Рим в царскую эпоху. Реформы Сервия Туллия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рим в царскую эпоху. Реформы Сервия Туллия.



Годы правления, как и имена римских царей являются легендарными и условными. Долгое время учёные считали историю Древнего Рима вымыслом античных писателей, однако археологические раскопки и лингвистический анализ показали, что в них, при всём обилии фантастических деталей, содержится много достоверной информации. По обнаруженным осколкам керамики микенского типа и наличию в латинском языке многих заимствованных слов из линейного письма «Б», выяснилось, что легенды об Эвандре и Геракле имеют историческую подоплёку: во II тыс. до н. э. ахейские греки действительно пытались закрепиться в Италии, в районе Тибра. Археологические данные подтвердили дату основания Рима (753 год до н. э. Ромулом) — на Палатинском холме были обнаружены следы хижин середины VIII века до н. э.. Путём сопоставления источников, был подтверждён факт слияния римской и сабинянской общин, отражённый в легенде о похищении сабинянок. Но, само собой, сведения первоисточников о царском периоде Древнего Рима являются сильно приукрашенными.

Первоначально поселения, возникшие на территории города, представляли собой разобщённые посёлки, в которых община играла главную роль. Жители Палатинского холма сжигали своих умерших, как и другие латинские племена, в то время как на Квиринальском или Виминальском холмах покойных хоронили в земле, в деревянных колодах, как в Сабинской области. Поэтому считается, что Палатин и часть Велия принадлежали латинам, а северные холмы — сабинянам. Первые римские поселенцы жили в круглых или прямоугольных хижинах, построенных на деревянном каркасе и с глиняной обмазкой; основным их занятием было скотоводство. В хозяйственных целях осваивались не только холмы, но и низины между ними.

Объединённая римская община образовалась путём слияния мелких посёлков. На Капитолии была построена общая крепость. В то время народ Рима (populus) состоял из трёх родовых триб, соответствующих афинским филам. Известны их поздние названия: тиции, рамны и луцеры; считается, что трибы соответствовали этнической структуре; так рамны — это латины, тиции — сабиняне, а луцеры — этруски. На основе триб комплектовались всаднические отряды; вероятным способом управления римской общины была военная демократия, причём основным политическим институтом были комиции — собрание воинов, аналог русского вече. К тому же периоду относится осушение болот в низинах между холмами — это привело к освоению низин и строительству центрального рынка — Форума. Восстановление дренажной системы Рима Наполеоном Бонапартом позволило начать раскопки форума.

Рост населения Рима привёл к тому, что в трибы перестали записывать новых членов, и новые пришельцы становились плебеями, которые получали от римлян земельный надел, но не имели права участвовать в политической жизни государства. Так начинается классовое расслоение внутри римской общины и её разложение. Успешные набеги на соседние народы и большая военная добыча способствовали выделению военной аристократии, представители которой составляли сенат и выбирали царя, который по своим полномочиям примерно соответствовал древнегреческому тирану.

Основы общественного строя и его развитие на протяжении периода семи царей
Древнейшее поселение Рима жило родами, во главе которых стояли старейшины, объединявшиеся в своего рода сенат (постепенно вошло в обычай выбирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода; этот обычай был вызван развивающейся имущественной дифференциацией). Помимо сената, решавшего наиболее важные вопросы общины, существовало народное собрание. Оно собиралось по куриям, или куриатным комициям. На них принимались или отвергались нововведения, законы, избирался царь. Это собрание могло принимать решения по поводу ведения войны, а также решало вопросы, касающиеся смертных приговоров граждан общины. По своей значимости, царь находился почти на одном уровне с сенатом и народным собранием. По сути, римские цари не обладали полным спектром власти, не являлись самодержавцами, не смотря на то, что в их руках сосредотачивалась власть военачальника, судьи и верховного жреца. Народное собрание считалось высшим органом общины. Принимать в нем участие могли лишь мужчины-воины. Таким образом, куриатные комиции представляли собой сходку вооруженного народа.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что данный род представлял собой сплоченный коллектив, члены которого были связаны друг с другом общим происхождением, собственностью на землю, а также традициями и обычаями.
С течением времени в римском обществе начинают формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождается частная земельная собственность отдельных ее членов – квиритов. Рабы были в основном из числа военнопленных. Но в целом рабство еще не получило большого развития. Оно носило примитивный патриархальный характер, причем рабы использовались главным образом в домашнем хозяйстве
Затем на территории, которая исконно принадлежала родам, начали появляться люди, не входившие ни в один из них. Это были либо освобожденные рабы, либо их потомки, а также чужеземцы, торговцы, ремесленники, насильственно переселенные из покоренных городов или же те люди, которые были изгнаны за нарушение родовых обычаев. Таких пришлых людей называли плебеями. Население, жившее родами называлось патрициями. Они, по сравнению с плебеями, были полноправными членами общины. Таким образом, на территории Рима складываются две совершенно разных группы населения- плебеи и патриции, а также начинает развиваться новый тип отношений - между патронатом и клиентэллой.
Существует «комплексная теория» о происхождении сословий, существовавших на территории римской империи, обобщающая выше сказанное:
патриции представляли собой полноправный «римский народ» и являлись коренным гражданством
патриции состояли в непосредственной связи с клиентами, которые в свою очередь получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они обязаны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять разнообразные работы
плебеи не являлись членами родовой общины, не имели доступа к общинной земле и были лишены всех прав, касаемых политики
патриции превратились в замкнутую группу знати, которая противостояла широкой массе плебеев.
Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями. Согласно традиции, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Туллию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление по имущественному и территориальному признакам. Все свободные были разделены на пять разрядов в зависимости от имущественного ценза, тем самым плебеи были включены в общину, но политические права получили лишь самые богатые из них:
- в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс – медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);
- во втором – 75.000 ассов;
- в третьем – 50.000 ассов;
- в четвертом – 25.000;
- в пятом – 12.500.
Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались «пролетарии» – proletarii – от слова proles (потомство), т.е. люди, которые имели только детей.
Каждый разряд населения выставлял определенное количество войсковых единиц – центурий; по центуриям стало теперь проводиться голосование в народном собрании; каждая центурия имела один голос; первому, наиболее богатому разряду (80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников) принадлежало 98 голосов из 193-х. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основы государства. На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления.
Новое общественное устройство нанесло сокрушительный удар по прежним родовым порядкам и по безраздельному господству родовой патрицианской знати. По мере становления рабовладельческого государства органы родового устройства модифицировались и становились органами государственной власти. В связи с тем, что плебеи включились в гражданскую общину, а так же из-за борьбы с этрусским народом, происходит падение царской власти и установление республики в Риме. Падение военной демократии также связывают с изгнанием седьмого римского царя Тарквиния Гордого и передачей его власти двум выборным должностным лицам - консулам, выбранным из патрициев. Переход к новому этапу в развитии Римской империи приурочивают к 509 г. до н. э.
После падения царской власти и образования республики оба сословия – патриции и плебеи – оказались лицом к лицу. На протяжении более чем двух столетий шла ожесточенная борьба между ними. В целом спор шел о трех вопросах: об уравнении в политических правах, о долговой кабале и о доступе к общинно государственной земле. Плебеям удалось в первые десятилетия V в. до н. э. достигнуть существенных завоеваний в виде самостоятельной организации плебейской общины. К середине этого столетия они добились второго крупного успеха – записи законов. Вскоре после этого плебейская беднота добилась фактического уничтожения долгового рабства.
Основным итогом борьбы между плебеями и патрициями была ликвидация олигархической республики патрициев как пережитка родовых отношений и создание в принципе демократического рабовладельческого государства, полиса. С этой точки зрения борьба плебеев с патрициями была революцией против родового строя и закончилась его разрушением.


