Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Египет Нового царства. Религиозная реформа Эхнатона.

Поиск

Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Возможно, из соображений безопасности, опасаясь ещё одной угрозы со стороны гиксосов, а может быть, в стремлении установить необходимые им торговые связи с азиатскими странами, египтяне с тех пор не ограничивались традиционным обособленным существованием в долине Нила. Теперь Египет стал частью средиземноморского мира.

Внук Яхмоса Тутмос I расширил пределы страны как в южном, так и в северном направлении. Он привел свое войско к верховьям Евфрата и на берегу этой реки воздвиг триумфальную стелу с надписью. Его внук Тутмос III был величайшим из всех египетских фараонов, однако ещё в детстве был оттеснен с трона своей мачехой, царицей Хатшепсут, двадцатилетнее правление которой отмечено значительными успехами во внешней торговле (снаряжение экспедиции в Пунт) и архитектуре (строительство зодчим Сенмутом заупокойного храма Хатшепсут Джесер Джесеру в Дейр эль-Бахри), при этом царица, по всей видимости, организовала по меньшей мере два полноценных военных похода. После смерти Хатшепсут Тутмос III, получив единоличную власть, сам предпринял 17 походов в Азию и, отличившись в целом ряде сражений, начиная с битвы при Мегиддо, разгромил коалицию правителей Сирии и Палестины, оттеснил могущественное государство Митанни и подчинил большинство восточных соседей.

Эпохой процветания и могущества было для Египта и 32-летнее правление Аменхотепа III (ок. 1455—1419 до н. э.), пожинавшего плоды завоеванийТутмоса III. Аменхотеп III считается одним из величайших строителей в истории Египта.

Реформа Эхнатона

К тому времени основой могущества царской власти была поддержка войска и жрецов бога Амона-Ра. Однако после прекращения войн в Азии государство нуждалось в новых опорах. После смерти Аменхотепа III трон занял его сын Аменхотеп IV, который вошёл в историю как религиозный реформатор. Свое имя он сменил наЭхнатон (Ахенатон) в знак отрицания своей связи с богом Амоном, на которую указывало имя Аменхотеп. Эхнатон упразднил почитание бога Амона, удалился в основанную им близГермополя новую столицу Ахетатон (её развалины в настоящее время носят название Эль-Амарна) и провозгласил культ единственного истинного бога Атона, символом которого являлся солнечный диск. Могущественное жречество, связанное с культом Амона, было подавлено, храмы этого бога закрыты, и даже его изображения были стесаны или уничтожены.

Борьба с традиционной религией продолжалась 17 лет, но завершилась со смертью Эхнатона. Катастрофой для Египта обернулось его пренебрежение прямыми царскими обязанностями. Мятежные вожди азиатских народов, насильно включенных в державу на Ниле, немедленно воспользовались тем, что Эхнатон ослабил бразды государственного правления. Такая ситуация предоставляла долгожданную возможность сбросить обременительное иго. Несколько преданных фараону номархов обратились к нему с просьбой поддержать их борьбу с агрессивными соседями; но когда их письма (сохранившиеся на табличках из Эль-Амарны) остались без ответа, они прекратили свои безуспешные попытки. От огромной державы, с таким трудом создававшейся предшественниками Эхнатона, практически ничего не осталось. Семенехкара (1348-47 гг. до н. э.) через некоторое время восстановил культ Амона и старым богам было возвращено их прежнее положение.

О богатстве Египта в эпоху правления XVIII династии можно составить представление по находкам сокровищ в открытой в 1922 гробнице Тутанхамона — зятя Эхнатона. Реальными правителями во время его царствования (ок. 1400—1392 до н. э.) были прежний верховный жрец Атона Эйе и главный военачальник Эхнатона Хоремхеб. После смерти юного фараона его вдове Анхесенамон предложил выйти замуж сын хеттского царя Суппилулиумы I, однако был убит египетской знатью. После с Анхесенамон выступил в брак Эйе, который считается последним царем XVIII династии, а Суппилулиума I полностью изгнал египтян из Азии.

осле выдвинувшегося на первый план за счёт своих хеттских походов Хоремхеб, основателя новой XIX династии, на троне оказался немолодой Рамсес I. В правление его сына Сети I(примерно 1337—1317 до н. э.) под власть Египта вернулись Палестина, Финикия и южно-центральная Сирия. Рамсес (Рамзес) II Великий (ок. 1317—1251 до н. э.) также воевал на этих территориях, то возвращая их под свою власть, то вновь теряя, а основным соперником Египта оставалось Хеттское царство. Однако возрожденная «держава» была столь непрочной, чтоРамсес II счел целесообразным подписать договор о мире с Хаттусили III, царем могущественных хеттов, занявших принадлежавшее прежде египтянам место властителей Западной Азии.

За долгим правлением Рамсеса II последовал период непрерывных массовых миграций разных народов в Центральное Средиземноморье. Преемникам этого царя пришлось испытать вторжения ливийцев с запада, а Рамсес III (ок. 1204—1173 до н. э.), второй царь XX династии, столкнулся на севере и востоке с мощным союзом не родственных между собой племен-завоевателей — т. н. «народов моря», чьего натиска не выдержали даже могущественные хетты. Рамсес III успешно противостоял их полчищам, но его продолжительное пребывание на троне было омрачено войнами, восстаниями населения, а также заговорами и интригами членов его собственной семьи. Рамсес III был последним великим правителем эпохи Нового царства. Около 1075 г. до н. э. после смерти последнего фараона XX династии Рамсеса XI, Египет распадается на две части — Фиванскую область во главе с верховным жрецом АмонаХерихором, и объединяющее в себе Средний и Нижний Египет государство с центром в г. Танис.

