ТОП 10:

Принципат Августа и его сущность.



Основы принципата были заложены реформами первого римского императора Августа Октавиана (27 до н. э. — 14 н. э.), внучатого племянника Гая Юлия Цезаря, вызванными глубоким социально-политическим кризисом Римской республики в 1 веке до н. э. Цель реформ — восстановить с помощью сильной центральной власти политическую и социальную стабильность, не порывая при этом со все еще сильными республиканскими (полисными) традициями. Август и его преемники сосредоточили в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Однако юридически она была оформлена как совокупность ряда традиционных республиканских магистратур и полномочий, которыми «наделяли» императора сенат и народное собрание, и не считалась наследственной.

Государственный строй официально именовался «республикой», а верховный правитель «принцепсом», то есть «первым гражданином» или «первым сенатором» (отсюда понятие «принципат»). Республиканские органы власти (народное собрание, сенат, магистратуры) сохранились, утратив значительную часть своих былых полномочий. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету), то теперь — принцепсу и его ближайшим приближенным. Длительное сосуществование монархических и республиканских институтов не позволяет однозначно определять государственный строй Ранней империи ни как монархию, ни как республику. Нередко принципат называют «республиканской монархией».

Август усилил государственный аппарат, создав постоянную армию, полицию и бюрократию. Армия состояла из пограничных легионов с приданными им вспомогательными частями и дислоцированной в самом Риме преторианской гвардией. Расквартированные в Риме и самых крупных городах империи воинские части несли полицейскую службу. Государственная бюрократия комплектовалась императорскими рабами, вольноотпущенниками и откомандированными из легионов воинами. Высшие посты в государстве по-прежнему занимали принадлежавшие к привилегированным сословиям сенаторы и всадники.

Государственный аппарат эпохи принципата был лучше организованным и более эффективным, чем при Республике, но современными исследователями он характеризуется как «рудиментарный» или «слаборазвитый», т. к. был слишком малочисленным для империи с населением в 50 млн. человек; органы государственного управления на уровне городских и сельских округов отсутствовали.

Полномочия высших администраторов были краткосрочны, а сами они не имели специальной подготовки, а нередко и опыта руководящей работы в своей области управления. Как правило, они по собственной инициативе не вмешивались в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем. Большая часть повседневных дел решалась местными городскими магистратами и сенатами (куриями). Античный город (греческий полис, италийский муниципий) со своими собственными властями, законами и порядками был основой ранней империи, оплотом полисных (республиканских) традиций. Большинство всадников, сенаторов и даже императоров были выходцами из местной городской знати Италии и провинций.

Режим принципата позволил консолидировать властные элиты в центре и на местах, достичь баланса их интересов и расширить тем самым социальную базу государственной власти.

Принципат обеспечил Римской империи в 1-2 веках н. э. «Августов», или «римский мир» — два столетия невиданной в древнем мире политической и социальной стабильности.

 

В процессе оформления власти Октавиана, вышедшего победителем из гражданской войны 44 - 30 гг. до н. э., была создана новая политическая система - принципат, в эпоху Августа представлявший собой сложное сочетание полисно-республиканских и имперско-монархических элементов

Поэтому, первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению системы принципата при Августе, – это обозначить те положения, кторые, на современном этапе изучения проблемы, можно считать более-менее твёрдо установленными, чтобы использовать их в качестве отправных точек для дальнейших рассуждений.

Во-первых, Римская империя эпохи принципата. После победы над своими противниками Октавиан Август занялся устройством внутренних дел огромного государства. Суть его реформ сводилась к тому, что при сосредоточении реальной власти в его собственных руках все внешние официальные атрибуты республики были сохранены, отсюда название государства “Римская империя” в какой-то мере условно, официально в то время оно продолжало называться республикой. По одной из должностей - принцепса, первого среди сенаторов, такая система получает название принципата. При преемниках Октавиана она сохраняется в полной мере.власть Августа складывалась постепенно, в течении ряда лет. Её возникновение не было результатом какого-то единовременного политического акта [34].