Общеиталийскими божествами, почитаемыми и в Риме, были Марс, Диана, Фортуна, Венера, богиня земли Ферония, в храме которой освобождали рабов, и др. Древнейшими римскими жреческими коллегиями были луперки, салии, арвальские братья, фециалы, которые ведали вопросами войны и мира, а также фламины — жрецы Юпитера, Марса, Квирина и других богов

2.Реформы Сервия Туллия.

Патриции (от лат. Pater-отец) члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям. Семейные отношения патрициев строились на основе отцовского права, при котором отец семейства обладал абсолютной властью над членами семьи: наследование имени и имущества шло по мужской линии и родственные связи признавались связи только по отцу.

Плебеи (от лат. Plebs-простой народ) - это население Древнего Рима, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев, добровольно переселившихся в Рим. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле, обладая, однако, небольшими участками на правах частной собственности

С ервий Туллий (Servius Tullius) — согласно преданию, шестой из царей Древнего Рима, правивший в 578—535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору, жившему в III веке до н. э.). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу. Каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц — центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях. Всего таких центурий было создано 193. Наиболее влиятельными были 18 центурий 1 класса и 80 центурий 2 класса: в случае, если по какому-либо вопросу они голосовали одинаково, мнение других центурий не спрашивалось. Некоторые историки полагают, что пролетарии и бедняки при Сервии Туллии было выделены в отдельный, 6 класс и составляли 1 центурию без права голосования и не несших службу. Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев,принципов и гастатов.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине IV века до н. э..

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеруСолона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Хозяйственная (экономическая) жизнь общины
Хозяйственная жизнь ее была еще очень примитивной. Основным занятием населения было скотоводство и земледелие. Климатические и почвенные условия Апеннинского полуострова, иначе называемого еще Италией, благоприятствовали этому. Основная земля принадлежала обществу, по-другому ее называли агер-публикус. Бедные люди могли брать ее в аренду. Средства, полученные от аренды, шли в казну. Что касается распределения имущества в семье, то все принадлежало ее главе – патриарху – и называлось фамилией. В состав имущества входили не только земля, инвентарь, предметы быта, но и жена, дети.
В оросительных сооружениях здесь не было необходимости, поэтому не существовала никаких трудовых повинностей, посредством которых можно было бы подчинить свободных землевладельцев. Заставить бедные слои населения отдавать заработанное честным трудом силой орудия тоже было невозможно, поскольку оружие было пока довольно простым и доступным для всех людей. Поэтому эксплуатировать чужой труд было довольно сложно на данном этапе развития римского общества.
Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер. Римляне разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Они возделывали зерновые культуры, занимались огородничеством и виноградарством, была известна культура оливок. Плуг изготовлялся из целого куска дерева. Применялись в сельском хозяйстве мотыга, борона, коса, грабли, лопата и другие многие орудия.
Об относительно широком применении железа для изготовления сельскохозяйственных орудий в конце царского периода свидетельствует то, что по договору римляне обязывались ввозить железо только для нужд с/х. Известно было удобрение навозом, довольно широко применялось дренажирование полей.
С возникновением соседской общины появляется имущественное неравенство, общество начинает делиться на богатых и бедных. Расслоение ведет за собой некоторые другие последствия, такие как появление частной собственности, развитие ремесла и, как следствие, торговли. Начинается рост обмена произведенными товарами.
Так как вся земля со временем сосредотачивается в руках патрициев, остальное население перестает заниматься земледелием. Ремесло переходит на новый уровень. Оно отделяется от сельского хозяйства.

Трибутные комиции (лат. comitia tributa) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.012 с.)