Египет Позднего царства.

На правление Псамметиха I приходится волна нашествия кочевников-скифов, не задевших сам Египет, но значительно ослабивших Ассирийское государство, чем и воспользовались фараоны. В 610 г. до н. э. Нехо II занял всю территорию Восточного Средиземноморья, однако уже в 600 г. до н. э. оказывается вытесненным оттуда вавилонским царем Навуходоносором II. Усиливающееся влияние Вавилона на внутреннюю политику Египта в итоге приводит к воцарению поддерживаемого вавилонянами военачальника Яхмоса (Амасиса), который после смерти Навуходоноссора прерывает контакты с государством Междуречья. Около 560 г. до н. э. он захватывает Кипр, а город Навкратис становится крупнейшим торовым центром. Благодаря этому налаживаются тесные контакты с греками, в произведениях которых можно найти много упоминаний о фараоне Амасисе.

К середине 520-х гг. до н. э. Египет остается единственным государством, не зависимым от Персии, однако в 526 г. до н. э. после смерти Амасиса персидский царь Камбис начинает войну против Египта и в итоге становится основателем новой XXVII персидской династии фараонов. Немалую роль в поражении египтян сыграли, по-видимому, неудачная дипломатическая политика Амасиса (Египет фактически оказался один на один с грозным соперником) и предательство видных египетских сановников (например, начальника флота Уджагорресента.

Господство персов, длившееся более века, окончилось в 404 г. до н. э., когда правитель из Саиса Амитрей, считающийся единственным правителем XXVIII династии, поднял восстание и изгнал их.

В 398 г. до н. э. к власти пришла XXIX династия из Мендеса, а уже в 380 г. до н. э. — XXX династия из Севенниты, к которой принадлежал отразивший новое персидское вторжение Нектанеб I. Но в 343 г. до н. э. Египет уже не смог воспротивится новому вторжению во главе с Артаксерксом III. Персидское владычество окончилось лишь со вступлением в Египет в конце 332 г. до н. э. войск Александра Великого, положившим начало нового эллинистического периода истории страны.

Культура Древнего Египта.

Религия Египта - явление очень многообразное. За более чем трех тысячелетнюю историю Египта, его религия претерпевала различные изменения, боги отдельных номов становились главными богами государства, меняли имена или сливались с другими богами, но основная концепция оставалась неизменной. Вера в загробную жизнь, суд над деяниями совершенными при жизни, необходимость заботится об сохранности тела умершего человека, обожествление фараона и т.п. сохранялась до появления христианства

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный,

поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваивались скульпторами. Египетская мифология ближе всего подходит кгреческой.

Но бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое существо. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и супруга, и Гор - их сын. Об этих богах сложились мифологические легенды, пересказанные нам греческими писателями, и эти мифы как бы являются символами борьбы солнца и мрака, света и тьмы. Подробности этих легенд, или, лучше сказать, греческих пересказов, интересны уже тем, что объясняют нам множество Эмблем и символов, часто встречающихся на памятниках египетского искусства.

Исида первая дала людям рожь и ячмень, а Осирис - изобретатель земледельческих орудий - основал общество и общественную жизнь, дав людям законы, он же научил их собирать жатву. Поддавшись коварству брата, был убит. Известны несколько версий смерти Осириса. Тело его было разделено на четырнадцать частей и отправлено во все рукава Нила. Согласно преданиям, Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях заставила его отождествить с принципом добра, тогда как его убийца - Сет (Тиф) отождествляет зло. Эта же легенда имела и, другое религиозное, моральное, объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой-мраком. Исида - Луна

Раннее царство характеризуется образованием первого централизованного и сильного рабовладельческого государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В этот период утверждается неограниченная власть фараона, его обожествление, которое нашло материальное закрепление в сооружении гигантских пирамид-гробниц (в частности, Хеопса в Гизе).

Значительного расцвета в эту эпоху достигает материальная культура. Наибольшее значение в хозяйственной жизни страны имело земледелие, которое основывалось на широко развитом искусственном орошении и являлось основой и ведущей отраслью хозяйства. Сельскохозяйственные орудия долго сохраняют свой первобытный характер. Для обработки почвы применяется древняя первобытная мотыга, но наряду с ней все шире распространяется примитивный плуг. Серп с кремниевыми зубьями заменяется более усовершенствованным металлическим серпом.

Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи.

ело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось -- пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу. На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. Помимо этих религиозно-магических надписей, появляются гимны, молитвы и заклинания, которые сначала тоже писались на стенах, а затем на свитках папируса, образуя так называемую «Книгу мертвых», где описывалась судьба человека после его смерти. «Книга мертвых» была наиболее крупным и наиболее распространенным религиозно-магическим сборником.

Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз

К глубинным пластам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

Основными сказочными героями являются невинные и праведные страдальцы; таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде»

царь, вельможа изображался приукрашенно, идеализированно, как сверхмощный человек, то изображения «простых смертных» (статуэтки слуг, рабов) более реалистичны и носят черты портретного сходства. И только в эпоху Нового царства изображения царей и цариц становятся реалистическими, носят черты портретного сходства (таковы статуи Аменхотепа III, скульптурный портрет Нефертити).

В этих школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания (пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.), которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления

Названия некоторых болезней и рецептов свидетельствуют о значительном уровне развития египетской медицины, достижения которой были широко заимствованы авторами медицинских трактатов в эпоху античности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.013 с.)