов Пицена и Апулии. В результате войны 285–283 до н.э. с луканами, этрусками и галлами Рим укрепил свое влияние в Лукании и Этрурии, установил контроль над Пиценом и Умбрией и овладел Сенонской Галлией, превратившись в гегемона всей Средней Италии.

Проникновение Рима в Южную Италию (захват Фурий) привело в 280 до н.э. к войне с Тарентом, самым могущественным из государств Великой Греции (колонизованное греками южноиталийское побережье), и его союзником эпирским царем Пирром. В 286–285 до н.э. римляне победили Пирра, что позволило им к 270 до н.э. подчинить Луканию, Бруттий и всю Великую Грецию. В 269 до н.э. был окончательно покорен Самний. Завоевание Римом Италии вплоть до границ с Галлией завершилось в 265 до н.э. взятием Вольсиний в Южной Этрурии. Общины Южной и Средней Италии вошли в Италийский союз во главе с Римом.

2Образование Рима-Италийского союза.

. Структура римско-италийского союза. Завоевание Италии Римом не означало создания единого централизованного государства.

Рим оставался полисом. Он сохранил возникшую в ходе войн систему разнообразных союзов с другими общинами Апеннинского полуострова, поставил себя над ними, так что образовался римско-италийский союз, в котором общины находились в неодинаковом положении.

Жители некоторых древних полисов Лация, имевших с 388 г. до н. э. самоуправление, сохранили полные права римского гражданства. На таком же положении оставалось население приморских колоний, за которыми закрепилось название римских колоний. Поскольку жители их несли и все обязанности римских граждан, эти города являлись муниципиями (от лат. munus — обязанность). Они составляли разряд муниципиев высшего ранга.

Латинские, аврункские и этрусские города, получившие в свое время неполное римское гражданство (их граждане не имели права голосования) и имевшие самостоятельное управление, образовали слой муниципиев низшего ранга, пользующихся так называемым цэритским правом (город Цэре одним из первых оказался в таком положении).

Еще ниже стояли такие города, как Капуя и Кумы, имевшие ограниченное самоуправление под надзором посланных из Рима префектов; отсюда их название префектуры. Жители их считались римскими гражданами без права голосования.

Все остальные общины назывались союзническими. Но и их статуты не были одинаковыми. Привилегированную часть составляли латинские союзники, положение которых было распространено и на большинство выведенных римлянами колоний, получивших название латинских.

Основная масса греческих полисов вошла в разряд союзников, сохраняющих самоуправление, но не обладающих никакими правами в Риме.

На самой низшей ступени стояли dediticii (сдавшиеся), члены бывшей Самнитской федерации, галлы. Не имея никаких прав в Риме, они пользовались ограниченным самоуправлением.

Общим для всех муниципиев и союзников, входивших в римско-италийский союз, было то, что они теряли право ведения самостоятельной внешней политики, обязаны были поставлять Риму вооружение, воинские контингенты или экипажи судов, военные суда и лишались части своей земли в пользу Рима. Таким образом, фактически союзнические отношения означали подчинение союзников Риму, а римско-италийский союз явился новой политической организацией, в которой осуществлялось угнетение италийских общин Римом.

Вместе с тем образование римско-италийского союза экономически и культурно сблизило разные районы Италии, содействовало распространению рабовладельческих отношений на всем Апеннинском полуострове.

 

Подчинение Римом Италии привело к созданию римско-италийского союза, который принципиально отличался от аналогичных греческих и ранне­италийских государственных форм. Союз был союзом господствующего Рима не с коллективом покоренных италийских общин, а с каждой из них в отдельности и на особых условиях. Рим оставался цивитас, а подчиненные ему города и общины находились с ним в договорных отношениях и делились на несколько категорий, различавшихся между собой степенью самостоятельности в самоуправлении (от полного самоуправления до поднадзорного со стороны присылаемых из Рима префектов) и в степени наделения правами (от прав полного римского гражданства до отсутствия даже элементов римской правоспособности). Все римские союзники теряли право вести самостоятельную внешнюю политику, поставляли Риму воинские контингенты и вооружение, лишались в пользу Рима части земель.

Римско-италийский союз явился новой политической организацией, в которой союзники не только угнетались Римом, но и получали новые стимулы для своего развития. Создавались условия для развития экономики в масштабах всего Аппенинского полуострова, расширялись возможности культурного обмена. С завоеванием Италии Рим вполне созрел для выхода на широкую международную арену







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.76.39 (0.009 с.)