Во-вторых, правовой основой власти Августа были проконсульский империй и трибунская власть, дополненная и расширенная при помощи ряда специальных полномочий [35].

В-третьих, помимо правовой, выраженной в potestas и imperium, власть Августа имела ещё и внеправовую сторону, и вопрос об их соотношении представляется столь же важным, сколь и трудно разрешимым.

В-четвёртых, материальной основой фактического единодержавия Августа был огромный перевес сил на его стороне: за ним стояла армия и мощная личная партия.

В-пятых, хотя Августу, путём различных политических ухищрений удалось придать своему режиму видимость легитимности, его успех на этом пути не был полным и окончательным. В органическую часть политической структуры Римского государства принципат превратился гораздо позднее, и без учёта этого обстоятельства нельзя понять последующую эволюцию режима при Юлиях-Клавдиях и Флавиях [36]

 

риумф Октавиана знаменовал собою начало новой эпохи в жизни римского общества. Все, разумеется, было обставлено так, будто в Риме возрождается исконная римская форма правления, возвращена мощь законам, восстановлен авторитет судов, величие сената, власть магистратов по древнему образцу, возобновлена древняя и старинная форма государства, честь святынь, обработка полей, безопасность людей, гарантии собственности. И на монетах, и в надписях Октавиан фигурирует как человек, освободивший государство от господства партии, возвративший свободу римскому народу. Октавиан категорически воспротивился тому, чтобы его провозгласили Ромулом, т. е. новым основателем и властителем Рима на древний царский манер: он боялся, что его заподозрят в стремлении к царской власти. Столь же энергично он отказывался и от диктатуры. Пример Цезаря не давал ему покоя. Но все равно и слова, и жесты оставались пустыми словами и жестами, ничего не значившими. Среди почестей, которые были предоставлены Октавиану еще в 30 г. до н. э., была ведь и пожизненная трибунская власть, а она обеспечивала ему фактически всю полноту власти. Уходили в прошлое времена полновластия сената и народного собрания. Уже в 29 г. до н. э. был составлен новый список сенаторов, а на 20 г. до н. э. Октавиан был избран консулом (вместе с Марком Випсанием Агриппой) и цензором. В 28 г. до н. э. новый ценз был проведен и состав сената обновлен.
Примечательная особенность нового списка сенаторов заключалась в том, что с 28 г. до н. э. первым в нем значился Октавиан; тем самым он признавался первоприсутствующим в сенате (princeps senatus). Это положение, сохранившееся на протяжении всей его жизни, было не только почетным, но и давало возможность эффективно влиять на государственные дела. Оно стало еще одним фундаментальным звеном в конструировавшемся им сложном оформлении его верховной власти. Античность видела в титуле первоприсутствующего суть всей системы (Октавиан принимает именно его, а не титул царя или диктатора).
Впрочем, 13 января 27 г. до н. э. Октавиан заявил об отказе от своих чрезвычайных полномочий. Конечно, эта комедия никого не могла обмануть; сенаторы кто искренне, а кто со страха, опасаясь опоздать с изъявлениями верноподданнических чувств, умоляли Октавиана принять эти полномочия обратно. Так что авторитет первоприсутствующего в сенате, полученные до того пожизненная трибунская власть и присяга на верность вновь были дополнены той властью, которой Октавиан располагал в качестве триумвира.

16 января 27 г. до н. э. Мунаций Планк предложил называть Октавиана Августом, — именем, в этом отношении совершенно нейтральным. С тех пор Октавиан принял новое имя: Император Цезарь Август, сын божественного

Август (теперь уже Август!) многократно занимал высшие должности в государстве. До 23 г. до н. э. он ежегодно избирался консулом. В 23 г. до н. э. Август отказался от консульства на следующий год и снова получил пожизненную трибунскую власть с правом вносить на заседаниях сената предложения, а также пожизненную проконсульскую власть, которая не слагалась и возобновлялась при пересечении им померия (городской черты); иначе говоря, вопреки римским обычаям она была действенна и в самом Риме, и за его пределами. В 24 г. до н. э. решением сената Август был освобожден от ограничений налагаемых законами. В 19 г. до н. э. ему были представлены знаки консульской власти и 12 ликторов, а также право сидеть между консулами. После смерти (в 13 г. до н. э.) Лепида Август стал (12 г. до н. э.) великим понтификом, т. е. главой римского жречества. С 13 г. до н. э. решения Августа, принятые совместно с его пасынком Тиберием или с кем-нибудь другим, приравнивались к постановлениям сената. Наконец, в 5 и 2 гг. до н. э. он снова избирался консулом. По различным поводам Август наделялся чрезвычайными полномочиями. Трижды (в 19, 18 и 11 гг. до н. э.) Август единолично назначался попечителем законов и добрых нравов.
Во 2 г. до н. э. Август получил титул отца отечества давший ему «отцовскую» власть над Римом и римлянами. До Августа этот титул принадлежал только Цицерону после раскрытия заговора Катилины и Цезарю после битвы при Мунде. По рассказу Светония, первоначально этот титул предложили Августу плебеи, отправив к нему специальное посольство. Август отказался, но его все равно приветствовала при входе в театр огромная толпа в лавровых венках

Старые римские органы власти, прежде всего сенат, продолжали функционировать, но их функционирование сводилось к выполнению решений и предначертаний Августа, которые разрабатывались советом при его особе; в него входили консулы, по одному от других магистратов (один претор, один квестор и т. д.), а также 15 сенаторов, избиравшихся жребием на полгода. Дела в совете рассматривались в соответствии с желаниями Августа, консулы докладывали о его решении сенату, сенат штемпелевал требуемое постановление, и Август его публиковал в качестве эдикта. Народные собрания проводились для того, чтобы утверждать законы, предложенные Августом, и по его рекомендации и указанию выбрать магистратов, как это делалось уже при Цезаре.
Август всеми способами стремился показать, что он придает выборам и магистратурам их прежнее значение. Были подтверждены и даже усилены наказания за подкуп избирателей;

Наконец, Август стал и высшей судебной инстанцией в государстве.
Значительным реформам подверглось управление провинциями. 13 января 27 г. до н. э. Август провел разделение провинций на императорские и сенаторские. К числу императорских провинций, т. е. тех, которые были поставлены непосредственно под императорский контроль, принадлежали Испания (кроме Бэтики; в 22 г. до н. э. Южная Испания стала сенатской), Галлия (с 22 г. до н. э. Нарбоннская Галлия была сенатской), Иллирия (с 22 г. до н. э.), позже в Подунавье Реция, Норик, Паннония, Мезия, поначалу на подступах к Италии Корсика и Сардиния, а на Востоке Сития вместе с Киликией и Кипром. С 22 г. до н. э. Кипр стал сенатской провинцией. К ним примыкал и Египет, формально провинцией не считавшийся. Все остальные провинции оставались по-прежнему под номинальной властью сената.
Сенатские провинции управлялись, как и раньше, проконсулами и пропреторами, назначавшимися через пять лет после отправления соответствующей должности, однако и здесь в силу своего авторитета и своих полномочий Август мог вмешиваться в дела провинций.

Вся эта громоздкая система получила в последующие века название империи, а возглавлявший ее правитель традиционно именуется императором. Этот режим едва ли можно считать компромиссом между сенатом и самодержавным правителем, едва ли можно говорить и о разделении власти между императором и сенатом; фактическим носителем власти был император, тогда как сенат обладал лишь фикцией, видимостью власти, хотя совсем избавиться от него Август, желавший следовать староримской традиции, не мог. И только принимая видимость за сущность, можно видеть в режиме, созданном Августом, магистратуру, ограниченную республиканскими формами, что-то вроде конституционной монархии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.208.153 (0.005 с.)